The Coca-Cola Company

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «The Coca Cola Company»)
The Coca-Cola Company
Тип Публичная компания
Листинг на бирже NYSE: KO
Основание 29 января 1892; 132 года назад (1892-01-29)
Основатели Дж. Пембертон, Эд Холленд
Расположение Атланта, Джорджия
Ключевые фигуры Джеймс Куинси (председатель совета директоров и CEO)
Брайан Смит (президент)[1]
Отрасль Пищевая промышленность
Продукция Безалкогольные напитки
Собственный капитал $24,86 млрд (2021)[2]
Оборот $38,655 млрд (2021)[2]
Операционная прибыль $10,308 млрд (2021)[2]
Чистая прибыль $9,804 млрд (2021)[2]
Активы $94,354 млрд (2021)[2]
Капитализация $270,7 млрд (04.03.2022)[1]
Число сотрудников 79 000 (2021)[2]
Аудитор Ernst & Young
Coca Cola

The Coca-Cola Company ([ðə ˈkoukə ˈkoulə ˈkʌmpənɪ], рус. компания «Кока-кола») — американская пищевая компания, крупнейший мировой производитель и поставщик концентратов, сиропов и безалкогольных напитков. Наиболее известным продуктом компании является напиток Coca-Cola. Входит в список Fortune 500 по итогам 2020 года (88-е место)[3]. Штаб-квартира находится в столице штата Джорджия, Атланте.

В большинстве регионов мира компания работает не напрямую, а через полностью или частично контролируемые бутилирующие компании, в частности в Восточной Европе действует через Coca-Cola HBC.

История

В 1886 году фармацевт Джон Пембертон придумал этот напиток, как лечение зависимости от морфия, представил крупной аптеке Кока Колу: состоящий из воды, сахара, кофеина, экстрактов листьев коки и ореха кола, там напиток продавали по 5 центов за стакан. В 1888 году Пембертон скончался в нищете, а права были выкуплены у его вдовы предпринимателем Эйзой Кэндлером за $2300, который в 1892 году зарегистрировал эту компанию под названием Coca-Cola Company и за десять лет вместе с 50 сотрудниками создал национальный бренд Coca-Cola. В 1899 году было основано первое предприятие по производству этого напитка на правах франчайзинга. Такая модель, при которой головная компания ограничивалась производством концентратов напитков и их маркетингом, а сторонние компании покупали эти концентраты, разводили их подслащённой газированной водой, бутилировали и продавали, сохранялась большую часть XX века[4].

К 1905 году из состава Кока-Колы был исключён кокаин[5].

В 1919 году Coca-Cola Company была продана группе инвесторов во главе с Эрнестом Вудраффом за $25 млн. Компания была перерегистрирована и стала публичной: было продано 500 000 акций по цене $40 за шт. Самое крупное в то время IPO в пищевой промышленности[5].

В 1943 году в Европе и на севере Африки были основаны заводы по производству Кока-Колы для поднятия боевого духа воевавших там американских солдат, а также для распространения этого напитка по всему миру[5].

В 1960 году была куплена The Minute Maid Corporation, а в следующем году был начат выпуск напитка Sprite[5].

В 1980 году за $750 млн была куплена кинокомпания Columbia Pictures, однако уже через пять лет была продана другой кинокомпании, Tri-Star Pictures[5].

В 1986 году The Coca-Cola Company непосредственно контролировала 11 % производства напитков под своими брендами и решила увеличить эту долю, купив несколько бутилирующих компаний, в частности JTL и Beatrice, но, из-за нехватки собственных средств, вынуждена была сформировать отдельную компанию, названную Coca-Cola Enterprises[англ.], пустив 51 % её акций в свободное обращение[4].

В 1990 году объём продаж впервые пересёк отметку в $10 млрд. В 1999 году The Coca-Cola Company приобрела права на реализацию продуктов под торговыми марками Schweppes, Canada Dry, Dr Pepper и Crush[англ.] в 157 странах, исключая США, Канаду и Мексику, а также часть Европы. В 2002 году на рынки был представлен напиток Vanilla Coke[5].

В 2010 году Coca-Cola Enterprises перешла в полную собственность The Coca-Cola Company[6]. После завершения выкупа акций была основана новая компания Coca-Cola Enterprises, в которую были выделены подразделения старой в западной Европе. В ноябре 2015 года эта компания объединилась с Coca-Cola Iberian Partners SA и Coca-Cola Erfrischungsgetränke AG в компанию Coca-Cola European Partners[англ.][7].

24 сентября 2018 года The Coca-Cola Company приобрела французский бренд освежающих напитков с фруктовым нектаром, родниковой воды и содовой Tropico[фр.]. Данный шаг был обусловлен тем, что французский бренд демонстрировал устойчивый рост на рынке фруктовых напитков (рост на 4,9 % в период 2014—2017 год)[8].

8 марта 2022 года компания приостановила свою деятельность в России в связи с специальной военной операции России на Украине[9]. 26 августа российский филиал Coca-Cola HBC был переименован в Multon Partners, компания производит локальные напитки: «Добрый», Rich и «Моя семья»[10]. «Мултон Партнерс» принадлежит нидерландской Coca-Cola HBC Holdings B.V.[11]

Биржа

Сертификат на покупку равноценной 20 обычным акциям акции класса A The Coca-Cola Company. Выпущен 20 февраля 1929 года.

С 1919 года Coca-Cola является публичной компанией[12], её акции размещены на Нью-Йоркской фондовой бирже под тикером «KO».[13] Купленная в 1919 году за 40 долл. одна акция компании с учётом реинвестирования всех дивидендов в 2012 году стоила бы 9,8 млн долл. (то есть ежегодный рост цены акции составляет 10,7 % с поправкой на инфляцию).[14] Банк-предшественник SunTrust, получивший в 1919 году 100 тыс. долл. акциями Coca-Cola за андеррайтинг, в 2012 году продал их за 2 млрд долл[15]. В 1987 году Coca-Cola снова вошла в число 30 компаний, чьи акции составляет основу индекса Dow Jones Industrial Average, ранее компания входила в его состав с 1932 по 1935 год[16]. С 1920 года компания выплачивает дивиденды, к 2019 году постоянный рост их размера длится 57 лет[17][18][19][20].

Собственники и руководство

Одно из зданий The Coca-Cola Company в Атланте

Компания является одной из крупнейших в США, её акции допущены к торговле на площадке NYSE и входят в индексы DJIA и S&P 500.

Крупнейшими акционерами являются:

Другим фондам по отдельности принадлежит менее 3 % акций.

Председатель совета директоров и генеральный директор с июля 2008 года до мая 2017 — Мухтар Кент (до этого времени эти должности занимал Невилл Исделл). С 1 мая 2017 года генеральным директором компании назначен Джеймс Квинси.

Деятельность

Основная продукция компании — безалкогольные напитки. Компания продаёт концентраты, сиропы и напитки более чем в 200 странах. Основной регион деятельности The Coca-Cola Company — США, на него в 2015 году пришлось $20 млрд из $44 млрд выручки. В других странах Coca-Cola в основном представлена региональными бутилирующими компаниями, действующими на правах франчайзинга и покупающими у The Coca-Cola Company концентраты. В 2015 году продажи концентратов и сиропов под маркой «Coca-Cola» (и её вариаций) составили примерно 37 % в общем объёме выручки[22].

Основными бутилирующими компаниями являются[23]:

Компании принадлежит 5 из 6 самых продаваемых мировых брендов безалкогольных напитков — Coca-Cola, Diet Coke, Fanta, Schweppes и Sprite.

Основным сырьём для компании являются пищевые и непищевые подсластители. Используемые пищевые подсластители в США — это фруктозный кукурузный сироп, вне США — сахароза. Основные непищевые подсластители — аспартам, сахарин и др.

Деятельность компании распределена по регионам (выручка бутилирующих компаний не включается):

Финансовые показатели

Финансовые показатели в млрд долларов США[2][22][24][25]
Год 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Оборот 17,37 19,39 20,86 21,74 23,1 24,09 28,86 31,94 30,99 35,12 46,54 48,02 46,85 46 44,29 41,86 36,21 34,30 37,27 33,01 38,66
Чистая прибыль 3,969 3,05 4,347 4,847 4,872 5,08 5,981 5,807 6,824 11,81 8,584 9,019 8,584 7,098 7,351 6,550 1,283 6,476 8,985 7,768 9,804
Активы 22,55 24,47 27,41 31,44 29,43 29,96 43,27 40,52 48,67 72,92 79,97 86,17 90,06 92,02 90,09 87,27 87,90 83,22 86,38 87,30 94,35
Собственный капитал 11,37 11,8 14,09 15,94 16,36 16,92 21,74 20,47 25,35 31,32 31,92 33,17 33,44 30,56 25,76 23,22 18,98 19,06 21,10 21,28 24,86

На протяжении двенадцати лет (2000—2012) Coca-Cola являлась самым дорогостоящим брендом в мире. В 2009 году компании удалось увеличить стоимость бренда на 3 % и она составила $ 68,7 млрд[26].

По состоянию на 2016 год в компании работает 123 тысячи человек, вместе с бутилирующими компаниями — около 700 тысяч, по этому показателю Coca-Cola входит в десятку крупнейших частных работодателей[7].

В списке крупнейших компаний США Fortune 500 в 2015 году заняла 62-е место (годом ранее 63-е место), в списке крупнейших компаний в мире Fortune Global 500 в 2015 году заняла 232-е место[3]. В списке крупнейших публичных компаний в мире Forbes Global 2000 за 2016 год заняла 83-е место, в том числе 27-е по рыночной капитализации, 57-е по чистой прибыли, 177-е по обороту и 296-е по активам; также заняла 4-е место в списке самых дорогих брендов[27].

Спонсорство спортивных мероприятий

Бутылка «Кока-Колы» с эмблемой олимпийского движения

The Coca-Cola Company — старейший спонсор олимпийского движения. Впервые в этом качестве она выступила в 1928 году. К 2013 году «Кока-Кола» сотрудничала более чем с 190 национальными Олимпийскими комитетами, в том числе с Олимпийским комитетом России. Некоторые факты участия компании в организации олимпийских мероприятий:

  • в 1932 году в Лос-Анджелесе «Кока-Кола» преподнесла в дар местному олимпийскому стадиону табло олимпийских рекордов;
  • в 1952 году на зимней олимпиаде в Осло компания предоставила вертолёт для сбора средств в пользу норвежских олимпийцев; позднее вертолёт помогал регулировать дорожное движение в норвежской столице;
  • на Олимпийских играх 1960 года в Риме компания сделала подарок спортсменам и зрителям — грампластинку с записью музыкального хита тех дней, песни «Arrivederci Roma»;
  • в 1964 году на олимпиаде в Токио «Кока-Кола» взяла на себя издание бесплатных карт города, уличных указателей, проспектов о достопримечательностях Токио и Японии, подготовила и выпустила (приобретший большую популярность) англо-японский разговорник;
  • в 1968 году «Кока-Кола» взяла на себя расходы по телевизионной рекламе Олимпиады в Мехико, тем самым приобщив миллионы зрителей к духу и азарту самых престижных соревнований мира;
  • в 1979 году «Кока-Кола» оказала финансовую помощь Национальному олимпийскому комитету США в создании Американского олимпийского зала славы;
  • в 1987 году «Кока-Кола» стала первым спонсором олимпийского музея в Лозанне, подписав соглашение с Международным олимпийским комитетом на сумму 1 млн $;
  • в 1988 году открывал и закрывал зимние Олимпийские игр в Калгари так называемый Всемирный хор «Кока-Кола», в состав которого вошли 43 хориста из 23 стран; хор исполнял в том числе одну из «титульных» мелодий олимпиады «Can’t You Feel It?»;
  • с 1992 года функционирует радио «Кока-Кола», которое в оперативном порядке транслирует информацию со спортивных мероприятий во время олимпиад. В 2000 году на олимпиаде в Сиднее по каналам этого радио вещали 58 радиостанций из 13 стран мира;
  • на олимпиаде в Атланте в 1996 году «Кока-Кола» организовала международную ярмарку тематических значков, в ходе которой было обменяно около 3 млн единиц; такие ярмарки, приуроченные к олимпийским играм и финансируемые «Кока-Колой», стали традиционными;
  • в 2002 к Олимпийским играм в Солт-Лейк-Сити «Кока-Кола» заказала известному художнику и дизайнеру П. Максу[англ.] написать мозаичный настенный узор. В мозаику вошли работы, которые были созданы детьми со всех Соединённых Штатов во время олимпийской эстафеты в 2002 году. Макс скомпоновал и оформил эти работы в гигантском настенном панно, в котором в художественной форме воплотил дух Олимпиады.

С 1992 года компания The Coca-Cola Company выступает в числе организаторов и спонсоров эстафеты олимпийского огня. С 1996 года — эксклюзивный представитель этой эстафеты, взявший на себя основные заботы по её организации на олимпийских играх в Атланте (1996), Нагано (1998), Солт-Лейк Сити (2002; одна из крупнейших эстафет за всю историю: общее расстояние 21 726 км, прошла через 46 американских штатов), Афинах (2004), Турине (2006), Пекине (2008) и Ванкувере (2010).

Спонсорство чемпионатов мира по футболу

С 1974 года компания The Coca-Cola Company — официальный партнёр ФИФА, а с 1978 года — официальный спонсор чемпионата мира по футболу. В 2006 году по инициативе компании оригинальный Кубок мира ФИФА отправился в первое кругосветное путешествие (англ. Trophy Tour). Проделав путь длиной в 102 570 км, кубок объездил 31 город в 29 странах. Ещё более масштабным стал следующий тур, который стартовал 21 сентября 2009 года в Цюрихе. Маршрут общей протяжённостью 138 902 км был проложен через 83 страны мира, в том числе спортивный трофей был представлен в России.

Продукция

The Coca-Cola Company производит концентраты, сиропы, безалкогольные напитки и полностью или частично владеет более чем 350 торговыми марками, как глобальными, так и региональными. Среди них: Coca-Cola, Diet Coke/Coca-Cola Light, Coca-Cola Zero, Fanta, Sprite, Добрый, Моя семья, Minute Maid[англ.] (сокосодержащие напитки), Minute Maid Pulpy, Georgia[англ.] (холодный кофе, Япония), Powerade[англ.], Schweppes, Blazer, Aquarius, Bonaqua/Bonaqa, Gold Peak (холодный чай, Северная Америка), Dasani, FUZE TEA, Del Valle (соки, Мексика и Бразилия), Simply (соки, Северная Америка), Glacéau Smartwater (вода, Северная Америка и Великобритания), Glacéau Vitaminwater, Ice Dew (вода, Китай)[22], Tropico (фруктовые нектары, Франция)[8]. См. также список продукции Coca-Cola[англ.].

Критика

The Coca-Cola Company обвиняется в травле и убийствах профсоюзных активистов на своих заводах в Южной Америке, нарушении прав человека, расизме, а также в загрязнении окружающей среды[28][29][30].

Примечания

  1. 1,0 1,1 KO.N - Coca-Cola Co Profile (англ.). Reuters. Дата обращения: 4 марта 2022. Архивировано 4 марта 2022 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Annual Report 2021 on SEC Filing Form 10-K (англ.). The Coca-Cola Company (22 февраля 2022). Дата обращения: 4 марта 2022. Архивировано 4 марта 2022 года.
  3. 3,0 3,1 Coca-Cola - Stock Price, Financials & News (англ.). Fortune. Дата обращения: 3 сентября 2016. Архивировано 2 сентября 2016 года.
  4. 4,0 4,1 Coca-Cola Enterprises, Inc. History (англ.). Funding Universe. Дата обращения: 10 сентября 2016. Архивировано 23 февраля 2017 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 History of the Coca-Cola Company (англ.). Funding Universe. Дата обращения: 3 сентября 2016. Архивировано 11 сентября 2016 года.
  6. The Coca-Cola Company Completes Tranaction of the Coca-Cola Enterprises (англ.). BevNET.com (4 октября 2010). Дата обращения: 10 сентября 2016. Архивировано 29 мая 2016 года.
  7. 7,0 7,1 7,2 Coca-Cola Enterprises, Coca-Cola Iberian Partners and Coca-Cola Erfrischungsgetränke AG To Form Coca-Cola European Partners (англ.). BusinessWire (6 августа 2015). Дата обращения: 10 сентября 2016. Архивировано 11 сентября 2016 года.
  8. 8,0 8,1 Coca-Cola приобрела французский бренд Tropico. ИА REGNUM. Дата обращения: 26 сентября 2018. Архивировано 26 сентября 2018 года.
  9. RU business pause (рус.) ?. www.coca-cola.ru. Дата обращения: 9 марта 2022. Архивировано 13 марта 2022 года.
  10. Coca-Cola будет продавать в РФ напиток под брендом "Добрый кола". Interfax.ru. Дата обращения: 27 августа 2022. Архивировано 26 августа 2022 года.
  11. Донской завод Coca-cola начнет выпускать «Добрую Колу»
  12. Butler, Tischler, 2015, p. 38.
  13. The Coco-Cola Company. Архивировано 28 февраля 2019 года.
  14. Wiederman, Adam J. One Share of Stock Now Worth $9.8 Million – Is It Really Possible?. DailyFinance.com (14 августа 2012). Дата обращения: 1 ноября 2012. Архивировано 15 ноября 2012 года.
  15. Schaefer, Steve SunTrust Sells Coca-Cola Stake After 93 Years, Collects A Tidy Two Million Percent Return (англ.). Forbes. Дата обращения: 30 октября 2019. Архивировано 30 октября 2019 года.
  16. Decades of Great Performance From 9 Dow Stocks. DailyFinance.com (5 ноября 2011). Дата обращения: 1 ноября 2012. Архивировано 4 ноября 2012 года.
  17. KO: Dividend Date & History for Coca-Cola Co.. Dividend.com. Дата обращения: 6 июня 2019. Архивировано 6 июня 2019 года.
  18. Owusu, Tony Coca-Cola Raises Dividend for 57th Consecutive Year. TheStreet (21 февраля 2019). Архивировано 28 февраля 2019 года.
  19. Coca-Cola shareholders OK 2-for-1 stock split. USA Today. Дата обращения: 1 ноября 2012. Архивировано 9 октября 2012 года.
  20. Investors Info: Dividends. coca-colacompany.com. Дата обращения: 27 февраля 2019. Архивировано 22 апреля 2019 года.
  21. Информация о владельцах для Coca-Cola Co. msn money (Microsoft). Дата обращения: 10 сентября 2016. Архивировано 17 сентября 2016 года.
  22. 22,0 22,1 22,2 22,3 Annual Report 2015 on SEC Filing Form 10-K (англ.). The Coca-Cola Company (25 февраля 2016). Дата обращения: 3 сентября 2016. Архивировано 15 сентября 2016 года.
  23. The Coca-Cola Company - Company Profile (англ.). Vault.com. Дата обращения: 3 сентября 2016. Архивировано 16 августа 2016 года.
  24. Annual Report 2005 on SEC Filing Form 10-K (англ.). The Coca-Cola Company (28 февраля 2006). Дата обращения: 3 сентября 2016. Архивировано 4 июня 2011 года.
  25. Annual Report 2010 on SEC Filing Form 10-K (англ.). The Coca-Cola Company (28 февраля 2011). Дата обращения: 3 сентября 2016. Архивировано 18 апреля 2016 года.
  26. Соса-Cola — самый дорогостоящий бренд в мире. Дата обращения: 18 сентября 2009. Архивировано 16 февраля 2011 года.
  27. Coca-Cola on the Forbes World's Most Innovative Companies List (англ.). Forbes. Дата обращения: 3 сентября 2016. Архивировано 2 сентября 2016 года.
  28. «Не дай себе засохнуть» или «Открой себя». Дата обращения: 7 сентября 2017. Архивировано 9 сентября 2013 года.
  29. В Колумбии объявлено о начале общенационального бойкота продукции компании Coca-Cola. Дата обращения: 7 сентября 2017. Архивировано 8 сентября 2017 года.
  30. Criticism of Coca-Cola (англ.)

Литература

  • Butler, David. Design to Grow: How Coca-Cola Learned to Combine Scale and Agility (and How You Can Too) / David Butler, Linda Tischler. — 1st. — New York, NY : Simon & Schuster, 2015. — ISBN 978-1-4516-7627-3.
  • Дэвид Батлер, Линда Тишлер. Проектируя бизнес: Как захватить рынок, адаптируясь к переменам. Опыт Coca-Cola = Design To Grow. How Coca-Cola Learned to Combine Scale and Agility. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 306 с. — ISBN 978-5-9614-5605-9.
  • Майкл Блендинг. Coca-Cola. Грязная правда = The Coke Machine: the Dirty Truth Behind the World's Favorite Soft Drink / Перевод с английского Любови Сумм. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. — 400 с. — (Журналистское расследование). — 2000 экз. — ISBN 978-5-91657-381-7.

Ссылки