MAN GL

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
MAN GL
Общие данные
Производитель MAN
Годы производства 19761981
Класс HCV
Дизайн
Компоновка переднемоторная, полноприводная
Колёсная формула 4*4; 6*6; 8*8

MAN GL — крупнотоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости, выпускаемый компанией MAN с 1976 по 1981 год.

История

В 1962 году Бундесвер планировал заменить свой парк транспортных средств, который в то время всё ещё существовал со времени создания армии. Бундесвер хотел иметь двух-, трёх — и четырёхосные амфибии грузоподъёмностью от 4 до 10 тонн. Поскольку требовалась высокая степень новой разработки, Немецкое федеральное агентство по оборонным технологиям и закупкам (Bundesamt für Wehrtechnik und Beschaffung, BWB) оказалось не в состоянии взять на себя ответственность за принятие решения, поэтому предложило компаниям-участникам торгов сформировать общее бюро разработки и согласовать единый проект. В 1964 году под руководством MAN было образовано «Общее бюро немецкой автомобильной промышленности» (Gemeinschaftsbüro der deutschen Nutzfahrzeugindustrie). На борту находились также производители Klöckner-Humboldt-Deutz (KHD), Büssing, Krupp и Henschel.

12 августа 1964 года BWB разработала свои требования ко второму поколению. Спецификация следующего поколения предусматривала в основном стандартные коммерческие автомобили с неограниченной проходимостью по пересечённой местности, амфибии, с постоянным полным приводом, спущенными шинами низкого давления, стальной кабиной, защитой NBC, многотопливным двигателем и минимальным сроком службы в десять лет.

Поскольку расходы на закупки были бы слишком высокими, а НАТО установило новый стандарт, амфибийный, NBC и многотопливный потенциал были впоследствии отменены, а требования были вновь пересмотрены. Полезная нагрузка двухосной версии была увеличена до 5 т, глубина брода определена до 1200 мм, высота грузовой платформы повышена до 1650 мм, а двигатели Deutz V8 с воздушным охлаждением с турбонагнетателем и без него, а также шины размером 14.00 R 20 были уточнены. Однако даже эта «урезанная» версия была слишком дорогой для всесторонних закупок. После дальнейших обсуждений было решено закупить меньшее количество недавно разработанных полноприводных грузовых автомобилей и дополнить их рядом почти стандартных грузовых автомобилей. Это означало, что армия закупила шесть различных новых моделей грузовиков, первоначально три из них относились к категории внедорожников.

4 декабря 1975 года Бундесвер и MAN подписали контракт на поставку специальных военных грузовиков, теперь разделенных ещё на две категории. Первый, Categorie I-MAN, 10 t mil gl, был доставлен 29 ноября 1976 года.

Первоначальное намерение состояло в том, чтобы построить семейство автомобилей, которые могли бы перевозить полные грузы по суровой местности, не отставая при этом от современных танков.[1]

Первая выпущенная модель была 8*8; затем последовали варианты 6*6 и 4*4.

Оригинальный дизайн KAT 1 эволюционировал в MAN SX. Несколько бывших военных автомобилей MAN GL выпущены на рынок подержанных автомобилей в Германии.

Эксплуатация в США

Армия США и ВВС эксплуатировали четыре варианта GL 8*8 под обозначениями M1001, M1002, M1013 и M1014.

  • Автотрактор с краном, 10 тонн, 8*8 М1001 (NSN 2320-12-191-5422)
  • Автотрактор с краном, 10 тонн, 8*8, М1002 (НСН 2320-12-191-5423)
  • Автотрактор с краном, 10 тонн, 8*8, М1013 (НСН 2320-12-191-5424)
  • Автотрактор без крана, 10 тонн, 8*8, М1014 (НСН 2320-12-191-5425)

M1001 использовался армией США в качестве основного двигателя для ядерной ракеты Pershing II. Тягач был оснащён пятым колесом для буксировки пусковой установки «эректор», 8-тонным краном Atlas Maschinen GmbH для транспортировки компонентов ракеты и генератором мощностью 30 кВт для питания пусковой установки «эректор». М1002 был сконфигурирован как восстановительная машина с блоком восстановления Rotzler, землеройными лопатами, краном Atlas Maschinen GmbH AK4300 M5 и носителями для двух запасных шин пусковой установки erector.

M1013 использовался ВВС в качестве основного двигателя для Крылатой ракеты наземного базирования «Грифон» (GLCM). Трактор был оснащён пятым колесом для буксировки пусковой установки, 2-тонным подъёмно-транспортным краном и лебёдкой для самовосстановления. М1014 также был сконфигурирован как первичный двигатель и имел шиномонтажник для запасного колеса пусковой установки.

Технические характеристики

Представленный как mil gl («militarisiert geländegängig» — военный, кросс-кантри мобиль), MAN GL используется всеми подразделениями Бундесвера. Милитаризация включает в себя полную схему затемнения огней, полностью отделённую от стандартных огней, компоновку военного инструмента с возможностью затемнения, аварийный выключатель для отключения электроэнергии, люк на крыше с пулемётной установкой и винтовочные кронштейны. Эти машины относятся к категории специальных военных разработок и полностью мобильны по пересечённой местности.

Транспортные средства KAT первых классов полезной нагрузки от 5 до 10 тонн относятся ко второму поколению транспортных средств Бундесвера (Folgegeneration), а обозначенные транспортные средства KAT I A1 относятся к «расширенному второму поколению», которое также включает 15-тонную версию. Автомобили KAT I прошли полный капитальный ремонт в середине 1990-х годов, чтобы продлить срок их службы ещё на десять лет.

Транспортные средства такие как 15 t mil gl «Multi», поддерживающие многоцелевую контейнерную систему «Wechselladersystem Multi», относятся к третьему поколению и были разработаны далее, но всё ещё являются военными специальными разработками.

Примечания

  1. MAN Nutzfahrzeuge - Past. Дата обращения: 18 октября 2010. (недоступная ссылка)