Андай, Мелих Джевдет

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Melih Cevdet Anday»)
Мелих Джевдет Андай

Мелих Джевдет Андай (тур. Melih Cevdet Anday; 13 марта 1915 года ― 28 ноября 2002 года) ― турецкий поэт и прозаик. Писал во многих жанрах, зачастую выходя за рамки традиционных литературных направлений. За шесть с половиной десятилетий сочинил одиннадцать сборников стихов, восемь пьес, восемь романов, пятнадцать сборников эссе, некоторые из которых получили крупные литературные награды. Также перевёл несколько художественных произведений с разных языков на турецкий[1].

Биография

Мелих Джевдет Андай родился в Стамбуле в 1915 году и жил там, пока его родители не приняли решение переехать в Анкару в 1931 году. Он окончил среднюю школу Гази и некоторое время изучал социологию в Бельгии на стипендию от Государственных железных дорог, но в 1940 году, после начала немецкого вторжения, Андаю пришлось вернуться домой. В период с 1942 по 1951 год он работал консультантом по публикациям в Министерстве образования Анкары, а затем ― библиотекарем в городе. За это время он начал свою карьеру в качестве журналиста в нескольких газетах. После 1954 года преподавал в Стамбульской городской консерватории. С 1964 по 1969 год Андай входил в совет директоров Турецкого радио и телевидения. После того, как он ушёл из консерватории в 1977 году, Андай был назначен в штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже в качестве атташе по культуре, где оставался до очередной смены правительства[2].

Литературная карьера

Как поэт, Андай был одним из лидеров литературного кружка Гарип, в который также входили Орхан Вели и Октай Рифат. Согласно их взглядам, изложенным в частности в предисловии к их совместному сборнику, опубликованному в 1941 году, поэзия должна отказаться от формализма и риторического классического стиля предыдущих веков, сделавшись простым, разговорным и фактически «безыскусным» искусством, призванным служить простым людям[3].

Однако уже тогда в турецкой литературе присутствовало влияние французского сюрреализма, и Андаю в конце концов отошёл от своего первоначального стиля в сторону нео-сюрреализма, одновременно стараясь избегать политических перепетий своей страны[4].

Библиография

Статуя поэта в парке Мелих Джевдет Андай, Орен. Скульптор ― Метин Юрданур
Поэзия
  • Garip (1941)
  • Rahatı Kaçan Ağaç (1946)
  • Telgrafhane (1952)
  • Yan Yana (1956)
  • Kolları bağlı Odysseus (1963)
  • Göçebe Denizin Üstünde (1970)
  • Teknenin Ölümü (1975)
  • Sözcükler (1978)
  • Ölümsüzlük Ardında Gılgamış (1981)
  • Güneşte (1989)
  • Yağmurun Altında (1995)
  • Seçme Siirler (1997).
Романы
  • Aylaklar (1965)
  • Gizli Emir (1970)
  • İsa’nın Güncesi (1974)
  • Raziye (1975)
  • Yagmurlu Sokak (1991),
  • Meryem Gibi (1991)
  • Birbirimizi Anlayamayiz (1992).
Пьесы
  • İçerdekiler (1965)
  • Mikado’nun Çöpleri (1967)
  • Dört Oyun (1972)
  • Ölümsüzler (1981)
Эссе
  • Doğu-Batı (1961)
  • Konuşarak (1964)
  • Gelişen Komedya (1965)
  • Yeni Tanrılar (1974)
  • Sosyalist Bir Dünya (1975)
  • Dilimiz Üstüne Konuşmalar (1975)
  • Maddecilik ve Ülkücülük (1977)
  • Yasak (1978)
  • Paris Yazıları (1982)
  • Açikliga Dogru (1984)
  • Sevismenin Güdüklügü ve Yüceligi (1990)
  • Yiten Söz (1992)
  • Aldanma ki (1992)
  • Imge Ormanlari (1994)
  • Gelecegi Yasamak (1994)
Мемуары
  • Sovyet Rusya, Azerbaycan, Özbekistan, Bulgaristan, Macaristan (1965)

Примечания

  1. Details under the author’s name Архивная копия от 16 сентября 2020 на Wayback Machine at the Turkish Cultural Foundation
  2. Turkish Cultural Foundation
  3. There is a translation of the preface in the online journal by poets Sidney Wade and Efe Murad, The Critical Flame Архивная копия от 11 июля 2020 на Wayback Machine
  4. Talât Sait Halman, A Millennium of Turkish Literature: A Concise History, Syracuse University 2011, pp.99-100 Архивная копия от 30 сентября 2020 на Wayback Machine

Ссылки