Half-Life 2: Episode Three
Half-Life 2: Episode Three | |
---|---|
Разработчик | Valve Corporation |
Издатель | Valve Corporation |
Серия | Half-Life |
Дата анонса | 22 мая 2006[2][3] |
Жанр | шутер от первого лица |
Создатели | |
Руководитель | Дэвид Спейрер[4] |
Геймдизайнер | Робин Харпер[1] |
Сценарист | Марк Лэйдлоу[1] |
Художник | Андреа Виклунд[5] |
Технические данные | |
Платформа | ПК (Windows) |
Движок | Source |
Режим игры | однопользовательский |
Носитель | DVD, цифровая дистрибуция |
Управление | клавиатура и мышь |
orange.half-life2.com |
Half-Life 2: Episode Three — невышедшая компьютерная игра в жанре шутера от первого лица, разрабатывалась американской компанией Valve во второй половине 2000-х годов. Игра планировалась как третий эпизод к оригинальной Half-Life 2 и непосредственное продолжение Half-Life 2: Episode Two. Сюжет эпизода должен был завершить историю о приключениях Гордона Фримена в мире, охваченном войной человечества против инопланетной организации «Альянс» (англ. The Combine)[6][7]. По словам Дага Ломбарди, третий эпизод должен был стать больше, чем ранее выпущенные эпизоды[8][9].
Изначально выход Episode Three был запланирован на конец 2007 года, вскоре после второго эпизода[2], в соответствии концепции Valve — «выпускать по эпизоду каждые шесть-восемь месяцев»[10][11]. Тем не менее, выход постоянно откладывался, в то время как сотрудники компании были сосредоточены на разработке и выпуске других крупных проектов, таких как Left 4 Dead, Left 4 Dead 2 и Portal 2. Компания Valve известна своими задержками и переносами дат, которые затрагивает большую часть их игр, из-за чего в сообществе фанатов возник термин «Valve Time» (рус. Время Valve)[12][13].
Современное состояние проекта неизвестно. Некоторые источники заявляют, что разработка эпизода была остановлена в 2007 году[14][15][16], хотя официального заявления об отмене не было. Сообщество фанатов недовольно отсутствием связи между Valve и их поклонниками, поскольку на протяжении многих лет количество упоминаний и новостей об игре только сокращалось, что в конечном итоге привело к полному молчанию[17][18].
Сюжет
С выходом Half-Life 2: Episode Two в октябре 2007 года, прояснились некоторые сюжетные аспекты следующего эпизода. Так, после успешного пуска ракеты со спутником в Белой Роще и закрытия сверхпортала над Сити 17, главный герой Гордон Фримен и Аликс Вэнс, собираются отправиться на старом отремонтированном вертолёте Ми-8 в Арктику на поиски пропавшей Джудит Моссман и затерянного во льдах ледокола «Борей», принадлежавшего организации «Aperture Science»[11]. Илай Вэнс направляется в вертолётный ангар, чтобы проводить героев в их путешествие, но в этот момент в ангар врываются двое Советников Альянса, один из которых убивает Илая. Другой Советник обездвиживает Фримена и Аликс телекинезом и уже готовится убить Аликс, но их спасает пришедший на помощь робот «Пёс», заставив Советников отступить. Episode Two заканчивается видом Аликс, плачущей над телом погибшего отца.
Исходя из утёкших в Cеть официальных концепт-артов Half-Life 2: Episode Three в 2012 году[19][20][21], можно полагать, что Гордон и Аликс всё же добрались до снегов Арктики, но во время полёта их вертолёт потерпел крушение. Также по ходу игры, главные герои каким-то образом попадали в пограничный мир Зен (англ. Xen), известный из первой игры серии Half-Life[22][23]. Помимо этого, больше ничего неизвестно о сюжете игры.
Марк Лэйдлоу, бывший сценарист Valve, работавший над сюжетом Half-Life и Half-Life 2, в своём блоге опубликовал фанфик под названием «Epistle 3»[24], в котором, несмотря на изменение имён и пола действующих лиц, угадывается продолжение истории, прервавшейся на Episode Two. Сопоставляя рассказ с персонажами Half-Life 2, можно получить некое представление, каким должен был стать сюжет третьего эпизода. Согласно ему, протагонист серии Гордон Фримен со своими союзниками добирается до находящегося в Арктике корабля «Борей», на котором хранится технология, позволяющая управлять пространством и временем. Попав на корабль, они становятся свидетелями различных пространственно-временных аномалий, которые сопровождали корабль с самого начала эксперимента. Главным героям удаётся настроить оборудование корабля на телепортацию в родной мир Альянса, представляющий собой сферу Дайсона, и инициировать механизм самоуничтожения. В момент взрыва появляется G-Man и забирает Аликс, Гордона же спасают вортигонты[25].
Разработка
В 1999 году Valve Software зарегистрировала доменные имена half-life2.com
[26] и half-life3.com
[27], намереваясь использовать их в будущем для игр серии Half-Life[к. 1].
Ранняя информация
В феврале 2005 года, спустя три месяца после выхода Half-Life 2, журнал PC Gamer UK в номере № 146 за март, опубликовал информацию, что Valve уже готовит продолжение приключений Гордона Фримена, в которых немаловажную роль будет играть Аликс Вэнс. Некоторые ошибочно интерпретировали её, полагая, что Аликс достанется роль главной героини[28][29]. 8 апреля компания Valve официально анонсировала Half-Life 2: Aftermath (англ. Последствия) — дополнение, представляющее собой полноценную игру-продолжение Half-Life 2[1][30][31][32]. 10 августа того же года выходит первый трейлер Half-Life 2: Aftermath[33].
10 февраля 2006 года было объявлено, что Valve отменяет ранее анонсированную Half-Life 2: Aftermath и переходит на эпизодичную схему распространения будущих игр серии Half-Life[34]. По мнению разработчиков, это позволит выпускать игры чаще, раскрывая сюжет постепенно[35]. Первый из эпизодов — Half-Life 2: Episode One, должен был выйти 24 апреля 2006 года[36], но позднее перенесён на 1 июня[2].
Официальный анонс
22 мая 2006 года Valve в пресс-релизе, официально анонсировали Half-Life 2: Episode Three и объявили, что эпизод будет выпущен в канун Католического Рождества, в конце 2007 года[2][3]. 6 июня Гейб Ньюэлл, генеральный директор компании, подтвердил, что Гордон Фримен будет главным героем Episode Three[37].
17 мая 2007 года в интервью интернет-изданию Eurogamer директор по маркетингу Даг Ломбарди и глава команды Дэвид Спейрер рассказали о прогрессе разработки игры. Они заявили, что много работы и внимания отведено на создание естественного изменения топографии и климата между повествованиями второго и третьего эпизода, при этом в ходе игры игрок больше не будет возвращаться в Сити 17. Кроме того, Дэвид Спейрер отказался комментировать слухи от PC Gamer UK, о том, что кульминация игры будет установлена в битве на научно-исследовательской станции — Базе «Кракен» (англ. Kraken) в Арктике[4].
8 ноября Дэвид Спейрер в интервью сайту Rock, Paper, Shotgun рассказал причину отсутствия тизера-трейлера Episode Three в конце Episode Two, как было в своё время в конце Episode One, где показывался трейлер следующего эпизода. По словам Дэвида это сделано, дабы не разрушить впечатления игроков от финальной сцены второго эпизода и дать разработчикам большую творческую свободу для осуществления «чего-то очень амбициозного». Также одной из причин было избежание нестыковок и неточностей по сравнению с готовым продуктом[38]. Также в ноябре, сайт GamesRadar показал первый официальный концепт-арт Half-Life 2: Episode Three[39].
В начале 2008 года Даг Ломбарди на конференции Game Developers Conference прокомментировал ситуацию вокруг задержки выхода игры в изначально планируемый срок, на конец 2007 года:
Мы не собираемся торопиться с Episode Three. Оглядываясь в прошлое, теперь кажется, что идея выпуска новых эпизодов Half-Life 2 каждый год — это слишком. Мы не хотим просто штамповать игры. И вообще, мы дошли до той точки, когда называть их эпизодами — не лучшая идея. Episode Two был длиннее, чем Episode One, на несколько часов. Так что работы становится больше, и время разработки увеличивается. Мы скоро начнем работать над Episode Three, но у нас всё еще нет каких-либо определенных дат выхода игры.— Даг Ломбарди на GDC 2008[40]
В апреле того же года в исходном коде Source SDK была обнаружена папка Episode3
с файлами npc_combine_armored
, npc_wpnscanner
и weapon_proto1
, но вскоре были удалены. Позднее сотрудник компании Valve Тони Серги объяснил, что этот код — остатки старого материала, добавленного в SDK по ошибке и в будущей игре он использоваться не будет[41].
В начале июля 2008 года на сайте Into the Pixel[англ.] был опубликован новый концепт-арт, под названием «Advisor» (рус. Советник) с изображением Советника Альянса и силуэта Гордона Фримена на фоне арктического ущелья. Его авторами являются художники Тед Бэкман, Джереми Беннетт и Тристан Рейдфорд[42]. Примерно в это же время, 10 июля, сайт GamesRadar показал второй концепт-арт с ледоколом «Борей»[39].
22 августа 2008 года Гейб Ньюэлл на выставке Games Convention уверил, что разработка третьего эпизода продвигается хорошо и по его мнению, это будет лучший эпизод из всех[43].
13 октября 2008 года Даг Ломбарди рассказал, что продолжительность третьего эпизода будет больше чем в двух первых, при этом заявил, что больше подробностей об игре будет раскрыто в конце 2008 года[8][9]. Но никакой информации опубликовано не было.
Задержка и молчание Valve
В августе 2009 года на YouTube было выложено видео с участием Гейба Ньюэлла и двух переводчиков, где они с небольшой аудиторией, состоящей из людей с нарушениями слуха, обсуждали проблему плохо слышащих и видеоигр. По его словам, Valve хотят больше узнать о языке жестов и попытаться внедрить новую технологию в «одну из своих будущих игр», в которой будут иметься глухие персонажи, и при этом создать возможность комфортной игры для людей с проблемами слуха[44]. Также Гейб Ньюэлл рассказал о неизвестном персонаже серии Half-Life, который испытывает проблемы со слухом, и в которого была влюблена Аликс Вэнс ещё до встречи с Гордоном Фрименом. Согласно словам Ньюэлла, Аликс научила своего ручного робота «Пса» языку жестов, чтобы она могла практиковаться, пока «тот персонаж» не был рядом и воевал против Альянса[45].
«Создавая каждый проект, нам нужно не забывать, что банальное „повторение“ геймплея из прошлых игр не сможет эмоционально повлиять или удивить игроков, как это было в первый раз. Мне кажется, что мы слишком сильно отдалились от идеи „запугивания“ игрока. Даже сильнее, чем я хотел бы. Нам надо хорошенько обдумать этот элемент игры.»[46] |
— Гейб Ньюэлл в интервью журналу «Edge», 2010 год. |
26 марта 2010 года в интервью журналу «Edge» Гейб Ньюэлл намекнул, что они намерены вернуть в серию Half-Life его характерный психологический ужас, эксплуатируя самые потайные страхи игроков, которые он описывает как «Смерти своих детей. Увядания их способностей и талантов»[47]. Также Гейб рассказал, что они не собираются изменять Гордона Фримена. Они не планируют заставлять Гордона разговаривать, он и дальше будет «простым парнем с монтировкой в руках»[48].
В том же месяце в игре Portal стартовала новая ARG, но сообщество изначально начало спекулировать, что это связано с Episode Three[49]. Позднее стало понятно, что ARG относится к другой игре — Portal 2.
Вскоре после выхода Alien Swarm в его SDK были обнаружены неиспользованные файлы, в названиях которых имелись строки Ep3
и Aperture
[50][51].
19 апреля 2011 года одновременно с выпуском Portal 2 в App Store и Steam состоялся выход цифровой книги The Final Hours of Portal 2 («Последние часы Portal 2»)[52]. В ней автор Джеф Кейли (англ. Geoff Keighley) утверждает, что Portal 2, возможно, последняя однопользовательская игра от Valve, это заявление очень сильно взволновало сообщество Valve и фанатов Half-Life. В майском интервью Гейб Ньюэлл заявил, что компания не собирается отказываться от одиночных режимов и одиночного прохождения игры, а то, что в планах Valve внести больше социальных элементов в свои будущие игры[53].
В другом интервью за май 2011 года изданию Develop Ньюэлл заявил, что Valve отказывается от эпизодической модели распространения игр, а также, что они теперь будут уделять больше внимания крупным обновлениям своих игр через Steam, как это происходит в Team Fortress 2. Это означает, что следующая игра серии Half-Life не будет в духе двух своих предшественников[54].
В том же месяце был выпущен SDK для Portal 2, в нём были обнаружены файлы, принадлежащие Советнику Альянса, но вскоре их удалили[55]. Позднее, уже во внутриигровых файлах Portal 2 — .vpk
(Valve Pack File), были обнаружены новые, ранее неизвестные анимации персонажа из второго эпизода, доктора Арне Магнуссона[56][57].
В июне 2011 года пользователь с псевдонимом «ryuuk» оставил на форуме Steam сообщение, в котором утверждал, что разработка Episode Three была отменена ещё в 2007 году после выхода The Orange Box. После этого его сообщение было удалено, а учётная запись пользователя была заблокирована. Позже Даг Ломбарди опроверг его заявления[15][58].
В середине сентября 2011 года в интернет утекла бета-версия Dota 2. Среди различных файлов были найдены папки с именем ep3
с файлами weapon_icegun
, weaponizer_concrete
, weaponizer_liquid
, weaponizer_metal
и weapon_flamethrower
, предположительно относящиеся к продолжению эпизодов Half-Life 2[59]. Однако, 23 сентября Чет Фализжек заявляет, что данный «код» ничего не значит и не должен восприниматься всерьёз[60].
9 января 2012 года в бета-версии Counter-Strike: Global Offensive были обнаружены несколько странных текстур на карте cs_office
, на них присутствовали отсылки к серии Half-Life[61].
Утечки и дальнейшие слухи
27 июня 2012 года сайтом ValveTime.net были обнародованы 33 концепт-арта Half-Life 2: Episode Three[19] художницы Андреи Виклунд (англ. Andrea Wicklund), работающей в Valve c декабря 2006 года[5][62]. Рисунки были обнаружены в личном альбоме Андреи Виклунд на Picasa, а загружены они были туда ещё в середине марта 2008 года[20]. На следующий день, 28 июня, альбом был полностью удалён[63]. Новые концепт-арты изображают потерпевший крушение Ми-8 из Episode Two и Аликс с Гордоном в снегах Арктики, вариации нового внешнего вида Аликс Вэнс в утеплённой одежде и куртке её умершего отца, новых неигровых персонажей, в частности «арктические» внешние виды членов Сопротивления[21]. Также присутствуют несколько изображений, судя по названиям, показывающих пограничный мир Зен (англ. Xen), который известен по первому Half-Life[19][20][22][23].
В интервью журналу Games™ за июнь 2012 года, на вопрос о Half-Life 2: Episode Three[64], сценарист Valve Чет Фализжек заявил:
Когда мы решим анонсировать Half-Life 3, то это не будет фотография футболки, сообщение на форуме или какая-то скрытая интернет-игра. Мы сделаем это по-своему.Чет Фализжек[65]
В начале августа 2012 года сайтами ValveTime.net и LambdaGeneration.com в недавно выпущенном Source Filmmaker был обнаружен файл, относящийся к модели Аликс Вэнс — alyx_model.ma
с подпиской ep3
, а также строки с упоминанием нового движка Source 2[66]. 10 августа 2012 года Valve в следующем обновлении Source Filmmaker удалили весь каталог vproj.py
с файлами кода Source 2, Аликс Вэнс и ep3
[67].
6 февраля 2013 года режиссёр и продюсер Джей Джей Абрамс (англ. J. J. Abrams) совместно с Гейбом Ньюэллом в ходе конференции D.I.C.E. («Design, Innovate, Communicate, Entertain») в Лас-Вегасе заявили, что хотели бы работать вместе[68]. В конце доклада Абрамс сказал: «У меня есть идея игры, над которой мы бы хотели поработать вместе с Valve», на что Ньюэлл затем возразил: «Посмотрим, можно ли работать с вами над фильмами по Portal и Half-Life»[69]. Это было первое официальное заявление от Valve, связанное с серией Half-Life с 2011 года.
5 марта 2013 года на 66-й церемонии вручения наград премии BAFTA Гейб Ньюэлл стал лауреатом премии BAFTA Academy Fellowship Award[70]. Джонатан Росс в интервью спросил его, есть ли у него новости о Half-Life 3, на что Ньюэлл ответил: «Об этом нам нечего сказать»[71].
2 октября 2013 года произошла утечка из системы по отслеживанию ошибок (на основе ПО Atlassian JIRA) компании Valve. На некоторое время был получен доступ к спискам проектов и команд разработчиков компании, среди которых присутствовали такие группы как Half-Life 3
и Half-Life 3 Core
, численностью 46 и 10 человек соответственно[72][73].
В начале 2014 года Гейб Ньюэлл в интервью изданию The Washington Post рассказал[74], что приоритетом для Valve в данный момент являются многопользовательские игры, а также развитие своего сервиса цифровой дистрибуции Steam. В последние годы компания делает ставку на сетевые игры, такие как Left 4 Dead 2, Team Fortress 2 и Dota 2[75].
В начале марта 2014 года в Source Filmmaker, после обновления за январь, в пяти местах скрипта renderQ_Setup.py
, написанного на языке программирования Python, были обнаружены строки hl3_movies
и dog_fight
[76][77].
3 марта 2014 года была организована сессия из «вопросов и ответов» Reddit AMA с директором компании Valve Гейбом Ньюэллом. На вопрос об анонсе Half-Life 3 он ответил, что Valve не хотели бы повторять свои ошибки и преждевременно анонсировать какой-либо свой продукт[78][79][80][81].
Откровенно говоря, я не думаю, что могу об этом говорить, но мне кажется, всем хорошо известно, что над игрой идет работа. И если бы я мог сказать, что видел какие-то изображения, наброски, то это, по правде говоря, не было бы большой новостью.»
«Да, думаю, я бы мог сказать, что видел нечто, связанное со вселенной Half-Life. И я считаю, никого не удивило бы, если бы я сказал, что над игрой работают, что её делают. Так что рискну сказать, что я видел некоторые концепт-арты Half-Life 3.
16 мая 2014 года бывший сотрудник Valve Мин Ли[англ.] (англ. Minh «Gooseman» Le), разработчик оригинальной Counter-Strike, дал интервью порталу goRGNtv на Twitch[83]. На вопрос о Half-Life 3 он сказал, что разработка игры уже ведётся и предположил, что сам лично видел концепт-арты Half-Life 3[84]. Ещё в интервью на вопрос о Left 4 Dead 3 Мин сказал, что видел новую игру серии Left 4 Dead, и она ему очень понравилась[85][86][87].
3 марта 2015 года в ходе конференции Game Developers Conference компания Valve анонсировала свой новый игровой движок — Source 2[88][89][90]. Также на GDC 2015 представительница HTC, вместе с которыми Valve разрабатывали очки виртуальной реальности Vive, Шер Ванг (англ. Cher Wang) заявила, что они работают над Half-Life и выразила надежду, что игра будет доступна и на новых устройствах, не уточнив, про что идёт речь — о ремейках ранее выпущенных игр или о новой игре[91][92]. Позднее это заявление было опровергнуто[93][94]. В интервью интернет-порталу Kotaku программист Valve Джип Барнетт (англ. Jeep Barnett) рассказал, что некоторые элементы игры действительно испытывались для новых очков виртуальной реальности, и не стал отрицать, что новая часть может выйти для них[95][96][97]. Это подтвердил и Гейб Ньюэлл, который объяснил, что главным занятием студии является разработка и поддержка новых инструментов и технологий[98][99]. Именно новые инструменты и массовое желание работников студии может ускорить выпуск игры[100].
18 января 2017, в рамках конференции форума Reddit Гейб Ньюэлл ответил на вопросы, которые ему подготовили пользователи. В ходе этого нестандартного интервью он объявил о разработке новой видеоигры, которая выйдет в конце этого года (предположительно, речь шла об анонсированной летом 2017 года карточной игре по мотивам Dota 2[101]). По словам Гейба, игра будет реализована во вселенной Half-Life / Portal[102][103]. Также во время конференции спросили о состоянии Half-Life 3 / Half-Life 2 Episode 3, а также про слух от анонимного источника, который утверждал, что игра претерпела много разных концепций от стратегии до интерактивного кино, но в итоге разработка скатилась в производственный ад, и проект был отменён. Ньюэлл саркастично ответил[104][105]:
Нельзя говорить про цифру 3. Лично я верю всем анонимным источникам.
25 августа 2017 года бывший сценарист всех частей серии Half-Life Марк Лэйдлоу опубликовал[106] на своем сайте пост с наименованием «Epistle 3», в котором описывалась история некой «Герти Фримонт», имя которой является видоизменённым именем Гордона Фримена — главного протагониста серии (см. выше). Учитывая данный сюжет и опыт Black Mesa, команда энтузиастов из 60 человек, которые являются фанатами, программистами, а также работниками известных игровых компаний, начали работу над проектом Half-Life 2: Project Borealis на движке Unreal Engine 4[107][108][109]. 8 апреля 2019 года разработчики инди-студии «Keep Away From Fire» показали геймплей «Boreal-Alyph» на основе чернового сценария Лейдлоу[110][111].
В 2020 году, после выхода Half-Life: Alyx, геймдизайнер Valve Робин Уолкер объяснил в разговоре с Kotaku, что набросок Лэйдлоу не был каноничным. Когда пришло время начинать работу над третьим эпизодом, никто не мог придумать идею, которая бы удивила игроков, заново открыла или расширила вселенную Half-Life. Никогда не было документа, где говорилось: «Вот как будет выглядеть эпизод 3». Несколько команд пытались что-то сделать, но застряли. Поэтому они вместо абстрактного «Эй, мы работаем над Half-Life 3. Зачем кому-то играть в Half-Life 3?» занялись конкретным — разработкой новых возможностей VR[112]. Гейб Ньюэлл подтвердил неудавшиеся попытки перезапуска Half-Life 3 и заметил, что компания не станет о чём-либо рассказывать, пока ей нечего показать, однако глава Valve добавил, что выпуск Half-Life: Alyx вдохновил сотрудников студии на создание новых частей серии[113]. В 2022 году геймдизайнер и продюсер Грег Кумер заверил, что в компании хотят дальше развивать франшизу[114].
Восприятие
Награды
Список наград и номинаций | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Награда | Категория | Номинант | Результат | Ссылка | |||
2011 | Wired 2010 Vaporware Awards | Антинаграда «Vaporware 2010: The Great White Duke» | Half-Life 2: Episode Three | 2-е место | [115] |
См. также
Примечания
- Комментарии
- ↑ Первый домен был использован для Half-Life 2. В данный момент URL перенаправляет на официальный сайт The Orange Box.
- Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Kristan Reed. Half-Life 2: Aftermath (англ.). Eurogamer (8 апреля 2005). Дата обращения: 1 июня 2014. Архивировано 26 октября 2017 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Tor Thorsen. Half-Life 2: Episode One gold, Two dated, Three announced (англ.). GameSpot (24 мая 2006). Дата обращения: 9 июля 2016. Архивировано 25 ноября 2013 года.
- ↑ 3,0 3,1 Wesley Yin-Poole. After 10 years of waiting, Half-Life 2: Episode 3 seems further away than ever (англ.). Eurogamer (23 мая 2016). Дата обращения: 19 июля 2016. Архивировано 9 октября 2016 года.
- ↑ 4,0 4,1 Tom Bramwell. Valve comments on Episode Three progress (англ.). Eurogamer (17 мая 2007). Архивировано 6 августа 2012 года.
- ↑ 5,0 5,1 Andrea Wicklund: Artist at Valve Corporation - LinkedIn profile (англ.). Дата обращения: 30 июня 2012. Архивировано 6 августа 2012 года.
- ↑ Ted Stokes. Half-Life 3 (англ.). StuffWeLike.com (12 декабря 2007). Архивировано 6 августа 2012 года.
- ↑ StalceR. Даг Ломбарди подтвердил Half-Life 3. Ну типа такого… . Half-Life Inside (17 декабря 2007). Дата обращения: 18 февраля 2008. Архивировано 6 сентября 2012 года.
- ↑ 8,0 8,1 Петр Петров. Третий эпизод Half-Life 2 станет ещё больше (недоступная ссылка). 3DNews Daily Digital Digest (18 ноября 2008). Дата обращения: 18 октября 2008. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ 9,0 9,1 Kikizo. Interview: Valve's Doug Lombardi (англ.). Video Games Daily (13 октября 2008). Дата обращения: 30 июня 2012. Архивировано 6 августа 2012 года.
- ↑ The World According to Gabe (англ.) // PC Gamer. — 2006. — May (no. 148). Архивировано 6 августа 2021 года.
- ↑ 11,0 11,1 KuubiBest. Интервью с VALVE / Русская озвучивание . Видео из журнала «Игромания» на YouTube (30 марта 2009). Дата обращения: 28 сентября 2017. Архивировано 7 февраля 2016 года.
- ↑ Valve Time (англ.). The Valve Developer Community. Дата обращения: 24 августа 2012. Архивировано 8 ноября 2017 года.
- ↑ Время Valve (Valve Time) . Half-Life Inside (6 октября 2011). Дата обращения: 24 августа 2012. Архивировано 14 октября 2012 года.
- ↑ Reiner, Andrew. Searching For Half-Life 3 (англ.). Game Informer (11 января 2017). Дата обращения: 12 января 2017. Архивировано 12 января 2017 года.
- ↑ 15,0 15,1 Андрей Чаплюк. Half-Life 2: Episode Three отменили еще в 2007 году . «Игромания» (16 июня 2011). Дата обращения: 30 июня 2012. Архивировано 19 августа 2011 года.
- ↑ Par Dr Miaou. Half-Life 3 : nos premières informations exclusives! (фр.). Le Journal du Gamer (17 сентября 2012). Архивировано 18 октября 2012 года.
- ↑ Vic. “A Call For Communication/Message To Valve” Movement Still Going, Now Has Its Own Steam Group (англ.). LambdaGeneration (8 января 2012). Дата обращения: 31 января 2014. Архивировано 16 января 2015 года.
- ↑ Vic. “Operation: Crowbar” – Crazy Fans Pay Money… To Send Valve Crowbars… To Get Across A Half-Life “Message” (англ.). LambdaGeneration (6 января 2012). Дата обращения: 31 января 2014. Архивировано 15 октября 2014 года.
- ↑ 19,0 19,1 19,2 Chris_D. EXCLUSIVE: Half-Life 2: Episode 3 Concept Art (англ.). ValveTime.net (27 июня 2012). Дата обращения: 30 июня 2012. Архивировано 6 августа 2012 года.
- ↑ 20,0 20,1 20,2 Vic. HL2: Episode Three Concept Art Leaked (UPDATED) (англ.). LambdaGeneration (27 июня 2012). Дата обращения: 31 января 2014. Архивировано 4 ноября 2017 года.
- ↑ 21,0 21,1 ValveTime.net. EExclusive Half-Life 2: Episode 3 Concept Art (англ.). Facebook (27 июня 2012). Дата обращения: 30 июня 2012. Архивировано 6 июня 2017 года.
- ↑ 22,0 22,1 StalceR. Эскизы HL2: Episode Three . Half-Life Inside (27 июня 2012). Дата обращения: 30 июня 2012. Архивировано 2 июля 2012 года.
- ↑ 23,0 23,1 Tom Hatfield. Rumoured Half Life episode 3 concept art leaked (англ.). PC Gamer (28 июня 2012). Дата обращения: 2 июля 2012. Архивировано 6 августа 2012 года.
- ↑ Epistle 3 (25 августа 2017). Дата обращения: 13 мая 2019. Архивировано 13 мая 2019 года.
- ↑ Robertson, Adi Marc Laidlaw’s coded Half-Life ‘fanfic’ is probably the closest we’ll get to Half-Life 3 . The Verge (25 августа 2017). Дата обращения: 26 августа 2017. Архивировано 26 августа 2017 года.
- ↑ Whois Record for Half-Life2.com (англ.) (27 ноября 1999).
- ↑ Whois Record for Half-Life3.com (англ.) (28 июня 1999). Дата обращения: 29 июня 2012. Архивировано 23 июля 2017 года.
- ↑ Юрий Цуканов. История глазами Аликс . Half-Life Inside (21 февраля 2005). Дата обращения: 1 июня 2014. Архивировано 5 июля 2017 года.
- ↑ Леонид Крашенко. Предварительный обзор Half-life 2: Aftermath . Half-Life Inside (11 апреля 2005). Дата обращения: 27 июля 2016. Архивировано 29 июня 2017 года.
- ↑ Tom McNamara. Half-Life 2 Expansion Pack Official (англ.). IGN (8 апреля 2005). Дата обращения: 16 мая 2014. Архивировано 27 августа 2018 года.
- ↑ Юрий Цуканов. Анонсировано продолжение Half-Life 2! . Half-Life Inside (8 апреля 2005). Дата обращения: 1 июня 2014. Архивировано 10 августа 2016 года.
- ↑ Gamespot Staff. Half-Life 2 Aftermath Q&A - The Skinny on Aftermath (англ.). Gamespot (29 июня 2005). Дата обращения: 27 июля 2016. Архивировано 3 октября 2018 года.
- ↑ Ken Fisher. Half-Life 2: Aftermath trailer released (англ.). Ars Technica (10 августа 2005). Дата обращения: 28 сентября 2017. Архивировано 9 декабря 2016 года.
- ↑ Gamespot Staff. Half-Life 2 Goes Episodic (англ.). GameSpot (10 февраля 2006). Дата обращения: 1 июня 2014. Архивировано 23 апреля 2018 года.
- ↑ Юрий Цуканов. Переименование Aftermath? . Half-Life Inside (11 февраля 2006). Дата обращения: 1 июня 2014. Архивировано 5 июля 2017 года.
- ↑ Wade Steel. Valve Renames Aftermath (англ.). IGN (13 февраля 2006). Дата обращения: 16 мая 2014. Архивировано 17 декабря 2013 года.
- ↑ Tom Bramwell. Opening the Valve — Interview: Gabe Newell and co. on Hollywood, Episode One and future expansions (англ.). Eurogamer (2011-60-06). Архивировано 6 августа 2012 года.
- ↑ John Walker. RPS Interview: Episode Two’s David Speyrer (англ.). Rock, Paper, Shotgun (8 ноября 2011). Архивировано 6 августа 2012 года.
- ↑ 39,0 39,1 Logan Decker. The first concept art from Half-Life 2: Episode Three (англ.). GamesRadar (14 июля 2008). Архивировано 6 августа 2012 года.
- ↑ Dosia36. Даг Ломбарди про Half-Life 2: Episode Three . Half-Life Inside (26 февраля 2008). Дата обращения: 20 января 2010. Архивировано 19 октября 2012 года.
- ↑ Tony Sergi. 3 cpps of Ep3 in beta? (англ.). Steam Users' Forums (22 апреля 2008). Архивировано 6 августа 2012 года.
- ↑ Ted Backman, Jeremy Bennett, Tristan Reidford. Advisor (англ.). Into the Pixel[англ.] (2008). Дата обращения: 30 сентября 2012. Архивировано 18 октября 2012 года.
- ↑ Patrick Garratt. GC08: One-on-one with Valve’s Gabe Newell (англ.). VG247 (22 августа 2008). Архивировано 6 августа 2012 года.
- ↑ Kartel. Valve внедряет язык жестов в один из своих проектов. . Gamer.ru (8 августа 2009). Дата обращения: 30 июня 2012. Архивировано 12 августа 2017 года.
- ↑ SamuelS1289. Gabe Newell w/ Deaf Character - Part Two (англ.). YouTube (6 августа 2009). Дата обращения: 30 июня 2012. Архивировано 13 апреля 2018 года.
- ↑ Mumby. Half-Life: Episode 3 станет более «страшной» (недоступная ссылка). PlayGround.ru (28 марта 2010). Дата обращения: 30 июня 2012. Архивировано 18 августа 2011 года.
- ↑ Tim Ingham. Gabe Newell: Next Half-Life needs to scare (англ.). ComputerAndVideoGames.com (26 марта 2010). Дата обращения: 30 июня 2012. Архивировано 6 августа 2012 года.
- ↑ Tim Ingham. Gabe Newell: Next Half-Life won't change Gordon Freeman (англ.). ComputerAndVideoGames.com (4 апреля 2010). Дата обращения: 30 июня 2012. Архивировано 6 августа 2012 года.
- ↑ Alice O'Connor и Brian Leahy. Portal Patch Adds Morse Code, Achievement - Portal 2 Speculation Begins (Updated) (англ.). Shacknews (2 марта 2010). Дата обращения: 30 июня 2012. Архивировано 6 августа 2012 года.
- ↑ StickZer0. Half Life 2: Episode 3 found in the Alien Swarm SDK! (англ.). Steam Users' Forums (21 июля 2010). Дата обращения: 30 июня 2012. Архивировано 6 августа 2012 года.
- ↑ Half-Life 3 - Rumors and Leaks (англ.). IGN. Дата обращения: 15 мая 2014. Архивировано 22 марта 2017 года.
- ↑ Geoff Keighley. Portal 2 — The Final Hours в Steam . Steam. Дата обращения: 27 июня 2013. Архивировано 1 июля 2013 года.
- ↑ Tom Goldman. Newell: Valve to Replace Single-Player With "Single-Player Plus" (англ.). The Escapist Magazine (8 мая 2011). Дата обращения: 30 июня 2012. Архивировано 6 августа 2012 года.
- ↑ Rob Crossley. The Valve manifesto (англ.). Develop (9 мая 2011). Дата обращения: 30 июня 2012. Архивировано 6 августа 2012 года.
- ↑ Vic. Half-Life Code Found Inside Portal 2 SDK (англ.). LambdaGeneration (14 мая 2011). Дата обращения: 31 января 2014. Архивировано 30 октября 2017 года.
- ↑ Vic. New Half-Life Choreography Files For Doctor Magnusson, Found In Portal 2 (англ.). LambdaGeneration (1 марта 2012). Дата обращения: 31 января 2014. Архивировано 23 декабря 2017 года.
- ↑ Bill654242. Half-Life 2 EP3 - Magnusson animations (англ.). YouTube (27 мая 2011). Дата обращения: 30 июня 2012. Архивировано 2 октября 2016 года.
- ↑ Phil Kollar. UPDATE: Half-Life 3 Hints Surface (англ.). Game Informer (15 июня 2011). Дата обращения: 31 января 2014. Архивировано 6 августа 2012 года.
- ↑ Vic. Dota 2 Client Leaked – Including Actual HL2: Episode Three Code (англ.). LambdaGeneration (19 сентября 2011). Дата обращения: 31 января 2014. Архивировано 15 сентября 2017 года.
- ↑ Bill Hess. Half Life 2: Episode 3 Same Old Story (англ.). Attack of the Fanboy (23 сентября 2011). Дата обращения: 30 июня 2012. Архивировано 6 августа 2012 года.
- ↑ Vic. Bizarre In-Game CS: Global Offensive Whiteboard Surfaces: Indicates An August 2012 Release Date For CS:GO, And More Weird Half-Life And Number 3 References – Could Doctor Breen Still Be Alive? (англ.). LambdaGeneration (9 января 2012). Дата обращения: 31 января 2014. Архивировано 10 ноября 2017 года.
- ↑ Andrea Wicklund - Official website (англ.). Дата обращения: 30 июня 2012. Архивировано 6 августа 2012 года.
- ↑ Andrea Wicklund. Episode Three concept art album (англ.) (недоступная ссылка — история ). Picasa. Дата обращения: 30 июня 2012. (удалён)
- ↑ [mpu]. "When we announce Half-Life 3, we'll do it our own way" says Valve (англ.). Games™ (июнь 2012). Дата обращения: 1 июня 2014. Архивировано 22 июня 2018 года.
- ↑ Юрий Цуканов. Чет Фализжек: мы сделаем это по-своему . Half-Life Inside (4 июня 2012). Дата обращения: 1 июня 2014. Архивировано 7 июля 2017 года.
- ↑ Vic. References To HL2: Episode Three And Source 2 Found Inside Source Filmmaker (англ.). LambdaGeneration (5 августа 2012). Дата обращения: 31 января 2014. Архивировано 27 ноября 2018 года.
- ↑ -smash-. Source 2 Files Have Been Removed (англ.). ValveTime.net (10 августа 2012). Дата обращения: 11 августа 2012. Архивировано 17 августа 2012 года.
- ↑ bryanenk. ‘Half-Life’ the Movie? J. J. Abrams and game developer Valve join forces (англ.). Yahoo! Movies (6 февраля 2012). Дата обращения: 13 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.
- ↑ Тимур Хорев. D.I.C.E. 2013: Джей Джей Абрамс рассказал об экранизации Portal и Half-Life 2 . «Игромания» (7 февраля 2012). Дата обращения: 13 февраля 2013. Архивировано 12 февраля 2013 года.
- ↑ Дмитрий Мискевич. Гейб Ньюэлл получит престижную премию BAFTA за особые заслуги . «Игромания» (25 марта 2013). Дата обращения: 27 июня 2013. Архивировано 6 июня 2013 года.
- ↑ Bill Hess. Half Life 3 questions appear to be getting old for Gabe Newell (англ.). Attack of the Fanboy (15 марта 2013). Дата обращения: 27 июня 2013. Архивировано 1 июля 2013 года.
- ↑ Omnomnick. Valve Jira Database Accessed Once More - HL3/L4D3/Source 2 Groups Expand (англ.) (недоступная ссылка). ValveTime.net (2 октября 2013). Дата обращения: 2 октября 2013. Архивировано 2 октября 2013 года.
- ↑ Giuseppe Nelva. Half-Life 3′s Development Confirmed By Valve’s Bug Tracker Site (англ.) (недоступная ссылка). DualShockers (1 октября 2013). Дата обращения: 2 октября 2013. Архивировано 4 октября 2013 года.
- ↑ Andrea Peterson. Gabe Newell on what makes Valve tick (англ.). The Washington Post (3 января 2013). Дата обращения: 10 февраля 2014. Архивировано 25 июня 2015 года.
- ↑ Юрий Шелест. Гейб Ньюэлл намекнул, что ждать новой Half-Life в ближайшее время не стоит . 3DNews Daily Digital Digest (7 января 2013). Дата обращения: 10 февраля 2014. Архивировано 26 февраля 2014 года.
- ↑ Юрий Цуканов. Упоминание Half-Life 3 в скриптах SFM . Half-Life Inside (3 марта 2014). Дата обращения: 19 марта 2014. Архивировано 11 июля 2017 года.
- ↑ Omnomnick. Half-Life 3 Referenced in Source Filmmaker Render Code (англ.). ValveTime.net (11 марта 2014). Дата обращения: 19 марта 2014. Архивировано 6 апреля 2016 года.
- ↑ Владимир Георгиев. Гейб Ньюэлл рассказал о новшествах Source 2 . «Игромания» (5 марта 2014). Дата обращения: 16 мая 2014. Архивировано 7 ноября 2017 года.
- ↑ Nathan Grayson. Gabe Newell Dishes On Source 2, HL3 VR, More In AMA (англ.). Rock, Paper, Shotgun (5 марта 2014). Дата обращения: 16 мая 2014. Архивировано 7 ноября 2017 года.
- ↑ Pikminiman. (Update: It's over.) Gabe Newell's Reddit AMA Round-Up (англ.) (недоступная ссылка). ValveTime.net (5 марта 2014). Дата обращения: 16 мая 2014. Архивировано 17 мая 2014 года.
- ↑ Source 2 будет дружелюбнее к разработчикам-любителям . Kanobu.ru (5 марта 2014). Дата обращения: 16 мая 2014. Архивировано 9 марта 2014 года.
- ↑ PG Diamond. Half-Life 3 находится в разработке, Left 4 Dead 3 на подходе . PlayGround.ru (23 мая 2014). Дата обращения: 23 мая 2014. Архивировано 24 декабря 2014 года.
- ↑ goRGNtv. Minh "Gooseman" Le Interview — The Creator of Counter-Strike — 33:55 (англ.). Twitch (16 мая 2014). Дата обращения: 23 мая 2014. Архивировано 22 ноября 2018 года.
- ↑ Юрий Цуканов. Мин Ли о Half-Life 3 . Half-Life Inside (22 мая 2014). Дата обращения: 23 мая 2014. Архивировано 11 июля 2017 года.
- ↑ Dave Cook. Half-Life 3 is being worked on & Left 4 Dead 3 looks great, says Counter-Strike creator (англ.). VG247 (23 мая 2014). Дата обращения: 23 мая 2014. Архивировано 30 апреля 2017 года.
- ↑ Adam Barnes. Half-Life 3 Is 'Being Worked On', Confirms Counter-Strike Creator (англ.). NowGamer (22 мая 2014). Дата обращения: 23 мая 2014. Архивировано 8 сентября 2014 года.
- ↑ Stuart Thomas. Counter-Strike Creator Minh Le Confirms The Existence Of Half-Life 3 And Left 4 Dead 3 (англ.). Game-Debate (22 мая 2014). Дата обращения: 23 мая 2014. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Valve Announces Link, Source 2, SteamVR, And More At GDC (англ.). Valve (4 марта 2015). Дата обращения: 20 июля 2015. Архивировано 11 ноября 2017 года.
- ↑ Source 2 будет бесплатным . IGN Russia (4 марта 2015). Дата обращения: 20 июля 2015. Архивировано 7 сентября 2015 года.
- ↑ Юрий Цуканов. Source 2 — официальный анонс! . Half-Life Inside (4 марта 2015). Дата обращения: 20 июля 2015. Архивировано 20 июля 2017 года.
- ↑ Dave Lee, Leo Kelion. HTC hints at Half-life virtual reality video game (англ.). BBC (2 марта 2015). Дата обращения: 9 марта 2015. Архивировано 24 августа 2017 года.
- ↑ Mike Mahardy. HTC working to bring Half-Life to its VR headset (англ.). IGN (2 марта 2015). Дата обращения: 9 марта 2015. Архивировано 5 октября 2017 года.
- ↑ Dave Lee, Leo Kelion. HTC apologises for causing Half-life confusion (англ.). BBC (3 марта 2015). Дата обращения: 9 марта 2015. Архивировано 16 декабря 2017 года.
- ↑ Matt Clark. HTC is not working with Valve on virtual reality Half-Life (англ.). IGN (4 марта 2015). Дата обращения: 9 марта 2015. Архивировано 3 марта 2017 года.
- ↑ Nathan Grayson. Yep, Valve Is Experimenting With Half-Life In VR (англ.). Kotaku (5 марта 2015). Дата обращения: 9 марта 2015. Архивировано 2 декабря 2017 года.
- ↑ Brenna Hillier. Half-life 3 in VR: «We’re not saying no,» says Valve (англ.). VG247 (6 марта 2015). Дата обращения: 9 марта 2015. Архивировано 24 декабря 2016 года.
- ↑ Valve еще не определилась с поддержкой виртуальной реальности в своих играх . PlayGround.ru (6 марта 2015). Дата обращения: 9 марта 2015. Архивировано 30 июня 2015 года.
- ↑ Michael McWhertor. Gabe Newell on Valve's game development plans and the possibility of more Half-Life (англ.). Polygon (18 марта 2015). Дата обращения: 20 июля 2015. Архивировано 3 ноября 2017 года.
- ↑ Юрий Цуканов. Гейб Ньюэлл о будущем Valve . Half-Life Inside (19 марта 2015). Дата обращения: 20 июля 2015. Архивировано 15 февраля 2018 года.
- ↑ Андрей Александров. Гейб Ньюэлл объяснил, почему Valve не выпускает Half-Life 3 . Игры@Mail.Ru (19 марта 2015). Дата обращения: 20 июля 2015. Архивировано 13 июля 2015 года.
- ↑ Vlad Savov. Valve teases Dota 2 card game for 2018 . The Verge (9 августа 2017). Дата обращения: 28 августа 2017. Архивировано 13 августа 2017 года.
- ↑ Hi. I'm Gabe Newell. AMA. • /r/The_Gaben . reddit. Дата обращения: 18 января 2017. Архивировано 2 февраля 2017 года.
- ↑ Jeffrey Matulef. Gabe Newell teases a new single-player IP in the Half-Life universe (англ.). Eurogamer (18 января 2017). Дата обращения: 18 января 2017. Архивировано 15 ноября 2017 года.
- ↑ Hi. I'm Gabe Newell. AMA. • /r/The_Gaben . reddit. Дата обращения: 18 января 2017. Архивировано 27 сентября 2018 года.
- ↑ Gabe Newell Talks Half-Life, Valve's Silence In Reddit Q&A (англ.) (недоступная ссылка). Game Informer. Дата обращения: 18 января 2017. Архивировано 2 ноября 2017 года.
- ↑ Valve News Network. Half-Life 2: Episode 3's Story Released By Marc Laidlaw . Youtube (24 августа 2017). Дата обращения: 25 августа 2017. Архивировано 5 сентября 2017 года.
- ↑ Project Borealis aims to bring Half-Life 2: Episode 3 to life in Unreal . Дата обращения: 25 октября 2017. Архивировано 5 октября 2017 года.
- ↑ Project Borealis — большая фанатская команда готовит свой Half-Life 2: Episode Three . Дата обращения: 26 апреля 2020. Архивировано 6 января 2018 года.
- ↑ Project Borealis — официальный сайт
- ↑ Half-Life 3 выйдет. Но от других разработчиков и под другим названием . Дата обращения: 22 апреля 2019. Архивировано 22 апреля 2019 года.
- ↑ 13 минут геймплея фанатского третьего эпизода Half-Life 2 . Дата обращения: 19 мая 2019. Архивировано 9 апреля 2019 года.
- ↑ Why Valve Gave Up On 'Multiple' Half-Life 3s . Дата обращения: 27 марта 2020. Архивировано 26 марта 2020 года.
- ↑ «Команда Half-Life: Alyx готова создавать новые части серии»: главное из интервью Гейба Ньюэлла о будущем Valve . Дата обращения: 19 октября 2020. Архивировано 24 октября 2020 года.
- ↑ В Valve в очередной раз заверили, что работают сразу над несколькими играми — и что хотят дальше развивать Half-Life
- ↑ Calore, Michael. Vaporware 2010: The Great White Duke (англ.). Wired. Condé Nast (1 марта 2010). Дата обращения: 12 марта 2018. Архивировано 12 марта 2018 года.
Ссылки
- Официальный сайт (англ.) The Orange Box