Nieuport 17

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Nieuport 21»)
Nieuport 17
Nieuport 17 со знаками французских ВВС и эмблемой эскадрильи «Лафайет». Фестиваль истории English Heritage, 2007 год.Nieuport 17 со знаками французских ВВС и эмблемой эскадрильи «Лафайет». Фестиваль истории English Heritage, 2007 год.
Тип истребитель
Разработчик Nieuport
Главный конструктор Гюстав Делаж
Первый полёт январь 1916
Начало эксплуатации март 1916
Конец эксплуатации январь-февраль 1919
Статус снят с эксплуатации
Эксплуатанты  Франция
 Великобритания
 Российская империя
Годы производства 1916—1917

Ньюпо́р 17 (фр. Nieuport 17) — базовая модель французского истребителя Первой мировой войны, выполненного по схеме полутораплана.

Nieuport 17 воплотил в себе идеи Эдуарда Ньюпора и Франца Шнайдера. Создатели решили использовать схему полутораплана, которая, по их мнению, обладала оптимальным сочетанием свойств моноплана и биплана. В Nieuport 17 нижнее крыло было короче и уже верхнего. Крылья соединялись V-образной стойкой. Такая схема имела великолепный обзор и меньшее лобовое сопротивление, характерное для парасолей, имея при этом систему связей конструкции как у биплана. Превращением идей в реальный проект занимался Густав Делаж.

В истребителе Nieuport 17, так же как и в более позднем Sopwith Camel, место пилота, баки, двигатели и оружие были очень плотно скомпонованы, что давало ему очень высокую маневренность. На момент появления Nieuport 17 в марте 1916 года, Франция не обладала подходящим синхронизатором для обеспечения безопасного ведения огня сквозь крутящийся пропеллер, поэтому изначально пулемет Lewis монтировался на верхнем крыле. Синхронизированный пулемёт был добавлен позже.

Русское произношение

Правильное чтение фр. Nieuport — «Ньюпо́р», с ударением на последнем слоге. Вероятно, под влиянием английского Newport встречается ошибочное написание и произношение «Нью́порт»[1].

Тактико-технические характеристики

рисунок Ньюпо́р 17
  • Экипаж: 1 человек (пилот-стрелок)
  • Длина: 5,96 м
  • Высота: 2,44 м
  • Размах крыла: 8,2 м
  • Площадь крыла: 14,75 м²
  • Вес
    • пустого: 374 кг
    • максимальный взлётный: 560 кг
  • Тип двигателя: бензиновый, «Лё Рон» (фр. «Le Rhone»)
  • Мощность: 110 л. с.
  • Максимальная скорость: 170 км/час
  • Практический потолок: 5350 м
  • Практическая дальность: 250 км

Серийные модификации

Nieuport 17bis

Выпускался с более мощным мотором «Клерже» (фр. «Clerget») в 130 л. с. На этой модели проявился так до конца и не устранённый недостаток модели: обшивка верхнего крыла срывалась даже от небольших повреждений или дефектов ткани.

Nieuport 21

Из-за проблем с надёжностью конструкции у предыдущей модели ставился менее мощный мотор («Лё Рон» 80 л. с.). Имел увеличенные элероны для ещё большей манёвренности.

Nieuport 23

Достаточно условное название следующей линии производства, где на самолёты ставились моторы «Лё Рон» либо в 80 л. с., либо в 120 л. с. Таким образом пилоты сами могли решать, чем жертвовать в бою: скоростью или надёжностью.

Nieuport 24

Попытка более кардинальной переработки модели. Мотор «Лё Рон» 130 л. с., более обтекаемые обводы, цельный фюзеляж круглого поперечного сечения, закруглённые концы крыльев. Была применена новая модель хвостовой части с рулём сложной формы.

Проект провалился из-за выявленных в реальных боях проблем с хвостовой частью. Кроме первоначальной небольшой партии больше не производился.

Nieuport 24bis

Хвостовая часть как у Nieuport 17bis, от Nieuport 24 остались форма фюзеляжа и крыльев.

Nieuport 25

Ещё одна попытка вернуться к новой конструкции хвостовой части, провалившейся с Nieuport 24. Выпущено незначительное количество единиц, в основном для тестирования.

Nieuport 27

Последняя массовая модификация. Использована прошедшая обкатку новая конструкция хвостовой части, впервые применённая в Nieuport 24.

Следует учитывать, что после Nieuport 17bis остальные модификации на Западном фронте использовались преимущественно для учебно-тренировочных, а не боевых целей.

Вооружение

Пулемёт «Льюис» на установке Фостера, самолёт Avro 504.

Самолёты французских ВВС вооружались пулемётом Виккерса, установленным в носовой части перед пилотом. Стрельба через винт осуществлялась с помощью синхронизирующей шестерни.

Самолёты британских ВВС вооружались пулемётом Льюиса, установленным над верхним крылом на установке Фостера[англ.]. Эта установка позволяла оперативно сдвигать пулемёт вниз к пилоту для перезарядки или для устранения перекоса патрона.

История эксплуатации

«Билли» Бишоп, канадский лётчик-ас Первой мировой войны, перед своим истребителем Nieuport 17. 1917 год, Франция.

Nieuport 17 с его последующими модификациями являлся самым современным истребителем ВВС Антанты в 1916 году. Им были укомплектованы войска Франции, России, Великобритании, Бельгии и Италии. На нём летали многие асы, в том числе Билли Бишоп, Шарль Нунжессер и Альберт Болл.

Оригинальный самолёт Nieuport 17 сильно повлиял и на разработки немецких инженеров. Точная копия производилась в Германии под названием Siemens D.1 и применялась как на восточном, так и на западном фронтах. Кроме того, многие другие компании копировали схему Nieuport 17.

К началу 1917 года, с появлением в воздухе немецких Albatros D.III, утратил своё преимущество в воздухе. Фирмой «Nieuport» оперативно разрабатывались всё новые модификации с более мощными моторами и улучшенной манёвренностью. Однако к лету 1917 стало очевидным, что схема полутораплана исчерпала свои возможности и недостаточно надёжна для роста мощности двигателей. Поэтому Ньюпоры последовательно заменялись в действующих войсках более совершенными бипланами SPAD S.XIII и S.E.5, хотя продолжали использоваться как учебно-тренировочные самолёты до конца войны.

Примечания

  1. Ньюпорт 17 (деревянная модель) (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 августа 2011. Архивировано 26 ноября 2012 года.

Литература

  • Харук А. И. Ньюпор 17/21/23 // Истребители Первой Мировой. 100 типов боевых самолётов. — М.: Яуза; Эксмо, 2014. — С. 269—274. — 304 с. — ISBN 978-5-699-70858-1.

Ссылки