MLAT

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рисунок 1. Принцип определения координат приёмника по разности времён прихода сигналов

MLAT (англ. Multilateration, русский аналог термина: наземный многопозиционный) — технология, позволяющая определять местоположение самолётов или иных воздушных судов (ВС) без использования дополнительного к имеющемуся оборудованию на ВС.

Принцип действия

Система основана на оценке разности времени прихода сигналов. В качестве сигналов использует ответы приёмопередатчиков режима A, C и S вторичной радиолокации RBS[прояснить], вторичной радиолокации управления воздушным движением (УВД), военных IFF[прояснить], либо АЗН-В (ADS-B) передатчиков (фактически, система АЗН-В есть подмножество сигналов режима S[прояснить] вторичной радиолокации).

MLAT использует несколько наземных станций, размещённых около аэропортов (аэродромов) или разбросанных по большой территории, что позволяет покрывать большую площадь в воздушном пространстве.

MLAT принимает ответы всех ВС, оборудованных вышеуказанными приёмопередатчиками и определяет местонахождение ВС, основываясь на временно́й разнице поступления одного и того же ответа от передатчика соответствующей системы ВС.

Станции MLAT «слушают» ответы на запросы, посылаемые вторичными РЛС, работающими по западной системе RBS или советской УВД, или станциями системы АЗН-В. Вторичные РЛС посылают запросы в направлении ВС и приёмник самолёта, получив запрос, передает кодированный «ответ», содержащий позывной ВС, высоту и дополнительную информацию в зависимости от типа приёмопередатчика. Зная угловое положение луча антенны в момент передачи сигнала, а также время, прошедшее до момента получения ответа от ВС, вычислитель РЛС определяет расстояние до ВС и его угловые координаты.

Поскольку каждое ВС находится на разном расстоянии от наземных станций MLAT, ответы ВС поступают на эти станции в разное время. Используя несложные вычисления, во многом аналогичные вычислениям в спутниковых системах (ГНСС), вычислители MLAT-систем высчитывают местоположение ВС.

Преимущества MLAT-систем перед вторичной радиолокацией — это более высокая точность оценки местоположения и более высокий темп поступления информации (система АЗН-В, например, каждую секунду должна передавать в эфир данные о ВС, даже если никто не запрашивал ВС, а период обзора вторичной РЛС обычно не меньше 4 сек) и отсутствие систематических ошибок (вызванных, чаще всего, выходом из строя или неправильной работой ГНСС-приёмников), являющихся серьёзной проблемой при работе систем АЗН-В.

MLAT в России

С 2016 года в аэропорту Пулково испытывалась интегрированная система MLAT «Альманах» разработки НПП ЦРТС[1][2]. Первое пробное использование «Альманаха» продемонстрировано в аэропорту Пулково в январе 2018 года[3]. С марта 2018 года система введена в опытную эксплуатацию[4].[1]

См. также

  • АЗН-В (ADS-B, Automatic dependent surveillance-broadcast)

Примечания

Ссылки