Перейти к содержанию

Mitsubishi F-15J

Эта статья была переведена из источника, распространяемого под свободной лицензией, и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Mitsubishi F-15J
Тип истребитель
Разработчик Флаг США McDonnell Douglas
Производитель
Первый полёт 4 июня 1980 года
Начало эксплуатации 7 декабря 1981 года
Эксплуатанты ВВС Японии

Mitsubishi F-15J/DJ Eagle — двухмоторный всепогодный истребитель, созданный на базе McDonnell Douglas F-15 Eagle и используемый ВВС Японии. Предназначен для завоевания превосходства в воздухе. F-15J производился McDonnell Douglas и Mitsubishi Heavy Industries по лицензии. Япония является крупнейшим покупателем F-15 Eagle за пределами США[1]. Помимо боевых задач, используется для обучения.

Разработка

В июне-июле 1975 года Агентство обороны Японии (ныне Министерство обороны) рассмотрело McDonnell Douglas F-15 Eagle как одного из 13 кандидатов на замену F-104J/DJ Starfighter и F-4EJ Phantom II. Одноместный F-15C и двухместный F-15D оценивались на базе ВВС Эдвардс, и в декабре 1975 года F-15 был объявлен победителем. Правительство намеревалось закупить 187 F-15J/DJ. К апрелю 1978 года Mitsubishi Heavy Industries была назначена основным подрядчиком, и была получена лицензия на F-15C/D[2][3].

После проверки Конгрессом Министерство обороны США отказало в лицензировании системам радиоэлектронной борьбы и двигателя самолета. Первоначально самолеты производились в США и экспортировались в Японию[4].

Силы воздушной самообороны Японии приобрели 203 F-15J и 20 F-15DJ, из которых 2 F-15J и 12 F-15DJ были построены McDonnell Douglas в Сент-Луисе, штат Миссури. Первый F-15J, построенный в Сент-Луисе[2], и получивший название «Орел мира», по программе военных продаж США, был доставлен ВВС США для своего первого полета 4 июня 1980 года и последующего перелёта 15 июля в Японию. Кроме того, 8 F-15J были изготовлены крупными компонентами и отправлены в Японию для окончательной сборки компанией Komaki of Mitsubishi, первый из них (серийный номер 12–8803) совершил свой первый полет 26 августа 1981 года[2][5]. С 1981 года компании производили F-15J совместно по лицензии, окончательную сборку самолетов выполняла Mitsubishi[2].

В 1981 году первые самолеты F-15J/DJ были отправлены в 202-ю тактическую истребительную эскадрилью на авиабазу Нютабару. В марте 1984 года F-15J начали заменять F-104J 203-й тактической истребительной эскадрильи на авиабазе Титосэ[2].

Два F-15J взлетают на авиашоу в Нахе в 2018 году.

24 декабря 2018 года было объявлено, что Япония рассматривает возможность продажи своих F-15 в США, чтобы получить средства для покупки F-35[6].

F-15J/DJ идентичны F-15C/D, за исключением системы РЭБ, системы радиолокационного предупреждения и ядерного оборудования. Система внутреннего противодействия AN/ALQ-135 заменена на японскую J/ALQ-8, а приемник радиолокационного предупреждения AN/ALR-56 на J/APR-4. Двигатель — турбовентиляторный Pratt & Whitney F100, производимый по лицензии корпорацией IHI. Некоторые самолеты все еще имеют инерциальный измерительный блок, старый тип инерциальной навигационной системы. Все F-15J/DJ имеют две радиостанции УВЧ, которые также могут работать в диапазоне УКВ[7].

Модернизация

10 декабря 2004 г. правительство Японии утвердило Среднесрочную программу обороны (MTDP) для модернизации F-15J в течение пяти лет в соответствии с новыми принципами программы национальной обороны[8]. Обновление осуществляется поэтапно, но в конечном итоге обновление будет включать новое катапультное кресло; замену двигателя на IHI-220E; более мощный процессор; повышенные возможности генерации электроэнергии и охлаждения для поддержки большего количества авионики и радара Raytheon AN/APG-63(V)1[9], который производится по лицензии Mitsubishi Electric с 1997 года. Raytheon ожидает, что радар в конечном итоге будет установлен на 80 F-15J[10]. Новый радар будет поддерживать ракету AAM-4, японский ответ на AMRAAM[9].

В конце октября 2019 года Агентство США по сотрудничеству в области безопасности и обороны одобрило возможную продажу Японии до 103 радаров с активной электронно-сканирующей решеткой APG-82(v)1, 116 БЦВМ Advanced Display Core Processor II и 101 AN/ALQ-239 цифровых систем радиоэлектронной борьбы, для модернизации 98 F-15J до конфигурации Japan Super Interceptor (JSI) с ориентировочной стоимостью 4,5 миллиарда долларов. Он также может нести крупное оружие класса «воздух-поверхность» на своем центральном боевом модуле, такое как AGM-158B JASSM-ER или AGM-158C LRASM, что дает самолету возможность наносить удары по воздуху-земле и противокорабельные средства. В июле 2020 года Boeing подписала соглашение с Mitsubishi Heavy Industries об оказании помощи и поддержки программе. Работы должны начаться в 2022 году[11][12].

4 февраля 2022 года, Министерство обороны Японии подтвердило, что 68 F-15J будут модернизированы в рамках программы Japan Super Interceptor (JSI) стоимостью 646,5 млрд иен (5,6 млрд долл. США)[13]. Компания Boeing получила неопределенный контракт на сумму не более 24 550 000 долларов США на программу F-15 Japan Super Interceptor[14].

Варианты

F-15J
Одноместный всепогодный истребитель завоевания господства в воздухе для ВВС Японии, 2 построено в Сент-Луисе и 139 построено по лицензии, в Японии компанией Mitsubishi в 1981–97 годах.
F-15DJ
Двухместная учебная версия для ВВС Японии. 12 построено в Сент-Луисе и 25 построено по лицензии, в Японии компанией Mitsubishi в период 1981–1997 годах.

На вооружении

По состоянию на 2020 год на вооружении Сил самообороны Японии находится 155 самолетов F-15J и 45 самолетов F-15DJ.

  • 2-е авиакрыло Авиабаза Титосэ
    • 201-я тактическая истребительная эскадрилья (1986–)
    • 203-я тактическая истребительная эскадрилья (1983–)
  • 6-е авиакрыло Авиабаза Комацу
    • 303-я тактическая истребительная эскадрилья (1987–)
    • 306-я тактическая истребительная эскадрилья (1997–)
  • 5-е авиакрыло авиабаза Нютабару
    • 202-я тактическая истребительная эскадрилья (1981–2000)[15]
    • 305-я тактическая истребительная эскадрилья (1993–)
  • 9-е авиакрыло, авиабаза Наха
    • 204-я тактическая истребительная эскадрилья (1984–)
    • 304-я тактическая истребительная эскадрилья (1990–)
  • Крыло разработки и испытаний авиации
    • 23-я летная учебная эскадрилья (2000–)

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики
  • Угол стреловидности по передней кромке: 45o
  • Профиль крыла: NACA 64A006.6 корень крыла, NACA 64A203 законцовка крыла
  • Масса пустого: 12 700 кг
  • Масса снаряжённого: 20 200 кг
  • Максимальная взлётная масса: 30 845 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 6100 кг

Двигатели: два Pratt & Whitney F100-PW-100, −220,

Лётные характеристики
Вооружение

Примечания

  1. Rininger 2009, p. 150.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Davies and Dildy 2007, p. 152.
  3. Jenkins 1998, p. 38.
  4. Lorell, 1996. p.77–78
  5. Boeing (Mitsubishi) F-15J Eagle (United States). Jane's All the World's Aircraft. Дата обращения: 16 марта 2011. Архивировано 26 января 2013 года.
  6. Japan wants to sell old F-15s to US to fund F-35 purchases. Дата обращения: 20 марта 2019. Архивировано 10 апреля 2019 года.
  7. Davies and Dildy 2007, p. 153.
  8. Mid-Term Defense Program (FY 2005–2009). National Defense Program Guidelines (10 December 2004). Ministry of Defense. Дата обращения: 16 марта 2011. Архивировано 23 марта 2011 года.
  9. Перейти обратно: 9,0 9,1 goebel, greg F-15 in Japanese Service. Air Vectors. Дата обращения: 13 марта 2011. Архивировано 16 декабря 2009 года.
  10. "Melco starts F-15J radar upgrade Архивировано 23 января 2013 года.". Flight International, 14 March 2006. Retrieved 13 March 2011.
  11. Japan’s ‘Super Interceptor’ Takes a Step Forward Архивировано 15 августа 2020 года.. Aviation International News. 31 July 2020.
  12. Boeing and Mitsubishi sign agreement to support Japan F-15 upgrades Архивировано 22 января 2023 года.. Defense News. 29 July 2020.
  13. Japan to upgrade 68 F-15J Eagles under JSI programme. Дата обращения: 9 февраля 2022. Архивировано 9 февраля 2022 года.
  14. Boeing to add electronic warfare system on Japanese F-15J Eagle Super Interceptor. Дата обращения: 20 марта 2022. Архивировано 17 марта 2022 года.
  15. Thompson, Paul JASDF – Squadron Histories Архивировано 16 сентября 2017 года. J-HangarSpace Retrieved 21 September 2017