HTMS Sri Ayudhya

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
HTMS Sri Ayudhya
Однотипный с Sri Ayudhya броненосец Thonburi, 1938 год.Однотипный с Sri Ayudhya броненосец Thonburi, 1938 год.
Служба
 Таиланд
Класс и тип судна Броненосец береговой обороны типа «Шри Аётха»
Изготовитель «Кавасаки»
Строительство начато 1936
Спущен на воду 31 июля 1937 года
Введён в эксплуатацию 19 июля 1938 года
Выведен из состава флота 8 октября 1959
Статус Тяжело повреждён во время Манхэттенского восстания и затонул 1 июля 1951 года; поднят и разделан на металл в 1967.
Основные характеристики
Водоизмещение 2015 т (нормальное) / 2265 т (полное)
Длина 76,4 м
Ширина 14,43 м
Осадка 4,14 м
Бронирование Пояс: 63 мм,
башни: 102 мм,
барбеты: 102 мм,
палуба: 25…38 мм,
рубка: 102 мм
Двигатели Две дизельные установки MAN
Мощность 5200 л. с.
Скорость хода 15,5 узла
Дальность плавания 5800 морских миль
Экипаж 234 человека
Вооружение
Артиллерия 203 мм пушки Тип 3 (в 2 двухорудийных башнях)
Зенитная артиллерия

HTMS Sri Ayudhya (тайск. เรือ หลวง ศรีอยุธยา) — корабль береговой обороны Королевского флота Таиланда. Находился на вооружении с 1938 по 1951 год, активно участвовал во франко-таиландской войне, когда однотипный с ним корабль HTMS Thonburi был сильно повреждён в бою у Ко-Чанга. Затем служил флагманом военно-морского флота, пока не был потоплен тайской авиацией во время Манхэттенского восстания 1 июля 1951 года.

Строительство и служба

В 1930-х годах Королевский сиамский флот преследовал планы по модернизации и расширению своих ограниченных сил. Расширение ВМС было одобрено парламентом в 1935 году, и на закупку нового оборудования было выделено 18 миллионов батов. В декабре 1935 года военно-морской флот заключил контракт с японской судостроительной корпорацией Kawasaki в Кобе на строительство двух кораблей береговой обороны за 5,727 млн бат. «Шри Аютья» был доставлен 16 июня 1938 года и введен в эксплуатацию 19 июля; однотипный с ним «Тонбури» вступил в строй в октябре того же года.[1]

Когда в конце 1940 года началась франко-тайская война, военно-морской флот включил «Шри Аютью» и «Тонбури» в состав Первой эскадры, которой было поручено патрулировать восточные воды для пресечения возможных французских атак. В ночь на 14 января группа во главе с «Тонбури» отплыла с военно-морской базы Саттахип, чтобы сопроводить «Шри Аютью» и конвой, который находился на острове Ко Чанг в провинции Трат. Они встретились на следующее утро, и группа «Шри Аютьи» вернулась в Саттахип. Два дня спустя, на рассвете 17 января, «Тонбури» и другие корабли в группе были задействованы в бою с военно-морскими силами Франции в битве при Ко Чанге.[2] «Шри Аюдхья» был послан на помощь, но прибыл только днем, уже после завершения боя.[3] Однако в некоторых французских отчетах ошибочно отмечалось, что «Шри Аютья» был поврежден торпедой во время битвы.[4]

Манхэттенское восстание

29 июня 1951 года во время попытки государственного переворота, известного как «Манхэттенское восстание», группа младших офицеров военно-морского флота захватила в заложники премьер-министра Плака Пибунсонгкрама (Пибуна) во время церемонии передачи судна на пирсе Ратчаворадит на реке Чаупхрая в Бангкоке. Пибун был доставлен мятежниками на борт «Шри Аютьи».[5][6] Захваченный корабль начал спуск вниз по течению, в сторону военно-морского управления в Банг На. Тем не менее, заговорщики не смогли обеспечить открытие Мемориального моста, и корабль, таким образом, не смог продолжить движение[6] . Вскоре начались боевые действия, и военно-морские подразделения, стоявшие на стороне повстанцев, были в значительной степени меньше противостоявших им частей армии, полиции и ВВС, которые остались лояльны правительству.[5][6] Бои прекратились ночью, но на следующее утро возобновились с новой силой. «Шри Аютья» присоединился к битве, но его двигатели вскоре были выведены из строя, и корабль оказался в обездвиженном состоянии перед фортом Вичайпрасит. Он был обстрелян с восточного берега из орудий и минометов, а к полудню также был обстрелян учебными самолётами T-6. Начались сильные пожары, и был дан приказ покинуть корабль.[6] Пибун вплавь добрался до берега вместе с моряками, при этом он не пострадал.[5] Пожары продолжались всю ночь и на следующий день, когда прекратились боевые действия. Тяжело поврежденный «Шри Аютья» окончательно затонул в ночь на 1 июля.[6]

Корпус «Шри Аютьи» был поднят в 1967 году для последующей утилизации, так как стал представлять опасность для навигации.[7] Корабль был официально вычеркнут из военно-морского регистра 8 октября 1959 года в приказе министра 350/21315.

Примечания

  1. 70th Year of HTMS Thonburi Part I - The Ship (тайск.) (недоступная ссылка). ThaiArmedForce.com (17 января 2011). Дата обращения: 1 февраля 2013. Архивировано 7 сентября 2013 года.
  2. 70th Year of HTMS Thonburi Part II - The Fighting (тайск.) (недоступная ссылка). ThaiArmedForce.com (17 января 2011). Дата обращения: 1 февраля 2013. Архивировано 7 сентября 2013 года.
  3. WatcharaYui. Battle of Koh Chang overview. thaigunship.blogspot.com (4 марта 2010). Дата обращения: 1 февраля 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
  4. La bataille de Koh Chang (janvier 1941) (фр.). Net-Marine. Дата обращения: 1 февраля 2013. Архивировано 5 сентября 2012 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 Chaloemtiarana, Thak. Thailand : the politics of despotic paternalism (англ.). — Rev.. — Ithaca, NY: Cornell Southeast Asia Program, 2007. — P. 41. — ISBN 9780877277422.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Fuangrabil, Krisda. สู่วาระสุดท้ายของเรือหลวงศรีอยุธยา: ทหารเรือกับเหตุสำคัญของบ้านเมืองในอดีต (ตอนที่ 4) (тайск.) // Nawikasat. — 2007. — พฤษภาคม (vol. 90, num. 5). — P. 6—14. Архивировано 10 февраля 2020 года.
  7. Pattaragoson, Dilok. เรือจ้างในลำน้ำ (неопр.) // Nawikasat. — 2007. — June (т. 90, № 6). — С. 64—72. Архивировано 31 января 2020 года.