Raid over Moscow
Raid over Moscow | |
---|---|
![]() | |
Разработчик |
|
Дата выпуска |
Commodore 64: 1984 Другие: 1985-1986 |
Жанр | экшн |
Создатели | |
Геймдизайнер | Брюс Карвер |
Технические данные | |
Платформа | Commodore 64, Atari 400/800/XL/XE, Amstrad CPC, BBC Micro, ZX Spectrum, Apple II |
Режим игры | однопользовательский |
Язык интерфейса | английский |
Управление | клавиатура |
Raid over Moscow — компьютерная игра в стиле экшн, разработанная компанией Access Software и выпущенная в 1984 году. Игрок в роли американского космического пилота должен предотвратить три советских ядерных удара по Северной Америке, а затем уничтожить ядерный объект, расположенный в Московском Кремле. По сюжету игры, США не могут напрямую ответить на нападение из-за ликвидации своего ядерного арсенала[1].
Игра получила известность в Финляндии после высказывания одного из депутатов финского парламента, который выразил сомнение относительно легализации продаж сеющей ненависть игры[2][3]. Последовавшие за этим в стране дебаты и огласка в СМИ сделали Raid over Moscow бестселлером[4].
Сюжет
Первый этап

Действие начинается с предупреждения о запуске советской ядерной ракеты по североамериканскому городу[5][6]. Игрок при этом находится в ангаре, где хранятся американские космопланы, и должен безопасно вылететь на одном из них[6]. Он направляет космический самолёт к атакуемому городу. Также игрок может решить вывести с космической станции больше доступных летательных аппаратов. Всё это время на экране отсчитывается, сколько времени осталось до ядерного удара[5].
Затем игрок должен пролететь через периметр обороны вокруг ракетной шахты, уклоняясь от препятствий, выпускаемых по нему ракет с тепловым наведением и ударов советских танков и самолётов[6]. В случае успеха начинается следующая сцена; в противном случае игрок возвращается в ангар или к самолётам, выведенным со станции[6].
Заключительная часть этого этапа включает в себя уничтожение ракетной шахты при сопротивлении советских самолётов. Ликвидация шахты предотвратит ядерную атаку, а уничтожение второстепенных бункеров приносит дополнительные жизни и очки[6].
Силы СССР наносят в общей сложности четыре ракетных удара из Ленинграда, Киева, Минска и Саратова, и все они должны быть предотвращены так же, как и первый. После четвёртого запуска игрок переходит ко второму этапу игры[6].
Второй этап
Лётчики становятся пехотинцами и размещаются за фасадом «Военного центра», расположенного, по сюжету, в здании Государственного исторического музея. Используя миномёт, они должны взорвать ведущую в него дверь. Бонусные очки можно получить, разрушив корпусы здания и одержав победу над размещёнными там войсками. Как только дверь уничтожается, солдаты направляются к ядерному реактору и, следовательно, к финальной стадии игры[5][6].
Третий этап
На этом этапе нужно уничтожить роботов, подающих теплоноситель в реактор. Количество роботов определяется уровнем сложности, выбранным игроком. Игроку предоставляется несколько дисковых гранат, которые он бросает в находящегося в движении робота, который, в свою очередь, отстреливается. Робот бронирован спереди, поэтому единственный способ нанести ему какой-либо ущерб — это направить диски в стену, чтобы после этого они попали в противника сзади. Поскольку количество дисков ограничено, игрок должен попытаться поймать не попавшие в робота диски. Для успешного завершения задания необходимо победить всех роботов, при этом последнего — в течение двух минут. Если робот не будет уничтожен в пределах отведённого временного отрезка, то игра все равно заканчивается, но уже без выживших[5][6].
Выпуск
Изначально игра была выпущена на Commodore 64, а затем была переиздана для платформ Atari 400/800/XL/XE, Amstrad CPC, BBC Micro, ZX Spectrum и Apple II с другим названием — Raid[7].
В конце 1980-х хотели выпустить игру для Amiga вместе с Beach Head и Beach Head II: The Dictator Strikes Back, но разработчики не смогли заключить сделку с издателем — US Gold[8]. По словам художника-графика Адриана Каммингса, графическая часть продукта на тот момент была «готова на 99,9 %», но не был написан программный код[9].
Реакция
Raid over Moscow была второй по продажам игрой от Access для Commodore на конец 1987 года после Beach Head[10]. Игра получила в целом положительные отзывы. Журнал Computer and Video Games высоко оценил графику и звук версии для Commodore 64[11], а Crash дал версии для ZX Spectrum общую оценку в 92%[12]. Сюжет игры был подвергнут некоторой критике, однако Computer and Video Games опубликовали несколько писем от читателей, приводящих доводы за и против выпуска проекта с провокационной на тот момент темой[13][14].
Несанкционированные копии активно распространялись в Восточной Германии несмотря на то, что Штази охарактеризовала её как игру, имеющую «крайне милитаристский и бесчеловечный характер». Федеральное управление Западной Германии по средствам массовой информации добавило игру в список «вредных для молодёжи» в 1985 году, заявив, что «у старших подростков игра […] может вызвать напряжение, гнев, агрессию, возбуждённое мышление, трудности с концентрацией внимания, головные боли и т.д.» Запрет на её продажу автоматически завершился в 2010 году[15].
Резонанс в Финляндии
Игре был посвящён сюжет в новостной телевизионной программе A-Studio после того как журнал MikroBitti опубликовал рецензию на неё[16][17]. Позднее газета Tiedonantaja выпустила статью с призывом к запрету всех подобных «антисоветских» игр[16]. Депутат Энсио Лайне, член Демократического союза народа Финляндии, вынес на повестку заседания правительства вопрос касательно Raid over Moscow[16][18].
В последующие дни состоялись различные дискуссии между министерством иностранных дел Финляндии и представителями Советского Союза[19][20]. 7 марта 1985 года из СССР была получена неофициальная петиция с просьбой запретить различные книги, статьи и т.д., в том числе Raid over Moscow, с искажёнными представлениями о Советском Союзе[21]. Тем не менее 14 марта министр внешней торговли Ерму Лайне ответил перед парламентом, заявив, что финское законодательство позволяет ограничивать лишь ввоз товаров, представляющих угрозу здоровью[18][21]. Таким образом, министерство иностранных дел смогло уклониться от возможных претензий советских политиков, ссылаясь на законодательство[22]. 11 апреля министр иностранных дел Пааво Вяйринен дал официальный ответ на петицию, подчеркнув в нём дружеское отношение к СССР и извинившись за публикации об игре в СМИ[23]. СССР интерпретировал игру как военную пропаганду, но не стал в дальнейшем выдвигать никаких претензий[24].
В результате публичного обсуждения Raid over Moscow стала, по версии MikroBitti, самой продаваемой игрой для Commodore 64 в Финляндии в период с марта по сентябрь 1985 года[4]. Все аспекты разбирательств были раскрыты в 2010 году после рассекречивания архивов финского МИДа[20].
Примечания
- ↑ (December 1984) «Raid over Moscow [advertisement]». Computer and Video Games (38).
- ↑ (22 February 1985) «Hyökkäys Moskovaan. Videopeli kauhistutti kansanedustajan». Iltalehti.
- ↑ (1985) «Mikropelit nousivat päivänpolitiikkaan». Printti (5).
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 Saarikoski, Petri Tietokonepelit osana audiovisuaalisen kulttuurin moraalipaniikkia (фин.) ?. Wider Screen (1999). Дата обращения: 3 сентября 2012. Архивировано 25 февраля 2021 года.
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 5,3 Pasanen, 2011, p. 3.
- ↑ Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 Hendricks, Brian; Welander, Magnus; Grussu, Alessandro Raid over Moscow, instructions . Дата обращения: 17 марта 2013.
- ↑ Raid over Moscow . MobyGames. Дата обращения: 16 марта 2013. Архивировано 7 мая 2022 года.
- ↑ Raid over Moscow . Amiga Lore. Дата обращения: 16 марта 2013. Архивировано 8 мая 2022 года.
- ↑ Adrian Robert Cummings . Amiga Lore. Дата обращения: 16 марта 2013. Архивировано 13 мая 2020 года.
- ↑ Ferrell, Keith. The Commodore Games That Live On And On, Compute's Gazette (December 1987), С. 18–22.
- ↑ (December 1984) «Software reviews: [Raid over] Moscow». Computer and Video Games (38).
- ↑ (April 1985) «Raid over Moscow». Crash (15): 114–116.
- ↑ (February 1985) «Mailbag». Computer and Video Games (40).
- ↑ (March 1985) «Mailbag». Computer and Video Games (41).
- ↑ Gießler, Denis. Video Games In East Germany: The Stasi Played Along (нем.), Die Zeit (21 November 2018).
- ↑ Перейти обратно: 16,0 16,1 16,2 Pasanen, 2011, p. 4.
- ↑ Raid over Moscow -peli sai Suomessa aikaan poliittisen kriisin (фин.). YLE (13 февраля 1985). Дата обращения: 16 марта 2013. Архивировано 24 января 2014 года.
- ↑ Перейти обратно: 18,0 18,1 Kirjallinen kysymys: Amerikkalaisten CBM-pelien maahantuonnista. (фин.). Finnish parliament (9 марта 2007). Дата обращения: 16 марта 2013.
- ↑ Pasanen, 2011, pp. 4–6.
- ↑ Перейти обратно: 20,0 20,1 Sipilä, Jarkko UM/SALAISET 1985: Neuvostoliitto piti tietokonepeliä räikeänä provokaationa (фин.). MTV3 (7 января 2010). Дата обращения: 16 марта 2013. Архивировано 17 сентября 2011 года.
- ↑ Перейти обратно: 21,0 21,1 Pasanen, 2011, p. 6.
- ↑ Pasanen, 2011, p. 8.
- ↑ Pasanen, 2011, pp. 6–7.
- ↑ Pasanen, 2011, p. 7.
Ссылки
- Pasanen, Tero (2011). «"Hyökkäys Moskovaan!" – Tapaus Raid over Moscow Suomen ja Neuvostoliiton välisessä ulkopolitiikassa 1980-luvulla» (Finnish) (PDF). Pelitutkimuksen Vuosikirja: 1–11.
- A remake of the game
- Complete video from the C64 version at Archive.org and high quality playthrough video of the C64 version on YouTube