PulseAudio

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
PulseAudio

PulseAudio (ранее PolypAudio) — кроссплатформенный звуковой сервер, созданный в качестве улучшенной замены таких серверов, как ESD, ARts.

Работает на платформах POSIX, таких как Linux, Solaris и FreeBSD, а также на платформе Microsoft Windows. PulseAudio является свободным программным обеспечением: сервер распространяется под лицензией GNU GPL, а библиотеки — под GNU LGPL. Основной разработчик — Леннарт Пёттеринг.

Схема работы PulseAudio в Linux

PulseAudio принимает звук от одного или нескольких источников (процессов или устройств) и направляет одному или нескольким приёмникам (звуковым платам, серверам PulseAudio или процессам). Одной из основных целей проекта является предоставление возможности перенаправления любых звуковых потоков, включая и потоки от процессов, требующих прямого доступа к аудиоустройствам (например, старая OSS). Это достигается с помощью специальных псевдоустройств, работающих непосредственно с другими звуковыми системами, такими как aRts или ESD.

В Linux пользователь может настроить систему ALSA так, чтобы она использовала виртуальное устройство, созданное сервером PulseAudio. Тогда программы, работающие со звуком через драйвер ALSA, будут на самом деле иметь дело с PulseAudio, который взаимодействует с помощью ALSA уже с реальным устройством.

Также PulseAudio предоставляет собственный интерфейс для приложений, аналогичный интерфейсу ESD, через который они могут работать напрямую с сервером, что делает его полноценной заменой ESD. Для приложений OSS PulseAudio предоставляет утилиту padsp, создающую файлы типа /dev/dsp, через которые программа работает со звуковым сервером.

Основные возможности:

  • раздельная установка уровней громкости для разных программ[1];
  • смешивание потоков от разных звуковых плат;
  • расширяемая модульная система с поддержкой динамически загружаемых библиотек;
  • совместимость со многими популярными аудиоприложениями;
  • работа с несколькими источниками и приёмниками звука;
  • приемлемая для повседневного непрофессионального использования задержка и возможность ею управлять[2];
  • использование технологии zero-copy, сберегающей машинное время;
  • интерфейс командной строки с возможностью использования сценариев;
  • демон, перенастраиваемый с помощью командной строки;
  • встроенное преобразование аудиоформатов;
  • синхронизация потоков воспроизведения;
  • смешиваемые потоки могут иметь разные частотные характеристики;
  • эффективный микшер, даже для звуковых плат без микшера, предотвращающий «монополизацию» звукового устройства отдельной программой.

Примечания

  1. Interviews/LennartPoettering — FedoraProject Архивировано 18 октября 2009 года. (англ.)
  2. Lennart Pottering. PulseAudio and Jack (англ.). Дата обращения: 25 сентября 2015. Архивировано 25 сентября 2015 года.

Ссылки