PZL.23 Karaś

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
PZL.23 Karaś
PZL.23 KarasPZL.23 Karas
Тип лёгкий бомбардировщик
Разработчик PZL
Главный конструктор Станислав Праусс
Первый полёт 1 апреля 1934
Начало эксплуатации 1936
Конец эксплуатации 1941
Статус снят с вооружения
Эксплуатанты Знак ВВС Польши ВВС Польши
Знак ВВС Болгарии 1941-1944 Военновъздушни сили на България
Знак ВВС Румынии (1941—1944) Forţele Aeriene Regale ale României
Единиц произведено 253
Варианты PZL.43

PZL.23 Karaś (рус. ПЗЛ. 23 Карась) — польский самолёт-бомбардировщик времён Второй мировой войны. Состоял на вооружении Польши, авиации Болгарии и Румынии.

История

Самолёт разрабатывался в 1931—1932 гг. под руководством инженера Станислава Праусса.

Концепция машин подобного класса (т. н. «линейный самолёт») пришла из французской школы авиастроения. Они должны были проводить разведку прифронтовой территории и при удобном случае бомбить вражеские войска. PZL.23 Karaś создавался под влиянием истребителей Breguet XIX и Potez XXV. Первый прототип имел кодовое название PZL.23/I и изготавливался из металла. Оснащался британскими двигателями «PZL (Bristol Pegasus)» мощностью 590 л. с.

Испытания самолёта в 1934 году показали много проблем: неудачное расположение фюзеляжа, неверное расположение бомбового отсека и ограниченный радиус видимости пилота. Авиаконструкторы создали улучшенные модели P-23/II и Р-23/III, изменив там расположения фюзеляжа и бомбовых отсеков, расширив радиус обзора из кабины. В 1935 году прошли очередные авиаиспытания, включавшие в себя и серьёзные исследования аэродинамики самолёта. Однако после доработки поляки посчитали мощность двигателя недостаточной и начали закупать новые двигатели «PZL (Bristol) Pegasus IIM2» с мощностью 670 л. с.

Вскоре второй прототип разбился во время испытаний, сорвавшись в штопор 27.07.1935 недалеко от аэродрома Окенце, экипаж погиб. Лишь третья модель, взлетевшая в сентябре 1935 года с гражданским индексом SP-BCP стала образцом для создания машин. В 1936 году началось серийное производство самолётов, и за первый год поляки собрали 40 бомбардировщиков PZL.23A. Однако двигателей не хватало, что вынудило поляков закупить снова британские двигатели Bristol Pegasus VIII (выпускались по лицензии как Pegaz 8) с более высокой мощностью (710 л. с.). С 1936 по 1938 было произведено итого 240 машин новой модификации PZL.23B, предназначенной для бомбардировок. После этого из состава ВВС Польши были выведены устаревшие Breguet XIX и Potez XXV. В то же время новые самолёты использовались и для тренировок.

Самой лучшей модификацией авиамашины был самолёт PZL.43 с мощным двигателем компании Гном-Рон, который позволял развивать скорость до 365 км/ч и вести огонь из двух пулемётов PWU wz. 33 (замененных на PWU wz. 36 на самолётах модификации B). Болгария закупила 12 самолётов PZL.43 с двигателем Гном-Рон 14KFS (мощностью 900—930 л. с.) и 42 самолета PZL.43A с двигателем Гном-Рон 14N01 (мощность 950—1020 л. с.). 36 машин были доставлены в Болгарию перед началом Второй мировой войны.

Преемником «Карася» мог стать PZL.46 Sum, разработанный авиаконструктором Тадеушем Солтыком, в котором за основу был взят PZL.42 — вариант самолёта с двухкилевым вертикальным оперением и выдвижной гондолой стрелка, однако было изготовлено лишь два прототипа в 1938 г.

Описание конструкции

Боевое применение

Сорок PZL.23A были поставлены польским ВВС в конце 1936 года. Из-за слабости двигателя, потолок самолёта был ограничен, он использовался после оснащения двойным управлением, лишь как учебный в авиашколах и по большей части в демблинском Центре авиационной подготовки.

С 1937 в войска попали 210 PZL.23B, ставших основным вооружением польских бомбардировочных и разведывательных «линейных эскадрилий», сменив бипланы Breguet Br.19, Potez 25 и Potez 27. К августу 1939 года небоевые потери составили 23 машины.

К началу войны в составе польских ВВС числились 224 PZL.23, входивших в состав пяти эскадрилий — № 21, 22, 55, 64, 65 (50 шт.) Бомбардировочной бригады и семи разведывательных эскадрилий Армии № 24, 31, 32, 34, 41, 42, 51 (64 шт.), а также учебных частей (45 шт.); 10 машин находились в резерве, 55 машин пребывали в ремонте. Таким образом, в первой линии было 114 самолётов; понесших вскоре высокие потери, составившие до 90 % от их начального количества.

11 PZL.23B и около двадцати PZL.23 эвакуированы в Румынию, где были интернированы, и позже перешли в местные ВВС, в рядах которых приняли участие в боевых действиях против Советского Союза. Ни один из тех самолетов не вернулся; остальные машины были впоследствии списаны. Последний остававшийся в Румынии PZL.23 летал до 1946 года, а болгарские были сняты с вооружения ещё в 1945.

Параметры

Характеристика Показатель
Производитель PZL
Экипаж 3
Двигатель PZL Bristol Pegasus VIII
Мощность 507 кВт/680 л. с.
Размах крыльев 13,95 м
Длина 9,68 м
Высота 3,30 м
Площадь крыла 26,80 м2
Масса пустая 1983 кг
Масса взлётная 2893 кг
Максимальная скорость 319 км/ч
Минимальная скорость 110 км/ч
Дальность полета 1260 км
Максимальная скороподъёмность 6,7 м/с
Потолок 7300 м

Один 7,9-мм передний пулемёт и два 7,7-мм пулемёта Vickers на турели, 700 кг бомбовой нагрузки.

Модификации

  • PZL.23/I — первый прототип с двигателем Bristol Pegasus IIM
  • PZL.23/II — второй прототип (разрушен в катастрофе во время испытаний 27.07.1935)
  • PZL.23/III — третий прототип SP-BCP
  • PZL.23A — серийный образец
  • PZL.23B — новый двигатель Bristol Pegasus VIII
  • PZL.42 — прототип с двухкилевым вертикальным оперением и выдвижной гондолой стрелка
  • PZL.43 — экспортный вариант, двигатель Гном-Рон 14KFS
  • PZL.43A — экспортный вариант с более мощным двигателем Гном-Рон 14N01

Операторы

Операторы PZL.23.
Флаг Польши
Флаг Румынии
Флаг Болгарии

Похожие самолёты

Сохранившиеся PZL P.23

Ни один самолёт не сохранился, лишь в краковском Музее польской авиации экспонируется двигатель «Карася»[3].

Самолёт в сувенирной и игровой индустрии

Известны модели «Карася», выпускаемые следующими фирмами:

  • «Heller» 80247 PZL P.23 A/B 1:72
  • «Master Craft» PZL P.23B 1/72
  • «Mirage Hobby», PZL P.23B 1:48, также PZL.43A в вариантах польском и Люфтваффе.

Примечания

  1. Kopański 2004 (Mushroom), pp. 69-71.
  2. Kopański 2004 (Mushroom), pp. 66-68.
  3. Muzeum Lotnictwa Polskiego w Krakowie. Дата обращения: 12 декабря 2013. Архивировано 29 июня 2013 года.

Литература

  • Харук Андрей. Как поляки разводили карасей. Разведчик-бомбардировщик PZL P.23 Karas // АвиаМастер : журнал. — Техника — молодежи, 2007. — № 4. — С. 32—49.
  • PZL.23 Karaś / Andrzej Glass. / Aero Technika Lotnicza, 4′92
  • Samoloty bombowe września 1939 / Andrzej Glass [et al.]. — Warszawa : SIGMA-NOT , 1991 (Kiel. : KZG). — 175, [1] s., [4] s. tabl. kolor. : fot., mapy, rys. ; 30 cm. — (Aerohobby). — Bibliogr. przy rozdz.. — ISBN 83-85001-18-2
  • Siły lotnicze Polski i Niemiec : wrzesień 1939 / Jerzy B. Cynk. — Warszawa : Wydawnictwa Komunikacji i Łączności, 1989. — 284, [4] s. : il. ; 24 cm. — (Biblioteczka Skrzydlatej Polski, ISSN 0239-5983). — ISBN 83-206-0686-1
  • PZL.23 Karaś / Tomasz J. Kopański, Artur Juszczak — Format B5, 160 stron, 24 strony w kolorze, Sandomierz : Wydawnictwo Stratus, 2004. — ISBN 83-89450-16-X
  • Samoloty wojskowe w Polsce : 1924—1939 / Andrzej Morgała. [T. 2]. — Warszawa : «Bellona», 2003. — 528 s. : il. ; 31 cm. — (Encyklopedia Broni i Uzbrojenia). — Bibliogr. — Indeksy. — ISBN 83-11-09319-9
  • Polskie eskadry w latach 1918—1939 / Jerzy Pawlak. — Warszawa : Wydawnictwa Komunikacji i Łączności, 1989. — 425 s. : il. ; 24 cm. — (Biblioteczka Skrzydlatej Polski, ISSN 0239-5983). — ISBN 83-206-0760-4