Sud-Ouest SO.1221 Djinn

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
S.O. 1221 Djinn
Тип лёгкий вертолёт
Разработчик Sud-Ouest
Производитель Sud-Ouest
Sud Aviation
Первый полёт 2 января 1953 (S.O. 1220)
16 декабря 1953 (S.O. 1221)
Начало эксплуатации 1958
Статус эксплуатируются отдельные
экземпляры
Эксплуатанты Армия Франции
Армия Германии
Годы производства 1954-середина 1960-х
Единиц произведено 178

Sud-Ouest S.O.1221 Djinn — лёгкий двухместный вертолёт с реактивным (компрессорным) приводом несущего винта. Разработан и производился французским предприятием Sud-Ouest (позже Sud Aviation) с 1954 по середину 1960-х годов. Единственный на настоящее время серийно строившийся реактивный вертолёт.

Конструкция вертолёта

Для привода несущего винта была применена реактивная, а именно компрессорная, схема привода. Силовой установкой вертолёта был турбокомпрессор Turbomeca Palouste — сжатый воздух от последнего подавался в лопасти несущего винта и выбрасывался из сопел на законцовках лопастей. Такая схема позволила избежать реактивного момента от несущего винта — что, в свою очередь, исключило необходимость в рулевом винте, трансмиссии несущего ротора и в целом — радикально упростило конструкцию вертолёта.

Фюзеляж вертолёта был выполнен в виде лёгкой конструкции с ферменной хвостовой балкой. Силовая установка размещалась непосредственно за кабиной пилотов. На конце хвостовой балки было расположено простое горизонтальное и вертикальное оперение.

Ротор с воздуховодом
Несущий ротор с соплом на законцовке лопасти

Производство и применение

Прототип вертолёта совершил первый полёт в декабре 1953. Французская армия заказала 22 машины для оценочных испытаний. Три машины были приобретены армией США для тех же целей и обозначались YHO-1. В общей сложности французская армия приобрела 100 вертолётов. Они использовались в целях разведки, связи, наблюдения, и обучения пилотов. Шесть машин было приобретено армией ФРГ.

Всего, к окончанию производства в середине шестидесятых годов, было произведено 178 вертолётов. Некоторые из них были проданы гражданским покупателям и использовались для авиационных химических работ в сельском хозяйстве.

Как и другие вертолёты с реактивным приводом несущего винта, наряду с преимуществами этого типа машин, «Джинн» имел и все присущие им недостатки, главные из которых — высокий расход топлива и относительно малая скорость полёта.

Летно-технические характеристики

Экипаж: 2

Длина: 5,30 м

Диаметр несущего винта : 11 м

Вес пустого: 360 кг.

Максимальный взлётный вес : 800 кг.

Силовая установка: 1 турбокомпрессор Turbomeca Palouste IV, мощность 179 кВт (240 л.с.)

Максимальная скорость: 130 км/ч.

Продолжительность полета: 2 часа 15 минут.

Ссылки