Saint Soleil

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Картина "Лоа краснолицая", Левой Эксиль. Акрил на холсте, 1996

Saint Soleil (рус. Святое Солнце) — традиция живописи Гаити, художники которой соединяют в своих картинах абстрактные человеческие фигуры и символику Вуду[1][2].

Движение основали в 1972 году Мод Роберт и Тига (также известный как Жан-Клод Гарот).

История

Школа Saint Soleil (также известная как «Движение Saint-Soleil») появилась, когда Жан-Клод Гарот и Мод Роберт предложили фермерам в Суассон-ла-Монтань (Soisson-la-Montagne) , сельской местности недалеко от Порт-о-Пренса , материалы для рисования и покраски. Они поддерживали академическое изучение живописи, а также поддерживали влияние Вуду. Из движения вышли такие художники- самоучки, как Левой Экзиль , Луизиана Сен-Флерант и многие другие.

Движение Saint Soleil получило международное признание в 1975 году, когда писатель Андре Мальро посвятил течению одну из глав в своей книге L'Intemporel. Мальро был поражен живописью Сен Солей и увековечил движение[3].

Проспер считался одним из наиболее знаменитых представителей течения. Одна из его картин была изображена на обложке телефонного справочника Порт-о-Пренса 1984 года. (CPA). В 1978 году Пьер-Луи Проспер и ещё четверо видных гаитянских художников объединились в группу «Cinq Soleils» (рус. Пять Солнц): Левой Эскиль (Levoy Exil), Пьер-Луи Проспер (Prosper Pierre Louis), Луизиана Сен-Флерант (Louisiane Saint Fleurant), Диеусеул Паул (Dieuseul Paul), Денис Смит (Denis Smith). С помощью французских культурных организаций группе удалось открыть большое ателье в Суассоне. Ателье было запущено в 1989 году[4]. Второе поколение - Магда Маглуар , дочь Луизианы Сен-Флерант .

В то же время художественная школа Saint Soleil, созданная Тигой, продолжает развиваться. К движению присоединились Альберик, Алуидор, Яфа, Луизиана Любин, Матье Сен-Жюст в 1980-х годах и позднее Апиер, Дастин, Гетин Эскиль, Ян Вернал, Мира, Оцелели, Онел, Паяс , Реджи, Джеспер, Жан-Луи Максан или Сен-Сурин. Примеры работ данных художников можно увидеть на аукционах.

Особенности течения

Движение «Святого солнца» называют третьей волной гаитянского искусства. Приверженцы этого течения обычно изображают духов вуду в виде абстракций, "энергетических образований "или находящихся в свободном парении фигур, в которых уже отсутствует антропоморфизм[5]. Содержательность картин группы «Сан-Солей» вудистскими символами не исчерпывалось, но безусловно ими направлялась. Так, в живописи Saint Soleil то, что кажется фантазиями художника, на самом деле обладает сакральным смыслом для художника[6]. Также художники экспериментируют с различными техниками. Например, Левой Эскиль активно применяет технику пуантилизма[7].

Картина «Лоа жёлтолицая», Левой Эксиль. Акрил на холсте,1996

Картины характеризуются яркими цветами, полуабстрактными фигурами, наличием голубей как символов мира и женщин как источников жизни.Течение связано с доминирующей религией на Гаити - Вуду, а также, согласно одному из идеологов течения Тиги, основывается на четырех ключевых словах— мечта, одержимость, творчество и безумие[8].

Ассоциация художников Saint-Soleil

40 лет спустя художники Saint-Soleil основали Ассоциацию художников Saint-Soleil (AASS) для поддержки движения Saint-Soleil.

В 2012 году Гетин Эскиль и Денис Смит, президент и вице-президент AASS, объявили о проведении в начале декабрясоциокультурного мероприятия в Суассон-ла-Монтань, посвященного 40-летию Saint-Soleil, — эти мероприятия стали возможностью для членов движения воздать должное всем художникам, которые были связаны с развитием и пропагандой гаитянской культуры ». На данном празднике был установлен бюст одного из родоначальников движения— Тиги.

Гетин Эксиль (Guethin Exile) и Денис Смит работают над тем, чтобы сделать AASS эталоном в области искусства и культуры в стране, и пообещали наблюдать за гаитянскими художниками, чтобы они могли производить свои произведения в лучших условиях. Художники способствуют проведению выставок и продаже картин, а также проводят "художественные ротации". Гетин Эскиль объясняет, что художественные ротации были придуманы Тигой, и являются техникой свободного творчества, когда различные материалы ( краска, глина, чернила и т. д.) отдаются в свободное использование для творчества добровольцев[9].

Источники

  1. Jean Senat Fleury. Jean-Jacques Dessalines: Words from Beyond the Grave (англ.). — Xlibris Us, 2018. — 282 p. — ISBN 1984538934. — ISBN 978-1984538932.
  2. Acting (re)considered : a theoretical and practical guide (англ.) / Phillip B. Zarrilli. — 2nd ed. — London: Routledge, 2002. — P. 148-150. — 396 p. — ISBN 0203991478, 9780203991473, 9780415263009, 041526300X, 0415262992, 9780415262996, 9786610142002, 6610142009.
  3. Haitian Art by Prosper Pierre-Louis (англ.). http://www.artshaitian.com. Дата обращения: 7 сентября 2019. Архивировано 7 декабря 2008 года.
  4. Saint Soleil Art (англ.). http://www.haitiobserver.com (2 февраля 2013).
  5. Нестор Пилявский. Магический узел карибского искусства, или Может ли конголезская метафизика изменить современность. https://knife.media/. Дата обращения: 7 сентября 2019. Архивировано 23 июля 2020 года.
  6. Надежда Кожевникова. Сан-Солей: вудистские тайны и тайны творчества // Независимый альманах Лебедь. — 2006. — Май (№ 474). Архивировано 8 сентября 2019 года.
  7. Levoy Exil (англ.). www.galerienaderhaiti.com.
  8. Candice Russell. Innovative Haitian painter Garoute (англ.) // Sun-Sentinel : статья. — 2006. Архивировано 30 июня 2021 года.
  9. Haiti - Culture : The movement Saint-Soleil celebrates its 40th anniversary (англ.), HaitiLibre (30/11/2012). Архивировано 15 октября 2019 года. Дата обращения 7 сентября 2019.