ORP Błyskawica

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Блыскавица
ORP Błyskawica
Эсминец «Блыскавица» как корабль-музейЭсминец «Блыскавица» как корабль-музей
Служба
 Польша
Класс и тип судна эскадренный миноносец типа «Гром»
Порт приписки Гдыня
Организация ВМС Польши
Изготовитель J. Samuel White & Co. Ltd, Каус, Великобритания
Строительство начато 9 сентября 1935
Спущен на воду 1 октября 1936
Введён в эксплуатацию 25 ноября 1937
Выведен из состава флота 1975
Статус корабль-музей
Награды и почести
Основные характеристики
Водоизмещение 1975 т (стандартное)
2183 т (нормальное)
2400 т (полное)
Длина 114 м
Ширина 11,3 м
Осадка 3,3 м
Двигатели две турбины Parsons и 3 котла
Мощность 54 000 л. с.
Движитель 2 винта
Скорость хода 39,5-42 узла (максимальная)
15 узлов (экономическая)
Дальность плавания 3500 миль при 15 узлах
Экипаж 192 человека
Вооружение
Артиллерия 1937: 7 × 120-мм орудия Bofors wz. 34/36
1941: 4 × 2 102-мм универсальные артустановки (орудия QF Mk XVI)
Зенитная артиллерия 2 × 2 40-мм Bofors wz. 36
4 × 2 13,2-мм Hotchkiss wz. 30
Противолодочное вооружение 2 кормовых бомбомёта и 20 глубинных бомб wz. BH 200
Минно-торпедное вооружение 2 трёхтрубных 550-мм торпедных аппарата с обтюраторами для торпед калибром 533 мм
44 морские мины

ORP Błyskawica (с польск. — «Молния») — эсминец типа «Гром», состоявший в ВМС Польши в 1937—1976 годах. Ныне стоит в порту Гдыни как корабль-музей. В годы Второй мировой войны был одним из самых современных эсминцев мира. Является вторым из кораблей класса «Гром» наравне с эсминцем «Гром». Самый старый из эсминцев времён Второй мировой, прошедших всю войну и сохранившихся до наших дней. Единственное судно, награждённое орденом Virtuti Militari.

История

Корабль в камуфляжной окраске 1941—1942 годов

Служба в ВМС Польши

В сентябре 1935 года на верфях J. Samuel White & Co. Ltd (Каус, Великобритания) был заложен эскадренный миноносец «Блыскавица», строительство которого велось специально для польского флота. 1 октября 1936 года корабль был спущен на воду, а 25 ноября 1937 года в Гдыне состоялось торжественное поднятие флага и введение корабля в строй. Во время вторжения в Польшу он не принимал участия в боях, так как 30 августа 1939 вместе с «Громом» и «Бурей» по приказу начальника штаба ушел в Великобританию[1].

Все три польских корабля немедленно присоединились к операциям союзников. 7 сентября «Блыскавица» безуспешно атаковала подводную лодку, а 18 сентября вышла из Ливерпуля для сопровождения конвоя в Польшу. Однако спустя пять дней экипаж получил сообщение, что границы Польши закрыты, и привел конвой в Гибралтар, затем вернулся в Британию. В конце сентября начал патрулировать южную часть Западных подходов, но вскоре выяснилось, что корабль непригоден для Атлантики, поэтому был снят с патрулирования и поставлен на верфь для облегчения, затем переведен в Харвич, откуда делал выходы в Северное море[2].

В апреле 1940 года оба корабля типа «Гром» перебазировались в Росайт, откуда совершали рейды в Норвегию и обстреливали Нарвик. 5 мая эсминец «Гром» был потоплен авиацией, а «Блыскавица» чуть не была уничтожена подлодкой U-9: торпеда взорвалась в 100 метрах от эсминца, что ввело немцев в заблуждение и они сочли, что «Блыскавица» потоплена.[3] 12 мая она отступила в Скапа-Флоу[2], откуда снова вернулась в Харвич. С 26 мая по 4 июня принимала участие в Дюнкерской спасательной операции, в ходе которой уцелевшие сухопутные войска союзников покидали континентальную Европу.[4]

Весной 1942 года «Блыскавица» перешла в Каус. В ночь с 4 на 5 мая корабль под командованием командор-поручика Войцеха Францкого отбивал авианалёт на город, а экипаж корабля сумел восстановить разрушенные постройки и провести ремонт на месте. В Каус установлена памятная табличка в честь этого события, а с 2004 года одна из площадей носит имя Францкого[5]. В ноябре 1942 года в рамках операции «Факел» корабль принял участие в сопровождении конвоев с десантами союзников, отбив авианалёт и участвовав в уничтожении нескольких подлодок близ Беджаи[6]. До осени 1943 года корабль выполнял походы в Средиземное море, сопровождая конвои в Северной Атлантике[2].

6 июня 1944 года корабль принял участие в операции «Оверлорд». Польские корабли активно участвовали в морских боях: в составе 10-й флотилии в ночь с 8 на 9 июня они приняли участие в бою при Уэссане против 6-й флотилии эсминцев Кригсмарине. После четырёх часов боя польские «Блыскавица» и «Перун» вместе с британскими и канадскими эсминцами смогли уничтожить немецкий Z32 и ZH1 голландской постройки, захваченный немцами в 1940 году[2][7]. «Блыскавица» закончила боевой путь участием в уничтожении трофейных подлодок немцев. До 28 мая 1946 года корабль временно входил в состав Королевского флота, а в июле 1947 вернулся в Польшу и был передан польским ВМС.[2].

С сентября 1949 по апрель 1950 корабль прошёл ремонт и перевооружение, в ходе которого на него поставили советские 100-мм орудия Б-24, а в октябре 1957 и апреле 1961 года прошёл капитальные ремонты, благодаря которым в 1964 и 1966 годах эсминец заслуживал звание лучшего корабля ВМС Польши. Однако он не мог служить вечно: 9 августа 1967 года произошёл прорыв пара в котельной, и семь моряков погибли. Эксперты объявили что новый ремонт не оправдан, и в этой ситуации 13 июня 1969 года корабль был отбуксирован в Свиноуйсьце, где стал плавучей батареей.

Корабль-музей

Вид с носа
Кубрик
Двухорудийные артустановки калибра 100 мм
Зенитка Bofors калибра 40 мм

В 1975 году корабль был выведен из состава флота, 1 мая 1976 в Гдыне «Блыскавица» поставлена на стоянку около площади Костюшко и теперь является кораблём-музеем. 28 июня 1987 за особые заслуги награждён Золотым крестом военного ордена Virtuti Militari. В период с 24 февраля 2004 до 10 января 2006 на корабле вёлся ремонт: более 30 % корпуса было отреставрировано, корабль был также перекрашен.[8][9].

В июле 2006 года в Гдыне была проведена церемония, в ходе которой «Блыскавица» и канадский эсминец HMCS Haida стали кораблями-побратимами. Haida также входил в 10 флотилию и участвовал в боях у острова Уэссан. Дожившие до тех дней члены экипажей встретились в торжественной обстановке в Гдыне, и через год в Канаде. 25 сентября 2007 корабль был назван на выставке The World Ship Trust «исторически важным кораблём»[10].

В кормовых отсеках корабля размещена основная часть музея ВМС Польши[11]. Корабль открыт для посещения с 1 мая до середины ноября ежедневно, кроме понедельника, праздничных и выходных дней с 10 до 13 и с 14 до 17 часов. В 1970—1980-х годах корабль посещали около 200 тысяч человек в год. В последующие годы посещаемость снизилась, например, в 1995 году было продано чуть более 70 000 билетов[12].

Технические данные

Конструкция

Уникальная схема расположения движителей: 2 гребных  винта  в диаметральной плоскости

Вооружение

До лета 1939

  • 7 × 120-мм корабельные орудия Bofors wz. 34/36
  • 2 × 40-мм спаренные автоматы Bofors wz. 36
  • 4 × 13,2-мм спаренные тяжёлые зенитные пулемёты Hotchkiss wz. 30
  • 2 трёхтрубных 550-мм торпедных аппарата для торпед калибром 533 мм
  • 2 кормовых бомбосбрасывателя, 20 глубинных бомб wz. BH 200, 44 морских мины

Лето 1939 — лето 1941

  • Сохранилось то же самое вооружение, что и до лета 1939
  • 7,7-мм зенитный пулемёт Lewis

Ноябрь 1941 — апрель 1942

  • 4 × 102-мм двухорудийные универсальные артустановки (орудия QF Mk.XVI) на фундаментах Mk.XIX
  • 2 × 40-мм спаренные зенитные автоматы Bofors
  • 4 × 20-мм зенитные автоматы Эрликон
  • 2 трёхтрубных 550-мм торпедных аппарата для торпед калибром 533 мм
  • 4 бортовых бомбомёта
  • 2 кормовых бомбосбрасывателя

Апрель 1942—1951

  • 4 × 102-мм двухорудийные универсальные артустановки (орудия QF Mk.XVI)
  • 1 × 102-мм орудие
  • 2 × 40-мм спаренные зенитные автоматы Bofors
  • 4 × 20-мм зенитные автоматы
  • 2 трёхтрубных 550-мм торпедных аппарата для торпед калибром 533 мм
  • 4 бортовых бомбомёта
  • 2 кормовых бомбосбрасывателя

1951—1973

  • 4 × 100-мм двухорудийные универсальные артустановки (орудия Б-24)
  • 4 × 37-мм спаренные зенитные автоматы
  • 2 × 37-мм одиночные зенитные автоматы
  • 4 бортовых бомбомёта
  • 2 кормовых бомбосбрасывателя

С 1973 года

  • 4 × 100-мм двухорудийные универсальные артустановки (орудия Б-24)
  • 1 спаренный 40-мм зенитный автомат Bofors
  • 4 × 37-мм спаренные зенитные автоматы
  • 2 × 37-мм зенитные автоматы
  • 1 трёхтрубный 533-мм торпедный аппарат
  • 4 бортовых бомбомёта
  • 2 кормовых бомбосбрасывателя
  • 2 контактные мины wz. 08/39

Примечания

  1. J. Piwowoński: Flota spod biało-czerwonej, s.242.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 M.J. Whitley: Destroyers of World War Two, s.220.
  3. Код: «Хартмут». Германские подводные лодки в Норвежской кампании Архивировано 18 мая 2012 года.
  4. J. Pertek: Wielkie dni małej floty, s.255-256.
  5. Memorials & Monuments on the Isle of Wight — Cowes : Commander Francki Memorial Архивная копия от 19 октября 2013 на Wayback Machine [dostęp 18-3-2011]
  6. J. Pertek: Wielkie dni małej floty, s.404-407.
  7. J. Pertek: Wielkie dni małej floty, s.438-441
  8. Janusz Walczak Błyskawica w remoncie w: Morza Statki i Okręty nr 3/2004, s.10.
  9. ORP Błyskawica wróciła na nabrzeże pomorskie w: Morze, Statki i Okręty 1/2006, s.31.
  10. World Ship Trust Heritage Awards (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 января 2012. Архивировано 30 октября 2012 года.
  11. «БЛЫСКАВИЦА» («Blyskawica») Архивировано 15 ноября 2012 года.
  12. Jarosław Ciślak, Janusz Walczak. Kronika Polskiej Marynarki Wojennej. «Morza, Statki i Okręty». 1/1996. s. 5

Литература

  • Jerzy Pertek: Wielkie dni małej floty. Poznań: Wydawnictwo Poznańskie, 1976.
  • Jan Piwowoński: Flota spod biało-czerwonej. Warszawa: Nasza Księgarnia, 1989. ISBN 978-83-100-8902-1.
  • Władysław Szczerkowski: ORP Błyskawica. Gdańsk: Wydawnictwo Morskie, 1979.
  • M.J. Whitley: Destroyers of World War Two: An International Encyclopedia. Annapolis: Naval Instutute Press, 2002. ISBN 0-87021-326-1.

Ссылки