Zaxxon

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Zaxxon
Разработчик Sega
Издатель Sega
Дата выпуска
1 января 1982
Arcade
1 января 1982[1]
ColecoVision
22 ноября 1983[2]
Atari 5200
19 июня 1983[3]
Intellivision
12 марта 1983[4]
Atari 2600
14 октября 1984[5]
Apple II
23 июня 1984[6]
Atari 400/800
December 15, 1984[7]
Commodore 64
26 июля 1984[8]
SG-1000
Февраль 1985[9]
MSX
10 июля 1985[10]
Master System
7 ноября 1987[11]
Virtual Console
15 декабря 2009[12]
Жанр Shoot 'em up
Создатели
Композитор SG-1000
Кацухиро Хаяси
Технические данные
Платформа Аркада и различные домашние компьютеры
Режим игры однопользовательский, два игрока в режиме hotseat
Дисплей растровый, 224×256 пикселей, 256 из 512 цветов
Аркадная
платформа
Sega Zaxxon
Процессор Z80 (@ 3.04125 MHz)
Звук Сэмплы

Zaxxon (яп. ザクソン) — аркадная видеоигра в жанре изометрического скролл-шутера, разработанная компанией Sega в 1982 году. Игрок управляет небольшим космическим кораблём, который необходимо провести через крепость с противниками и препятствиями. Задача игрока состоит в том, чтобы поразить как можно больше целей, не будучи сбитым или не исчерпав топливо[13].

На момент своего издания Zaxxon была первой игрой, использовавшей аксонометрическую проекцию, что дало ей имя — AXXON от «АКСОНометрическая проекция». Подвидом аксонометрической проекции является изометрическая, которая используется для эффекта трёхмерной графики с видом сверху. Игра была одной из первых, в которых использовались тени. При этом тень давала игроку возможность лучше ориентироваться в пространстве[14]. Zaxxon стала первой аркадной игрой, которая рекламировалась по телевидению[15] посредством видеоролика, снятого Paramount Pictures за 150 000 долларов[16].

Игра получила высокие оценки от игровой прессы, которая отметила трёхмерную графику и игровой процесс. Zaxxon была портирована на более чем десяток различных платформ, получила продолжение и породила множество клонов.

Игровой процесс

Игровой процесс оригинальной аркадной версии Zaxxon

В Zaxxon игрок управляет звездолётом, который все время находится в левом нижнем углу и летит в верхний правый угол экрана. То есть игра является скролл-шутером с «диагональной» прокруткой. Целью игры является прохождение уровней и набор как можно большего числа очков, которые игрок получает за уничтожение врагов в космической крепости посредством стрельбы. Во время полёта игроку необходимо избегать столкновений с препятствиями и огнём противника, а также следить за тем, чтобы не закончилось топливо[17].

Особенностью игровой механики Zaxxon является то, что во время игры можно изменять высоту полёта корабля и помимо этого перемещаться влево или вправо, но при этом игрок не может остановить движение вперёд. Соответственно, игроку требуется ориентироваться в трёхмерном пространстве, когда корабль, перемещаясь внутри замкнутых космических станций, должен подниматься и нырять для того, чтобы не врезаться в объекты и пролетать в щели. Для ориентации в игре имеется высотомер, позволяющий игроку контролировать положение корабля над поверхностью. В то же время, высоту полёта можно определить с помощью тени[18]. Во время игры требуется уворачиваться от ракет, которые могут быть запущены вверх с земли, а также собирать топливо для того, чтобы оставаться в воздухе, которое может быть пополнено уничтожением топливных баков на уровне[17].

Портированные версии

С 1982 по 1985 годы игра Zaxxon была портирована на IBM-PC-совместимые компьютеры, Amiga 1000, Apple II, 8-разрядное семейство Atari, Atari 2600, Atari 5200, MSX, ZX Spectrum, Commodore 64, Dragon 32, ColecoVision, Intellivision, Sega SG-1000 и TRS-80 Color Computer[17]. Версии для Atari 2600 и Intellivision заметно отличались, так как они использовали вид от третьего лица, позади корабля, в отличие от изометрии в других версиях. Версия для ColecoVision, разработанная Лоуренсом Шиком, стала первой версией для домашних компьютеров, использовавшей изометрическую графику.

В 1983 году Coleco издало настольную версию Zaxxon с двухпанельным вакуумно-люминесцентным экраном[19]. Bandai выпустило две портативные версии игры[20].

В 2006 году игры серии Zaxxon были включены в качестве бонусных игр в сборниках Sega Genesis Collection для приставок Playstation 2 и Playstation Portable. Оригинальная игра Zaxxon была включена в сборник на PS2, а Super Zaxxon добавлена на PSP. Zaxxon также была добавлена в качестве открываемой игры в сборнике Sonic's Ultimate Genesis Collection для Xbox 360 и PlayStation 3.

Аркадная версия игры была издана на Wii Virtual Console 15 декабря 2009 года в Японии[12], 5 марта 2010 года в PAL-регионах и 12 апреля в Северной Америке.

Отзывы

Рецензии
Иноязычные издания
ИзданиеОценка
AllGame4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд (Arcade)[21]
4,5 из 5 звёзд4,5 из 5 звёзд4,5 из 5 звёзд4,5 из 5 звёзд4,5 из 5 звёзд (Coleco)[2]
3 из 5 звёзд3 из 5 звёзд3 из 5 звёзд3 из 5 звёзд3 из 5 звёзд (5200)[3]
2 из 5 звёзд2 из 5 звёзд2 из 5 звёзд2 из 5 звёзд2 из 5 звёзд (INTV)[4]
1,5 из 5 звёзд1,5 из 5 звёзд1,5 из 5 звёзд1,5 из 5 звёзд1,5 из 5 звёзд (2600)[5]
4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд (Apple)[6]
3 из 5 звёзд3 из 5 звёзд3 из 5 звёзд3 из 5 звёзд3 из 5 звёзд (400/800)[7]
2,5 из 5 звёзд2,5 из 5 звёзд2,5 из 5 звёзд2,5 из 5 звёзд2,5 из 5 звёзд (C64)[8]
CVG39 / 40 (MSX)[22]
Arcade Express9 / 10 (ColecoVision)[23]
Home Computing Weekly4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд (Spectrum)[24]
K-Power8 / 10 (TRS-80)[25]
Tilt6 из 6 звёзд6 из 6 звёзд6 из 6 звёзд6 из 6 звёзд6 из 6 звёзд6 из 6 звёзд (ColecoVision)[26]
Награды
ИзданиеНаграда
Arcade Awards (1982)«Лучшая научная/фэнтезийная игра» (сертификат качества)[27]
Arcade Awards (1983)«Видеоигра года» (сертификат качества)[28]
Arkie Awards (1984)«Лучшая автономная игра года», Компьютерная игра года (сертификат качества)[29]
Electronic GamesПомещена в «Зал славы»[30]

В журнале Video Games в 1983 году версия Zaxxon для ColecoVision была названа «переворотом на этой системе»[31]. Журнал Video также похвалил версию для ColecoVision в своей колонке «Arcade Alley», назвав её «одной из самых захватывающих игр» и отметив попутно, что единственной «серьёзной критикой» аркадной версии является то, что «многие игроки чувствуют, что им нужны тренировки для того, чтобы иметь хотя бы призрачные шансы на успех»[32]:26. Softline в 1983 году назвал 8-битную версию для Atari «превосходной трёхмерной компьютерной игрой. … Пока что с момента выхода Choplifter ни одна игра не выглядела настолько впечатляюще [как Zaxxon]». Журнал также похвалил графику версий для Apple II и TRS-80, несмотря на аппаратные ограничения этих компьютеров, и предсказал, что Zaxxon будет «долговечным бестселлером»[33]. В 1984 году читатели журнала назвали игру пятой по популярности программой на Apple, самой худшей программой для Apple и третьей худшей программой 1983 года для Atari[34]. K-Power дал 8 очков из 10 версии для Color Computer. Журнал похвалил её «превосходную трёхмерную графику» и заключил, что «Zaxxon — игра, которую невозможно расхвалить достаточно»[25].

II Computing в конце 1985 года поставил Zaxxon на четвёртое место в своём списке лучших игр для Apple II, основываясь на данных о продажах игры[35].

Наследие

Zaxxon стала уникальной относительно игровой механики, когда была предложена способность игрока изменять высоту полёта корабля, а также перемещать его влево или вправо, что, по существу, сделало игру одной из первых трёхмерных шутеров. Это её отличало от горизонтальных или вертикальных скролл-шутеров, характерных для того времени[17]. В то же время Zaxxon стала первой игрой, использовавшей аксонометрическую проекцию, а также одной из первых, в которых использовались тени[14].

Продолжения

После успеха игры Zaxxon вышел сиквел для аркадных автоматов под названием Super Zaxxon. Цветовая схема иная, корабль игрока летит быстрее, что сделало игру более сложной, и робот в конце второй крепости был заменён на дракона. Но игра не достигла успеха оригинала.

В 1982 году компания Milton Bradley издала настольную игру Zaxxon[36][37].

В 1987 году на Sega Master System была издана игра Zaxxon 3-D, которая использовала стереоизображение, и к ней прилагались стереоочки для восприятия глубины. Как и версии для Atari 2600 и Intellivision, она была с прокруткой вперёд с видом сзади, нежели с изометрической.

В 1995 году на Sega 32X была издана игра Zaxxon's Motherbase 2000 и от остальных игр в серии отличалась использованием полигональной графики. Игра несла бренд Zaxxon только в США, версия для Японии называлась Parasquad, а для Европы — Motherbase. Критики отмечали, что игра недостаточно схожа с Zaxxon, для того чтобы использовать её бренд[38][39].

В 2012 году Zaxxon демонстрировалась на выставке «The Art of Video Games» Смитсоновского института[40].

Прямой сиквел, Zaxxon Escape, был издан 4 октября 2012 для устройств на iOS и Android. Игра подверглась критике за отсутствие сходства с оригиналом[41].

Клоны и схожие игры

Неавторизованные адаптации игры были выпущены для домашних компьютеров TI-99/4A под названием Arcturus, Amstrad CPC под названием Zaxx, TRS-80 Color Computer под названием Zakssund (в 1983 году) и BBC Micro под названием Fortress (в 1984 году)[42]. Также, в 1982 году для игровых автоматов был издан бутлег игры под названием Jackson[43].

В 1989 году компания Vortex Software разработала клон Zaxxon под названием H.A.T.E.: Hostile All Terrain Encounter, который затем был издан Gremlin Graphics.

Похожая на Zaxxon игра Future Spy была разработана Sega в 1984 году. Эта игра использовала ту же аппаратную платформу, что и Zaxxon, и имела очень похожий геймплей, но у неё была более реалистичная военная тематика[44]. Другой схожей игрой считается Viewpoint, которая была издана в 1992 году компанией Sammy для системы Neo-Geo. У неё был схожий с Zaxxon игровой процесс и использовался изометрический вид[45].

Литература

  • Ultimate Guide: Zaxxon (англ.) // Retro Gamer : journal. — Live Publishing, 2017. — No. 171. — P. 36—41. — ISSN 1742-3155.

Примечания

  1. Zaxxon. Arcade History (17 октября 2010). Дата обращения: 26 сентября 2011. Архивировано 27 мая 2012 года.
  2. 2,0 2,1 Zaxxon (ColecoVision) (англ.) (недоступная ссылка — история ). Allgame.
  3. 3,0 3,1 Zaxxon (Atari 5200) (англ.) (недоступная ссылка — история ). Allgame.
  4. 4,0 4,1 Zaxxon (Intellivision) (англ.) (недоступная ссылка — история ). Allgame.
  5. 5,0 5,1 Zaxxon (Atari VCS) (англ.) (недоступная ссылка — история ). Allgame.
  6. 6,0 6,1 Zaxxon (Apple II) (англ.) (недоступная ссылка — история ). Allgame.
  7. 7,0 7,1 Zaxxon (Atari 400/800/XL/XE) (англ.) (недоступная ссылка — история ). Allgame.
  8. 8,0 8,1 Zaxxon (Commodore 64/128) (англ.) (недоступная ссылка — история ). Allgame.
  9. Gamer's High Futabasha Super Mook (яп.). — Tokyo: Futabasha, 2015. — С. 58. — ISBN 978-4-5754-5554-0.
  10. ザクソン まとめ [MSX] / ファミ通.com. Famitsu.com (22 февраля 2014). Дата обращения: 11 марта 2016. Архивировано 6 марта 2016 года.
  11. ザクソン3D (マスターシステム) まとめ [セガ・マークIII] / ファミ通.com. Famitsu.com (22 февраля 2014). Дата обращения: 11 марта 2016. Архивировано 6 марта 2016 года.
  12. 12,0 12,1 Japanese Virtual Console list - December 2009 (англ.), Nintendo Life (27 November 2009). Архивировано 30 ноября 2009 года. Дата обращения 18 ноября 2017.
  13. Zaxxon - Videogame by Sega/Gremlin. Killer List of Videogames. www.klov.com. Дата обращения: 18 ноября 2017. Архивировано 2 февраля 2010 года.
  14. 14,0 14,1 Bernard Perron, Mark J. P. Wolf. The Video Game Theory Reader 2. — Taylor & Francis, 2008. — С. 158. — 453 с. — ISBN 9780203887660. Архивная копия от 25 февраля 2015 на Wayback Machine
  15. Mark J. P. Wolf. The video game explosion : a history from PONG to Playstation and beyond. — Westport, Conn.: Greenwood Press, 2008. — С. 18. — 380 с. — ISBN 031333868X.
  16. Harmetz, Aljean. Movie Themes Come To Video Games (англ.), Star-News (3 July 1982). Архивировано 7 марта 2017 года. Дата обращения 18 ноября 2017.
  17. 17,0 17,1 17,2 17,3 Retro Gamer, 2017.
  18. Chris Melissinos, Elizabeth Broun. The art of video games : from Pac-Man to mass effect. — New York: Welcome Books, 2013. — С. 28—29. — 215 с. — ISBN 159962110X.
  19. Standalone Preview 83' (англ.) // Electronics Games : magazine. — 1983. — July. — P. 24—25. Архивировано 15 октября 2011 года.
  20. Bandai Handheld Games. handheldmuseum.com. Дата обращения: 18 ноября 2017. Архивировано 24 ноября 2011 года.
  21. Zaxxon (Arcade) (англ.) (недоступная ссылка — история ). Allgame.
  22. CVG Magazine Issue 044. Archive.org. Дата обращения: 11 марта 2016.
  23. The HotSeat : Review of New Products (PDF). Digitpress.com (21 ноября 1982). Дата обращения: 11 марта 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
  24. Spectrum Software Reviews (англ.) // Home Computing Weekly. — 1984. — 6 March (no. 52). — P. 8.
  25. 25,0 25,1 Lentvorski, Andrew Jr.. Zaxxon, K-Power (февраль 1984), С. 59. Дата обращения 16 января 2015.
  26. Le site des anciennes revues informatiques. Abandonware-magazines.org. Дата обращения: 11 марта 2016. Архивировано 12 марта 2016 года.
  27. Best Science Fiction/Fantasy Coin-Op Game (англ.) // Electronic Games. — 1983. — January (vol. 1, no. 11). — P. 35.
  28. Videogame of the Year (англ.) // Electronic Games. — 1984. — January (vol. 2, no. 23). — P. 67.
  29. 1985 Arkie Awards (англ.) // Electronic Games. — 1985. — January (vol. 3, no. 35). — P. 28—29.
  30. Hall of Fame Winners (англ.) // Electronic Games. — 1985. — January (vol. 3, no. 35). — P. 58—59.
  31. Wiswell, Phil. New Games From Well-Known Names (англ.) // Video Games. — 1983. — March (vol. 1, no. 06). — P. 69.
  32. Билл Канкел, Арни Кац. Arcade Alley: Zaxxon, Turbo, and Two for Apple II (англ.) // Video : magazine. — Reese Communications, 1983. — April (vol. 7, no. 1). — P. 26, 28—29. — ISSN 0147-8907.
  33. Zaxxon, Softline (July–August 1983), С. 22–23. Архивировано 29 июля 2014 года. Дата обращения 28 июля 2014.
  34. The Best and the Rest, St.Game (Mar–Apr 1984), С. 49. Архивировано 29 июля 2014 года. Дата обращения 28 июля 2014.
  35. Ciraolo, Michael. Top Software / A List of Favorites, II Computing (Oct–Nov 1985), С. 51. Дата обращения 28 января 2015.
  36. Zaxxon Архивная копия от 19 октября 2006 на Wayback Machine from the Great Game Database (GGDb)
  37. Zaxxon на BoardGameGeek (англ.)
  38. ProReview: Zaxxon's Motherbase 2000 (англ.) // GamePro. — 1995. — July (no. 82). — P. 46.
  39. Review Crew: Zaxxon's Motherbase 2000 (англ.) // Electronic Gaming Monthly. — EGM Media, 1995. — June (no. 71). — P. 36.
  40. Choney, Suzanne 80 video games head for Smithsonian art exhibit (недоступная ссылка). NBC News. Дата обращения: 13 марта 2014. Архивировано 13 марта 2014 года.
  41. 'Zaxxon Escape' Review - Hardly A Resemblance (Review). TouchArcade.com (6 декабря 2013). Дата обращения: 11 марта 2016. Архивировано 12 марта 2016 года.
  42. Boyle, L. Curtis Zaksund (англ.). NitrOS9. Дата обращения: 28 марта 2014. Архивировано 3 марта 2016 года.
  43. Logiqx. CAESAR - Jackson (англ.). Catalogue of Arcade Emulation Software - the Absolute Reference. Дата обращения: 18 ноября 2017. Архивировано 3 марта 2016 года.
  44. Future Spy Архивная копия от 1 февраля 2010 на Wayback Machine from the KLOV
  45. Viewpoint - Videogame by American Sammy. Killer List of Videogames. www.klov.com. Дата обращения: 18 ноября 2017. Архивировано 1 февраля 2010 года.

Ссылки