McDonnell Douglas MD-80
McDonnell Douglas MD-80 | |
---|---|
![]() | |
Тип | пассажирский самолёт |
Разработчик |
|
Производитель |
|
Первый полёт | 18 октября 1979 года |
Начало эксплуатации | 10 октября 1980 года (Swissair[англ.]) |
Статус | эксплуатируется |
Эксплуатанты |
|
Годы производства | 1979—1999 |
Единиц произведено | 1191[1] |
Стоимость единицы | 41,5—48,5 млн $ |
Базовая модель | McDonnell Douglas DC-9 |
Варианты |
McDonnell Douglas MD-90 McDonnell Douglas MD-94X Boeing 717 |
McDonnell Douglas MD-80 — ближнемагистральный реактивный пассажирский самолёт, разработанный в США в 1970-е годы. Был предназначен для замены устаревшего DC-9.
Аэродинамическая схема

Двухмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом, Т-образным оперением (с переставным стабилизатором) и задним расположением двигателей.
История
Самолёт MD-80 впервые был представлен в 1980 году. Тогда же начались первые поставки авиакомпаниям Swissair и Austrian Airlines. Самолёт представлял собой улучшенный DC-9, с новыми двигателями, более эффективным строением крыла и Т-образным хвостовым оперением. Примечательной в конструкции самолёта была особая компоновка кресел в экономклассе по схеме 2-3. MD-80 был несколько удлинён по сравнению со своим прародителем DC-9. Самолёт выпускался с 1980 по 1999 годы и стал достойным конкурентом самолёту Boeing 737 Classic. Всего построен 1191 самолёт.
Модификации
- MD-80 — исходная модель.
- MD-81
- MD-82/88
- MD-83
- MD-87 — укороченный вариант MD-80.
- MD-90
- MD-90-30ER
- MD-95 (Boeing 717)
Авиакомпании-операторы
Данные в этой статье приведены по состоянию на 2008 год. |



MD-80 был востребован многими авиакомпаниями мира и остаётся в активной эксплуатации до сих пор, несмотря на то, что производство последних модификаций этого лайнера было прекращено в 1999 году. По состоянию на август 2008 года в эксплуатации находилось около 800 самолётов.
С начала 2000-х авиакомпании активно выводят MD-80 из эксплуатации по причине низкой топливной эффективности. Часовой расход топлива MD-80 составляет 3200 кг/час, в то время как Boeing 737-800 вмещает больше пассажиров и расходует в среднем 2500 кг/час.
Главные авиакомпании-операторы MD-80:
- Anda Air
- Bravo Airways
- AeroMexico
- Allegiant Air
- Northwest Airlines
- American Airlines
- Austrian Airlines
- Avianca
- Delta Air Lines
- Swiss
- Alitalia
- Scandinavian Airlines System (SAS)
- Finnair
- UM Air
- Iberia
- Japan Air System (JAS)
- China Eastern Airlines
- Midwest Airlines
- China Northern Airlines
- Alaska Airlines
- Korean Air
- Khors Air
- Austral
- Onur Air
- Aerolineas Argentinas
- ATA Airlines
- Meridiana
Лётно-технические характеристики
MD-81 | MD-82/-88 | MD-83 | MD-87 | MD-90-30ER | |
---|---|---|---|---|---|
Число пассажиров (в туристическом классе) |
172 | 172 | 172 | 139 | 172 |
Максимальная взлётная масса | 64 000 кг | 67 800 кг | 72 600 кг | 64 000 кг | 70 760 кг |
Максимальная дальность | 2900 км | 3800 км | 4600 км | 4400 км | 4425 км |
Крейсерская скорость | 811 км/ч | 811 км/ч | 811 км/ч | 811 км/ч | 812 км/ч |
Длина | 45,1 м | 45,1 м | 45,1 м | 39,7 м | 46,5 м |
Размах крыла | 32,8 м | 32,8 м | 32,8 м | 32,8 м | 32,87 м |
Высота в хвосте | 9,05 м | 9,05 м | 9,05 м | 9,3 м | 9,4 м |
Силовые установки | 2×8391 кгс | 2×9072 кгс | 2×9525 кгс | 2×9072 кгс | 2×11 340 кгс |
Тип двигателей | Pratt & Whitney JT8D-209 | Pratt & Whitney JT8D-217A/C | Pratt & Whitney JT8D-219 | Pratt & Whitney JT8D-217C | IAE V2525-D5 |
Аварии и катастрофы
По данным сайта Aviation Safety Network, по состоянию на 21 июня 2022 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 47 самолётов McDonnell Douglas MD-80 всех модификаций[2]. McDonnell Douglas MD-80 пытались угнать 10 раз, при этом никто не погиб. Всего в этих происшествиях погибли 1446 человек[3].
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
19.06.1980 | 0/3 | Тестовый полёт. Грубая посадка. | ||
01.12.1981 | 180/180 | Врезался в гору. Экипаж и авиадиспетчеры не поняли друг друга. | ||
16.08.1987 | 2+154/155 | Экипаж начал взлёт, не выполнив необходимые требования. | ||
12.06.1988 | 22/22 | Разбился при заходе на посадку в условиях минимальной видимости. | ||
27.12.1991 | 0/129 | Отказ двигателей из-за некачественно проведённой очистки от льда. Аварийная посадка. | ||
25.10.1993 | 0/160 | Отказ двигателя, возврат в аэропорт, грубая посадка. | ||
26.10.1993 | 2/80 | Грубая посадка. | ||
13.11.1993 | 12/102 | Не долетел до ВПП, ошибочное включение автопилота. | ||
12.11.1995 | 0/78 | Жёсткая посадка до ВПП из-за ошибок экипажа. | ||
28.01.1999 | 0/84 | Грубая посадка. | ||
24.02.1999 | 0/0 | Сгорел в ангаре. | ||
15.03.1999 | 0/156 | Выкатывание за пределы ВПП. | ||
01.06.1999 | 11/145 | Грубая посадка в сложных метеоусловиях. | ||
31.01.2000 | Тихий океан | 88/88 | Отказ стабилизаторов на эшелоне. | |
14.06.2000 | 0/6 | Врезался в стену при пробном запуске двигателей. | ||
08.10.2001 | 8+110/110 | При взлёте столкнулся с Cessna 525. | ||
07.05.2002 | 112/112 | Пожар на борту. За день до полёта один из пассажиров купил семь страховых полисов, страхующих его жизнь на сумму 170 000 долларов. | ||
20.04.2004 | 0/96 | Столкнулся с дорожной техникой при движении к терминалу. Экипаж забыли предупредить о ремонтных работах. | ||
30.11.2004 | 25/153 | Выкатывание с ВПП при посадке. | ||
08.01.2005 | 0/170 | Выкат с ВПП при посадке. | ||
24.03.2005 | 0/0 | Проезжавший автобус врезался в крыло стоящего самолёта. | ||
16.08.2005 | 160/160 | Сваливание с эшелона из-за набора закритической высоты и неблагоприятных погодных условий. | ||
04.03.2006 | 0/144 | При посадке выкатился с ВПП и повредил шасси из-за неисправностей в механизме реверса левого двигателя. | ||
20.08.2007 | 0/0 | Проезжавший автобус врезался в левую консоль крыла стоящего самолёта. Крыло вошло в автобус на 2 метра. | ||
16.09.2007 | 90/130 | Разбился при посадке в сложных метеоусловиях. | ||
11.10.2007 | 0/164 | Рейс Хургада-Варшава. При вынужденной посадке из-за технических проблем выкатился с ВПП и потерял основные стойки шасси. | ||
30.11.2007 | 57/57 | Разбился в горах при заходе на посадку. | ||
20.08.2008 | 154/172 | Разбился при взлёте с невыпущенными закрылками. | ||
19.11.2009 | 0/117 | При посадке выкатился за пределы ВПП и разрушился. | ||
21.06.2010 | 0/101 | При взлёте из-за взрыва шины была повреждена гидросистема и двигатель, аварийная посадка. | ||
03.06.2012 | 6+153/153 | При заходе на посадку упал на жилые дома из-за отказа двигателей. | ||
15.07.2012 | 0/0 | Повреждён до степени списания при техобслуживании. | ||
01.05.2013 | 0/н.д. | Повреждён до степени списания на стоянке. | ||
24.07.2014 | 116/116 | Сваливание на эшелоне из-за обледенения и ошибок экипажа. | ||
05.03.2015 | 0/130 | Аварийная посадка, выкатывание за пределы ВПП[4]. | ||
14.06.2018 | 0/175 | Выкат с ВПП. Разрушены стойки шасси, фюзеляж и крыло. Передан в музей. | ||
27.01.2020 | 0/144 | Выкатился с ВПП на автостраду. | ||
19.10.2021 | 0/21 | Разбился при взлёте. | ||
21.06.2022 | 0/140 | При посадке выехал за пределы ВПП, от столкновения с препятствием загорелся[5] |
Подобные самолёты
См. также
Примечания
- ↑ Orders & Deliveries . Дата обращения: 15 сентября 2006. Архивировано 23 декабря 2017 года.
- ↑ Harro Ranter. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Type index > ASN Aviation Safety Database results . aviation-safety.net. Дата обращения: 15 марта 2019. Архивировано 4 июля 2017 года.
- ↑ Harro Ranter. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Aircraft type index > MD-80 > MD-80 Statistics . aviation-safety.net. Дата обращения: 15 марта 2019. Архивировано 18 апреля 2021 года.
- ↑ Plane Skids Off Runway at LaGuardia Airport, Crashes Into Fence . Дата обращения: 6 марта 2015. Архивировано 5 марта 2015 года.
- ↑ ASN Aircraft accident description McDonnell Douglas MD-82 . Aviation Safety Network. Дата обращения: 22 июня 2022.
Литература
- Беляев В. В. МАКДОННЕЛЛ-ДУГЛАС МD-81, МАКДОННЕЛЛ-ДУГЛАС МD-82, МАКДОННЕЛЛ-ДУГЛАС МD-83, МАКДОННЕЛЛ-ДУГЛАС МD-87, МАКДОННЕЛЛ-ДУГЛАС МD-88, МАКДОННЕЛЛ-ДУГЛАС МD-90-30, МАКДОННЕЛЛ-ДУГЛАС МD-95-30 // Пассажирские самолёты мира. — М.: АСПОЛ; Аргус, 1997. — С. 272—285. — 336 с. — ISBN 5-85549-167-6.
Ссылки
- Страница МД-80 на сайте Boeing
- Страница МД-90 на сайте Boeing