Абаринова, Антонина Ивановна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Антонина Ивановна Абаринова

Антони́на Ива́новна Аба́ринова (18421901) — российская оперная певица (контральто, впоследствии меццо-сопрано) и драматическая актриса[1].

Биография

Родилась 12 (24) июля 1843 года в семье Ивана Александровича Абаринова, полицмейстера Владимира (впоследствии действительного статского советника, полковника, смотрителя Санкт-Петербургской городской тюрьмы Литовский замок). Ряд источников («Отечественные певцы», «Музыкальная энциклопедия») указывает, что её настоящая фамилия Рейхельт, но по сведениям праправнука актрисы, журналиста Владимира Абаринова — это фамилия её мужа[2], горного инженера Николая Петровича Рейхельта, с которым она состояла в браке несколько лет.

Воспитание получила в Санкт-Петербургском патриотическом институте. Училась пению в Петербурге, Милане; в 1874 году брала уроки у Полины Виардо в Париже; сохранились её воспоминания о встречах с Тургеневым И. С. в Буживале и уроках П. Виардо.

Выступала на провинциальных оперных сценах (контральто, позже меццо-сопрано) в Тифлисе, Одессе, Москве. В 1872 году успешно исполнила в Петербурге партию Периколы в оперетте Оффенбаха «Птички певчие», после чего была зачислена в штат Императорских театров в Санкт-Петербурге, где с успехом исполняла разнообразные роли, как русского, так и иностранного репертуара. Первая исполнительница партии Хозяйки корчмы в опере «Борис Годунов» Мусоргского (полная версия редакции 1874 года), а также такие партии как Ваня в опере М. Глинки «Иван Сусанин», Княгиня, Лаура в операх «Русалка» и «Каменный гость» Даргомыжского, Спиридоновна в опере Серова «Вражья сила», Памела в опере Обера «Фра-Дьяволо».

В 1878 году покинула оперу и до конца жизни служила в Александринском театре. Создала галерею незабываемых образов русской театральной классики — Хариты Игнатьевны Огудаловой в «Бесприданнице» - дуэт с Комиссаржевской (Лариса), Мамаевой — «На всякого мудреца довольно простоты» Островского А. Н., Городничихи — «Ревизор (комедия)», Полины Андреевны Шамраевой в первой постановке пьесы Чехова «Чайка». Эти и иные роли стали свидетельством того, что Антонина Абаринова заняла, как писали критики, «одно из главных положений в драматической труппе».

Удостоверение о пожаловании браслета. 26 января (ст.ст.)1891 г.

Её сценический труд был отмечен императорским вниманием — 26 января 1891 года Абариновой «Всемилостивейше был пожалован браслет с сапфиром и бриллиантами из Кабинета Его Императорского Величества».

Это был звёздный час Александринского; её партнёрами были Комиссаржевская Вера Фёдоровна, Медведев Пётр Михайлович, Давыдов Владимир Николаевич, Варламов Константин Александрович, Дальский Мамонт Викторович, Стрельская Варвара Васильевна и др.

Была обладательницей контральто, но с возрастом голос изменился до меццо-сопрано.

Умерла 16 (29) июля 1901 года недалеко от станции Верхний Суходол Алексинского уезда Тульской губернии. Похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской лавры[3].

Роли в театре

Мариинский театр

  • «Иван Сусанин» — Ваня
  • «Русалка» Даргомыжского — Княгиня
  • «Каменный гость» Даргомыжского — Лаура
  • «Вражья сила» Серова — Спиридонова

Александринский театр

  • в оперетте «Перикола» (на рус. яз. под назв. «Птички певчие») Ж. Оффенбаха 1 сентября 1872
  • «Горе от ума» — Наталья Дмитриевна
  • «Чайка» — Полина Андреевна
  • «Плоды просвещения» — Звездинцева
  • «Лес» — Гурмыжская
  • «Бесприданница» — Огудалова

Потомки

  • Сын — Николай Николаевич Рейхельт. Родился 5 мая 1864 года в Санкт-Петербурге. Журналист, беллетрист, этнограф, путешественник. Сотрудник газеты Новое время с 1887 года (псевдоним Лендер).
  • Праправнуки: историк и журналист Александр Абаринов (Киев), инженер-технолог Михаил Абаринов (СПб); американский журналист и публицист Владимир Абаринов, по образованию историк и драматург, пишет в русскоязычной прессе.

Роли в театре

Мариинский театр

Александринский театр

Примечания

  1. Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: ил. — ISBN 5-85270-167-X.
  2. «Ещё один список врагов народа». Дата обращения: 14 марта 2020. Архивировано 26 мая 2020 года.
  3. Петербургский некрополь. Т. 1. — С. 7.. Дата обращения: 14 марта 2020. Архивировано 6 февраля 2021 года.

Литература

Ссылки