Ага-хан III

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ага-хан III
آغا خان الثالث
Ага-хан III в ЧикагоАга-хан III в Чикаго
Флаг
48-й низаритский-исмаилитский имам
1885 год — 1957 год
Предшественник Ага-хан II
Преемник Ага-хан IV
Его Королевское Высочество, Принц, Ага-хан

Дата рождения 2 ноября 1877(1877-11-02)
Место рождения Карачи (Британская Индия)
Дата смерти 11 июля 1957(1957-07-11) (79 лет)
Место смерти Версуа (Швейцария)
Место погребения Мавзолей Ага-хана (Асуан, Египет)
Род Бану Хашим
Отец Ага Али-шах
Мать Алия Шамсул-Мулюк, внучка Фетх Али-шаха (шахиншаха Персии)
Супруга 1. Шахзади Бегум
2. Клеопа Тереза Маджильано
3. Андрэ Жозефина Каррон
4. Ивонна Бланш Лабрусс
Дети сыновья: Джузеппе Махди-хан,
Али Салман-хан,
Садруддин Ага-хан
Отношение к религии ислам, шиизм, исмаилизм
Награды
Рыцарь — великий командор ордена Звезды Индии Рыцарь Большого креста Королевского Викторианского ордена Рыцарь (Дама) Большого креста ордена Святых Михаила и Георгия
Рыцарь — великий командор ордена Индийской империи

Султа́н Муха́ммад-ша́х, Ага́-ха́н III (2 ноября 1877, Карачи, Британская Индия — 11 июля 1957, Версуа, Женева) — 48-й на­след­ствен­ный имам об­щи­ны ис­маи­ли­тов-ни­за­ри­тов[1]. Всю жизнь боролся за независимость Индии, отстаивал также национальные интересы Пакистана. Председатель Лиги Наций (1938—1939).

Биография

Происхождение

Сеид: считается прямым потомком пророка Мухаммеда через его двоюродного брата и зятя Али ибн Абу Талиба и его жену Фатиму. Отец — Ага-хан II. Мать — Алия Шамсуль-Мулюк, внучка Фетх Али-шаха, каджарского шахиншаха Персии.

Карьера

В 1885 году стал 48-м имамом мусульман шиитов-исмаилитов-низаритов[2][3].

В 1906 году стал одним из основателей и первым президентом Индийской Мусульманской лиги, которая позже сыграла важную роль в создании независимого государства Пакистан. Вышел из состава лиги в 1913 году.

Ага-хан путешествовал по отдалённым уголкам мира, чтобы получить почтение своих последователей, а также с целью либо урегулирования разногласий, либо повышения их благосостояния с помощью финансовой помощи и личных советов и наставлений. Звание рыцаря-командора Индийской империи (РКИИ) было присвоено ему королевой Викторией в 1897 году; и он был произведён в рыцари-гранд-командоры (GCIE) в списке коронационных почестей 1902 года[en][4][5] и наделён этим званием королем Эдуардом VII в Букингемском дворце в 24 октября 1902 года[6]. Георг V (1912) произвёл его в рыцари Великого командора ордена Звезды Индии (ВКЗИ), а в 1923 году назначил членом ВКГВ. Он получил аналогичное признание за свои общественные заслуги от германского императора, турецкого султана, персидского шаха и других властителей[7].

В 1906 году Ага-хан был одним из основателей и первым президентом Всеиндийской мусульманской лиги, политической партии, которая выступала за создание независимого мусульманского государства в северо-западных регионах Индии, находившихся тогда под британским колониальным правлением, а затем основала страну Пакистан в 1947 году.

Во время трех конференций за круглым столом (Индия)[en] в Лондоне с 1930 по 1932 год он сыграл важную роль в проведении конституционных реформ в Индии[2].

В 1934 году он был избран членом Тайного совета и служил членом Лиги Наций, став президентом Лиги Наций в 1937 году[3].

Имамат

Ага-хан в 1936 году

Под руководством сэра султана Мухаммад-шаха Ага-хана III первая половина XX века была периодом значительного развития исмаилитской общины. На Индийском субконтиненте и в Восточной Африке были созданы многочисленные институты социального и экономического развития[8]. Исмаилиты отметили юбилеи своих имамов публичными торжествами, которые являются символическим подтверждением уз, связывающих исмаилитского имама и его последователей. Хотя Юбилеи не имеют религиозного значения, они служат подтверждением приверженности Имамата во всем мире улучшению качества человеческой жизни, особенно в развивающихся странах[8].

В Индии, а затем и в Пакистане были созданы институты социального развития, по словам Ага-хана III, «для облегчения положения человечества». Они включали такие учреждения, как Diamond Jubilee Trust и Platinum Jubilee Investments Limited, которые, в свою очередь, способствовали росту различных типов кооперативных обществ. Средняя школа для девочек «Бриллиантовый юбилей» была открыта в отдалённых северных районах нынешнего Пакистана. Кроме того, стипендиальные программы, учрежденные во время Золотого юбилея для оказания помощи нуждающимся студентам, постепенно расширялись. В Восточной Африке были созданы крупные институты социального обеспечения и экономического развития. Меры, связанные с социальным обеспечением, включали ускоренное развитие школ и общественных центров, а также современную, полностью оборудованную больницу[en] в Найроби. Среди институтов экономического развития, созданных в Восточной Африке, были такие компании, как Diamond Jubilee Investment Trust (ныне Diamond Trust of Kenya) и Jubilee Insurance Company, которые котируются на Найробийской фондовой бирже и стали крупными игроками в национальном развитии.

Реформы

Сэр Султан Мухаммад-шах также провёл организационные реформы, которые дали исмаилитским общинам средства для структурирования и регулирования своих собственных дел[8]. Они были построены на мусульманской традиции общинной этики, с одной стороны, и ответственной индивидуальной совести со свободой обсуждать свои собственные моральные обязательства и судьбу — с другой. В 1905 году он издал первую исмаилитскую Конституцию для социального управления сообществом в Восточной Африке. Новая администрация по делам Сообщества была организована в иерархию советов на местном, национальном и региональном уровнях. Конституция также устанавливает правила в таких вопросах, как брак, развод и наследование, руководящие принципы взаимного сотрудничества и поддержки среди исмаилитов и их взаимодействия с другими общинами. Аналогичные конституции были промульгированы в Индии, и все они периодически пересматривались с учетом возникающих потребностей и обстоятельств в различных условиях[8].

Религиозные и социальные взгляды

Карикатура Ага-хана III

Ага-хан находился под глубоким влиянием взглядов сэра Саида Ахмад-хана[9]. Наряду с сэром Саидом Ага-хан был одним из спонсоров и основателей Алигархского Университета[en], для которого он неустанно собирал средства и которому пожертвовал большие суммы своих собственных денег[10]. Самого Ага-хана можно считать исламским модернистом[en] и интеллектуалом движения Алигарх[en][11].

С религиозной точки зрения Ага-хан придерживался модернистского подхода к исламу[11]. Он верил, что между религией и современностью нет противоречия, и призывал мусульман принять современность[12]. Хотя Ага-хан выступал против массового копирования мусульманами западного общества, он верил, что расширение контактов с Западом в целом пойдёт на пользу мусульманскому обществу[13]. Он был интеллектуально открыт для западной философии и идей и верил, что взаимодействие с ними может привести к возрождению исламской мысли[13].

Как и многие другие исламские модернисты, Ага-хан был невысокого мнения о традиционном религиозном истеблишменте (улемах), а также о том, что он считал их жёстким формализмом, законничеством и буквализмом[14]. Вместо этого он выступал за возобновление иджтихада (независимого рассуждения) и иджма (консенсуса), последнее из которых он понимал в модернистском ключе как достижение консенсуса[15]. По его словам, мусульмане должны вернуться к первоисточникам, особенно к Корану, чтобы открыть для себя истинную сущность и дух ислама[15]. Как только принципы веры будут открыты, они будут рассматриваться как универсальные и современные[16]. Ислам, по его мнению, обладал основополагающим либеральным и демократическим духом[17]. Он также призвал к полным гражданским и религиозным свободам[18], миру и разоружению, а также прекращению всех войн[19].

Ага-хан выступал против сектанства[en], которое, по его мнению, подрывало силу и единство мусульманской общины[20]. В частности, он призвал к сближению суннизма и шиизма[21]. Это не означало, что он думал, что религиозные различия исчезнут, и он сам наставлял своих последователей-исмаилитов быть преданными своему собственному учению[22]. Однако он верил в единство через принятие разнообразия и уважение различий во мнениях[22][23].

Ага-хан призвал к социальным реформам в мусульманском обществе, и он смог осуществить их в своей собственной исмаилитской общине[24]. Поскольку он считал ислам по сути гуманитарной религией, Ага-хан призвал к сокращению и искоренению бедности[25]. Как и сэр Саид, Ага-хан был обеспокоен тем, что мусульмане отстали от индуистской общины в плане образования[26]. По его словам, образование было путём к прогрессу[27]. Он был неутомимым сторонником обязательного и всеобщего начального образования[28], а также создания высших учебных заведений[29].

Что касается прав женщин, Ага-хан был более прогрессивен в своих взглядах, чем сэр Саид и многие другие исламские модернисты своего времени[30]. Ага-хан сформулировал своё стремление к правам женщин не просто в контексте того, что женщины являются лучшими матерями или жёнами, а скорее для собственного блага женщин[31]. Он поддержал духовное равенство мужчин и женщин в исламе, а также призвал к полному политическому равенству. Это включало право голоса[32][33] и право на образование[34]. Что касается последнего вопроса, то он одобрил обязательное начальное образование для девочек[28]. Он также поощрял женщин получать высшее университетское образование[28] и не видел ничего плохого в совместных учебных заведениях[35]. В то время как сэр Саид отдавал приоритет образованию мальчиков, а не девочек, Ага-хан наставлял своих последователей, что если у них есть сын и дочь, и если они могут позволить себе отправить в школу только одного из них, они должны отправить дочь, а не мальчика[28].

Ага-хан проводил кампанию против институтов пурда и зенана[en], которые, по его мнению, были репрессивными и неисламскими институтами[36]. Он полностью запретил пурду и покрывало для лица своим последователям-исмаилитам[37]. Ага-хан также ограничил многожёнство, поощрял браки с вдовами и запретил детские браки[36]. Он также сделал законы о браке и разводе более справедливыми по отношению к женщинам[36]. В целом, он призвал женщин принимать участие во всех национальных мероприятиях и агитировать за их полные религиозные, социальные и политические права[32].

Сегодня, во многом благодаря реформам Ага-хана, исмаилитская община является одной из самых прогрессивных, мирных и процветающих ветвей ислама[38].

Семья

У них двое сыновей:

  1. Принц Джузеппе Махди-хан (1911)
  2. Принц Али Салман Ага-хан (1911—1960), был женат на знаменитой актрисе Рите Хейворт

Тереза приняла ислам, именовалась принцессой Ага-хан. Умерла после операции, проведённой 1 декабря 1926 года.

  • 7 декабря 1929 года во Франции женился на бывшей продавщице Андрэ Жозефине Каррон (1898—1976). Религиозный обряд бракосочетания состоялся в Бомбее 13 декабря 1929 года. Брак расторгнут в 1943 году.

Их сын — Принц Садруддин Ага-хан.

Труды

Он написал ряд книг и статей, две из которых имеют огромное значение, а именно:

  1. «Индия в переходный период» (англ. India in Transition), о политике подготовки Индии
  2. «Мемуары Ага-хана: Мир достаточно и время» (англ. The Memoirs of Aga Khan: World Enough and Time), его автобиография.

Ага-хан III предложил «Южноазиатскую федерацию» в «Индии в переходный период», чтобы Индия могла быть реорганизована в несколько штатов, и эти штаты должны иметь собственные автономии. Он был первым человеком, который разработал подробный план такой федерации Индии.

Мавзолей Ага-хана — Асуан, Египет
Мавзолей Ага-хана на берегу Нила.

Смерть и наследование

Ага-хана III сменил на посту Ага-хана его внук Карим Ага-хан, который в настоящее время является имамом мусульман-исмаилитов. На момент его смерти 11 июля 1957 года члены его семьи находились в Версуа. Адвокат привёз завещание Ага-хана III из Лондона в Женеву и зачитал его перед семьей:

«Со времён моего предка Али, первого имама, то есть на протяжении тринадцати столетий, всегда было традицией нашей семьи, что каждый имам выбирает своего преемника по своему абсолютному и неограниченному усмотрению из числа любых его потомков, будь то сыновья или отдалённые потомки мужского пола, и в этих обстоятельствах и ввиду коренным образом изменившихся условий в мире в самые последние годы в связи с происшедшими великими переменами, включая открытия атомной науки, я убеждён что в интересах шиитской мусульманской исмаилитской общины, чтобы меня сменил молодой человек, который воспитывался и развивался в течение последних лет и в разгар новой эпохи и который привнесет в свою жизнь новый взгляд на жизнь — должность имама. По этим причинам я назначаю моего внука Карима, сына моего собственного сына Али Саломоне-хана, наследником титула Ага-хана, а также имамом и пиром всех последователей шиитов-исмаилитов»

Ага-хан III скончался 11 июля 1957 года в своём доме в Версуа (Швейцария). В 1959 году захоронен в специально построенном для этого мавзолее[en] в Асуане (Египет).

Мавзолей построен в стиле гробницы Фатимидов в Каире. В мавзолее с перекрытым куполом внутренним помещением и открытой лестницей из асуанского гранита установлен белый, украшенный изречениями из Корана мраморный саркофаг. У изголовья — изящная вазочка с единственной розой. Розу меняют каждое утро.

Память

Pakistan Post выпустила специальную почтовую марку «Столетие со дня рождения Ага-хана III» в его честь в 1977 году[39]. Pakistan Post снова выпустила почтовую марку в его честь в своей серии «Пионеры свободы» в 1990 году[3].

Награды

Примечания

  1. Ага-хан III / В. Н. Москаленко // А — Анкетирование [Электронный ресурс]. — 2005. — С. 179. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X.
  2. 2,0 2,1 Aga Khan III (англ.). Britannica. Дата обращения: 15 октября 2022.
  3. 3,0 3,1 3,2 Agha Khan III (англ.). Дата обращения: 15 октября 2022.
  4. «The Coronation Honours (англ.). — London: The Times, 1902. — P. 5.
  5. «No. 27448». (англ.) (недоступная ссылка — история ). The London Gazette. P. 4197 (1902).
  6. «Court Circular».. — London: The Times, 1902. — С. 8.
  7. Bhownagree, Mancherjee Merwanjee. // «Aga Khan I. s.v. Aga Khan III» (англ.). — Cambridge University Press, 1911. — Vol. 1. — С. 363.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Daftary, 1998, pp. 199 — 206.
  9. Purohit, Teena. // The Aga Khan Case: Religion and Identity in Colonial India (англ.). — Cambridge: MA: Harvard University Press, 2012. — P. 111. — ISBN 978-0-674-06639-7.
  10. Mukherjee, Soumen. // Ismailism and Islam in Modern South Asia: Community and Identity in the Age of Religious Internationals (англ.). — Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2017. — P. 131. — ISBN 978-1-107-15408-7.
  11. 11,0 11,1 Justin, Usman, 2015, p. 53.
  12. Haider, Najam Iftikhar. // Shi'i Islam: an introduction (англ.). — New York: NY. p, 1974. — P. 193. — ISBN 9781107031432.
  13. 13,0 13,1 Aga Khan III, 1998, p. 1067.
  14. Rattansi, Diamond. // The Nizari Isma'ilis of Pakistan: Isma'ilism, Islam and Westernism Viewed Through the Firmans: 1936-1980. — McGill University, 1981. — С. 65.
  15. 15,0 15,1 Aga Khan III, 1998, p. 1183.
  16. Aga Khan III, 1998, pp. 1345 — 1346.
  17. Aga Khan III, 1998, p. 211.
  18. Aga Khan III, 1998, p. 847.
  19. Aga Khan III, 1998, p. 1415.
  20. Aga Khan III, 1998, pp. 210, 803.
  21. Aga Khan III, 1998, p. 1184.
  22. 22,0 22,1 Aga Khan III, 1998, p. 1407.
  23. Aga Khan III, 1998, pp. 842 & 1063.
  24. Cornell, Vincent J. Westport, Conn. // Voices of Islam (англ.). — Praeger Publishers, 2007. — P. 235. — ISBN 9780313051166.
  25. Aga Khan III, 1998, p. 216.
  26. Aga Khan III, 1998, p. 235.
  27. Aga Khan III, 1998, p. 208.
  28. 28,0 28,1 28,2 28,3 Aga Khan III, 1998, p. 217.
  29. Aga Khan III, 1998, p. 212 — 213.
  30. Khoja-Moolji, 2018, p. 27.
  31. Khoja-Moolji, 2018, p. 31.
  32. 32,0 32,1 Kaiser, 1996, p. 51.
  33. Aga Khan III, 1998, pp. 593 & 645.
  34. Aga Khan III, 1998, p. 586.
  35. Aga Khan III, 1998, p. 587.
  36. 36,0 36,1 36,2 Isaken, 2003, p. 68.
  37. Khoja-Moolji, 2018, p. 32.
  38. Robert G. Gregory. // Asians in East Africa — Quest for Equality: Asian Politics in East Africa, 1900–1967 (англ.). — Hyderabad and London: Orient Longman and Sangam Books, 1993. — ISBN 0-86311-208-0.
  39. «Pakistan Philately» (англ.). Дата обращения: 17 октября 2022.

Литература

  • Daftary, Farhad. // A Short History of the Ismailis (англ.). — Edinburgh: Edinburgh University Press, 1998. — ISBN 0-7486-0687-4.
  • Jones, Justin, Qasmi, Ali Usman. // The Shi'a in modern South Asia: religion, history and politics (англ.). — Delhi, India, 2015. — ISBN 9781316258798.
  • Aziz, Khursheed Kamal. // Aga Khan III: selected speeches and writings of Sir Sultan Muhammad Shah (англ.). — London: Kegan Paul International, 1998. — ISBN 0710304277.
  • Khoja-Moolji, Shenila. // Forging the ideal educated girl: the production of desirable subjects in Muslim South Asia (англ.). — Oakland, California, 2018. — ISBN 9780520970533.
  • Kaiser, Paul J. // Culture, transnationalism, and civil society: Aga Khan social service initiatives in Tanzania (англ.). — Westport, Conn: Praeger, 1996. — ISBN 0275955281.
  • Leonard, Karen Isaksen. // Muslims in the United States: the state of research (англ.). — New York: Russell Sage Foundation, 2003. — ISBN 9781610443487.

Ссылки