Варламов, Константин Александрович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Константин Варламов
Имя при рождении Константин Александрович Варламов
Дата рождения 23 мая 1848(1848-05-23)
Дата смерти 15 августа 1915(1915-08-15) (67 лет)
Место смерти Петроград, Российская империя
Профессия актёр
Театр Александринский театр
Награды Заслуженный артист Императорских театров

Константи́н Алекса́ндрович Варла́мов (11 (23) мая 1848, Санкт-Петербург — 2 (15) августа 1915, Павловск[1]) — русский актёр, заслуженный артист Императорских театров. Сын А. Е. Варламова.

Биография

К. А. Варламов. 1870-е гг.

Константин Александрович Варламов родился 11 (23) мая 1848 года в семье композитора Александра Варламова, умершего в тот же год. После смерти отца семью ждала нищета: назначенная матери пенсия не превышала 18 рублей в месяц — так что Варламов не смог получить приличного образования, тем более актёрского.

В юности он стал участвовать в любительских спектаклях. В 1867 поступил в театр А. М. Читау-Огарёвой в Кронштадте. Она, а также актриса А. И. Шуберт, ученица М. С. Щепкина, оказали большое влияние на формирование таланта Варламова. В течение 8 лет Варламов работал в провинции (Вильно, Гельсингфорс, Саратов, Казань, Нижний Новгород и др.), выступал в драмах, комедиях, водевилях, опереттах в комическом амплуа простака. В 1874 году занял положение премьера в театре Ф. К. Смолькова в Нижнем Новгороде, одном из лучших провинциальных театров того времени.

В 1875 году благодаря А. А. Нильскому и Н. Ф. Сазонову он поступает в Александринский театр, став одним из ярких водевильных актёров труппы. Играл в спектаклях самых разных жанров, в том числе опереттах, балетах, дивертисментах. Для игры Варламова были характерны оптимизм, жизнерадостность, стихийный комизм, подчёркнутая театральность и одновременно достоверность. Критики называли его «царём русского смеха».

Варламов начинает как чисто комедийный актёр в традициях Я. Д. Шумского, А. Г. Ожогина, В. И. Живокини и др. В его игре смелая буффонада, злободневные выпады сочетались с психологически глубокой разработкой характеров, мастерством речевой характеристики образа, тонким лиризмом. Варламов был и настоящим мастером импровизации: он позволял себе во время спектакля беседовать со зрителями, придумывал свои шутки, («отсебятины»), исполнял куплеты собственного сочинения.

Критики обвиняли Варламова во «всеядности»: он соглашался на любые роли, в его репертуаре много классических русских пьес и пьес «лёгкого» жанра: оперетт, водевилей, фарсов. Всего на сцене Александринского театра Варламов сыграл более 1000 ролей, в том числе оперных и балетных партий. В «Ежегоднике Императорских Театров» 1900 года перечислено 640 только главных его ролей. В числе лучших — Варравин («Дело» А. В. Сухово-Кобылина), Яичница («Женитьба» Н. В. Гоголя), Большов и Юсов («Свои люди — сочтёмся» и «Доходное место» А. Н. Островского), Сганарель («Дон-Жуан» Мольера в постановке Мейерхольда) и др.

Фотография по поводу пятидесятилетия артистической деятельности В. В. Стрельской: К. А. Варламов, В. В. Стрельская, В. Н. Давыдов

Популярность Варламова была необыкновенно велика: зрители ценили его необыкновенный голос, богатство интонации, мимики. На спектаклях с его участием зал был полон.

«Псковский городской листок» о гастролях Варламова в Пскове в 1906 году:

«Публика принимала высокопоставленного артиста восторженно. Эти два вечера, которые он гостил у нас, превратились в сплошной триумф по его адресу. Чуть ли не каждый выход и уход сопровождались громом аплодисментов всего зала»[2]

Об артисте рассказывали многочисленные байки и анекдоты. В Петербурге даже были выпущены папиросы «Дядя Костя» с его портретом. Театральная энциклопедия отмечала, что на весь Петербург славились так называемые «Варламовские капустники» — весёлые вечера с представлениями в доме актёра К. А. Варламова для друзей и знакомых[3].

В 1880-е годы К. А. Варламов тяжело заболел слоновой болезнью, утратив способность передвигаться. Однако до конца жизни он продолжал участвовать в театральных постановках, играя преимущественно сидя, и оставался любимцем публики.

Портрет Варламова был на коробках папирос «Дядя Костя». В 1914 году петербургские газеты писали, что Дядя Костя участвовал в благотворительных сборах табака для солдат. Писали, что он руками перегораживал Невский и призывал жертвовать.

Константин Варламов скончался в Павловске[1] 2 (15) августа 1915 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1916 году было сделано надгробие в виде гранитной неоклассической часовни (архитектор В. И. Дубенецкий, скульптор Б. О. Фредман-Клюзель).

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

Роли в театре

К. А. Варламов в роли Яичницы в спектакле «Женитьба» по пьесе Н. В. Гоголя. 1886 год
К.А. Варламов в роли Берендея в спектакле 'Снегурочка' Островского. Ок.1900г.

Александринский театр

Признание и награды

Литература

  • Кара С. С. Варламов.— Л., 1969.— 206 с., 16 л. ил.: ил.
  • Карцев Ал. «Дядя Костя» // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1965.— 31 июля (№ 19136).— С. 4.
  • Крыжицкий Г. Константин Александрович Варламов, 1848—1915.— М.; Л., 1946.— 61 с., 3 л. портр.
  • Леонидов Л. Д. К. А. Варламов: Глава из вышедшей недавно в Париже книги «Рампа и жизнь» // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1955.— 31 октября (№ 15465).— С. 2; 1 ноября (№ 15466).— С. 2—3.
  • Старк Э. Царь русского смеха К. А. Варламов.— П., 1916
  • Яблоновский С. К. А. Варламов // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1954.— 16 мая (№ 15359).— С. 2.

Примечания

Ссылки