HMS Antelope (1703)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
HMS Antelope
HMS Antelope
Служба
Великобритания Великобритания
Класс и тип судна

корабль 4 ранга

план 1733 года
Тип парусного вооружения Трёхмачтовый корабль
Организация Великобритания Королевский флот
Изготовитель Taylor, Ротерхайт
Спущен на воду 13 марта 1703;
27 января 1741
Выведен из состава флота перестроен 1738,
продан 30 октября 1783
Основные характеристики
Водоизмещение 860 тонн[1]
Длина по гондеку 150 футов (45,7 м)
Ширина по мидельшпангоуту 42 фт 8 дм (13 м)
Глубина интрюма 18 фт 6 дм (5,6 м)
Двигатели Паруса
Вооружение
Общее число орудий 50[1]
Орудий на гондеке 22 × 24-фунтовых пушек
Орудий на опердеке 22 × 12-фн пушки
Орудий на шканцах 4 × 6-фн пушки
Орудий на баке 2 × 6-фн пушки

HMS Antelope (1703) — 54-пушечный корабль 4 ранга Королевского флота. Четвёртый корабль, названный Antelope.[2]

Спущен на воду в 13 марта 1703.[2]

Служба

1703—1737

1703 — капитан Томас Легг (англ. Thomas Legge). С эскадрой из 22 кораблей контр-адмирала Дилкса (англ. Dilkes), крейсировал у мыса Спартель. Утром 12 марта HMS Kent (70), HMS Bedford (70) и Antelope принудили к бою и захватили три испанских корабля: Porto Coeli (60), Santa Teresa (60) и вооружённое торговое судно San Nicolas (23), взяв около 700 пленных. Корабли были гружены боеприпасами.

7 декабря 1704 Antelope прибыл в Гибралтар с девятью транспортами; два дня спустя HMS Newcastle привёл ещё семь, увеличив гарнизон почти на 2000 человек.

1705 — капитан Филипп Кавендиш (англ. Philip Cavendish), который сменил капитана Легга в январе. По-прежнему на Средиземноморской станции.

В ноябре 1706 Antelope решительно вступил в бой с большим французским линейным кораблём (70 или 74 пушек), потеряв 12 человек убитыми и 17 ранеными. Французский корабль, хотя имел превосходство, вышел из боя. Antelope провёл остальное время в Средиземном море за перевозкой припасов и денег из Ливорно в Каталонию.

1710 — капитан Сет Джереми (англ. Seth Jeremy), произведён в капитаны 25 апреля. К этому времени он был настолько в возрасте (он служил вторым лейтенантом HMS Cumberland в 1692 году), что на следующий год вышел в отставку с пенсионными (прожил до 1724 года).

1733 — 13 ноября, капитан Сэмюэль Гудир (Samuel Goodere). О его командовании Antelope ничего не известно (до этого служил на HMS Winchester, после HMS Ruby).

1734 — 16 января, капитан Тимоти Бридж (англ. Timothy Bridge). Он был повышен и назначен на HMS Dunkirk.

1737 — 7 октября, капитан Томас Ватсон (англ. Thomas Watson). После того, как Antelope был разобран в Вулвиче в феврале 1738 года, капитан Ватсон в 1739 году был назначен командовать HMS Burford, в качестве флаг-капитана у адмирала Вернона.

Перестраивался с 9 января 1738 в Вулвиче по планам 1733 года. Понижен до 50-пушечного. Заметно увеличились размеры, особенно ширина и водоизмещение. Повторно спущен 27 января 1741.[1]

1741—1783

1742 — март, капитан Роберт Мейнард (англ. Robert Maynard).

В январе 1745 года Мейнард был в Средиземноморье, одним из членов военно-полевого суда над капитаном Ричардом Норрисом (англ. Richard Norris).

1746 — капитан Жиль Ричард Ванбург (англ. Giles Richard Vanburgh), Средиземное море.

Флоренция 11 апреля.

Коммодор Таунсенд, будучи отнесен от берегов Корсики сильным штормом, имея необходимость захода в Порт Махон, чтобы исправить повреждения, полученные его собственным и другими кораблями эскадры, оставил капитана Ванбурга командовать в своё отсутствие, но тот также был отнесен от берега, и принужден был зайти в Ливорно; и прежде чем они смогли вернуться генуэзцы нашли способ отправить три крупных вооруженных барки в Бастию, чтобы привезти 20 почтенных жителей (из недовольных) в Геную. Им встретилась в море вооруженная шебека Postillion, с которой они сражались значительное время, но их силы были слишком велики для этого небольшого судна, кое было настолько повреждено, что капитан был вынужден увести её в Порт Ферраро, а оттуда в Махон для ремонта. Antelope получил приказ крейсировать у мыса Ноли.

London Gazette

Некоторое время спустя капитан Ванбург, после посещения другого корабля эскадры в море, с наступлением темноты покинул его для возвращения на Antelope. Ни его, ни команду его шлюпки, ни саму шлюпку, больше не видели.

1747 — Мэтью Бартон (англ. Matthew Barton). 7 февраля 1747 года произведён в пост-капитаны и переведён с брандера Duke адмиралом Медли (англ. Medley); в апреле переведён на шебеку Postillion.

1756 — вышел из Англии в Гибралтар 16 июня с вице-адмиралом сэром Эдвардом Хоком (англ. Edward Hawke) и контр-адмиралом Чарльзом Сондерсом (англ. Charles Saunders) на борту, и прибыл 3 июля, с целью сменить адмирала Джона Бинга. Бинг вернулся в Англию на Antelope, выйдя 9 июля и достигнув Спитхеда 26-го. Здесь он был арестован, затем свезён на берег 19 августа. (Суд над ним начался на борту HMS Monarch 27 декабря).

1757 — капитан Александр Артур Худ (англ. Alexander Arthur Hood), крейсировал у Бреста. После короткого боя 15 мая с французским Aquilon (50), противник был загнан на скалы в бухте Одьерн, где и разбился.

В 1758 году Худ переведён на HMS Minerva.

Выдержка из письма капитана Худа, командира HMS Antelope:

Корабль Его Величества Антилопа, Спитхед, 1 июня. 1757.

13-го мая утром в широте 47 градусов 50 минут, я увидел три паруса с наветра, и начал погоню. В полдень они легли в дрейф, подняли французские флаги, и стали делать сигналы друг к другу, и когда я поднял также французский флаг, они поставили паруса и двинулись ко мне.

Около часа самый большой корабль поднял вымпел и выстрелил из пушки под ветер,[4] и примерно через полчаса после этого, другой. Поскольку я не ответил, он вскоре после того сделал два выстрела, взял на гитовы грот, убрал бом-брамсели, и стал спускаться прямо на меня, будучи тогда менее чем в двух милях, на что я поднял свой истинный флаг и уменьшил паруса, до фока и марселей, ожидая нападения; но через несколько минут он привелся, и поставил все возможные паруса. Два других, один по виду фрегат, другой шнява, продолжали спускаться под ветер.

Я преследовал военный корабль со всей возможной скоростью, и к четырём часам был на расстоянии выстрела в упор. Примерно через 20 минут после того мы смогли навести на него наши пушки, и будучи очень близко, вели постоянный огонь в течение 40 минут. После пяти часов, когда буруны были у нас так близко под ветром, что мы не могли ворочать фордевинд, и едва имели место разойтись с противником, он стал поворачивать оверштаг, и когда был в ливентик, французский корабль сел на скалы и потерял бизань-мачту.

В течение почти часа я держался в стороне, чтобы привести свой корабль в пригодное состояние, потом снова пошел к берегу, с намерением подойти к врагу сколь возможно ближе, чтобы его уничтожить, но обнаружил что дело, судя по всему, сделано, так как он бился о гряду скал, которые были слишком далеко, чтобы я мог нанести дополнительный урон. Место, где французский корабль сел на скалы, находится в северной части бухты Одьерн. У меня было три человека убитыми и 13 ранеными, много повреждений в такелаже и парусах, а бизань-мачта прострелена насквозь.

14-го я взял небольшую шняву, шедшую из Бордо в Канаду с вином, бренди и мукой, а на следующий день небольшой приватир в шесть пушек, десять фальконетов и 50 человек, который вышел из Порт-Луи предыдущим вечером; и оказался шнявой, бывшей с военным кораблем в день, когда я загнал его на берег. Тут я выяснил, что он назывался Aquilon, имел 48 пушек, хотя пушечных портов 56, и имел на борту 450 человек, 30 из которых были убиты и 25 получили ранения, среди них капитан. И что скалы пробили ему днище в нескольких местах, и что он был безвозвратно потерян.

1758 — капитан Томас Сумарес (англ. Thomas Saumarez), назначен крейсировать в Бристольском канале. В ноябре капитан Сумарес был в ассамблее, когда было получено известие, что французский Belliqueux (56), находится в Ирландском море. Заявив, что возьмёт противника до наступления следующей ночи, он оставил общество со всей поспешностью, и к утру поставил свой корабль борт к борту с Belliqueux. Сопротивление было формальным, француз сдался только завидев Antelope. Капитан Сумарес отвёл приз в порт, где тот был приобретён Королевским флотом. Он был впоследствии назначен командовать Belliqueux, и в 1761 году повёл его в Вест-Индию.

1759 — капитан Джеймс Уэбб (англ. James Webb), с эскадрой коммодора Уильям Бойза (англ. William Boys) блокировал Тюро́ (фр. Thurot) в Дюнкерке в течение всего лета и начала осени. Было известно, что француз собрал экспедицию, но место назначения её неизвестно, а 15 октября, когда Бойз были отогнан с позиции штормом, Тюро ускользнул с шестью фрегатами и корветами, имея на борту 1300 войск, и пошёл в Гётеборг в Швеции.

1761 — капитан Томас Грейвз. Повел корабль в Северную Америку для защиты рыболовства, и остаток войны продолжал служить как губернатор и главнокомандующий на Ньюфаундленде.


1762 — капитан Томас Грейвз, бухта Плацентия, Ньюфаундленд, в качестве губернатора острова. Французский флот мсье де Тьерне (фр. de Tiernay) из Бреста, с 1500 войск под командованием графа д’Оссонвиля (фр. d'Haussonville) на борту, вошёл в Сент-Джон и захватил город 24 июня. Капитан Грейвз немедленно послал сообщение коммодору лорду Колвиллу в Галифакс, и тот присоединился к нему в блокаде французов. 11 сентября были доставлены английские войска из Луисбурга на Кап-Бретон. Во время шторма 16-го де Тьерне просочился через блокаду и, бросив свои войска, ушёл во Францию.

По дороге домой в Англию Antelope встретил HMS Marlborough (90), капитан Томас Барнетт (англ. Thomas Burnett), который вышел из Гаваны, охраняя конвой призов и транспортов, но они разделились, попав в очень плохую погоду. Marlborough дал такую сильную течь, что пришлось сбросить за борт пушки, а помпы продолжали работать. Antelope снял всех людей и 29 ноября тонущий Marlborough был брошен.

Во время Американской войны за независимость был флагманом на Ямайской станции.

1783 — 30 октября исключён из списков и продан.

Ссылки

  • Ships of the Old navy [1], [2]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Lavery, Brian. The Ship of the Line - Volume 1: The development of the battlefleet 1650-1850. Conway Maritime Press, 2003. p.171. ISBN 0-85177-252-8
  2. 2,0 2,1 Lavery, Brian. The Ship of the Line - Volume 1: The development of the battlefleet 1650-1850. Conway Maritime Press, 2003. p.166. ISBN 0-85177-252-8
  3. The London Gazette, Issue 8529, 19 April 1746. Дата обращения: 17 июня 2011. Архивировано 14 ноября 2012 года.
  4. Общепринятый сигнал, см. например Goussier, Marine. Signaux de correspondence par jour,… pl. 24.
  5. The London Gazette, Issue 9692, 31 May 1757