General Electric F110
F110 — турбовентиляторный двигатель производства General Electric. Выпущено 2900 шт.[1]
История
F-14
Самолёт F-14A начал эксплуатироваться военно-морским флотом США в 1973 г. Вначале на нём был установлен двигатель Pratt & Whitney TF30. В конце десятилетия из-за проблем с этим двигателем и сходными проблемами с двигателем Pratt & Whitney F100 на самолётах F-15 и F-16 Министерство обороны США начало использовать усовершенствованный двигатель TF30-P-414As. Эти двигатели позволили решить эксплуатационные проблемы, однако, их экономичность и тяга остались на прежнем уровне в сравнении с исходной моделью. То есть, были значительно ниже тех требований, под которые, собственно, и создавался самолет F-14.
В связи с этим в 1979 г. для установки на F-14 был выбран вариант двигателя GE F101, получивший обозначение F101-X. Позже этот двигатель был назван F110-GE-400.
Двигатель F110 имел значительно лучшие характеристики, чем TF30, а также более совершенное конструктивное исполнение. Так, он обеспечивал форсажную тягу в 10605 кгс (23400 фунт-силы) на уровне моря. Которая возрастала до 13664 кгс (30200 футн-силы) при скорости Мах=0,9.
Компрессор не разделён на каскады, количество ступеней уменьшено до 9. Рабочие лопатки турбины могут заменяться индивидуально. Благодаря наличию бо́льшей тяги, чем у TF30, двигатель F110 обеспечивает взлёт самолёта с катапульты авианосца без форсажа.[2]
Самолеты, оснащенные двигателями F110-GE-400, получили обозначение F-14Bs. Эти же двигатели устанавливались и на окончательный вариант самолета - F-14D.
F-15
Два двигателя F110-GE-129 с тягой 131 кН установлены на самолётах F-15K ВВС Южной Кореи. До этого все самолёты F-15 были оснащены двигателями производства Pratt & Whitney. Также двигатель F110-GE-129 был выбран для самолётов F-15SG ВВС Сингапура.
F-16
Вначале на самолётах F-16 были установлены двигатели Pratt & Whitney F100. Для снижения стоимости, в 1984 г. был выбран альтернативный вариант с использованием двигателя F-110. В настоящее время 86% самолётов F-16C/Ds ВВС США оснащены двигателями GE. Тяга F-110 на 22 кН больше, чем у F100 (англ. F100).
Модификации
F110-GE-100 1984 год. 2-х каскадный компрессор 3/9, с двумя турбинами 1/2, диаметр 1,18 м, длина 4,62 м. Тяга 12 700 кгс.
F110-GE-129 1992 год, тяга на форсаже 13 150 кгс, степень сжатия 30,7.
F110-GE-132 2003 год. 3 ступени КНД выполнены по технологии блиск, тяга 14 500 кгс.
F110-GE-400 1987 год. Длина увеличена до 5,9 м, тяга 12 700 кгс.[3]
Технические характеристики двигателя F110-GE-400[2]
Характеристика | Значение |
---|---|
Тяга:, кгс | |
на форсированном режиме | 12500 |
на нефорсированном режиме | 10500 |
Удельный расход топлива:, (кг/ч)/кгс | |
на форсированном режиме | 1,95 |
на нефорсированном режиме | 0,69 |
Расход воздуха, кг/сек | 120 |
Полная степень повышения давления | 30,4 |
Степень двухконтурности | 0,85 |
Температура газов перед турбиной, К | 1923 |
Количество ступеней: | |
вентилятора | 3 |
компрессора | 9 |
турбины компрессора | 1 |
турбины вентилятора | 2 |
Сухая масса двигателя, кг | 1740 |
Габаритные размеры двигателя:, м | |
диаметр | 1,2 |
длина | 5,9 |
Ссылки
- ↑ F110 | Military Engines | Military Jet | Turbofan | GE Aviation (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
- ↑ 2,0 2,1 http://airwar.ru/enc/engines/f110-400.html Архивная копия от 23 октября 2007 на Wayback Machine General Electric F110-GE-400
- ↑ F110-100/-400 | Military Engines | Military Jet | Turbofan | GE Aviation (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
Источники
- GE Aviation - The F110 Engine Family
- Aircraft Engine Historical Society - F110-GE-100 Gallery
- Global Security - F110