British Aerospace Jetstream
British Aerospace Jetstream | |
---|---|
Тип | региональный пассажирский самолёт |
Разработчик | Handley Page |
Производитель | British Aerospace |
Первый полёт | 28 марта 1980 года |
Начало эксплуатации | 29 июня 1982 года |
Статус | эксплуатируется |
Годы производства | 1980 — 1993 |
Единиц произведено | 386 |
Базовая модель | Handley Page Jetstream |
Варианты | BAe Jetstream 41 |
British Aerospace Jetstream (Jetstream 31/32) — лёгкий двухмоторный турбовинтовой пассажирский самолёт, разработанный и производившийся британской авиастроительной корпорацией British Aerospace. Является модернизированной моделью самолёта Jetstream 1, выпускавшегося компанией Handley Page.
История создания
После банкротства британской авиастроительной компании Handley Page права на её патенты и выпуск самолётов перешли к Scottish Aviation, которая в 1978 году вошла в состав национальной корпорации British Aerospace (ныне BAE Systems). 5 декабря того же года BAE приняла решение провести модернизацию модели 19-местного турбовинтового лайнера HP.137 «Jetstream», выпускавшегося с середины 1968 по 1969 годы. Новый проект получил рабочее название «Mark 3 Jetstream».
Предсерийный самолёт «Jetstream 31» с необорудованной кабиной впервые поднялся в воздух 28 марта 1980 года[1]. Машина была оснащена более мощными турбовинтовыми двигателями Garrett ТРЕЗЗ1 (760 кВт при термодинамическом пределе в 820 кВт) с увеличенным интервалом капитального ремонта по сравнению с прежними двигателями компании «Turbomeca Astazou»[2]. Первый серийный экземпляр модели был выпущен 25 января 1982 года и совершил первый полёт 18 марта того же года. 29 июня 1982 года Jetstream 31 был сертифицирован в Великобритании, а в ноябре месяце получил сертификат и в Соединённых Штатах Америки.
К 1993 году было произведено 386 самолётов серии Jetstream, включая 161 лайнер Jetstream Super 31 с 14-местными пассажирскими салонами. Super 31 известен также, как Jetstream 32 или Jetstream 32EP и отличается от базовой модели большим по размеру багажным отсеком и более мощными двигателями TPE331-12 (по 1020 л. с. каждый).
Из 386 выпущенных самолётов Jetstream к декабрю 2008 года в эксплуатации оставалось 128 машин. Основными операторами серии к концу 2008 года являлись авиакомпании Pascan Aviation (11 ед.), Direktflyg (7 ед.), Vincent Aviation (4 ед.), Jet Air (4 ед.), Blue Islands (4 ед.), Sun Air of Scandinavia (3 ед.) и AIS Airlines (3 ед.). Более 40 других авиакомпаний имели в своих парках один или два самолёта данной серии[3].
В июле 2008 года несколько авиастроительных компаний во главе с BAE Systems провели ряд испытаний со специально оборудованным самолётом Jetstream 31 (регистрационный G-BWWW), в ходе которых лайнер совершил полётов в общей сложности на расстояние 1290 километров без какого-либо вмешательства человека в управление самолётом.
Варианты Jetstream
- Jetstream 31 — самолёт для местных авиалиний вместимостью 18 или 19 пассажиров
- Jetstream 31 Corporate — самолёт для бизнес-авиации, пассажирские салоны на 8 и 10 мест
- Jetstream 31EP — 31-я модель с более мощными двигателями
- Jetstream 31EZ — оснащён РЛС кругового обзора, выпускался для целей морского патрулирования государственных границ
- Jetstream Executive Shuttle — самолёт бизнес-авиации с 12-местным пассажирским салоном
- Jetstream 31 Special — самолёты для выполнения специфических задач (санитарная авиация, калибровка радионавигационных систем аэропортов, перевозка срочных и особо опасных грузов, тренировочным полёты пилотов и др.)
- Jetstream 32EP — 31-я модель с более мощными двигателями, багажным отсеком большей вместимости и пассажирским салоном на 19 мест
- Jetstream QC (Quick Change) — самолёт с быстро переоборудуемым салоном (из пассажирского в грузовой и обратно)
- Jetstream 41 — лайнер с пассажирским салоном на 29 мест.
Технические характеристики (Jetstream 31)
Источник Jane's All the World's Aircraft, 1988–1989[1]
Основные характеристики
- Экипаж: 2
- Пассажиры: 19 пассажиров
- Длина: 47 фт 1¾ д (14,37 м)
- Размах крыла: 52 фт 0 д (15,85 м)
- Высота: 17 фт 5½ д (5,32 м)
- Площадь крыла: 271 фт² (25,2 м²)
- Профиль крыла: NACA 63A418/NACA 63A412
- Масса пустого: 9613 фунтов (4360 кг)
- Максимальная взлётная масса: 15 332 фунтов (6950 кг)
- Двигательная установка: 2× Garrett TPE331-10UG турбовинтовой, 940 л. с. (701 кВт) каждый
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 263 кбт (303 миль/ч, 488 км/ч)
- Крейсерская скорость: 230 кбт (264 миль/ч, 426 км/ч)
- Скорость сваливания: 86 кбт (99 миль/ч, 159 км/ч)
- Практическая дальность: 680 морских миль (783 миль, 1260 км)
- Практический потолок: 25 000 фт (7620 м)
- Скороподъёмность: 2080 фт/мин (10,6 м/с)
- Нагрузка на крыло: 56,6 фунтов/фт² (276 кг/м²)
- Тяговооружённость: 0,123 л. с./фунтов (0,201 кВт/кг)
Эксплуатанты
Текущие гражданские операторы
- Briko Air Services
Прежние гражданские операторы
- Corporate Airlines
- Mid Pacific Air (под брендом Reno Air Express)
- Pan American World Airways
- Trans States Airlines
- Express I Airlines
- Express II Airlines
- Atlantic Coast Airlines
Военные
Прежние военные операторы
- Королевский военно-морской флот Великобритании — выведены из эксплуатации в 2011 году.
Авиапроисшествия и несчастные случаи
- 26 сентября 1989 года, регулярный рейс 2415 авиакомпании North Pacific Airlines под брендом United Express. При выведении на посадочный курс аэропорта Трай-Ситиз (Вашингтон, США) экипаж самолёта British Aerospace BAE-3101 (регистрационный N410UE) получил от диспетчера неверный курс, затем принял фатальное решение продолжить нестабилизированную инструментальную посадку в условиях обледенения. Лайнер потерял скорость и разбился неподалёку от взлётно-посадочной полосы аэропорта, погибли оба пилота и четверо пассажиров[7].
- 12 марта 1992 года. Самолёт British Aerospace BAE-3101 (регистрационный N165PC) авиакомпании CCAir под брендом USAir Express разбился при посадке в аэропорту Макги Тайсон (Ноксвилл, Теннесси). При заходке на посадку пилоты не выполнили чек-лист и забыли выпустить шасси. Погибли оба пилота, лайнер выполнял перегоночный рейс, поэтому пассажиров на борту не было[8].
- 01 декабря 1993 года. Самолёт Jetstream 31 (регистрационный N334PX) авиакомпании Express Airlines под брендом Northwest Airlink, следовавший регулярным рейсом 5719 из международного аэропорта Миннеаполис/Сент-Пол в аэропорт Хиббинг (Миннесота), при заходе на посадку в аэропорту назначения столкнулся с деревьями и упал на землю в трёх милях от взлётно-посадочной полосы. Погибли все 18 человек на борту. Причиной катастрофы стала ошибка командира корабля, вовремя не принявшего решения о начале снижения самолёта, дальнейшая потеря экипажем ориентировки по высоте при нестабилизированном выведении на посадку в условиях тёмного времени суток, тумана и ледяной изморози[9][10][11].
- 13 декабря 1994 года, рейс 3379 авиакомпании Flagship Airlines под брендом American Eagle международный аэропорт Роли/Дарем—муниципальный аэропорт Гринсборо, самолёт Jetstream 32 (регистрационный номер N918AE). Лайнер потерпел крушение в районе города Моррисвилл в 11 километрах к юго-западу от международного аэропорта Роли/Дарем в режиме инструментального выведения на посадку (ILS)[12]. Командир корабля истолковал показание индикатора включенного зажигания левого мотора как его отказ, посчитав, что произошёл помпаж двигателя. Было принято решение прервать процедуру посадки, а дальнейшие ошибки в пилотировании привели к потере самолётом скорости и его столкновению с землёй. Из 20 человек на борту самолёта погибло 15, остальные пятеро получили серьёзные травмы[13][14].
- 12 мая 2000 года, чартерный рейс авиакомпании East Coast Aviation Services международный аэропорт Атлантик-Сити-международный аэропорт Уилкс-Барре/Скрентон (Пенсильвания), самолёт Jetstream 31, регистрационный номер N16EJ. В заходе на посадку на взлётно-посадочную полосу 04 аэропорта назначения вследствие низкой облачности и густого тумана экипаж принял решение об уходе на второй круг. При выполнении набора высоты возникли проблемы с двигателями. Пилоты доложили диспетчеру об обстановке обоих двигателей лайнера, после чего самолёт упал в лесу в девяти милях от ВПП и взорвался. Погибли все 19 человек, находившиеся на борту. Причину катастрофы установить не удалось, поскольку из-за неверной конфигурации питающего напряжения на самописце отсутствовала запись полёта на ленте[15].
- 8 июля 2000 года. Самолёт Jetstream 32EP (регистрационный N912FJ) авиакомпании Aerocaribe, выполнявший регулярный рейс 7831 из Тустла-Гутьерреса в Вильяэрмосу, упал в лесистой местности в 42 милях к югу от аэропорта назначения. Лайнер потерпел крушение вскоре после того, как пилот сообщил на землю о смене курса в обход плотных кучевых облаков. Погибли все 19 человек, находившиеся на борту самолёта.
- 19 октября 2004 года, рейс 5966 международный аэропорт Ламберт Сент-Луис (Миссури) — региональный аэропорт Кирксвилл (Миссури), Jetstream 31 (регистрационный N875JX). При заходе на посадку в ночных условиях самолёт шёл ниже глиссады, зацепил деревья и разбился перед взлётно-посадочной полосой аэропорта. Из 15 человек на борту погибло 13 человек. Наиболее вероятной причиной катастрофы считается ошибка экипажа, связанная с неспособностью пилотов провести визуальную ориентировку в ночных условиях[16][17].
- 18 ноября 2004 года, регулярный рейс 213 Эль-Вигия — международный аэропорт имени Симона Боливара авиакомпании Venezolana, Jetstream 31 (регистрационный YV-1083C). При совершении посадки на взлётно-посадочную полосу 09 аэропорта назначения самолёт врезался в пожарную станцию. На борту находился 21 человек, погибло четверо пассажиров[18].
- 8 февраля 2008 года. Самолёт British Aerospace Jetstream (регистрационный ZK-ECN) рейса 2279 авиакомпании Air National под брендом Eagle Airways. Спустя 10 минут после взлёта пассажир-сомалиец напал на пилотов и потребовал лететь в Австралию. Второй пилот сумел обезвредить нарушителя, экипаж благополучно посадил машину в международном аэропорту Крайстчерча. В результате инцидента пострадали оба пилота и ещё один пассажир самолёта.
См. также
Литература
- Беляев В. В. ДЖЕТСТРИМ ЭРКРАФТ «ДЖЕТСТРИМ» 31 // Пассажирские самолёты мира. — М.: АСПОЛ; Аргус, 1997. — С. 22—25. — 336 с. — ISBN 5-85549-167-6.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Taylor, JWR (Editor). Jane's All the World's Aircraft, 1988–1989 (англ.). — Jane's Information Group, 1988. — ISBN 0-7106-0867-5.
- ↑ Модернизация Jetstream – Авиация – uefima.ru
- ↑ Flight International, 3-9 октября 2006
- ↑ Aeropacifico (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 декабря 2012. Архивировано 18 декабря 2012 года.
- ↑ https://www.allesmuenster.de/vom-fmo-gehts-wieder-nach-berlin
- ↑ Brymon Airways — history and photo archives Архивировано 1 ноября 2011 года.
- ↑ Описание происшествия на Aviation Safety Network
- ↑ Knoxville-McGhee Tyson Airport, TN profile - Aviation Safety Network . Дата обращения: 8 декабря 2012. Архивировано 9 октября 2012 года.
- ↑ 1993 год . Дата обращения: 8 декабря 2012. Архивировано 28 сентября 2013 года.
- ↑ NTSB report (недоступная ссылка)
- ↑ Архивированная копия . Дата обращения: 8 декабря 2012. Архивировано 12 июля 2017 года.
- ↑ American Eagle Flight 3379 Information . Дата обращения: 8 декабря 2012. Архивировано 20 октября 2012 года.
- ↑ American Eagle Flight 3379 NTSB Brief Report . Дата обращения: 8 декабря 2012. Архивировано 20 января 2009 года.
- ↑ http://aviation-safety.net/go.php?http://libraryonline.erau.edu/online-full-text/ntsb/aircraft-accident-reports/AAR95-07.pdf (недоступная ссылка)
- ↑ NTSB — Aircraft Accident Brief AAB-02/05 (недоступная ссылка)
- ↑ [1] Архивная копия от 3 марта 2016 на Wayback Machine Springfield Journal Register Article
- ↑ [2] Архивная копия от 7 марта 2007 на Wayback Machine Decatur Herald & Review
- ↑ ASN Aircraft accident British Aerospace 3101 Jetstream 31 YV-1083C Caracas-Simon Bolivar Airport (CCS) . Дата обращения: 8 декабря 2012. Архивировано 16 октября 2011 года.