Zombie Movies: The Ultimate Guide

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фильмы о зомби: Исчерпывающий путеводитель
Обложка второго издания c афишей фильма «Зедер — голоса с того света»Обложка второго издания c афишей фильма «Зедер — голоса с того света»
Общая информация
Автор Гленн Кей
(англ. Glenn Kay)
Жанр кинокритика
Оригинальная версия
Название англ. Zombie Movies: The Ultimate Guide
Язык английский
Место издания Чикаго
Издательство Chicago Review Press[англ.]
Год издания 2008
Страниц 352
ISBN 978-1-55652-770-8
Русская версия
Год издания

Zombie Movies: The Ultimate Guide (рус. Фильмы о зомби: Исчерпывающий путеводитель) — книга Гленна Кея о зомби в массовой культуре, включая фильмы про зомби. Впервые вышла в 2008 году[1]. В 2012 году вышло второе издание, существенно дополненное большим числом фильмов и сериалов, а также с предисловием режиссёра и сценариста фильма «Истребитель зомби» Алехандро Брюгеса[англ.][2][3].

Содержание

В книге представлена история фильмов про зомби, начиная с вышедшего в 1932 году «Белого зомби» и до наших дней, включая вышедший в 2007 году фильм «Планету страха»[4]. В обновлённое издание вошёл обзор почти четырёхсот фильмов, включая такие сериалы, как «Ходячие мертвецы». Фильмы оцениваются по пятибалльной шкале, включая «ужасно хорошо» (англ. so bad it's good). Кроме того, в книгу вошли интервью и фотографии с киносъёмок[англ.][5].

Оценки

Джереми Мартин отметив в рецензии в San Antonio Current[англ.] на первое издание, что несмотря на то, что Кей «безусловно сделал некоторые упущения» и иногда подходит к подборке фильмов про зомби своеобразно, включая туда «28 дней спустя», «Пятница, 13-е: Джейсон жив», «Уикенд у Берни 2», «Вторжение похитителей тел», «Зловещих мертвецов» и даже «Долину зомби[англ.]», тем не менее указывает, что сама попытка обзора почти 300 фильмов данной тематики, включая крайненизкобюджетные и зарубежные, заслуживает уважения, поскольку Кей уделяет «каждому потерянному классику» жанра внимание, рассматривая даже зомби-порно, зомби-куриц и «Бангкокский зомби-кризис[англ.]». Мартин кроме того отмечает, что Кей временами подходит к описанию фильмов с юмором и иронией, как в случае с «Зомби по имени Шон» и «Я гуляла с зомби». Мартин считает, что попытка автора выделить «25 величайших фильмов про зомби когда-либо снятых» вызовет жаркие споры, но в то же время отмечает, что сама подборка из 300 фильмов впечатляет, и хотя книгу нельзя в полной мере назвать «исчерпывающим путеводителем», но это хорошее пособие для новичков, поскольку Мартин ещё не встречал человека, который потратил бы столько времени для создания более полного тематического справочника[4].

Главный редактор HorrorNews.Net Адриан Хелен в своей рецензии отметил, что «Гленн Кей, несомненно, любит своих зомби!», поскольку читателю придётся уделить «много времени обзору, классификации и объяснению невероятно широкого разнообразия заголовков, представленных на рынке, и прошлых кинопоказов». Повествование ведётся начиная с фильмов 1930-х годов и далее. Должен сказать, не так уж плохо для поклонников популярного жанра. В качестве приятного дополнения Хелен называет «удобный для чтения формат, картинки почти к каждой записи (что само по себе является редкостью), система рейтингов для ссылок, выделенные жирным шрифтом названия, даты и главы для каждого десятилетия». При этом «поскольку фильмы классифицируются по десятилетиям, они также располагаются в хронологическом, а не в алфавитном порядке». Рецензент подчёркивает, что «у Гленна отличный стиль письма», что делает книгу «информативной, забавной, модной и приземленной», хотя читатель «не найдёт многого в чрезмерно аналитической напыщенности сценаристов». По словам Хелена «читая первые 10 страниц, я записывал названия фильмов, которые мне просто нужно было как-то найти». Поскольку каждый фильм разбит на короткие части, в значительной степени заранее сообщающие вам, стоит ли он просмотра», Хелену «нравится эта грань, поскольку я могу быстро определить, с какими фильмами я бы пожелал провести досуг», хотя там же «упоминаются важные факты и иные сведения, которую автор счёл необходимыми». Кроме того, сообщаются какие-то важные сопутствующие сведения, как, например, «немного о торговом центре, который использовался в “Рассвете мертвецов”, или подробности, связанные с одноименной итальянской версией “Зомби 2”». При этом названия некоторых фильмов могу удивить читателей, «поскольку они не приходят мне на ум, когда я думаю о зомби (например, “Напугать Джессику до смерти” или “Князь тьмы”), но даётся достойное объяснение, так что не беспокойтесь». Кей уделяет внимание «множеству предысторий о трудностях режиссёров и их борьбе», а также «бюджеты, которые удивили, и те, которые проиграли» и «пути и злоключения фильмов, всё ещё стоящих на полках для видеозаписей, те, которые вышли на DVD, и более чем несколько интересных историй». Хелен отмечает, что автор «чтобы придать книге некоторую авторитетность» добавил в книгу «несколько интервью, которые он провёл с различными лицами, связанными с фильмами о зомби». Кроме того, Кей кратко сообщает историю старого Юга «о нескольких событиях, которые, возможно, вдохновили на идею о зомби, не говоря уже об очевидных заимствованиях из африканских традиций вуду». Хелен отдельно указывает, что автор уделил внимание азиатскому кино о зомби, о чём свидетельствуют фильмы “Бангкокский зомби-кризис[англ.]” и “Шаолинь против зловещих мертвецов[англ.]”. В целом рецензент подытоживает, что «настоящая книга для своего жанра и любого поклонника зомби» и «действительно это отличная книга», поскольку «написана с заботой о читателях-обывателях, которые способны заснуть с объёмным томом в научном переплёте, из-за чего совершенно упускается всё увлекательное». Относительно второго издания книги Хелен пишет следующее: «Второе издание частично затрагивает 2012 год с некоторыми примечаниями о фильмах, которые ещё “не” вышли. Хотя за это время мы, конечно, удостоились телесериала “Ходячие мертвецы", “Добро пожаловать в Zомбилэнд", фильмов кинофраншизы «Репортаж[англ.]» (включая подражания ему — “Карантин”, “Безумцы” (ремейк), “Мёртвые”, “Мутанты[англ.]”, “Осаждённые мертвецами” и нескольких других, пополнивших ряды».

В издании 2 рассматриваются все эти фильмы и комментируются те, которые еще впереди. Издание добавляет около 100 новых страниц с большим количеством изображений, изменениями в оригинальных списках и обновленным взглядом на жанр зомби.»[6].

Джастин Димос в своей статье на PopMatters писал о первом издании, что из-за того, что существует огромное количество фильмов про зомби книга Кея «так необходима любителям фильмов ужасов, как и фанатов зомби». Он отметил, что более чем 350 страниц содержат «самую кровожадную и самую забавную культовую классику, каталоги фильмов о зомби, обзоры, оценки, теоретизирования», которые рассказывают не только о кажущемся бесконечным потоком триллеров о нежити десятилетие за десятилетием, но и разъясняют о тех тенденциях в кино, которые сделали этих неутомимых существ такими вкусными", будь то радиоактивные зомби 1950-х ковыляющие прочь от грибовидного облака, оставленного атомной бомбой или нежить в серии игр Resident Evil, благодаря которой «в конечном итоге произошло возрождение зомби в новом тысячелетии». По мнению Димоса книга Кея это «библия фильмов о зомби для будущего киноведа и любителя фильмов ужасов», поскольку автор ведёт своё повествование от наркотического зомби вуду Гаити затем показывая на протяжении нескольких поколений как происходит развитие жанра. Димос отмечает, что Кей даже удалось взять интервью у таких кинолегенд как Стюарта Конрана, являвшегося гримёром на съёмках фильмов «Живая мертвечина» и «Зомби по имени Шон», и у режиссёра «Зомби по имени Фидо» Эндрю Карри[англ.]. Кроме того, он указывает, что «читатели будут наслаждаться полноцветными миниатюрами подлинных плакатов и кадров, все они снабжены титрами и логотипами производственной производителей». Димос отмечает, что читатели смогут узнать «тайны самых отталкивающих фильмов о нежити, как: сцена мастурбации в „Смертельном голоде“ или зомби-курицы в „Шэнксе[англ.]». В то же время Димос считает, что единственным недостатком книги Кея является «огромное количество фильмов, которые он должен охватить в своём путеводителе», поскольку читатель получает восторженные оценки музыкального видеоклипа Майкла Джексона «Триллер» и киноцикла «Зомби Джорджа Ромеро» и «гнилые отзывы о суровом кино, таких как „Подростки-зомби“ (1958) и „Деревенские зомби[англ.]“ (1987)». Однако Димос приходит к выводу о том, что работа Кея «лучше, насущнее и дешевле, чем позорная „Энциклопедия фильмов о зомби“ Питера Дендла». Кроме того, Димос считает, что она «улавливает сатиру, страх, политику, юмор как классических, так и современных фильмов ужасов» и подытоживает: «от „Ночи живых мертвецов“ (1968) до „Влюблённого гробовщика“ (1994) до „Дикого ноля“ (2000) вы не ошибётесь в этом путеводителе»[7].

Дуг Сарти в рецензии на второе издание книги в The Georgia Straight[англ.] подчеркнув, что наступают осень и «дни становятся короче, а погода мрачнее, и мысль свернуться калачиком с хорошей книгой становится всё более привлекательной», отметил, что Кей очень вовремя выпустил свой обновлённый «авторитетный труд» и «как раз к Хэллоуину». Сарти указывает, что автору удаётся «с умом и немалой долей юмора» показать многогранность темы «от зарождения жанра карибского вуду (триллер Белы Лугоши „Белый зомби“ 1932 года обычно считается первым фильмом о зомби), от „плотоядной нежити“ 1960-х годов до современных фестивалей брызг с CGI». Он подчёркивает, что «в непринуждённом разговорном стиле Кей предлагает описания, предысторию и рецензии на каждый фильм о зомби, который ему удалось раскопать», а также что автор «идёт дальше, исследуя подоплёку и глубинные смыслы жанра». В частности Кей говорит: «В фильмах о зомби зачастую содержится намного больше, чем бросается в глаза или вызывает отвращение». Сарти отмечает, что хотя автор уделяет время фильмам голливудского производства, тем не менее «основное внимание уделяется независимым и европейским кинопроизводителям, выпустившим в 1960-х и 1970-х годах львиную долю фильмов о зомби заслуживающих внимания», поскольку «это была поистине золотая эра жанра, когда такие кинематографисты, как Джордж Ромеро, Лучо Фульчи, Хорхе Грау[исп.] и Дарио Ардженто, заложили образец, сохранившийся и по сей день». Второе издание обогатилось «двумя новинками Ромеро — „Дневники мертвецов“ и „Выживание мертвецов“», канадским „Понтипулом[англ.]“, потрясающим норвежским зомби-нацистским „Операция «Мёртвый снег»“, убойной комедией „Добро пожаловать в Zомбилэнд“ и, разумеется, всеми ненавидимым телесериалом „Ходячие мертвецы“. Сарти отдельно отмечает, что в книгу было включено «множество дополнительных материалов, включая интервью со всеми — от гуру специальных эффектов (Тома Савини и его протеже Грега Никотеро) до режиссёров (канадцев Брюса Макдональда[англ.] и Эндрю Карри[англ.]) и актёров-зомби, таких как Дженнифер Бакстер[англ.], сыгравшую любимую фанатами софтболистку-зомби в „Земля мёртвых“», а также «сотни редких фотографий, отобранные из десятилетий жутких кадров и постеров». Кроме того, «Кей даже даёт пищу для многочасовых споров своим личным списком из 25 величайших фильмов о зомби всех времён». Сарти подытоживает: «Обладая такой россыпью сведений, книга Кея наверняка в течение ряда дней развлечёт любого зомбиофила, заставив заново переживая острые ощущения от любимой классики. Но имейте в виду: она также вызовет ненасытный аппетит ко всем этим малобюджетным и малоизвестным поделкам, которые прежде не были представлены». Кроме того, Сарти приводит следующие слова кубинского режиссёра и сценариста фильма «Истребитель зомби» Алехандро Брюгеса[англ.] из предисловия: «Я только что осознал, что мне нужно многое наверстать»[3].

Род Лотт в рецензии на второе издание книги в Oklahoma Gazette[англ.] отметив, что «в 2008 году издательство Chicago Review Press опубликовало книгу в мягкой обложке, посвящённую фильмам о нежити, которых было много, над которыми стоило поработать», поскольку «Кей обнаружил, что поджанр ужасов почти что исчерпал себя, настало время провести всесторонний обзор», подчеркнул, что справочник стал «настоящим прорывом — книга, которой я наслаждался от корки до корки и с тех пор много раз обращался к ней за справками». При этом Лотт обратил внимание на то, что «затем, вскоре после его издания, произошла забавная вещь: началось повальное увлечение зомби» и внезапно за последние четыре года появилось так много фильмов о зомби — и даже блокбастер кабельного телевидения, ради рейтингов которого „большая четвёрка“ убила бы все телесети, — что книга Кея устарела, в ней не хватает настоящего „Рассвета мертвецов“. Отсюда Лотт делает вывод, что «обновлённое издание — не какое-то жалкое переиздание с новым вступлением (хотя и оно присутствует, любезно предоставленное режиссёром „Истребителя зомби“ Алехандро Брюгесом), а ещё примерно 80 страниц обзоров», охвативших «не только такие важные события, как вышеупомянутый сериал „Ходячие мертвецы“, прорывную комедию „Добро пожаловать в Zомбилэнд“ или прочие сиквелы „Обители зла“, выпущенные к этому времени, но смутные вещи Direct-to-video, и усилия независимых производителей». В частности, в книге описаны „Дилан Дог: Хроники вампиров“, „Истерзанный[англ.]“, „Колин“, „Мёртвые“, „Мертвячка[англ.]“, „Моя девушка — зомби[англ.]“, „Операция «Мёртвый снег»“, „Понтипулом[англ.]“, „Попали![англ.]“, „Пробуждающийся лес[англ.]“, „Продавец мёртвых[англ.]“ и „Стая“. Кроме того, Лотт подчеркнул, что поскольку присутствует даже эпизод из телесериала „Хор“, то «уже одно это должно дать вам понять, насколько сильно Кей отскрёб стенки выгребной ямы». И подытоживает: «Расширьте свой кругозор о зомби! Подзаголовок „Исчерпывающий путеводитель“ у Zombie Movies оправдан, поскольку Кей рассказывает о кинематографе хлещущем кровью и высасывающем мозги от его истоков в 1930-х годы до его нынешней невероятной популярности во всех уголках земного шара. С сотнями кратких обзоров и почти таким же количеством фотографий и постеров, это нечто, без чего не должен обходиться ни один уважающий себя поклонник психотронных фильмов... особенно теперь, когда их стал гораздо больше»[8].

Райан Дэйли, в рецензии на Bloody Disgusting на второе издание книги, вспоминал, что хотя 2008 год, когда вышло первое издание, был «безмятежным временем, когда американская поп-культура была настолько удушена зомби, что оторванной руке было негде упасть, не затронув что-либо занимательное, связанное с живыми мертвецами» и казалось, что «мы приближаемся к началу конца перенасыщенности зомби», тем не менее, Кею пришлось, «из-за десятков обналичных зомби, вышедших с 2008 года, … выпустить второе издание своей энциклопедии фильмов о зомби всего четыре года спустя». Дэйли отмечается, что «несмотря на небольшие упущения» автор собрал под обложкой своей книги «подавляющее большинство фильмов о зомби, выпущенных после „Белого зомби“ 1932 года, большинство из которых представлены в виде обычного краткого обзора». В то же время «Кей — подкованный автор с едким юмором, и пока он делится действительно глубокими наблюдениями относительно развития поджанра, кто-то из читателей выразит решительное несогласие с его сугубо личными оценками». В частности, подчёркивает Дэйли, Кей «расточает похвалы фильму „Туман“ 1980 года, но поливает грязью всё „Кладбище домашних животных“ 1989 года». Рецензент отметил, что «книга напечатана в чёрно-белом цвете, что является серьёзным разочарованием, учитывая количество включённых в неё плакатов, фотографий и визитных карточек», указав, что «к счастью, Кей оказался довольно сообразительным, чтобы включить 18-страничный цветной разворот, служащий, своего рода, искуплением». И подытоживает: «Хотя Zombie Movies и не безупречна, но превосходит на нынешнем рынке большинство „энциклопедий о зомби“ и представляет прямо-таки насущность для многих поклонников зомби среди нас»[1].

Ал Хофф в рецензии на второе издание, для Pittsburgh City Paper[англ.], отметил, что «новая книга обещает рассказать вам обо всех достойных (и недостойных) фильмах о зомби», назвав работу Кея «исчерпывающим справочником по кинотеатровой нежити», поскольку в общей сложности охвачено около 400 фильмов, включая «Белый зомби», «Гроздья смерти», «Ночь живых мертвецов», «Кунг-фу из могилы», «Похитители тел из Беверли Хиллз[англ.]», Hard Rock Zombies[англ.], «Эротические ночи живых мертвецов». Хофф подчёркивает, что наряду с обзорами фильмов в книге представлены «культурная и историческая среда каждого кинодесятилетия; около дюжины интервью с людьми погружёнными в тематику» (включая известных питтсбургеров-гримёров Тома Савини и Грега Никотеро); кадры из фильмов и репродукции рекламных материалов». Кроме того, рецензент обратил внимание на то, что у Кея «есть даже приложение со списком „Фильмов о зомби без зомби“»[5].

Издания

Примечания

Литература