Startopia

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Startopia
Разработчик Mucky Foot Productions
Издатель Eidos Interactive
Дата выпуска 2001
Жанр RTS
Технические данные
Платформа PC (Windows)
Режим игры однопользовательский
Носитель CD-ROM
Управление клавиатура, мышь

Startopia — стратегия в реальном времени для PC, созданная Mucky Foot Productions (бывшими работниками Bullfrog) и выпущенная Eidos Interactive. Игрок становится администратором разных заброшенных космических станций с заданием вернуть им былую славу.

Обзор

Космические станции в игре имеют форму Стенфордского тора. По предыстории игры, недавно закончилась разрушительная галактическая война, после которой многие расы всё ещё отстраивают свои общества. Часть этих восстановлений включает в себя возрождение космических станций заброшенных во время войны. У каждого нанимателя игрока своё предназначение для своей станции.

Игрок не имеет прямого контроля над посетителями, которые бродят по станции. Вместо этого он проектирует разнообразные постройки, с помощью дроидов-сказзеров их возводит, а также нанимает для них персонал из числа всё тех же пришельцев-посетителей. Чтобы остаться на станции необходимо обеспечить всех посетителей и жителей станции предметами первой необходимости, а также отдыхом и развлечениями. Каждый тип посетителей подходит для своих задач, а также каждый пришелец имеет собственный набор характеристик, определяющий его ценность как работника. Фактическая цель для игрока колеблется от одного сценария к другому: в каких-то миссиях поставлены экономические цели (например, набрать 100000 энергии к определённому сроку), в других от игрока требуется выполнение конкретной задачи, например вылечить в своих больницах 100 больных или захватить всю станцию с помощью силы.

Палубы

У каждой станции имеется три палубы, хотя в начальных миссиях могут использоваться только две из них, а то и вовсе одна. Перемещаются пришельцы между ними через лифты-телепортеры.

Технологическая палуба

Самая «нижняя» (наружная по вращению) палуба станции. На этой палубе расположены необходимые средства для работы станции, включая комнаты отдыха, генераторы, причалы, фабрики, а также порты, через которые на станцию прибывают корабли с торговцами и посетителями.

Палуба наслаждений

Палуба наслаждений предназначена в основном для отдыха и является экономическим центром любой станции. Здесь пришельцы тратят больше всего своих сбережений, при условии что построены магазины и аттракционы. Незаменимая палуба чтобы поддерживать счастье ваших посетителей на нужном уровне.

Био-палуба

Эта палуба покрыта нано-почвой, способной симулировать условия любой обитаемой планеты. Эта палуба используется гостями и работниками для отдыха «на природе». Также, эта почва плодородна, так что может быть использована для выращивания деревьев и кустов, которые впоследствии могут быть упакованы и проданы торговцам или в магазинах. Монахи Зедем строят на этой палубе свои звёздные храмы. Из-за того, что био-палуба отделена от космоса прозрачным материалом, эта палуба опасна во время метеоритных дождей.

Расы

Грулиенские солёные боровы

Опора и надежда любой станции, они — промышленные рабочие. Их можно приставить как к переработчику (агрегат, перерабатывающий мусор в энергию), так и к фабрике. Они, как и большинство пришельцев имеют более-менее человекоподобное тело. Однако, лицо их похоже одновременно и на свиной пятачок и на клюв экзотической птицы. Могут быть использованы как военная сила.

Тайгорианские грекка тарги

Маленькие насекомоподобные инопланетяне. Они эксперты в коммуникациях, так что их можно использовать для обслуживания систем связи. Также могут участвовать в военных действиях.

Греи

Самые стереотипные гуманоиды, имеют внешность «розуэллских серых человечков». Наиболее сильны в медицине, но могут также использоваться и в войне за территорию.

Даханские сирены

Из всех рас они более всего похожи на людей. Они стройны и красивы, а из одежды предпочитают только плавки и купальники, что объясняется их нелюбовью к материальным ценностям. Они работают в «гнёздах любви» на палубе удовольствий, утешая одиноких пришельцев и даруя им радость любви. К слову, это единственная раса, у которой есть видимые отличия между полами. В войнах не участвуют по этическим соображениям.

Касвагорианцы (или Горы)

Они воинственны, они брутальны, они оранжевы. Главная военная сила любого администратора. Могут работать в центре безопасности.

Кармарамы

Фиолетовые, четырёхрукие пришельцы. Их волосы представляют собой нечто среднее между щупальцами и дредами. Они стереотипные хиппи и будучи нанятыми выращивают растения на биопалубе. Против войны всей своей сущностью.

Турраккены

Двухголовые учёные, которые проводят много времени в лабораториях, изучая новые или улучшая старые технологии. Будучи типичными «нердами», турраккены часто пользуются услугами даханских сирен. Не воюют, предпочитая во время пальбы бегать кругами в панике.

Монахи Зедема

Крайне религиозные существа, стараются донести свою веру до каждого существа на станции. Искупают грехи тем, кто ищет искупления, конвертируя их в кающихся. За каждого «конвертированного» их комитет компенсирует администратору потерю платёжеспособного посетителя кругленькой суммой. Обитают в основном вокруг собственного храма на биопалубе, который строит там самый первый нанятый монах. Высокие, худощавые, носят красные робы. В войнах, конечно же, не участвуют и питают острую ненависть к сиренам.

Каждый нанятый монах Зедем улучшает Храм, добавляя к нему свой обелиск с иероглифом. Чтобы полностью обустроить Храм, нужно 12 монахов. Когда накапливаются 12 кающихся послушников, монахи проводят в своём Храме мистический Ритуал, в ходе которого эти 12 кающихся послушников исчезают.

Полвакианские алмазные слизни

Слизняки — богачи галактики. Поэтому их нельзя заставить работать на станции. Если они хорошо себя чувствуют, то их тела создают светящееся вещество, которое даёт много энергии. Как и любые другие аристократы, слизняки смотрят свысока на низший класс рабочих, из-за чего у них постоянно возникают конфликты с трудолюбивыми грулианскими солёными боровами. Поскольку нанять их нельзя, соответственно и в вооружённом противостоянии администраторов участвовать они не будут.

Торговля с расами

Регулярно мимо станции пролетают торговцы от разных рас, а также Арона Даал. Для торговли абсолютно необходимо иметь порт для приёма кораблей торговцев и коммуникационный узел, для работы на котором нужно нанять трёх грекка таргов. Также весьма желательно иметь хотя бы один склад для хранения ящиков с товарами - вне склада товары довольно быстро портятся. Каждая раса имеет свои предпочтения в покупке и продаже разных товаров. Различается не только ассортимент товаров на продажу или покупку, но и очень сильно различаются цены. Дёшево покупая товары у одних рас и дорого продавая товары другим расам можно вести весьма прибыльную торговлю!

Другие расы

Саботёры

Обычно нанятые конкурентом, саботёры проберутся на станцию и установят бомбу или убьют кого-нибудь. Они могут попытаться пройти как гости или телепортироваться. Так как на станции есть детекторы взрывчатки, то при активации бомбы у игрока будет короткое время чтобы найти её и обезвредить. Бомбу может обезвредить сказзер охраны, а ещё её можно просто взять и выбросить в мусор или в космос, когда открыт порт для космических кораблей, ну или хотя бы отнести в дальний угол и бросить, чтобы бомба взорвалась вдалеке от инопланетян и полезных сооружений.

Арона Даал

Загадочный космический торговец, иногда предлагающий довольно редкие вещи (хоть и по весьма завышенным ценам). В его диалогах масса отсылок к Терри Пратчетту, в частности к его персонажу Себя-Режу-Без-Ножа Достаблю.

Сказзеры

Маленькие жёлтые роботы, производящие очистку местности от мусора, строящие, обслуживающие и ремонтирующие здания. Имеют маркировку: I, II и III. Первые передвигаются на ногах, вторые на гусеницах, третьи, самые быстрые — на реактивной тяге. Чем быстрее сказзер, тем больше у него тратится запас энергии и тем чаще его нужно перезаряжать. Также существуют охранные сказзеры. Они выглядят во многом похоже на сказзеров марки I, но имеют сине-белую раскраску «под полицию». Адаптированы для боевых действий, поэтому имеют встроенный лазерный бластер и устройство, позволяющее взламывать интерфейс переборки, что необходимо для захвата территорий у конкурентов.

Кающиеся

Созданы из обычных пришельцев путём конвертирования и отпущения грехов Зедемскими монахами. Носят большие, неудобные, красные с золотым одеяния как напоминание о своих грехах. Однажды покаявшись, пришелец больше не будет работать и никогда больше не вернётся к прежнему виду. Кающихся недолюбливают все расы кроме Зедемских монахов. Когда накапливаются 12 кающихся, монахи Зедем проводят в полностью обустроенном Храме мистический Ритуал, в ходе которого все 12 кающихся исчезают.

Космические вредители

Грызуны, живущие в замусоренных местах и разносящие заразу. Расстраивают пришельцев, любящих чистоту — например, алмазных слизней.

Мимау

Милое котообразное существо, часто появляющееся на замусоренных станциях. Если будет есть слишком много мусора, станет заразным и любой пришелец, пригревший его, станет инфицирован страшным паразитом — скрашером. В одной из миссий можно купить несколько котов у Ароны Даала и выпустить их на биопалубу, откуда они не смогут добраться до мусора.

Скрашер

Огромный и очень опасный паразит, развившийся внутри жертвы, инфицированной мимау. Если паразита вовремя не удалить в больнице, он просто разрывает носителя на части и начинает уничтожать всё что только видит на своём пути. Трудноубиваемый и агрессивный.

Настроение

У каждого инопланетянина есть настроение, которое отображается в виде смайлика над головой. Инопланетянин может радоваться, когда у него всё хорошо, скучать, голодать, хотеть сна, а также быть преступником. Преступники вредят: тураккен-преступник мешает научным исследованиям, сирена-преступник вместо любви даёт ненависть, грей-преступник вместо того, чтобы лечить в госпитале, вредит здоровью пациентов, тарг-преступник мешает переговорам с кораблями, монах-преступник может превращать в преступников других инопланетян. Преступников надо выявлять, как можно быстрее! Полицейский сказзер арестовывает преступника и конвоирует его в тюрьму (при наличии свободных камер, где из преступника сделают добропорядочного гражданина) или депортирует через ближайший пассажирский порт. За перевоспитание преступника в тюремной камере полагается бонус.

Боевые действия

В отличие от других игр жанра RTS в этой игре напрямую управлять войсками невозможно. Возможности игрока очень ограничены и сводятся к найму/увольнению инопланетян, способных к ведению боевых действий, строительству или покупке охранных сказзеров, строительству охранных башен и смене приоритетов целей. Кликнув и удерживая кнопку на персонаже или объекте инфраструктуры можно задавать статус цели (обозначается в виде зёленой "мишени" над целью), кликая мышкой можно увеличивать или уменьшать приоритет цели, что отражается в изменении размера и яркости "мишени" над целью. Сказзеры охраны - единственный вид войск, перемещение которых может контролироваться игроком.

Чтобы напасть на соседа по станции, нужно сначала понизить статус дипломатических отношений с ним, потом при помощи охранного сказзера взломать перегородку, чтобы её открыть. Затем можно либо при помощи охранного сказзера захватить чужой отсек, либо при помощи своих войск разрушить все коллекторы энергии противника - в этом случае противник покидает станцию, а все его отсеки становятся "ничейными", после чего они элементарно захватываются вместе со всем имуществом, за исключением сказзеров - все сказеры противника при этом дружно взрываются!

Самый прочный - скрашер. Его очень трудно убить, но он не умеет стрелять и сражается только в ближнем бою. Следующий по опасности противник - саботёр. Он очень прочный и отлично умеет стрелять, чтобы его победить нужно не менее трёх касвагорианов. Касвагорианы - основа армии игрока. Они прочные, хорошо стреляют и умеют работать в системе охраны, которая увеличивает радиус действия охранных башен. Другие боеспособные расы - тарги, греи и гроулиены - примерно втрое слабее касвагорианов. Сказзер охраны - самый слабый и медленно передвигается, но только он умеет взламывать переборки.

Юмор

В игре есть много юмора, особенно для тех кто знаком с серией книг Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» и популярными фантастическими сериалами как «Доктор Кто». Также, у каждого гостя станции имеется информационное окно, в котором игрок может прочитать многое об этом конкретном персонаже: его/её любимые вещи, есть ли у него/неё уголовная ответственность и за что. Одно из любимых времяпровожений греев, например, это скорбь по родственникам погибшим в Розуэлле, Нью-Мексико, в 1947-м году. Преступления включают в себя всё от дорожно-транспортных нарушений типа «превышения скорости света» до серьёзных преступлений наподобие «попытки уничтожения вселенной».

Юмор также проявляется более тонко. Например, на экране одного из исследовательских компьютеров в лаборатории обычно появляются различные графики и столбцы. Но иногда на нём может высветиться известный пользователям Windows «синий экран смерти», после чего турракен-учёный с досадой бьёт кулаком по устройству.

Отзывы в прессе

Рецензии
Сводный рейтинг
АгрегаторОценка
GameRankings85.07 %
(27 обзоров)[9]
Metacritic86 / 100
(14 обзоров)[10]
MobyRank86 / 100[11]
Русскоязычные издания
ИзданиеОценка
Absolute Games80%[8]
«Домашний ПК»89 / 100[7]
Иноязычные издания
ИзданиеОценка
AllGame4,5 из 5 звёзд4,5 из 5 звёзд4,5 из 5 звёзд4,5 из 5 звёзд4,5 из 5 звёзд[1]
CVG7.6 / 10[2]
Eurogamer9 / 10[3]
GameRevolutionB+[4]
GameSpot8.3 / 10[5]
IGN9.0 / 10[6]

Примечания

  1. Startopia - Overview - allgame. Дата обращения: 12 декабря 2010. Архивировано 12 февраля 2010 года.
  2. Startopia News, Startopia Review, Startopia Preview, Startopia Release Date, - ComputerAndVideoGames.com
  3. Startopia | PC | Eurogamer.net Архивировано 12 августа 2010 года.
  4. Startopia Review for the PC (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 декабря 2010. Архивировано 5 сентября 2008 года.
  5. Startopia for PC - GameSpot
  6. IGN: Startopia (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 декабря 2010. Архивировано 20 марта 2011 года.
  7. Александр Птица. Игры в космической песочнице // Домашний ПК. — 2001. — № 8-9. — С. 78-79. Архивировано 20 июля 2014 года.
  8. StarTopia // Рецензия (обзор, review) на AG.ru. Дата обращения: 12 декабря 2010. Архивировано 8 августа 2010 года.
  9. Startopia for PC - GameRankings. Дата обращения: 12 декабря 2010. Архивировано 4 декабря 2010 года.
  10. Startopia for PC Reviews, Ratings, Credits, and More at Metacritic. Дата обращения: 12 декабря 2010. Архивировано 27 августа 2010 года.
  11. Startopia for Windows (2001) - MobyGames. Дата обращения: 12 декабря 2010. Архивировано 12 декабря 2010 года.

Ссылки