USS Vincennes (CG-49)
«Винсеннес» | |
---|---|
USS Vincennes (CG-49) | |
Служба | |
США | |
Класс и тип судна | Ракетный крейсер |
Организация | ВМС США |
Изготовитель | Ingalls Shipbuilding |
Заказан к постройке | 28 августа 1981 |
Строительство начато | 19 октября 1982 |
Спущен на воду | 14 апреля 1984 |
Введён в эксплуатацию | 6 июля 1985 |
Выведен из состава флота | 29 июня 2005 |
Статус | Утилизирован |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 9800 тонн (полное) |
Длина | 172,8 м |
Ширина | 16,7 м |
Осадка | 9,7 м |
Двигатели | 4 ГТУ General Electric LM2500 |
Мощность | 80,000 л. с. (60 МВт) |
Скорость хода | 32 узла (полная) |
Дальность плавания | 6000 миль (на 20 узлах), 3300 миль (на 30 узлах) |
Экипаж | 387 человек (в том числе 33 офицера) |
Вооружение | |
Тактическое ударное вооружение | КР Томагавк |
Артиллерия | 2*1 127-мм АУ Mk. 45 Mod. 1 |
Зенитная артиллерия | 2*6 20-мм. ЗАУ «Фаланкс» |
Ракетное вооружение |
2*4 ПКРК «Гарпун» до 88 ЗУР SM-2 |
Противолодочное вооружение | ПЛУР ASROC |
Минно-торпедное вооружение | 2 строенных 324-мм ТА Mark 32 |
Авиационная группа | 2 вертолёта |
USS Vincennes (CG-49) — третий ракетный крейсер типа «Тикондерога» ВМС США. Находился в строю с июля 1985 по июнь 2005 года. В 2005 году выведен из состава флота, в июле 2010 года продан на слом компании «International Shipbreaking», разобран на металл в конце ноября 2011 года.
Широко известен как участник инцидента 3 июля 1988 года в Персидском заливе, где он по ошибке сбил иранский гражданский самолёт рейса Iran Air Flight 655, в результате чего погибли 290 гражданских лиц, включая 38 иностранцев и 66 детей.
История
1980-е
Корабль спущен на воду 14 апреля 1984 года. Назван в честь сражения за форт Винсеннес[англ.] в феврале 1779 года во время Войны за независимость США. Это третий корабль с этим именем в американском флоте. Церемония ввода в состав флота состоялась в Паскагуле 6 июля 1985 года, первым командиром стал капитан 1 ранга Джордж Ги (Captain George N. Gee).
«Винсеннес» стал первым крейсером своего типа в составе Тихоокеанского флота США. После вступления в строй в 1985 году участвовал в испытаниях зенитной ракеты SM-2 Block II. В мае 1986 года принимал участие в международных морских манёврах RIMPAC 86, координируя ПВО соединения, состоявшего из двух авианосцев и более 40 кораблей других типов из пяти стран. В августе 1986 года был выдвинут в западную часть Тихого океана и Индийский океан. На корабле находился командный пункт ПВО оперативного соединения авианосца «Карл Винсон» и линкора «Нью-Джерси», взаимодействовавшего с Морскими силами самообороны Японии и ВМС Австралии. Корабль прошёл 46 000 морских миль от Берингова моря до Индийского океана[1][2]
Ирано-иракская война
Во время Ирано-иракской войны США предпринимали в Персидском заливы активные меры по защите судоходства, особенно нефтяных танкеров, которые подвергались нападению со стороны обоих воюющих государств.
Операция «Earnest Will»
14 апреля 1988 года американский фрегат «Samuel B. Roberts» (FFG-58) подорвался на мине в Персидском заливе во время операции «Earnest Will». Через шесть дней «Винсеннес» прервал участие в учениях «Fleet Exercise 88-1», вернулся в Сан-Диего и начал подготовку в шестимесячному выдвижению в Персидский залив. Официальной целью выдвижения было противовоздушное прикрытие повреждённого фрегата во время его прохода через Ормузский пролив. Месяц спустя крейсер прибыл в Персидский залив и в начале июля сопровождал тяжёлое судно-док «Mighty Servant 2», которое транспортировало фрегат. Во время операции «Earnest Will» крейсер прошёл Ормузским проливом 14 раз.
Инцидент с самолётом рейса Iran Air Flight 655
3 июля 1988 года «Винсеннес» под командованием капитана Уильяма Роджерса III[англ.] двумя управляемыми ракетами сбил гражданский самолёт Airbus A300, который находился в иранском воздушном пространстве над Ормузским проливом. Погибли 290 пассажиров и экипаж. По словам Роджерса, крейсер был атакован восемью иранскими катерами. В этот момент была обнаружена воздушная цель, которая ошибочно была принята за атакующий иранский истребитель F-14. Самолёт Iran Air Flight 655 в этот момент набирал высоту, его радиопередатчик находился в гражданском режиме Mode III, а не в военном Mode II, как определила БИУС Иджис крейсера.
Иранское правительство заявило, что «Винсеннес» сознательно сбил гражданский самолет[3]. Iran Air flight IR655 совершал ежедневные полёты из Бендер-Аббаса в Дубай по установленному воздушному коридору. Присутствовавшие в районе инцидента итальянские корабли и ещё один американский корабль, фрегат Sides подтвердили, что самолёт набирал высоту, а не пикировал на крейсер. Радиопредупреждение с крейсера было передано на частоте 121,5 МГц, а не на частотах управления гражданским воздушным движением, и ошибочно описывало высоту и координаты самолёта, поэтому экипаж, если он прослушивал волну 121,5 МГц, мог счесть, что предупреждение относится к другому самолёту. Командир фрегата «Сайдз» Дэвид Карлсон позднее сказал, что «уничтожение аэробуса стало кульминацией агрессивности Роджерса»[4].
1990-е
В феврале 1990 года «Винсеннес» находился в шестимесячном выдвижении в западной части Тихого океана и Индийском океана с вертолётами SH-60 из HSL-45 Detachment 13 на борту. Корабль координировал ПВО соединения и выполнял роль флагманского корабля управления и контроля во время учений Harpoon-Ex-90. В июле 1990 года крейсер возвратился в порт приписки, преодолев около 100 000 миль пути[1][2].
В августе 1991 года крейсер в четвёртый раз был выдвинут в западную часть Тихого океана. Вместе с авианосцем Independence он выполнял задачи противовоздушного прикрытия командующего оперативным соединением «Дельта», а затем участвовал как представитель США в MERCUBEX 91, совместных учениях ВМС США и Сингапура. В течение трёх последующих месяцев «Винсеннес» участвовал в двусторонних учениях «Valiant Blitz» с ВМС Южной Кореи, двусторонних учениях Annualex 03G с японскими морскими силами самообороны и ASWEX 92-1K с ВМС Южной Кореи, а затем выступал как представитель США во время дней Военно-морского флота. 21 декабря крейсер вернулся в порт приписки.
В июне 1994 года крейсер отбыл в пятое выдвижение в западную часть Тихого океана в составе оперативного соединения авианосца Kitty Hawk, выполняя функции командующего ПВО соединения. Во время выдвижения участвовал в противолодочных учениях PASSEX 94-2 с японскими морскими силами самообороны, двусторонних американо-сингапурских учениях MERCUB 94-2 у берегов Малайзии, двусторонних американо-японских учениях Keen Edge и крупномасштабных учениях Tandem Thrust, где «Винсеннес» выступал в качестве координатора зональной ПВО. Возвращение состоялось 22 декабря 1994.
В августе 1997 года «Винсеннес» сменил порт приписки с Сан-Диего на Йокосуку, а затем прибыл в южную часть Тихого океана для участия в учениях Exercise Valiant Usher 98-1 с десантным соединением USS Belleau Wood (LHA-3) и эсминцем ВМС Австралии HMAS Perth. Совместные учения проходили близ Таунсенд-Айленд в Австралии.
«Винсеннес» также принял участие в учениях 7-го флота США Fleet Battle Experiment Delta (FBE-D) с 24 октября по 2 ноября 1998 года вместе с учениями Foal Eagle по защите Южной Кореи.
2000-е
12 августа 2000 «Винсеннес» завершил участие в совместных американо-японских учениях Sharem 134, которые включали недельные противолодочные упражнения и сбор информации в Южно-Китайском море. Корабль провёл тестирование аппаратуры по обнаружению подводных лодок, проверку дальности действия гидролокатора, работу с гидроакустическими буями. В конце учений была проведена «свободная охота» на подводные лодки, принимавшие участие в учениях.
В середине ноября 2000 года во время учений MISSILEX 01-1 крейсер осуществлял перехват беспилотных самолётов-мишеней в районе Окинавы.
23 марта 2001 года «Винсеннес» в составе оперативного соединения авианосца «Kitty Hawk» посетил военно-морскую базу Чанги (Changi Naval Base). Это был первый в истории заход американского авианосца в Сингапур. С 23 по 27 августа 2001 года крейсер участвовал в учениях Multi-Sail по отработке взаимодействия американского и японского флотов в различных морских акваториях.
17 сентября 2001 года крейсер отбыл из Йокосуки для участия в операции «Несокрушимая свобода», и вернулся в порт приписки 18 декабря 2001 года.
В марте 2003 года «Винсеннес» был приписан к 15-й эскадре эсминцев[5].
Завершение службы
В 2004—2005 году первые пять кораблей типа «Тикондерога», включая «Винсеннес», были выведены из состава ВМС США, прослужив чуть больше 20 лет из планировавшихся 40. Причиной этого было решение о нецелесообразности проведения их модернизации с заменой двухбалочной пусковой установки Mk 26 на установку вертикального пуска Mk 41.
Церемония вывода крейсера из состава флота прошла 29 июня 2005 года в Сан-Диего. В тот же день он был вычеркнут из списка кораблей ВМС США и поставлен на стоянку резервного флота на военно-морской базе Китсап в Бремертоне. В 2008 году крейсер вместе с однотипными кораблями Thomas S. Gates и Yorktown был запланирован к утилизации в течение последующих пяти лет.
9 июля 2010 года был подписан контракт на утилизацию крейсера с компанией «International Shipbreaking» в Браунсвилле, шт. Техас[6]. 21 ноября 2010 года «Винсеннес» через Панамский канал прибыл в Барунсвилль и к 23 ноября 2011 года полностью разобран[7].
Награды и знаки отличия
«Винсеннес» был отмечен Похвальной благодарностью для воинской части, трижды — знаком боевой эффективности «Е», Боевой лентой, Медалью за службу национальной обороне, Лентой за морскую службу с четырьмя звёздами[8].
Фото
-
Боевой информационный центр на крейсере «Винсеннес», январь 1988 г.
-
«Винсеннес» в Перл-Харборе, 15 апреля 2005 г.
-
На церемонии ввода в состав флота, 6 июля 1985 г., Паскагула.
-
Уилл Роджерс во время церемонии возвращения в порт приписки, Сан-Диего, 24 октября 1988 г.
-
Уилл Роджерс во время церемонии возвращения в порт приписки, Сан-Диего, 24 октября 1988 г.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 USS Vincennes Checkmate Cruiser CG 49 . Дата обращения: 26 декабря 2012. Архивировано 6 марта 2005 года.
- ↑ 2,0 2,1 History of USS VINCENNES . Дата обращения: 26 декабря 2012. Архивировано 18 ноября 2012 года.
- ↑ Fox Butterfield. Iran Falls Short in Drive at U.N. To Condemn U.S. in Airbus Case, The New York Times (15 июля 1988). Архивировано 10 декабря 2019 года. Дата обращения 28 июля 2021.. New York Times 15 July 1988. Retrieved 2008-01-10
- ↑ Robert Fisk 'The Great War For Civilisation' (2005) pages 320—328 ISBN 978-1-84115-008-6
- ↑ http://www.hazegray.org/worldnav/usa/suface.htm (недоступная ссылка). Retrieved May 2012
- ↑ www.navsea.navy.mil. Inactiveships – scrappedships (недоступная ссылка). www.navsea.navy.mil. Дата обращения: 7 февраля 2012. Архивировано 5 марта 2012 года.
- ↑ www.navsea.navy.mil. Navy Inactive Ships Program SHIP Disposal Program: Dismantling Listing . www.navsea.navy.mil. Дата обращения: 7 февраля 2012. Архивировано 1 октября 2012 года.
- ↑ Elaine Sciolino. «Persian Mirrors: The Elusive Face of Iran» (англ.). Дата обращения: 26 октября 2014. Архивировано 26 октября 2014 года.
- Эта статья содержит текст из находящегося в общественном достоянии Словаря американских боевых кораблей. Запись может быть найдена здесь.
- USS Vincennes (CG-49). Naval Vessel Register
Ссылки
- Rogers, Will and Sharon Rogers. Storm Center: The USS Vincennes and Iran Air Flight 655 : A Personal Account of Tragedy and Terrorism (англ.). — Annapolis: United States Naval Institute, 1992. — ISBN 1-55750-727-9.
- Wise, Harold Lee. Inside the Danger Zone: The U.S. Military in the Persian Gulf 1987–88 (англ.). — Annapolis: United States Naval Institute, 2007. — ISBN 1-59114-970-3.
- Hennessy, M. Shawn. Freedom's Fortress: Vincennes' History of Service to the United States (англ.). — Seattle: MS Hennessy Publishing, 2009. — ISBN 0-615-29191-0. (недоступная ссылка)