Перейти к содержанию

HMS Prince (1854)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Принс»
HMS Prince
«Крушение „Чёрного принца“». Картина кисти Айвазовского«Крушение „Чёрного принца“». Картина кисти Айвазовского
Служба
 Великобритания
Организация Королевский флот
Изготовитель C J Mare, Блэкуолл[1]
Спущен на воду 12 апреля 1854 года
Введён в эксплуатацию 1854 год[1]
Выведен из состава флота Затонул в шторм 14 ноября 1854 года вблизи Балаклавы
Основные характеристики
Длина между перпендикулярами 88,85 м (291 фт 6 дм)[1]
Ширина по мидельшпангоуту 12,65 м (41 фт 6 дм)[1]
Глубина интрюма 9,35 м (30 фт 8 дм)[1]
Двигатели Паруса, 2-цилиндровая паровая машина мощностью 300 номинальных л. с., работавшая на один винт[1]

HMS Prince (Корабль Её Величества «Принс», также «Чёрный Принц») — британский парусно-винтовой транспорт, пополнивший ВМФ Великобритании в 1854 году во время Крымской войны. В ноябре того же года затонул у Балаклавы в сильный шторм.

Служба

В июле 1854 года британское Адмиралтейство приобрело у General Screw Steam Shipping Company парусно-винтовой транспорт, заплатив за него 105 000 фунтов. Транспорт принял на борт 150 человек и груз тёплой одежды, в которой остро нуждались британские войска на Крымском полуострове. Prince, стоявший на глубоководной якорной стоянке у Балаклавы, попал в сильный шторм 14 ноября 1854 года. Стихия сорвала транспорт с якорей и бросила на скалы: судно вскоре развалилось на части. Из 150 человек, находившихся на борту, спаслись только шестеро. Среди погибших был и командир корабля Бэйнтон (англ. Bayntoun)[2]. Гибель судна вызвала в Великобритании широкий общественный резонанс. Виной тому была не только гибель людей, но и утрата груза тёплых вещей, в котором очень нуждались британские солдаты, страдавшие от русских холодов[3].

Поиски «Чёрного принца»

С 1870-х годов обломки «Принца» искали немцы, французы, норвежцы, экспедиция итальянского инженера Джузеппе Рестуччи[4], так как предполагалось, что транспорт вёз 200 000 фунтов стерлингов золотом[5][6]. О водолазной экспедиции Рестуччи, предпринятой в 1905 году[7], рассказано в самом длинном рассказе из цикла А. Куприна «Листригоны».

С 1908 года флотский инженер и кладоискатель-любитель Владимир Сергеевич Языков настойчиво пытался организовать работы по подъёму «Принца»[8]. В начале 1923 года В. С. Языков попал на приём к главе Особого отдела ГПУ при НКВД РСФСР Генриху Ягоде и сумел заинтересовать того идеей подъёма «Принца». Инициативная группа (В. С. Языков, Д. А. Карпович и инженер-механик Е. Г. Даниленко, по проекту которого должен был строиться глубоководный снаряд для подъёма «Принца») была зачислена на довольствие ГПУ. 13 марта 1923 года Ягода отдал приказ о создании ЭПРОН при ГПУ, утверждении её первого штата и начальника — В. С. Языкова[8]. Однако розыски «Принца» успехов снова не принесли[9].

Обломки судна были найдены лишь в 2010 году экспедицией Национальной академии наук Украины[10].

См. также

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Winfield, 2004, p. 243.
  2. The Times article; 5 Dec 1854. Дата обращения: 23 августа 2012. Архивировано 7 июля 2012 года.
  3. The loss (and discovery) of Crimean troop ship, HMS Prince
  4. Виталий Юрганов Рождение и становление спасательной службы ЧФ Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine Центральный Военно-Морской Портал 6.02.2008
  5. Геннадий Есин Тайна «Чёрного Принца». Вымыслы и реальность. Как же погиб британский фрегат в Балаклаве? Архивная копия от 31 декабря 2010 на Wayback Machine
  6. «Чёрный Принц» с грузом золота на самом деле «Принц» с тулупами и кальсонами Архивная копия от 16 октября 2012 на Wayback Machine.
  7. Home - HDS ITALIA - The Historical Diving Society. Дата обращения: 22 октября 2018. Архивировано 23 октября 2018 года.
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 Виталий Юрганов Основатели ЭПРОНа Архивировано 1 мая 2009 года.
  9. ЭПРОН. Документы по истории Экспедиции подводных работ особого назначения при ОГПУ СССР (1923—1931): архивные документы и материалы. / Ответ. ред. В. С. Христофоров. — М.: Граница, 2015. — С. 5.
  10. Ukrainians uncover Crimean British Navy vessel. Дата обращения: 23 августа 2012. Архивировано 24 июля 2017 года.

Литература

  • Бочаров А. А. Сокровища Чёрного принца: правда или вымысел? // Военно-исторический журнал. — 2022. — № 3. — С.112—119.
  • Карев В. И., Хаустов А. В. По следам черноморских катастроф: очерки, рассказы. — М.: Морские вести России, 2009. — С. 4—6.
  • Самсонов В. И. «Чёрный принц» и его золото (Ураган 2(14) ноября 1854 г. и документальные данные о «Чёрном Принце»). 5-е изд. — Севастополь, 1931.
  • Winfield, Rif; Lyon, David. The Sail and Steam Navy List: All the Ships of the Royal Navy 1815–1889. — London: Chatham Publishing, 2004. — ISBN 978-1-86176-032-6.
  • Зощенко М. М. Чёрный принц.

Ссылки