HMS Neptune (1797)
HMS Neptune | |
---|---|
HMS Neptune | |
Служба | |
Класс и тип судна | линейный корабль 2 ранга типа Neptune |
Тип парусного вооружения | Трёхмачтовый корабль |
Организация | Королевский флот |
Изготовитель | верфь в Дептфорде |
Строительство начато | апрель 1791 года |
Спущен на воду | 28 января 1797 года |
Выведен из состава флота | разобран, 1818 год |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 2110 тонн (BM) |
Длина по гондеку | 185 футов (56 м) |
Ширина по мидельшпангоуту | 51 фут (16 м) |
Глубина интрюма | 21 фут (6,4 м) |
Двигатели | Паруса |
Экипаж | 750 матросов и офицеров |
Вооружение | |
Общее число орудий | 98 |
Орудий на гондеке | 28 × 32-фн. пушек |
Орудий на мидельдеке | 30 × 18-фн. пушек |
Орудий на опердеке | 30 × 18-фн. пушек |
Орудий на шканцах | 8 × 12-фн. пушек |
Орудий на баке | 2 × 12-фн. пушек |
HMS Neptune (Корабль Его Величества «Нептун») — 98-пушечный линейный корабль второго ранга. Третий корабль Королевского флота, названный HMS Neptune, в честь римского бога морей Нептуна. Первый линейный корабль типа Neptune. Заложен в апреле 1791 года. Спущен на воду 28 января 1797 года на королевской верфи в Дептфорде[1].
Neptune был построен в первые годы революционных войн с Францией. Вскоре после его спуска на воду в 1797 году начался мятеж в Норе, и он был одним из нескольких лояльных судов, которым было поручено атаковать мятежные суда, если они откажутся подчиняться. Однако мятеж завершился прежде, чем потребовались столь суровые меры, и Neptune присоединился к флоту Канала. В 1799 году он был переведен в Средиземное море и провел остаток революционных войн в операциях вице-адмирала лорда Кейта.
После возобновления войны с Францией он принимал участие в блокаде испанских портов. Затем он входилав состав флота лорда Нельсона в битве при Трафальгаре, и принимал активное участие в боевых действиях. Он был полностью отремонтирован и вернулся в строй в 1807 году, после чего был направлен в Карибское море. В 1809 году он принял участие в успешном вторжении на Мартинику. Вернувшись в Великобританию в конце войны, он был переведен в резерв, а с 1813 года служил плавучей тюрьмой, пока не был разобран в 1818 году.
Служба
Мятеж в Норе
Neptune был введен в эксплуатацию 25 марта 1797 года под командованием капитана Генри Стэнхоупа. Он отплыл из Вулвича 11 июня 1797 года неся широкий вымпел коммодора сэра Эразма Гауэра, и отправился к Нору. В это время в Норе начался мятеж к которому присоединилась большая часть экипажей стоящих там кораблей[2]. После того как Neptune стал на якорь в Грейвсенде, ему и 64-пушечным кораблям Agincourt и Lancaster, вместе с флотилией канонерских лодок, было приказано перехватить и атаковать мятежные корабли в Норе[2]. Но прежде чем они смогли приступить к выполнению приказа, поступили сведения, что мятежники вступили в переговоры с графом Нортеском, капитаном 64-пушечного Monmouth, а вскоре большая часть кораблей подняла якоря и покинула рейд и мятеж провалился[2]. Нападение было отменено. 21 сентября Стэнхоупа на посту капитана Neptune заменил капитан Гауэр, под командованием которого Neptune присоединился к флоту канала[3].
Средиземное море
Гауэр оставался капитаном Neptune пока не был повышен до контр-адмирала белого вымпела, и 28 февраля 1799 года покинул корабль. вместо него временно был назначен капитан Герберт Сойер, который 5 марта 1799 года был заменен капитаном Джеймсом Вашоном[3]. В первой половине 1799 года Neptune оставался в составе флота Канала, а в июне вошёл в состав эскадры из 15 линейных кораблей, которой было приказано присоединиться к флоту вице-адмирала лорда Кейта в Средиземном море[2]. Эскадра под командованием контр-адмирала сэра Чарльза Коттона соединилась с силами Кейта на Менорке 7 июля, в результате чего британский флот в Средиземном море увеличился до 31 корабля[4]. Кейт собрал такие силы для перехвата большого франко-испанского флота из 42 судов под командованием адмиралов Этьена Брюи и Хосе Маззаредо. Флот Кейта вышел в море 10 июля, однако экспедиция Брюи избежала встречи с британским флотом, и спокойно достигла Бреста 9 августа[3]. Neptune продолжал службу в составе Средиземноморского флота до конца французских революционных войн[2].
Капитан Вашон покинул свой пост 26 марта 1801 года, а на следующий день на борт Neptune прибыл капитан Эдвард Брейс[2]. В этот период Neptune стал флагманом вице-адмирала Джеймса Гамбье. Командование капитана Брейса продлилось недолго и 12 сентября он был заменен капитаном Фрэнсисом Остином. После прекращения военных действий с подписанием Амьенского мира в марте 1802 года, Neptune, как и многие другие корабли Средиземноморского флота, был отправлен в резерв, прибыв в Портсмут 24 февраля[2]. Neptune затем прошел краткий ремонт, на который было израсходовано £ 5728, £ 2895 из которых было потрачено на его корпус, мачты и реи[2]. Капитан Остин был заменен 30 сентября 1802 года капитаном Уильямом Друри, который принял командование на следующий день. С Neptune, который был полностью отремонтирован, он отплыл из верфи и присоединился к флоту канала в Спитхеде 29 октября 1802 года[2].
Блокада
Друри командовал Neptune в течение следующих двух лет, пока его не повысили до контр-адмирала в 1804 году. Он покинул корабль 13 мая 1804 года и на следующий день на борт прибыл капитан сэр Томас Уильямс[3]. Neptune провел остаток 1804 года вместе с флотом Канала, который блокировал французские атлантические порты. В течение этого времени здоровье капитана Уильямса заметно ухудшилось, и он вернулся в Британию 7 мая 1805 года. Он был заменен капитаном Томасом Фримантлом 8 мая, и был отправлен присоединиться к эскадре Роберта Кальдера, которая блокировала Ферроль после того, как франко-испанский флот прибыл туда после битвы при мысе Финистерре[5]. Кальдер решил, что его восьми кораблей недостаточно, чтобы противостоять флоту Вильнева, если он попытается выйти из гавани и потому двинулся на север, чтобы присоединиться к флоту адмирала Уильяма Корнуоллиса, который блокировал Брест. Вскоре после этого из Вест-Индии вернулся флот Нельсона, в результате чего флот увеличился ещё на 12 кораблей, и Кальдер с эскадрой из 18 кораблей, в которую входил и Neptune, был отправлен обратно к Ферролю искать флот Вильнева[5]. К этому времени Вильнев отвел свой флот в Кадис и отряду Кальдера было приказано присоединиться к наспех собранному британскому флоту под командованием вице-адмирала Катберта Коллингвуда, который блокировал франко-испанский флот в Кадисе[2].
Трафальгарское сражение
Neptune входил в состав колонны вице-адмирала Нельсона в битве при Трафальгаре 21 октября, и был третьим кораблём в линии, между своим собратом Temeraire, и 74-пушечным Leviathan[6]. Капитану Фримантлу была обещана позиция второго корабля в линии, сразу за флагманом Нельсона Victory, и к 10 часам утра Neptune развил достаточную скорость, чтобы нагнать его. Фримантл хотел обогнать Victory, и повести линию в бой, но Нельсон приказал Neptune вернуться на своё место в колонне. Neptune вступил в бой вслед за флагманом Нельсона, пройдя за кормой французского флагмана Bucentaure[7]. Когда он проходил мимо Bucentaure, Neptune дал по противнику залп орудиями левого борта, с ужасными последствиями для уже поврежденного флагмана Вильнева[8]. Капитан Фримантл, который лично стоял у руля, затем повернул к своему противнику правым бортом, и оказавшись на траверзе Bucentaure, дал по нему ещё два бортовых залпа из почти 50 орудий с расстояния менее 100 метров[7].
Затем Фримантл увидел возвышающуюся громаду испанского четырёхдечного корабля Santísima Trinidad, и направился к его правому борту в надежде обстрелять корму испанского судна[9]. Открыв огонь из орудий левого борта, Neptune расположился на правом траверзе испанского судна и обменивался с ним залпами в течение следующего часа, в то время как все больше британских кораблей проходили через зазор за кормой Neptune. Santísima Trinidad, сильно пострадавший от огня Neptune и 74-пушечных кораблей Leviathan и Conqueror, полностью лишился мачт, а вся его палуба была завалена обломками[10]. Однако он продолжал сражаться, пока в 13:30 не спустил свой флаг, понеся тяжелые потери (205 погибших и 103 раненых)[10]. Neptune оставил приз на 98-пушечный Prince и направился на север, чтобы отрезать остатки вражеского флота, вступив в короткий бой с французским 74-пушечным Intrépide[6]. Во время битвы Neptune был серьезно поврежден, получил девять пробоин корпуса, а его мачты хоть и уцелевшие, были в плохом состоянии. Во время боя он потерял 10 человек убитыми и 34 ранеными, при этом никто из офицеров корабля не пострадал и только казначей, Ричард Харрелл, был ранен[6].
После битвы Коллингвуд перенёс свой флаг с поврежденного Royal Sovereign на фрегат Euryalus, и 22 октября Neptune взял Royal Sovereign на буксир[8]. 23 октября, когда франко-испанская эскадра, отступившая в Кадис под командованием коммодора Жульена Космао, вернулась чтобы попытаться отбить призы, Neptune бросил буксир, передав его Mars, а сам взял на борт Вильнева и нескольких взятых в плен капитанов, которые первоначально были на борту Mars. Так как погода продолжала ухудшаться, с Neptune были отправлены лодки для оказания помощи в эвакуации экипажа Santísima Trinidad, который вскоре затонул. После того как шторм поутих, он взял на буксир потрепанный Victory, с телом лорда Нельсона, и привел его в Гибралтар 28 октября[8].
Вест-Индия
После прохождения срочного ремонта в Гибралтаре Neptune отплыл в Англию, прибыв в Портсмут 6 декабря 1805 года. Затем он был отправлен в Спитхед в начале 1806 года, но вернулся в Портсмут 23 ноября, и 24 марта 1807 года был помещен в док для ремонта[3]. Ремонт продолжался до ноября 1807 года, его медная обшивка бала удалена а его корпус отремонтирован. После этого он вновь вступил в строй 18 августа 1807 под командованием своего прежнего капитана, сэра Томаса Уильямса[3]. Сначала он был назначен на службу в Ла-Манш, но в 1808 году был отправлен в Вест-Индию. 9 ноября 1808 года капитана Уильямса сменил капитан Томас Пинто, который провел на этом посту лишь шесть недель, прежде чем его сменил капитан Чарльз Дилкс 20 декабря[8].
На январь 1809 года было запланировано нападение на французскую колонию Мартиника, которой управлял адмирал Луи Тома Вилларе де Жуайёз. Neptune стал флагманом командующего экспедицией, контр-адмирала Александра Кокрейна, и силы вторжения, состоящие из 44 судов и транспортов, перевозящие 10000 солдат под командованием генерал-лейтенанта Джорджа Беквита, отплыли к Мартинике 28 января[8]. Эскадра прибыла к острову 30 января, и 3000 солдат под командованием генерал-майора Фредерика Мейтленда были высажены на берег не встретив сопротивления. 600 солдат были высажены на берег в районе мыса Соломон с борта 74-пушечного Belleisle под командованием капитана Уильяма Чарльза Фахи[11]. Оставшаяся часть армии из 6500 человек была высажена в северной части острова под командованием генерал-майора сэра Джорджа Прево. Франзуцский гарнизон был вынужден отступить к нескольким укрепленным позициям, последняя из которых сдалась 24 февраля 1809 года[12].
Бой с эскадрой Троуда
Эскадра Кокрейна всё ещё оставались в районе острова, когда в марте 1809 года в Карибское море прибыла французская эскадра, состоящая из трех 74-пушечных кораблей (Hautpoult, Courageux и Polonais) и двух фрегатов (Félicité и Furieuse), под командованием коммодора Амабля Троуда. Узнав что Мартиника находится в руках англичан, Троуд бросил якорь вблизи Иль-де-Сент[13]. Кокрейн решил ликвидировать эту угрозу, высадив на островах несколько отрядов и установив тяжелые орудия на возвышениях. Троуд был вынужден выйти в море, после чего эскадра Кокрейна устремилась за ним в погоню. Преследование продолжалось несколько дней и завершилось захватом 74-пушечного корабля Hautpoult. Капитан Neptune, Чарльз Дилкс, был назначен командиром захваченного корабля, а его место на посту капитана Neptune 2 августа занял Джеймс Атол Вуд[13].
Последние годы
Дилкс вновь принял командование кораблем 2 марта 1810 года в то время как Вуд был переведен на Pompee. Однако капитан Дилкс отличался слабым здоровьем, и капитан Баллард принял командование кораблем 22 июля[13]. Neptune вернулся в Плимут 26 октября и отправлен в док 9 ноября для перевода в резерв[13]. Процедура обошлась в £ 713, а после её окончания 8 декабря, он был отправлен в Хамоазе, где оставался до поздней осени 1813 года[13]. Его корпус, похоже, быстро портился, и после обследования он был признан непригодным для дальнейшей службы в море. Совет ВМФ предложил преобразовать судно в плавучую тюрьму. Предложение было принято, и 22 ноября он был отправлен в док для переоборудования. По завершении работ в декабре он был введен в эксплуатацию под командованием лейтенанта Джорджа Лоуренса. Neptune оставался в этой роли в течение трех лет, пока не был отправлен на слом и разобран в октябре 1818 года[14].
Примечания
- ↑ B. Lavery. The Ship of the Line — Volume 1. — P. 183.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Goodwin, 2005, p. 39.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Winfield, 2007, p. 26.
- ↑ James, 1837, Vol. 2, p. 263.
- ↑ 5,0 5,1 Clayton, 2005, p. 12.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Adkin, 2005, p. 311.
- ↑ 7,0 7,1 Adkin, 2005, p. 508.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Goodwin, 2005, p. 40.
- ↑ James, 1837, Vol. 4, p. 65.
- ↑ 10,0 10,1 Goodwin, 2005, p. 212.
- ↑ James, 1837, Vol. 5, p. 207.
- ↑ James, 1837, Vol. 5, p. 209.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 Goodwin, 2005, p. 41.
- ↑ Colledge, 2006, p. 241.
Литература
- Lavery, B. The Ship of the Line. The development of the battlefleet 1650-1850. — Conway Maritime Press, 2003. — Vol. I. — ISBN 0-85177-252-8.
- Mark Adkin. The Trafalgar Companion: A Guide to History's Most Famous Sea Battle and the Life of Admiral Lord Nelson. — L.: Aurum Press, 2005. — ISBN 1-84513-018-9.
- J. J. Colledge, Ben Warlow. Ships of the Royal Navy: The Complete Record of all Fighting Ships of the Royal Navy. — L.: Chatham Publishing, 2006. — ISBN 0-85177-252-8.
- William James. The Naval History of Great Britain, from the Declaration of War by France in 1793, to the Accession of George IV. — R. Bentley, 1837. — ISBN 0-85177-906-9.
- Rif Winfield. = British Warships in the Age of Sail 1793–1817: Design, Construction, Careers and Fates. — Seaforth Publishing, 2007. — ISBN 1-86176-246-1.
- Peter Goodwin. The Ships of Trafalgar: The British, French and Spanish Fleets October 1805. — Conway Maritime Press, 2005. — ISBN 1-84486-015-9.
- Tim Clayton, Phil Craig. Trafalgar: The Men, the Battle, the Storm. — Hodder & Stoughton, 2005. — ISBN 0-340-83028-X.
Ссылки
- HMS Neptune // Index of 19th Century Naval Vessels and a few of their movements (англ.)
- HMS Neptune // Ships of the Old Navy (англ.)