Layla
- Это статья о песне. О женском имени см. Лейла
Layla | ||||
---|---|---|---|---|
Песня | ||||
Исполнители | Derek and the Dominos | |||
Альбом | Layla and Other Assorted Love Songs | |||
Дата выпуска | 1970 | |||
Дата записи | август — сентябрь 1970 | |||
Жанр | блюз-рок | |||
Длительность | 7:02 - 7:11[1] | |||
Лейбл | Atco | |||
Автор | Эрик Клэптон, Джим Гордон | |||
Продюсеры | Том Дауд | |||
Трек-лист альбома Layla and Other Assorted Love Songs | ||||
|
Layla | ||||
---|---|---|---|---|
Сингл Derek and the Dominos с альбома |
||||
Дата выпуска | 1971 | |||
Дата записи | 1970 | |||
Жанр | блюз-рок | |||
Длительность | 2:43 | |||
Композитор | Эрик Клэптон | |||
Продюсер | Том Дауд | |||
Лейбл | Atco (US), RSO, Polydor | |||
Хронология синглов Derek and the Dominos | ||||
|
RS | Позиция №27 в списке 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone |
«Layla» — заглавная песня группы Derek and the Dominos с альбома Layla and Other Assorted Love Songs, выпущенного в декабре 1970 года. Считается одной из самых значительных песен о любви в рок-музыке[2].
«Лейла» примечательна виртуозными гитарными проигрышами в исполнении Эрика Клэптона и Дуэйна Олмэна в первой части песни и контрастирующей фортепианной партией без слов, сочинённой Джимом Гордоном во второй.
Поводом для сочинения песни была любовь Клэптона к Патти Бойд, жене его друга Джорджа Харрисона. Первый релиз «Лейлы» не пользовался успехом[3], но затем песня приобрела любовь не только публики, но и критиков. Её нередко называли одной из величайших рок-песен всех времён. Дважды песня была успешна в чартах: в 1972 году и спустя 12 лет. В 2004 году песня заняла 27-ю позицию в списке 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone.
Предыстория
Джордж Харрисон познакомился с Патти Бойд во время съёмок фильма «Вечер трудного дня» и женился на ней в 1966 году. Клэптон и Харрисон были в то время близкими друзьями. Так Эрик Клэптон участвовал в работе над песней Харрисона «While My Guitar Gently Weeps» со знаменитого Белого альбома, а Харрисон сыграл на гитаре в песне «Badge» группы Cream (где играл на тот момент Клэптон) под псевдонимом L’Angelo Misterioso. Во время, когда Blind Faith распадались, а Клэптон, раздражённый истерией, которая раздувалась вокруг группы, покинул коллектив и присоединился к малоизвестному семейному дуэту Делани и Бонни Брэмлетт, произошло нечто неожиданное: он влюбился в Патти.[4][5]
Название песни было навеяно восточной поэмой «Лейла и Меджнун»[6], воспетой классиком персидской поэзии Низами Гянджеви. Лейлу насильно выдали замуж, и её возлюбленный Кейс (прозванный меджнуном, перс. مجنون «одержимый; безумный») ушёл от своего племени в пустыню и жил одиноко, слагая песни в честь Лейлы. Лейла переехала с мужем в Ирак, где вскоре заболела от тоски по Кейсу и умерла. Через несколько лет был найден мёртвым и Кейс. Эту повесть Клэптону поведал его друг Иэн Даллас[5] и его тронула эта история[7].
Отношения Харрисона с Бойд через несколько лет зашли в тупик. В 1977 году они развелись. По словам Харрисона к тому времени «отношения с Патти уже прекратились», поэтому свадьба Клэптона и Бойд не вызвала у него протеста: «Он женился на ней, … и настоящая проблема возникла у Эрика: его страшно злило, что я на него совсем не сердился!»[8] Харрисон вместе с Ринго Старром и Полом Маккартни посетил свадьбу Клэптона и Бойд, состоявшуюся в 1979 году. Однако семейная жизнь Клэптона и Бойд не была счастливой: в 1989 году они развелись[9].
Запись
После распада Cream Клэптон принял участие в нескольких музыкальных проектах, в том числе в собственной недолговечной группе Blind Faith, а также выступал с дуэтом Delaney & Bonnie. Весной 1970 Клэптон узнал, что Delaney & Bonnie покинули аккомпанирующие музыканты: басист Карл Рэйдл, барабанщик Джим Гордон, и клавишник Бобби Уитлок. Воспользовавшись случаем, Клэптон предложил им стать участниками новой группы, получившей название Derek and the Dominos[10].
Во второй половине 1970 года к группе присоединился Дуэйн Олмэн, гитарист Allman Brothers. Клэптон и Олмэн высоко ценили творчество друг друга. Клэптон к тому времени успел по приглашению Тома Дауда выступить с Allman Brothers[11]. Олмэн и Клэптон легко находили общий язык и вскоре стали хорошими друзьями.
Дауд к тому времени был известен по множеству работ, в том числе с Клэптоном в Cream (Клэптон однажды назвал его «идеальным человеком для записи»). Работа над данным альбомом станет ещё одним его достижением. В документальном фильме о Дауде, который назывался «Tom Dowd and the Language of Music», показано как он перемикшировал первоначальные мастер-ленты с «Лейлой»[11].
Спустя некоторое время Клэптон возвратился в студию ночью. Там он застал Гордона, играющего сочинённую им мелодию на фортепьяно. Клэптону понравилась мелодия, и он убедил Гордона включить её в песню. Спустя примерно три недели после того как были записаны первые три минуты, «Layla» была завершена[11].
Структура
«Layla» состоит из двух частей, каждая характеризуется своим повторяющимся ритмико-мелодический элементом, или риффом. Первая часть, записанная в тональности ре минор для припевов и до-диез минор для куплетов,[12] сосредоточена вокруг «фирменного» риффа — гитарной мелодии, сыгранной с применением hammer-on'ов, pull-off'ов и квинтаккордов. Рифф, как обычно полагают, был сочинён Дуэйном Олмэном на основе вокальной мелодии песни Альберта Кинга «As the Years Go Passing By» с альбома 1967 года Born Under a Bad Sign. Первая секция также содержит записанное при помощи наложения гитарное соло, своего рода дуэт между слайд-гитарой Оллмэна и вибрато бенда Клэптона. Помещая свой слайд в пунктах за концом накладки гитары, Оллмэн мог играть более высокие ноты, чем можно было бы без неё. Том Дауд называл их «нотами, которых нет на инструменте!»[11].
Вторую часть, написанную Джимом Гордоном, обычно называют «фортепьянной кодой»[13]. Первоначально она была сыграна в до мажоре, однако во время микширования скорость ленты коды была увеличена. Получившаяся тональность находится где-то между до и до-диезом. Клавишная интерлюдия в конце песни дополнена акустической гитарой и является также сопровождением к outro-соло. Та же мелодия играется на слайд-гитаре Дуэйна, но на одну октаву выше. Джим Гордон в отличие от Клэптона и Олмэна, просто играет мелодию, не импровизируя. Клавишные — фактически главный инструмент во время коды, а соло выступает в качестве ритма.
Сам Эрик Клэптон так однажды сказал об этой песне[14]:
«Лейла» — сложная, это песня, которую не так просто исполнять вживую. Нужен очень сильный коллектив музыкантов, чтобы все составляющие были на месте, но когда всё есть… К примеру, её сложно исполнять в квартете, потому есть партии в которых нужно петь и исполнять совершенно противоположные вещи, что практически невозможно. Однако если с вами большой коллектив, как у меня в турне, тогда исполнить что-то вроде «Лейлы» будет легко — и я очень этим горжусь. Мне очень нравится слушать эту песню. Как будто она не моя. Как будто я слушаю кого-то, кто мне очень нравится. Я любил группу Derek and The Dominos и в то же время я как будто бы сам в ней и не участвовал. Я просто фанат Derek and The Dominos. Иногда моя собственная музыка может быть такой. Если она сыграла своё предназначение быть хорошей музыкой, то я уже не ассоциирую себя с ней. Как будто это кто-то другой. И тогда такие песни легко исполнять[15].
Оригинальный текст (англ.)[показатьскрыть]'Layla' is a difficult one, because it’s a difficult song to perform live. You have to have a good complement of musicians to get all of the ingredients going but, when you’ve got that… It’s difficult to do as a quartet, for instance, because there are some parts you have to play and sing completely opposing lines, which is almost impossible to do. If you’ve got a big band, which I will have on the tour, then it will be easy to do something like 'Layla' — and I’m very proud of it. I love to hear it. It’s almost like it’s not me. It’s like I’m listening to someone that I really like. Derek and The Dominos was a band I really liked—and it’s almost like I wasn’t in that band. It’s just a band that I’m a fan of. Sometimes, my own music can be like that. When it’s served its purpose to being good music, I don’t associate myself with it anymore. It’s like someone else. It’s easy to do those songs then.
Патти Бойд про эту песню сказала[16]:
Он такой потрясающий музыкант, что способен вложить свои эмоции в музыку в такую форму, что слушатели могут чувствовать их инстинктивно. Это проходит прямо через тебя.
Оригинальный текст (англ.)[показатьскрыть]I think that he was amazingly raw at the time... He's such an incredible musician that he's able to put his emotions into music in such a way that the audience can feel it instinctively. It goes right through you.
Дальнейшая судьба песни
RS | Позиция №27 в списке 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone |
Альбом «Layla and Other Assorted Love Songs» после своего появления на прилавках продавался плохо и итоге не попал в чарты в Великобритании[3]. Это было, отчасти, обусловлено тем, что имя Клэптона было упомянуто лишь на внутренней стороне альбома, а снаружи он выглядел как двойной альбом неизвестной группы[3]. Не повезло и заглавной песне: радиостанции отказывались ставить в эфир семиминутную композицию. В итоге её для выпуска на сингле пришлось укоротить до 2:43. Сингл «Layla» был выпущен в марте 1971 (лейбл Atco) и достиг 51-й позиции в Биллборде.
Однако, когда «Layla» в 1972 году вошла в сборник The History of Eric Clapton и затем выпущена как сингл, он достиг 7-й позиции Великобритании и #10-й в США. Оценки критиков с тех пор было всецело положительными. Дэйв Марш, в «The Rolling Stone Illustrated History of Rock and Roll», написал, что,
Найдётся немного моментов в репертуаре записанного рока, где певец или автор достигли такого глубокого погружения в себя, что слушание их является родственным наблюдению убийства или самоубийства… для меня, «Layla» является самым значительным из них.
Оригинальный текст (англ.)[показатьскрыть]there are few moments in the repertoire of recorded rock where a singer or writer has reached so deeply into himself that the effect of hearing them is akin to witnessing a murder or a suicide… to me 'Layla' is the greatest of them.
В 1982 году «Layla» была ещё раз выпущена в качестве сингла в Великобритании и пользовалась ещё большим успехом чем в 1972 году, достигнув в 4-й позиции.
К концу 1980-х—началу 1990-х, песня стала культовой, что отразило её попадания в списки «величайших песен всех времён»: например 27 место среди 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone; и 16-ое место в списке «VH1's 100 Greatest Songs of Rock and Roll».
В кино и на телевидении
- Клавишная кода песни звучала в фильме Мартина Скорсезе «Славные парни»[17].
- Песня звучала в серии "Whitecaps" сериала "Клан Сопрано"[18] и серии "Line of Fire" сериала "Полиция Майами: Отдел нравов"[19].
- В последней серии 3 сезона "Funeral for a Ford" телепрограммы Grand Tour песня была использована в качестве саундтрека для ретроспективного клипа[20], показанного после объявления о прекращении студийных съемок шоу после 16 лет совместной работы трио ведущих - Джереми Кларксона, Ричарда Хаммонда и Джеймса Мэя[21].
- Начальный гитарный риф песни звучал в британской рекламе автомобилей Vauxhall Cavalier 1988 года[22].
Кавер-версии
- Первый кавер на эту песню появился в 1979 году, и исполнила его диско-группа Chilly, на альбоме Come to L.A.
- В 1981 году мелодию «Лейлы» исполнил Лондонский симфонический оркестр[23]. Подобное была исполнена и Королевский филармонический оркестр[24].
- 20 сентября 1983 на благотворительном концерте под названием «ARMS Charity Concert» в пользу больных рассеянным склерозом в Королевском Альберте Холе в Лондоне, состоялся джем с участием Эрика Клэптона, Джеффа Бэка и Джимми Пэйджа[25], исполнивших «Layla» и «Tulsa Time».
- Кавер-версии «Лейлы» другими исполнителями был сравнительно редки: Джон Фэи, на альбоме 1985 года «Rain Forest, Oceans, And Other Themes» и джазовый гитарист Ларри Карлтон.
В 1992 году Эрик Клэптон представил новую блюзовую версию песни «Layla».
В 1994 году французский певец Анри Сальвадор записал кавер-версию песни на своем альбоме «Monsieur Henri».
В 2003 году группа Allman Brothers стала исполнять эту песню на концертах. Уоррен Хэйнес пел, Грегг Оллмэн играл клавишную партию, и Дерек Трукс играл гитарную партию Дуэйна. Это было данью уважения не только Дуэйну, но и продюсеру Тому Дауду, который умер годом ранее[26].
19 мая 2007 на бесплатном концерте, названном «The Road To Austin»[27] Бобби Уитлок исполнил собственные электрические версии песен «Layla» и «Why Does Love Got To Be So Sad» с участием гитаристов Эрика Джонсона и Дэвида Гриссома.
В 2016 году Guns N' Roses сделали кавер на эту песню и исполняли на своих концертах
Unplugged-версия
Layla | ||||
---|---|---|---|---|
Сингл Эрика Клэптона с альбома Unplugged |
||||
Сторона «Б» | «Signe» | |||
Дата выпуска | 1992 | |||
Формат | Сингл | |||
Дата записи | 16 января 1992 | |||
Место записи | Bray Studios, Bray, Berkshire | |||
Жанр | блюз | |||
Длительность | 4 мин. 46 с | |||
Композитор | Эрик Клэптон | |||
Продюсер | Russ Titelman | |||
Лейбл | Reprise | |||
Профессиональные рецензии | ||||
Хронология синглов Эрика Клэптона | ||||
|
В 1992 году Клэптона пригласили сыграть концерт для MTV Unplugged. В альбом, под названием «Unplugged», записанный на этом концерте, вошло много блюзовых стандартов и новая песня «Tears in Heaven». На альбоме была и новая версия песни «Layla». Песня в новой аранжировке стала медленнее, её рифф был изменён, а клавишная кода убрана[2]. В целом эта версия спокойнее и ближе к традиционному блюзу, чем оригинальная.
Новая версия «Лейлы» была выпущена в качестве сингла и достигла 12-й позиции в американских чартах, а через некоторое время выиграла премию Грэмми в 1992 году в категории лучшая рок-песня, потеснив «Smells Like Teen Spirit» Нирваны. Позже эту победу включат в список 10 самых больших неожиданных поражений в истории Грэмми по версии Entertainment Weekly[28]. В концерте «MTV Unplugged» приняли участие музыканты:
- Eric Clapton — акустическая гитара, основной вокал
- Ray Cooper — перкуссия
- Nathan East — акустическая бас-гитара, бэк-вокал
- Andy Fairweather-Low — акустическая ритм-гитара
- Steve Ferrone — ударные
- Chuck Leavell — фортепьяно
- Katie Kissoon — бэк-вокал
- Tessa Niles — бэк-вокал
Примечания
- ↑ Длина песни в разных изданиях может несколько варьироваться
- ↑ 2,0 2,1 Stephen Thomas Erlewine. Song Review (англ.) (недоступная ссылка). Allmusic. allmusic. Дата обращения: 14 августа 2009. Архивировано 30 января 2012 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Paul Gambaccini. The Top 100 Rock 'N' Roll Albums of All Time. — Dilithium Pr, 1987. — 96 p. — ISBN 0517565617.
- ↑ Валерий Кучеренко. Эрик Клэптон: …от сложного к простому№ 48. — С. 56 — 63. // Classic Rock. — 2006. —
- ↑ 5,0 5,1 Eric Clapton. Clapton: The Autobiography (англ.) (недоступная ссылка). Broadway Books, New York (2007). Дата обращения: 14 августа 2009. Архивировано 11 октября 2007 года.
- ↑ Л. Н. Лейла и Меджнун // Литературная энциклопедия: В 11 т. — М., 1929—1939. . Дата обращения: 6 февраля 2009. Архивировано 24 ноября 2009 года.
- ↑ Jean Patterson. Crazy About „Layla“:Eric Clapton Song Inspired by Nizami, 12th century Azerbaijani Poet (англ.) (недоступная ссылка). Azerbaijan International. (1998). Дата обращения: 14 августа 2009. Архивировано 30 января 2012 года.
- ↑ George Harrison: Вы скоро узнаете, что обо всём этом думает Джон - интервью с Джорджем Харрисоном (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 августа 2009. Архивировано 7 августа 2009 года.
- ↑ Boyd: ‘Clapton was an animal’ (англ.). pr-inside.com. Дата обращения: 14 августа 2009.
- ↑ Nigel Williamson. Derek and The Dominos — Layla & Other Assorted… (недоступная ссылка). UNCUT. Дата обращения: 22 августа 2009. Архивировано 30 января 2012 года.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 Mark Moormann. Tom Dowd and the Language of Music (англ.) (недоступная ссылка). Language of Music Films (2003). Дата обращения: 14 августа 2009. Архивировано 30 января 2012 года..
- ↑ Jeff Perrin. The Best of Eric Clapton — Signature Licks (недоступная ссылка). A Step-by-Step Breakdown of His Playing Technique. Hal Leonard (1996). Дата обращения: 19 августа 2009. Архивировано 30 января 2012 года..
- ↑ Sold on Song Top 100: Layla (недоступная ссылка). BBC Radio 2. Дата обращения: 22 августа 2009. Архивировано 30 января 2012 года.
- ↑ Mike Hrano. Eric Clapton - The Mike Hrano Interview (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 августа 2009. Архивировано 30 января 2012 года.
- ↑ Перевод и текст песни Layla . Дата обращения: 3 августа 2009. Архивировано 12 января 2010 года.
- ↑ Todd Leopold. Harrison, Clapton, and their muse (недоступная ссылка). CNN (3.2.2005). Дата обращения: 22 августа 2009. Архивировано 30 января 2012 года.
- ↑ Goodfellas (1990) - IMDb . Дата обращения: 2 ноября 2020. Архивировано 28 сентября 2010 года.
- ↑ "The Sopranos" Whitecaps (TV Episode 2002) - IMDb . Дата обращения: 2 ноября 2020. Архивировано 25 сентября 2016 года.
- ↑ "Miami Vice" Line of Fire (TV Episode 1988) - IMDb . Дата обращения: 2 ноября 2020.
- ↑ The Grand Tour - Season 03 Finale Montage - YouTube . www.youtube.com. Дата обращения: 2 ноября 2020. Архивировано 5 июня 2021 года.
- ↑ Jeremy Clarkson wells up during final episode of The Grand Tour: "The show as you know it is ending, and that's very upsetting for us" (англ.). Radio Times. Дата обращения: 2 ноября 2020. Архивировано 7 ноября 2020 года.
- ↑ Vauxhall Cavalier 'car of the future' advert 1980s - YouTube . www.youtube.com. Дата обращения: 2 ноября 2020. Архивировано 18 июля 2021 года.
- ↑ London symphony orchestra — Layla (1981) . Дата обращения: 28 сентября 2017. Архивировано 1 августа 2016 года.
- ↑ The Royal Philharmonic Orchestra — Layla . Дата обращения: 28 сентября 2017. Архивировано 26 августа 2016 года.
- ↑ Клэптон, Бэк и Пэйдж кроме всего прочего знамениты тем, что сменяли друг друга в Yardbirds в 1960-х
- ↑ Doug Collette. The Allman Brothers Band in Concert: Beacon Theatre 2003 (недоступная ссылка) (17 февраля 2004). Дата обращения: 19 августа 2009. Архивировано 30 января 2012 года.
- ↑ Michael Corcoran. Rollicking Road a treat for one and all (недоступная ссылка). Austin360.com. Дата обращения: 19 августа 2009. Архивировано 30 января 2012 года.
- ↑ Michael Endelman. "Grammy's 10 Biggest Upsets" (http) (недоступная ссылка). EW.com (2007). Дата обращения: 13 февраля 2007. Архивировано 30 января 2012 года.
- Рэй Коулман — Clapton! (Warner Books, 1985) стр. 179—192
- Джен Рейд — Layla and Other Assorted Love Songs by Derek and the Dominos (Rock of Ages, 2007)
Ссылки
- Текст песни (c переводом)
- Eric Clapton — Layla (видео)
- Unplugged-версия (видео) (недоступная ссылка)