Paper Mario: The Thousand-Year Door

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Paper Mario: The Thousand-Year Door
Paper Mario The Thousand-Year Door.jpg
Разработчик Япония Intelligent Systems
Издатель Весь мир Nintendo
Серия Paper Mario  (англ.)
Дата выпуска Регион Япония 22 июля 2004
Великобритания 4 октября 2004
Регион Северная Америка 11 октября 2004
Регион Европа 12 ноября 2004
Австралия 18 ноября 2004
Жанр ролевая игра
Создатели
Руководитель Риота Каваде
Продюсер Сигэру Миямото
Реичи Китаниси
Композитор Ёсито Хирано
Юка Цудзиёко  (англ.)
Технические данные
Платформа GameCube
Режим игры однопользовательский
Управление GameCube контроллер

Paper Mario: The Thousand-Year Door — видеоигра в жанре RPG, разработанная компанией Intelligent Systems и изданная фирмой Nintendo для консоли GameCube в 2004 году. The Thousand-Year Door — второй проект в серии Paper Mario  (англ.) после одноимённого релиза 2000 года. Согласно сюжету, во время поисков Марио и принцессы Пич мистического сокровища (сулящего несметные богатства) последнюю похищает группа инопланетян под названием X-Nauts. Главный герой отправляется спасать свою возлюбленную, попутно продолжая свою первоначальную цель.

The Thousand-Year Door заимствует у своего предшественника многие элементы игрового процесса, такие как художественный стиль (основанный на рисованной анимации) и пошаговую боевую систему с упором на тайминги атак. Бо́льшую часть приключения игрок управляет Марио, хотя в определённые моменты можно играть за Боузера и принцессу Пич.

The Thousand-Year Door получила высокие оценки от профильной прессы, чьи представители особо хвалили увлекательный сюжет и игровой процесс. В 2005 году она была признана «Ролевой игрой года» на церемонии D.I.C.E. Awards и впоследствии стала считаться лучшей частью серии. В 2007 год было выпущено продолжение для приставки Nintendo Wii под названием Super Paper Mario.

Игровой процесс

Paper Mario: The Thousand-Year Door представляет собой ролевую видеоигру включающую в себя нетипичные элементы для этого жанра. Игрок управляет двухмерной версией Марио, путешествуя по различным фэнтезийным мирам, стилизованным под бумажные коллажи[1]. По мере прохождения сюжета главный герой решает головоломки и сражается с различными врагами.

На игровых уровнях игрок может найти предметы, которые можно использовать как в бою, так и вне его. Эффекты этих предметов варьируются от исцеления Марио или его сопартийца до нанесения урона противнику[2]. Также главный герой может покупать «значки» (англ. badges) у неигровых персонажей (NPC), находить их в тайниках или получать от побеждённых врагов. Для их экипировки требуется определённое количество соответствующих очков (BP)[3]. Использованные значки улучшают определённый навык или характеристику (до конца игры) или, в некоторых случаях, наделяют Марио новыми способностями[4]. На протяжении всей игры к отряду  (англ.) протагониста постепенно присоединяются до семи персонажей. Один из них присутствует рядом с Марио постоянно и может быть заменён на другого в любой момент. У каждого из сопартийцев есть уникальные навыки, необходимые, в частности, для решения головоломок. Например, активация переключателей и устранение физических барьеров. Помимо этого, сам главный герой может превращаться в лодку или бумажный самолётик — эти способности активируются когда он стоит на специальной «панели активации» (англ. «activation panel»)[5]. Между сюжетными главами игрок может управлять Пич (в крепости X-Naut) и Боузером (на нескольких уровнях-сайд-скроллеров, основанных на первой части франшизы)[1].


Боевая система

Подобно предшественнику, сражения в The Thousand-Year Door проходят в пошаговом формате[6]. Когда Марио сталкивается с врагом в игровом мире, игра переходит в режим битвы на отдельный экран, стилизованный под театральную сцену. Если перед этим главный герой успевает нанести урон по врагу, он получает преимущество в виде «Первого удара» (англ. «First Strike»). Эта опция позволяет ему нанести противнику дополнительные повреждения, прежде чем начнется бой. То же самое могут сделать определённые виды врагов. Помимо Марио, игрок управляет одним из его напарников, назначая для каждого из них определённые команды в виде атаки, защиты или использования предмета. Также во время хода можно поменять одного напарника на другого. Атаку и защиту можно усилить нажатием в определённый момент соответствующей кнопки[7]. Например, нажатие кнопки во время прыжка Марио на врага позволит ему прыгнуть на него второй раз. Враги имеют преимущества, основанные на их положении на поле боя или на их специфике. Так, некоторые атаки могут быть использованы только на наземных противниках, а прыжок на колючих врагов также наносит урон самому протагонисту.

Марио и Гумбелла сражаются с Крюкохвостом, первым боссом игры. Зрители, наблюдающие за битвой, реагируют на успешное действие игрока

Каждый из персонажей имеет определённое количество очков здоровья (HP) которые уменьшаются, когда его атакует враг. Когда HP персонажа снижается до нуля, он становится неактивным и не может быть использован до своего воскрешения. Однако если HP полностью снизится у самого Марио, тогда игра заканчивается, и прохождение начнётся с последней точки сохранения[7]. Для выполнения более сильных атак требуются очки магии (именуемые в игре Flower Points — FP), которые распределяются равномерно между главным героем и его партнёрами. Также герой может использовать специальные атаки, которые открываются каждый раз, когда игрок получает Хрустальную звезду. Однако для их выполнения требуется определённое количество звёздной силы (англ. Star Power). Если игрок выигрывает битву, ему начисляются так называемые звёздные очки (англ. Star Points), за каждую сотню которых он может повысить уровень и выбрать увеличение максимального количества HP, FP или BP у Марио[5].

Во время боя сидящие в партере зрители реагируют на действия игрока в зависимости от зрелищности происходящего на сцене. Если Марио побеждает, аплодисменты публики пополняют звёздную силу. Также аудитория может бросать в игрока различные предметы, как полезные (например, гриб, восполняющий здоровье) в случае успеха, так и наносящие урон, если он проигрывает (например, камни)[1]. Начальное количество зрителей в зале равняется пятидесяти, однако оно может увеличиваться до двухсот по мере повышения уровня игрока в ходе игры.

Сюжет

Действие The Thousand-Year Door происходит в Грибном королевстве  (англ.)[8]. Город Роугпорт служит «хабом», соединяющим все другие локации в игре. История разделена на пролог и восемь глав, действие которых, как правило, происходит в одной из уникальных локаций. Каждый из уровней имеет эксклюзивные черты, присущие только этому месту[9]. Например, Глитцвилль представляет собой плавучий город, центральной достопримечательностью которого является гладиаторская арена[10]. Жители Роугпорта и многочисленные враги в игре варьируются от характе́рных персонажей серии, таких как привидения (англ. Boo), до уникальных противников, таких как инопланетяне X-Nauts.

Персонажи

Большинство персонажей игры присутствуют в качестве NPC. Зачастую прохождение сюжета зависит от непосредственного взаимодействия с ними. Они также принимают участие в различных побочных квестах[10]. В частности, профессора Гумба Фрэнкли, который больше всех знает о тайнах Рогпорта, необходимо посещать каждый раз, когда Марио добывает Хрустальную звезду. Подобно своей предшественнице, Paper Mario, в игре главного героя может сопровождать один из помощников[2]. Всего встречается семь помощников: Гумбелла-Гумба, Купс-Купа, мадам Флурри (дух ветра), Йоши (имя которому даёт сам игрок), тень по имени Вивиан, адмирал Боббери-Боб-омб и мисс Моуз-Скуик (её можно взять в отряд опционально)[11].

Марио является центральным персонажем The Thousand-Year Door, хотя в некоторые моменты игрок ненадолго получает управление за принцессу Пич и Боузера. Бо́льшая часть истории Пич посвящена её взаимоотношениям с компьютером X-Nauts AI TEC, который влюбляется в девушку, несмотря на то, что не полностью понимает концепцию любви. Принцесса соглашается научить компьютер любить в обмен на возможность связаться с Марио по электронной почте[12]. В свою очередь, антагонист франшизы Боузер пытается собрать Хрустальные звезды раньше, чем это сделает Марио, вместо того, чтобы напрямую противостоять протагонисту. Вокруг этих попыток выстраиваются различные комедийные ситуации[5].

Разработка и выход

The Thousand-Year Door — это сиквел Paper Mario для Nintendo 64. Один из разработчиков, Рёта Кавадэ, отмечал, что игра была призвана удивить игроков, поэтому команда намеревалась использовать все технологические преимущества приставки GameCube. Кавадэ очень часто советовался с главой Nintendo Сигэру Миямото, который долгое время отказывался давать зелёный свет на разработку проекта, считая его недостаточно инновационным. Тогда команда продемонстрировала возможность отображения тысячи персонажей на игровом экране и это впечатлило главу компании. Миямото сам принимал активное участие в дальнейшей разработке игры. Кавадэ вспоминал, что его команда очень старалась сделать Thousand-Year Door увлекательной. Они экспериментировали с новыми игровыми механиками, например, возможностью рисовать картинки на бумаге. Тем не менее впоследствии было решено ограничить количество этих элементов в общем игровом процессе[13].

Проект был анонсирован на конференции видеоигровых разработчиков в 2003 году[14]. Ещё до анонса Nintendo заявляла, что работала над сиквелом Paper Mario для Nintendo 64. Проект условно назывался Mario Story 2 в Японии и Paper Mario 2 в США[15]. Первые скриншоты игры были показаны на выставке E3 2004, на них продемонстрировали некоторые игровые локации[16]. Выход игры в Японии состоялся 22 июля 20004 года[17], релиз в США последовал 11 октября[14].

В 2008 году продюсерская компания Morgan Creek Entertainment  (англ.) подала на Nintendo в суд, обвинив компанию в незаконном использовании песни «You’re So Cool» из фильма «Настоящая любовь» в рекламном ролике игры. Морган Крик отозвал иск через шесть дней после того, как Nintendo предоставила доказательства, что рекламное агентство Leo Burnett USA владело лицензией на песню[18].

Восприятие

Рецензии
Сводный рейтинг
АгрегаторОценка
GameRankings88%
(68 обзоров)[19]
Metacritic87/100
(55 обзоров)[20]
Иноязычные издания
ИзданиеОценка
EGM9/10[19]
Eurogamer9/10[21]
Game Informer6.75/10[22]
GameSpot9.2/10[5]
IGN9.1/10[1]
Nintendo Life8 из 10 звёзд8 из 10 звёзд8 из 10 звёзд8 из 10 звёзд8 из 10 звёзд8 из 10 звёзд8 из 10 звёзд8 из 10 звёзд8 из 10 звёзд8 из 10 звёзд[23]
Nintendo Power4.6/5[24]
Nintendo World Report8/10[25]
9.5/10 (Японская версия)[26]

Paper Mario: The Thousand-Year Door получила преимущественно положительные отзывы от игровой прессы. По данным агрегатора Metacritic, средняя оценка игры составляет 87 баллов из 100[20]. Обозреватели особенно хвалили сюжет. Представитель веб-сайта GameSpot Грег Красавин отмечал, что каждая глава игры дарует волнительность от предвкушения неизведанного[5]. Том Брамвелл из Eurogamer похвалил причудливую по меркам традиционных ролевых игр историю The Thousand-Year Door, назвав её схожей скорее с мультфильмом «В поисках Немо», нежели с серией Final Fantasy, и посчитав это комплиментом[21]. Высоких оценок удостоились персонажи, в том числе проработанность NPC[1]. Тем не менее некоторые рецензенты остались недовольны слишком медленным развитием истории, особенно на ранних стадиях прохождения[1][27]. Обозреватель из Eurogamer назвал обилие текста единственным минусом The Thousand-Year Door[21].

Критики хвалили одну из главных идей игры и связанные с ней игровые механики — использование бумажных фигурок[5][21]. В ключе тематики игры, рецензент 1UP называл такой подход умным и целостным, превращающим визуальный стиль проекта в нечто большее, чем просто внешняя оболочка[28]. Также рецензенты остались довольны боевой системой, явно отличающейся от традиционных RPG[5][21]. Представитель GameSpy похвалил использование тайминга в боевой системе, подытожив, что данные элементы были разработаны так, чтобы быть привлекательными и забавными, и они превосходно справлялись со своей задачей[29]. Одобрения удостоилась виртуальная публика в зрительном зале, которая реагирует на действия Марио во время сражения[5][21].

Визуальная часть была воспринята неоднозначно. Рецензент из GameSpot остался доволен, отметив, что игра демонстрирует нужный уровень визуального мастерства, сравнимый или превосходящий ряд других проектов для приставки GameCube[5]. В свою очередь, корреспондент IGN не заметил явных визуальных улучшений по сравнению с предшественницей — Paper Mario[1]. Что касается музыкального сопровождения, критик назвал его олицетворением игрового саундтрека, однако остался недоволен отсутствием озвучки в диалогах[1]. Обозреватель RPGamer в целом высоко оценил мелодии игры, тем не менее посетовав, что повторяющиеся мелодии во время сражений являются одним из основных её недостатков[27].

В 2005 году The Thousand-Year Door была удостоена звания лучшей ролевой игры года на церемонии D.I.C.E. Awards[30] и получила ряд номинаций от редакции GameSpot в категориях: «самая забавная игра», «лучший сюжет» и «лучшая графика»[31]. В 2009 году The Thousand-Year Door заняла 56-е место среди «100 величайших игр от Nintendo» по мнению представителей журнала Official Nintendo Magazine[32]. В свою очередь, редакция Edge поместила её на 93-ю строчку в списке «100 лучших игр до 2008-го года»[33].

The Thousand-Year Door стала бестселлером в Японии, в течение первой недели разойдясь тиражом около 159 тысяч копий[34]. Всего в ней было продано 409 тысяч экземпляров игры[35] и 1,23 миллиона — в Северной Америке[36]. Впоследствии игру включили в линейку Nintendo Selects  (англ.)[37].

Наследие

Ряд игровых изданий признали The Thousand-Year Door лучшей в серии Paper Mario  (англ.)[38][39][40]. Более поздние игры франшизы, начиная с Super Paper Mario (2007), лишились некоторых традиционных RPG-элементов, чтобы приблизить её к жанру приключенческого боевика, а также подверглись изменениям в боевой системе[41][42][43]. Бо́льшая часть игровой прессы восприняла такой подход негативно, упоминая в этой связи The Thousand-Year Door в качестве положительного примера на фоне сиквелов[44][45]. Некоторые из второстепенных механик были возвращены в Paper Mario: The Origami King, однако многие журналисты всё равно остались недовольны отсутствием основных[45][46][47].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Schneider, Peer Paper Mario: The Thousand-Year Door Review (англ.). IGN (11 октября 2004). Дата обращения: 17 февраля 2008. Архивировано 31 июля 2012 года.
  2. 2,0 2,1 Clayman. Game guide for Paper Mario: The Thousand-Year Door p. 5 (англ.). IGN. Дата обращения: 8 февраля 2023. Архивировано 2 мая 2021 года.
  3. Paper Mario: The Thousand-Year Door instruction booklet (англ.). — Nintendo, 2004. — P. 26.
  4. Clayman. Game guide for Paper Mario: The Thousand-Year Door p. 7 (англ.). IGN. Дата обращения: 8 февраля 2023. Архивировано 1 августа 2012 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 5,8 Kasavin, Greg Paper Mario: The Thousand-Year Door for GameCube Review (англ.). GameSpot (12 ноября 2004). Дата обращения: 17 февраля 2008. Архивировано 30 июля 2019 года.
  6. Cole, Michael GC review: Paper Mario: The Thousand-Year Door (англ.). Nintendo World Report (24 октября 2004). Дата обращения: 18 февраля 2008. Архивировано 1 февраля 2010 года.
  7. 7,0 7,1 Clayman. Game guide for Paper Mario: The Thousand-Year Door p. 2 (англ.). IGN. Дата обращения: 8 февраля 2023. Архивировано 1 августа 2012 года.
  8. Paper Mario: The Thousand-Year Door instruction booklet (англ.). — Nintendo, 2004. — P. 6-7.
  9. Clayman. Game guide for Paper Mario: The Thousand-Year Door p. 6 (англ.). IGN. Дата обращения: 8 февраля 2023. Архивировано 20 июня 2012 года.
  10. 10,0 10,1 Clayman. Game guide for Paper Mario: The Thousand-Year Door p. 12 (англ.). IGN. Дата обращения: 8 февраля 2023. Архивировано 29 мая 2012 года.
  11. Cheats for Paper Mario: The Thousand-Year Door (GameCube) (англ.). eLOOK.org. Дата обращения: 18 февраля 2008. Архивировано 27 февраля 2008 года.
  12. Iwasaki, Koji RPGFan Reviews — Paper Mario: The Thousand-Year Door (англ.). RPGFan (1 мая 2005). Дата обращения: 18 февраля 2008. Архивировано 20 октября 2016 года.
  13. The Paper Boys (англ.) // NGC Magazine : журнал. — 2004. — November (no. 99).
  14. 14,0 14,1 GC 2003: Paper Mario on paper (англ.). IGN (21 августа 2003). Дата обращения: 17 февраля 2008. Архивировано 3 апреля 2012 года.
  15. Paper Mario 2 Official (англ.). IGN (31 марта 2004). Дата обращения: 17 февраля 2008. Архивировано 3 апреля 2012 года.
  16. Paper Mario: The Thousand-Year Door Preview (англ.). IGN (14 мая 2004). Дата обращения: 17 февраля 2008. Архивировано 10 августа 2012 года.
  17. Perlmutter, Zachary. Paper Mario: The Thousand-Year Door: Remembering it 15 years later (англ.). Destructoid (22 июля 2019). Дата обращения: 21 февраля 2023. Архивировано 21 февраля 2023 года.
  18. Sinclair, Brendan Paper Mario suit turns out Paper Thin (англ.). GameSpot (26 июня 2008). Дата обращения: 28 июня 2008. Архивировано 2 июля 2012 года.
  19. 19,0 19,1 Paper Mario: The Thousand-Year Door for GameCube (англ.) (недоступная ссылка). GameRankings. Дата обращения: 7 июля 2020. Архивировано 9 декабря 2019 года.
  20. 20,0 20,1 Paper Mario: The Thousand-Year Door for GameCube Reviews (англ.). Metacritic. Дата обращения: 7 июля 2020. Архивировано 21 июня 2020 года.
  21. 21,0 21,1 21,2 21,3 21,4 21,5 Bramwell, Tom Paper Mario: The Thousand-Year Door review' (англ.). Eurogamer (12 ноября 2004). Дата обращения: 17 февраля 2008. Архивировано 9 февраля 2021 года.
  22. Mason, Lisa Paper Mario: The Thousand-Year Door Review (англ.). Game Informer (11 октября 2004). Дата обращения: 3 мая 2009. Архивировано 12 декабря 2019 года.
  23. Chan, Trevor Paper Mario: The Thousand-Year Door Review (англ.). Nintendo Life (22 марта 2010). Дата обращения: 16 апреля 2021. Архивировано 15 августа 2021 года.
  24. Paper Mario: The Thousand-Year Door (англ.) // Nintendo Power : журнал. — 2004. — December (vol. 186, iss. 12, no. 12). — P. 140. — ISSN 1041-9551. Архивировано 3 декабря 2021 года.
  25. Cole, Michael Paper Mario: The Thousand-Year Door (англ.). Nintendo World Report (24 октября 2004). Дата обращения: 3 мая 2018. Архивировано 14 февраля 2021 года.
  26. Arushan, Zosha Paper Mario: The Thousand-Year Door (англ.). Nintendo World Report (15 сентября 2004). Дата обращения: 3 мая 2018. Архивировано 25 ноября 2020 года.
  27. 27,0 27,1 Whitehead, Anne Marie RPGamer: Paper Mario: The Thousand-Year Door Review (англ.). RPGamer. Дата обращения: 18 февраля 2008. Архивировано 6 октября 2008 года.
  28. Parish, Jeremy Paper Mario: The Thousand-Year Door Review (англ.) (недоступная ссылка). 1UP.com (11 октября 2004). Дата обращения: 18 февраля 2008. Архивировано 5 января 2010 года.
  29. Lopez, Miguel GameSpy: Paper Mario: The Thousand-Year Door Review (англ.). GameSpy (7 октября 2004). Дата обращения: 18 февраля 2008. Архивировано 11 июля 2011 года.
  30. 8th Annual Interactive Achievement Awards (англ.). Academy of Interactive Arts & Sciences. Дата обращения: 16 сентября 2008. Архивировано 16 ноября 2019 года.
  31. Best and Worst of 2004 (англ.) (недоступная ссылка). GameSpot (5 января 2005). Архивировано 7 марта 2005 года.
  32. 60–41 ONM (англ.) (недоступная ссылка). Official Nintendo Magazine (23 февраля 2009). Дата обращения: 24 февраля 2009. Архивировано 25 февраля 2009 года.
  33. EDGE presents: The 100 Best Videogames (2007) : [англ.]. — Edge, 2020-08-16. — P. 20.
  34. Paper Mario 2 Dominates charts (англ.). IGN (2 августа 2004). Дата обращения: 18 февраля 2008. Архивировано 3 апреля 2012 года.
  35. Japan GameCube charts (англ.). Japan Game Charts. Дата обращения: 18 февраля 2008. Архивировано 23 июля 2007 года.
  36. US Platinum Videogame Chart (англ.). The Magic Box. Дата обращения: 18 февраля 2008. Архивировано 9 октября 2021 года.
  37. Four Nintendo GameCube Best Sellers Sport a New Price! (англ.). Nintendo (24 апреля 2006). Дата обращения: 18 февраля 2008. Архивировано 27 января 2007 года.
  38. Lane, Gavin Feature: Best Paper Mario Games Of All Time (англ.). Nintendo Life (26 августа 2020). Дата обращения: 9 февраля 2021. Архивировано 9 февраля 2021 года.
  39. Spear, Rebecca All 5 Paper Mario games ranked (англ.). iMore (1 июня 2020). Дата обращения: 9 февраля 2021. Архивировано 9 февраля 2021 года.
  40. Oxford, Nadia Paper Mario: The Origami King Isn't the Thousand Year Door, Nor Does It Want to Be (англ.). USGamer (9 июля 2020). Дата обращения: 9 февраля 2021. Архивировано 9 февраля 2021 года.
  41. Tanabe, Kensuke; Kawade, Ryoda Interview: Super Paper Mario (англ.). Nintendo (30 августа 2007). Дата обращения: 18 декабря 2020. Архивировано 18 декабря 2020 года.
  42. Totilio, Stephan The Paper Mario Game Not Everyone Wants (англ.). Kotaku (5 июля 2012). Дата обращения: 4 февраля 2021. Архивировано 12 ноября 2020 года.
  43. Robinson, Andy Paper Mario's development team lays it all out (англ.). Video Games Chronicle (16 июля 2020). Дата обращения: 4 февраля 2021. Архивировано 27 января 2021 года.
  44. Robinson, Andy Paper Mario: The Origami King Might Not Be The RPG Return Fans Were Craving (англ.). Video Games Chronicle (9 июля 2020). Дата обращения: 11 февраля 2023. Архивировано 10 июля 2020 года.
  45. 45,0 45,1 Bailey, Kat Axe of the Blood God: Our Verdict on Paper Mario: The Origami King (англ.). USgamer (27 июля 2020). Дата обращения: 2 декабря 2020. Архивировано 19 августа 2020 года.
  46. Shea, Cam Paper Mario: The Origami King Review (англ.). IGN (15 июля 2020). Дата обращения: 16 июля 2020. Архивировано 16 июля 2020 года.
  47. Kohler, Chris Paper Mario: The Origami King: The Kotaku Review (англ.). Kotaku (15 июля 2020). Дата обращения: 8 ноября 2020. Архивировано 18 ноября 2020 года.

Ссылки