Mitsubishi F-15J

Эта статья была переведена из источника, распространяемого под свободной лицензией, и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Mitsubishi F-15J
Тип истребитель
Разработчик Флаг США McDonnell Douglas
Производитель
Первый полёт 4 июня 1980 года
Начало эксплуатации 7 декабря 1981 года
Эксплуатанты ВВС Японии

Mitsubishi F-15J/DJ Eagle — двухмоторный всепогодный истребитель, созданный на базе McDonnell Douglas F-15 Eagle и используемый ВВС Японии. Предназначен для завоевания превосходства в воздухе. F-15J производился McDonnell Douglas и Mitsubishi Heavy Industries по лицензии. Япония является крупнейшим покупателем F-15 Eagle за пределами США[1]. Помимо боевых задач, используется для обучения.

Разработка

В июне-июле 1975 года Агентство обороны Японии (ныне Министерство обороны) рассмотрело McDonnell Douglas F-15 Eagle как одного из 13 кандидатов на замену F-104J/DJ Starfighter и F-4EJ Phantom II. Одноместный F-15C и двухместный F-15D оценивались на базе ВВС Эдвардс, и в декабре 1975 года F-15 был объявлен победителем. Правительство намеревалось закупить 187 F-15J/DJ. К апрелю 1978 года Mitsubishi Heavy Industries была назначена основным подрядчиком, и была получена лицензия на F-15C/D[2][3].

После проверки Конгрессом Министерство обороны США отказало в лицензировании системам радиоэлектронной борьбы и двигателя самолета. Первоначально самолеты производились в США и экспортировались в Японию[4].

Силы воздушной самообороны Японии приобрели 203 F-15J и 20 F-15DJ, из которых 2 F-15J и 12 F-15DJ были построены McDonnell Douglas в Сент-Луисе, штат Миссури. Первый F-15J, построенный в Сент-Луисе[2], и получивший название «Орел мира», по программе военных продаж США, был доставлен ВВС США для своего первого полета 4 июня 1980 года и последующего перелёта 15 июля в Японию. Кроме того, 8 F-15J были изготовлены крупными компонентами и отправлены в Японию для окончательной сборки компанией Komaki of Mitsubishi, первый из них (серийный номер 12–8803) совершил свой первый полет 26 августа 1981 года[2][5]. С 1981 года компании производили F-15J совместно по лицензии, окончательную сборку самолетов выполняла Mitsubishi[2].

В 1981 году первые самолеты F-15J/DJ были отправлены в 202-ю тактическую истребительную эскадрилью на авиабазу Нютабару. В марте 1984 года F-15J начали заменять F-104J 203-й тактической истребительной эскадрильи на авиабазе Титосэ[2].

Два F-15J взлетают на авиашоу в Нахе в 2018 году.

24 декабря 2018 года было объявлено, что Япония рассматривает возможность продажи своих F-15 в США, чтобы получить средства для покупки F-35[6].

F-15J/DJ идентичны F-15C/D, за исключением системы РЭБ, системы радиолокационного предупреждения и ядерного оборудования. Система внутреннего противодействия AN/ALQ-135 заменена на японскую J/ALQ-8, а приемник радиолокационного предупреждения AN/ALR-56 на J/APR-4. Двигатель — турбовентиляторный Pratt & Whitney F100, производимый по лицензии корпорацией IHI. Некоторые самолеты все еще имеют инерциальный измерительный блок, старый тип инерциальной навигационной системы. Все F-15J/DJ имеют две радиостанции УВЧ, которые также могут работать в диапазоне УКВ[7].

Модернизация

10 декабря 2004 г. правительство Японии утвердило Среднесрочную программу обороны (MTDP) для модернизации F-15J в течение пяти лет в соответствии с новыми принципами программы национальной обороны[8]. Обновление осуществляется поэтапно, но в конечном итоге обновление будет включать новое катапультное кресло; замену двигателя на IHI-220E; более мощный процессор; повышенные возможности генерации электроэнергии и охлаждения для поддержки большего количества авионики и радара Raytheon AN/APG-63(V)1[9], который производится по лицензии Mitsubishi Electric с 1997 года. Raytheon ожидает, что радар в конечном итоге будет установлен на 80 F-15J[10]. Новый радар будет поддерживать ракету AAM-4, японский ответ на AMRAAM[9].

В конце октября 2019 года Агентство США по сотрудничеству в области безопасности и обороны одобрило возможную продажу Японии до 103 радаров с активной электронно-сканирующей решеткой APG-82(v)1, 116 БЦВМ Advanced Display Core Processor II и 101 AN/ALQ-239 цифровых систем радиоэлектронной борьбы, для модернизации 98 F-15J до конфигурации Japan Super Interceptor (JSI) с ориентировочной стоимостью 4,5 миллиарда долларов. Он также может нести крупное оружие класса «воздух-поверхность» на своем центральном боевом модуле, такое как AGM-158B JASSM-ER или AGM-158C LRASM, что дает самолету возможность наносить удары по воздуху-земле и противокорабельные средства. В июле 2020 года Boeing подписала соглашение с Mitsubishi Heavy Industries об оказании помощи и поддержки программе. Работы должны начаться в 2022 году[11][12].

4 февраля 2022 года, Министерство обороны Японии подтвердило, что 68 F-15J будут модернизированы в рамках программы Japan Super Interceptor (JSI) стоимостью 646,5 млрд иен (5,6 млрд долл. США)[13]. Компания Boeing получила неопределенный контракт на сумму не более 24 550 000 долларов США на программу F-15 Japan Super Interceptor[14].

Варианты

F-15J
Одноместный всепогодный истребитель завоевания господства в воздухе для ВВС Японии, 2 построено в Сент-Луисе и 139 построено по лицензии, в Японии компанией Mitsubishi в 1981–97 годах.
F-15DJ
Двухместная учебная версия для ВВС Японии. 12 построено в Сент-Луисе и 25 построено по лицензии, в Японии компанией Mitsubishi в период 1981–1997 годах.

На вооружении

По состоянию на 2020 год на вооружении Сил самообороны Японии находится 155 самолетов F-15J и 45 самолетов F-15DJ.

  • 2-е авиакрыло Авиабаза Титосэ
    • 201-я тактическая истребительная эскадрилья (1986–)
    • 203-я тактическая истребительная эскадрилья (1983–)
  • 6-е авиакрыло Авиабаза Комацу
    • 303-я тактическая истребительная эскадрилья (1987–)
    • 306-я тактическая истребительная эскадрилья (1997–)
  • 5-е авиакрыло авиабаза Нютабару
    • 202-я тактическая истребительная эскадрилья (1981–2000)[15]
    • 305-я тактическая истребительная эскадрилья (1993–)
  • 9-е авиакрыло, авиабаза Наха
    • 204-я тактическая истребительная эскадрилья (1984–)
    • 304-я тактическая истребительная эскадрилья (1990–)
  • Крыло разработки и испытаний авиации
    • 23-я летная учебная эскадрилья (2000–)

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики
  • Угол стреловидности по передней кромке: 45o
  • Профиль крыла: NACA 64A006.6 корень крыла, NACA 64A203 законцовка крыла
  • Масса пустого: 12 700 кг
  • Масса снаряжённого: 20 200 кг
  • Максимальная взлётная масса: 30 845 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 6100 кг

Двигатели: два Pratt & Whitney F100-PW-100, −220,

Лётные характеристики
Вооружение

Примечания

  1. Rininger 2009, p. 150.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Davies and Dildy 2007, p. 152.
  3. Jenkins 1998, p. 38.
  4. Lorell, 1996. p.77–78
  5. Boeing (Mitsubishi) F-15J Eagle (United States). Jane's All the World's Aircraft. Дата обращения: 16 марта 2011. Архивировано 26 января 2013 года.
  6. Japan wants to sell old F-15s to US to fund F-35 purchases. Дата обращения: 20 марта 2019. Архивировано 10 апреля 2019 года.
  7. Davies and Dildy 2007, p. 153.
  8. Mid-Term Defense Program (FY 2005–2009). National Defense Program Guidelines (10 December 2004). Ministry of Defense. Дата обращения: 16 марта 2011. Архивировано 23 марта 2011 года.
  9. 9,0 9,1 goebel, greg F-15 in Japanese Service. Air Vectors. Дата обращения: 13 марта 2011. Архивировано 16 декабря 2009 года.
  10. "Melco starts F-15J radar upgrade Архивировано 23 января 2013 года.". Flight International, 14 March 2006. Retrieved 13 March 2011.
  11. Japan’s ‘Super Interceptor’ Takes a Step Forward Архивировано 15 августа 2020 года.. Aviation International News. 31 July 2020.
  12. Boeing and Mitsubishi sign agreement to support Japan F-15 upgrades Архивировано 22 января 2023 года.. Defense News. 29 July 2020.
  13. Japan to upgrade 68 F-15J Eagles under JSI programme. Дата обращения: 9 февраля 2022. Архивировано 9 февраля 2022 года.
  14. Boeing to add electronic warfare system on Japanese F-15J Eagle Super Interceptor. Дата обращения: 20 марта 2022. Архивировано 17 марта 2022 года.
  15. Thompson, Paul JASDF – Squadron Histories Архивировано 16 сентября 2017 года. J-HangarSpace Retrieved 21 September 2017