HMS Vanguard (1787)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
HMS Vanguard
HMS Vanguard
Alexander буксирует повреждённый VanguardAlexander буксирует повреждённый Vanguard
Служба
Великобритания
Класс и тип судна линейный корабль 3 ранга типа Arrogant
Тип парусного вооружения Трёхмачтовый корабль
Организация Великобритания Королевский флот
Изготовитель королевская верфь, Дептфорд
Строительство начато 16 октября 1782 года
Спущен на воду 6 марта 1787 года
Выведен из состава флота разобран, 1821 год
Основные характеристики
Водоизмещение 1644 тонны (BM)
Длина по гондеку 168 футов (51 м)
Ширина по мидельшпангоуту 46 футов 9 дюймов (14,25 м)
Глубина интрюма 19 футов 9 дюймов (6,02 м)
Двигатели Паруса
Вооружение
Общее число орудий 74
Орудий на гондеке 28 × 32-фунтовых пушек
Орудий на опердеке 28 × 18-фн. пушек
Орудий на шканцах 14 × 9-фн. пушек
Орудий на баке 4 × 9-фн. пушек

HMS Vanguard (Корабль Его Величества «Вэнгард», от англ. vanguard — «авангард») — 74-пушечный линейный корабль третьего ранга. Шестой корабль Королевского флота, названный Vanguard. Десятый линейный корабль типа Arrogant. Заложен 16 октября 1782 года. Спущен на воду 6 марта 1787 года на королевской верфи в Дептфорде[1]. Относился к так называемым «обычным 74-пушечным кораблям», нёс на верхней орудийной палубе 18-фунтовые пушки. Принял участие во многих морских сражениях периода Французских революционных и Наполеоновских войн, в том числе в Битве на Ниле.

Служба

Французские войны

В декабре 1797 года капитан Эдвард Берри был назначен флаг-капитаном контр-адмирала сэра Горацио Нельсона, который перенёс свой флаг на Vanguard.[2]

2 мая 1798 года Нельсон отделился от флота Сент-Винсента с Orion, Alexander, Emerald, Terpsichore и Bonne Citoyenne. Он отплыл из Гибралтара 9 мая для наблюдения за Тулоном и 12 мая попал в сильный шторм в Лионском заливе, в результате чего Vanguard потерял грот-стеньгу и лишился фок-мачты. Эскадра двинулась к Сардинии, причём повреждённый Vanguard был взят на буксир Alexander.[2]

19 мая, в то время как эскадра Нельсона на станции устраняла ущерб, нанесённый ураганом, Наполеон Бонапарт отплыл из Тулона с флотилией из 72 военных кораблей и 400 транспортов для нападения на Египет. 13 июня он занял Мальту, а 19 июня продолжил свой путь в Египет и прибыл в Александрию 1 июля. 31 мая Нельсон вернулся к Тулону, где обнаружил, что французы покинули порт 13 дней назад. В поисках врага Нельсон достиг Неаполя 17 июня, а затем и Мессины 20 июня. Здесь он узнал о захвате Мальты и догадался о вероятном месте назначения французов. Он отплыл в Александрию, но так как он двигался быстрее французов, его эскадра обогнала их и первой достигла Александрии 29 июня, за два дня до них. Не найдя там французов Нельсон решил возвращаться, и отправился в направлении, противоположном тому, с которого приближались французы. Однако Нельсона не покидала уверенность в том, что французы собирались именно в Египет и он отправился в плавание в Александрию ещё раз.[3]

Вечером 1 августа 1798 года за полчаса до захода солнца началась Битва на Ниле, когда Нельсон атаковал французский флот, который был пришвартован в боевой линии в Абукирском заливе под защитой флотилии канонерских лодок, четырёх фрегатов и батарей на острове Абукир. Флагман Нельсона был шестым в линии и после того, как Goliath и следующие четыре корабля атаковали французский авангард со стороны берега, Vanguard вместе с Minotaur и Defence атаковали французов со стороны моря и вскоре французские корабли оказались в тяжёлом положении, вынужденные вести сражение сразу с несколькими противниками. Vanguard вступил в бой с 74-пушечным кораблём Spartiate и нанёс ему тяжёлые повреждения, разбил все мачты и в итоге вынудил противника спустить флаг. Во время боя на помощь французскому кораблю пришёл следующий в линии, Aquilon, который также открыл огонь по Vanguard. Оказавшись под огнём двух кораблей Vanguard получил серьёзные повреждения, и хотя он не лишился ни одной мачты, но зато понёс тяжёлые потери, лишившись 36 человек убитыми и 76 ранеными, при этом был ранен и сам Нельсон.[4]

Vanguard отплыл в Неаполь 19 августа и прибыл туда 22 сентября. Он нуждался в новых мачтах и бушприте, но Нельсон приказал отложить ремонт, пока не будет закончен ремонт Culloden, который должен был пройти кренгование в Неаполе после того так сел на мель во время боя на Ниле.[2]

В сентябре 1798 года капитан Томас Харди принял командование Vanguard, который всё ещё оставался флагманом Нельсона. Два месяца спустя большая французская армия вторглась в Неаполь и 16 декабря Vanguard был отведён в море чтобы до него не доставал огонь батарей порта. 20 декабря Нельсон для того, чтобы эвакуировать царскую семью и других важных людей, приказал небольшому баркасу с Vanguard, под прикрытием трёх баркасов и небольшого катера с Alcmene, вооружённых только саблями, отправиться к пристани Виктории, чтобы эвакуировать оттуда королевскую семью и других важных лиц. Все остальным лодкам с Vanguard и Alcmene, было приказано собраться возле борта Vanguard и под руководством капитана Харди грести к молу Фиглио.[2]

21 декабря неаполитанская королевская семья, посол Великобритании и его семья, несколько неаполитанских дворян и большинство английских дворян и купцов, всего около 600 человек, были эвакуированы и доставлены на корабли эскадры. Vanguard отплыл 23 декабря и после перехода в условиях сильного волнения моря прибыл в Палермо 26 декабря.[2]

Корабль был местом смерти Альберто, князя Неаполя и Сицилии, сына короля Неаполя Фердинанда IV и его супруги Марии Каролины Австрийской, которые находились на борту корабля во время их путешествия в Палермо.[5]

Нельсон перенёс свой флаг с Vanguard на Foudroyant 6 июня 1799 года, взяв с собой капитана Харди и ряд других должностных лиц, в результате чего командование кораблём принял капитан Браун. В 1800 году Vanguard был переведён в резерв в Портсмуте.[6]

В 1801 году Vanguard, под командованием капитана сэра Томаса Уильямса, отплыл из Портсмута и 20 апреля присоединился к Балтийскому флоту. Флот, под командованием вице-адмирала Чарльза Мориса Пола, вернулся в Англию 10 августа. Vanguard, St George, Spencer, Powerful, Dreadnought, Ramillies и Zealous отплыли 19 августа для блокады Кадиса. Спустя пять месяцев первые четыре корабля были отправлены в Гибралтар для ремонта и пополнения запасов, а затем отплыли к Ямайке в декабре.[2]

Наполеоновские войны

В июне-декабре 1803 года Vanguard, под командованием капитана Джеймса Уолкера, в составе эскадры коммодора Джона Лоринга принимал участие в блокаде Сан-Доминго. 30 июня Cumberland и эскадра под командованием капитана Генри Уильяма Бойнтона находились между Жан-Рабелом и Сен-Никола в Вест-Индии, когда они заметили парус, который, вероятно, был большим французским военным кораблём. Cumberland и Vanguard подошли к нему и после нескольких выстрелов с Vanguard французское судно сдалось, потеряв двух человек тяжело ранеными. Им оказался французский фрегат Créole, вооружённый сорока четырьмя 18-фунтовыми пушками, под командованием капитана Ле Балларда. Он находился в пути из Кабо-Франсуа в Порт-о-Пренс с генералом Морганом (второй человек на станции Сан-Доминго), его людьми и 530 военнослужащими на борту, в дополнение к экипажу фрегата из 150 человек.[6]

В то время как англичане завладели фрегатом Créole, была также захвачена небольшая французская шхуна, под командованием лейтенанта, которая проплывала в том же районе, что и захваченный фрегат. У неё на борту было 100 бладхаундов из Кубы, которые, по словам команды, были предназначены «для помощи армии в военных операциях против негров».[7]

В июле 1803 года эскадрой Лоринга была перехвачена французская эскадра коммодора Пьера Мориса Жюльена, состоящая из двух 74-пушечных кораблей Duquesne и Duguay-Trouin и 40-пушечного фрегата Guerriere. Ночью французы разделились, Duquesne двинулся на запад, а Duguay-Trouin и Guerriere на восток. Британская эскадра устремилась в погоню и после непродолжительного боя Vanguard и Tartar вынудили Duquesne спустить флаг. Elephant, который преследовал Duguay-Trouin, почти догнал его, даже успел сделать несколько выстрелов, но в итоге Duguay-Trouin вместе с фрегатом удалось уйти от погони. Во время короткого боя Vanguard потерял одного убитого и одного раненого.[2]

В октябре 1803 года эскадра под командованием капитана Генри Уильяма Бойнтона, состоящая из Cumberland, Hercule, Bellerophon, Elephant и Vanguard захватила две французских каперских шхуны Poisson Volant и Superieure, причём Superieure была завачена Vanguard. Обе шхуны впоследствии были приняты в состав Королевского флота.[7]

16 ноября 1803 года Vanguard захватил американскую шхуну Independence. Шесть дней спустя им были захвачены ещё две французских шхуны Rosalle, гружённая селитрой и железным деревом, и St Rosario, без груза.[2]

26 июля 1807 года Vanguard, под командованием капитана Александра Фрейзера, присоединился к эскадре адмирала Джеймса Гамбье в Балтийском море. В августе-сентябре вместе с флотом из 38 судов, принял участие в осаде и бомбардировке Копенгагена, завершевшейся сдачей всего датского флота.[6]

21 мая 1808 года командование над Vanguard принял капитан Томас Бейкер. В качестве флагмана контр-адмирала Томаса Берти он продолжил службу в Балтийском море, защищая британские торговые корабли от действий шведского и французского флота.[6]

С 1812 года Vanguard был переоборудован в плавучую тюрьму, а с 1814 года использовался в качестве склада для пороха. Он оставался в этом качестве до 1821 года, когда он был отправлен на слом и разобран.[1]

Интересные факты

В честь линейного корабля HMS Vanguard, названа крупнейшая в мире частная инвестиционная компания The Vanguard Group.

Примечания

  1. 1,0 1,1 B. Lavery. The Ship of the Line — Volume 1. — P. 180.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Ships of the Old Navy
  3. Adkins, p. 15
  4. James, pp. 167-168
  5. Dyson. C.C, The Life of Marie Amelie Last Queen of the French, 1782-1866, BiblioBazaar, LLC, 2008, p. 50
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Index of Naval Vessels
  7. 7,0 7,1 №15620, с. 1228 (англ.) // London Gazette : газета. — L.. — No. 15620. — P. 1228. — ISSN 0374-3721.

Литература

  • Lavery, B. The Ship of the Line. The development of the battlefleet 1650-1850. — Conway Maritime Press, 2003. — Vol. I. — ISBN 0-85177-252-8.
  • Roy & Lesley Adkins. = The War for All the Oceans. — Abacus, 2006. — ISBN 0-349-11916-3.
  • J. J. Colledge, Ben Warlow. Ships of the Royal Navy: The Complete Record of all Fighting Ships of the Royal Navy. — London: Chatham Publishing, 2006. — ISBN 0-85177-252-8.

Ссылки

  • HMS Vanguard // Index of 19th Century Naval Vessels and a few of their movements (англ.)
  • HMS Vanguard // Ships of the Old Navy (англ.)