Letov Š-20

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Letov Š-20
Тип истребитель
Разработчик Letov
Производитель Letov
Главный конструктор Alois Šmolik
Первый полёт 1925 г.
Начало эксплуатации 1925 г.
Конец эксплуатации 1936 г.
Статус не эксплуатируется
Эксплуатант  Чехословакия
 Литва
Единиц произведено Всего: 118 экз.
115 серийных
+ 3 прототипа
Стоимость единицы 53 800 долларов США (1926 г.)

Letov Š-20 — чехословацкий лёгкий одноместный истребитель, разработанный компанией «Letov» в 1920-е годы. Всего в 1924–1926 годах было построено 118 самолётов.

История

Самолёт разработан чехословацкой компанией «Letov» в 20-е годы XX в., первый полёт совершил в 1925 году, производился в 1924–1926 гг., эксплуатация началась в 1925 году и продолжалась до 1936 года. Основным заказчиком являлись Чехословацкие ВВС, которые заказали 105 истребителей модификации Š-20M, также самолёт был заказан Литовскими ВВС, всего Литвой было приобретено 10 Š-20L.[1][2][3]

Конструкция

Š-20 — одномоторный одноместный биплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси. Фюзеляж состоит из клепаного металлического каркаса и обтянут брезентом, корпус двигателя дюралюминиевый, с приподнятыми крышками головок цилиндров вилочного двигателя. Двигатель жидкостного охлаждения (с радиаторами на шасси) восьмицилиндровый Škoda H-S 8Fb (лицензионный испанский Suiza 8Fb мощностью 300 л. с., такая же, как у BH-21). Воздушный винт — двухлопастной деревянный нерегулируемый, снабженный большим плоским аэродинамическим конусом, плавно соединяющимся с фюзеляжной линией. Основной топливный бак находится в фюзеляже за двигателем (в центре тяжести самолёта), подвесной бак — в верхнем крыле. Кабина открыта, оборудован ветровым стеклом и аэродинамическим подголовником.

Ходовая часть представляет собой неподвижное колесо с неразрезной осью, подвешенной на резиновых жгутах, проволочными колесами и покрытой брезентом. Велосипеды можно обменять на лыжи. Шпора скользкая. Крылья деревянные, обтянуты брезентом, с металлическими балками. Верхние и нижние крылья усилены N-образными распорками и проволоками, верхнее крыло держится на фюзеляже трубчатой ​​пирамидой. Крылья только на нижнем крыле, закрылков у самолёта нет. На правом нижнем крыле некоторых самолётов была размещена динамо-машина с приводом от винта (описания проводки С-20 нет, но, например, С-31 имел электрообогрев пулеметов, кислородное оборудование и костюм пилота, и вилки для питания фонаря, компаса и прицела, все на батарейках). Хвостовое оперение представляет собой металлоконструкции, обтянутые брезентом, горизонтальное оперение усилено подкосом (двойное исполнение: одинарное или V-образное). Рули направления управляются стальными тросами. Были изготовлены две конструкции хвостового оперения. Более старая вертикальная хвостовая часть (SOP) имеет прямую переднюю кромку и эллиптическую заднюю кромку, более новая SOP больше, имеет выпуклую переднюю кромку и прямую заднюю кромку. Старые горизонтальные поверхности хвостового оперения (GTC) имеют примерно эллиптическую форму (эллиптическая передняя кромка и наклонная задняя кромка). Новые GTC крупнее и имеют трапециевидную форму (передняя кромка прямая по легкой стрелке, задняя кромка перпендикулярна оси самолёта).

Вооружение состоит из двух неподвижных синхронных пулеметов Vickers калибра 7,7 мм, расположенных под капотом над двигателем, и винтовой схемы стрельбы. Каждый пулемет имеет запас 400 патронов.[1][3]

Модификации

  • Š-20 — основная модификация;
  • Š-20M — доработанная версия с более тонким фюзеляжем, основная модификация Чехословацких ВВС, 105 экземпляров;
  • Š-20L — модификация для Литовских ВВС, 8 экземпляров;
  • Š-20R — вариант с обновлённым фюзеляжем, 1 прототип;
  • Š-20J — модификация с новым Чехословацким лицензионным двигателем Bristol Jupiter мощностью 475 л. с., впоследствии стал прототипом Letov Š-21, 1 прототип;
  • Š-21 — прототип учебно-тренировочного варианта с более слабым двигателем Hispano-Suiza 8A мощностью 180 л. с., без вооружения, оснащённый только фотопулемётом. В отличие от Š-20 не имел аэродинамического обтекателя винта и радиаторов на шасси. Передний радиатор находился перед двигателем, там, где Š-20 закрывал большой конус винта, также отличалась форма хвостового оперения.

Эксплуатанты

 Чехословакия

 Литва

Тактико-технические характеристики

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Š-20:

Технические характеристики

Лётные характеристики

Вооружение

  • Пулемётное: два фиксированных синхронных пулемета Vickers калибра 7,7-мм над двигателем, боезапас каждого по 400 патронов

Литература

  • Václav Němeček, Československá letadla, vyd. 1., Naše vojsko, Praha, 1958
  • Alois Pavlůsek, Československé stíhací letouny, vydáno 2018
  • Josef Václavík Š-31 — Letov Š-31 a Š-131 (o Š-20J)
  • časopis Letectví, rok 1925 (o Š-20 a o leteckém závodě)
  • časopis Letectví, rok 1926 (o leteckém závodě)
  • časopis Letectví a kosmonautika, rok 1993, čísla 18 — 22 (o litevských Š-20)
  • časopis Letectví a kosmonautika, rok 2005, číslo 10 (o muzejním Š-20)
  • časopis Letectví a kosmonautika, rok 1984, čísla 5 — 10 (Naše letecké motory

Примечания

  1. 1,0 1,1 Letov S.20. www.airwar.ru. Дата обращения: 17 января 2022. Архивировано 17 января 2022 года.
  2. 2,0 2,1 Letov Š.20L - Lietuvos Aviacijos Istorija 1919 - 1940 m.. www.plienosparnai.lt. Дата обращения: 17 января 2022. Архивировано 18 января 2022 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Letov, vojenská továrna na letadla, Praha - Letňany (чешск.). Valka.cz. Дата обращения: 17 января 2022. Архивировано 18 января 2022 года.