Доницетти, Гаэтано
Гаэтано Доницетти | |||
---|---|---|---|
итал. Gaetano Donizetti | |||
Основная информация | |||
Место рождения | Бергамо, Цизальпинская республика | ||
Место смерти | Бергамо, Ломбардо-Венецианское королевство | ||
Страна | Ломбардо-Венецианское королевство | ||
Профессии | композитор | ||
Жанры | опера, месса, кантата | ||
Награды |
|
||
Сайт | donizettisociety.com | ||
Доме́нико Гаэта́но Мари́а Донице́тти (итал. Domenico Gaetano Maria Donizetti [donidˈdzetti]; 29 ноября 1797, Бергамо, Ломбардия — 8 апреля 1848, там же) — итальянский оперный композитор, автор 68 опер. Вершины творчества композитора — оперы «Любовный напиток», «Лючия ди Ламмермур», «Фаворитка» и «Дон Паскуале».
Биография
Родители Гаэтано Доницетти были бедные люди: отец — сторож, мать — ткачиха. Его старшим братом был композитор Джузеппе Доницетти. В 9 лет Гаэтано поступил в Благотворительную музыкальную школу Симона Майра и стал там лучшим учеником. Майр всячески поддерживал юного музыканта, побуждая его посвятить себя профессиональной музыкальной карьере, и даже сочинил для этого оперу-пастиш «Маленький композитор» (итал. II piccolo compositore di musica; 1811), в которой сам Доницетти и несколько других учеников, в том числе ближайший друг Доницетти Антонио Дольчи, выведены под своими именами, а суть сюжета в том, что главный герой не желает отступать от своего пути; опера была поставлена силами самих учащихся[1]. Дальнейшее музыкальное образование Доницетти получил в Болонском музыкальном лицее (1815—1817). Лицей стал особенно знаменитым после того, как пять лет назад его закончил Россини. Доницетти учился у того же прославленного педагога — падре Маттеи. На первый экзамен он представил симфонию, которой сам дирижировал, и был удостоен второй премии. За годы обучения были написаны духовные сочинения, инструментальные квартеты, а также три одноактные оперы. Программа выпускного экзамена почти целиком состояла из произведений Доницетти, и наградой ему стала премия «синьора Сенатора и Совета мудрейших».
Первые его оперы — «Энрико, граф Бургундский» (1818) и «Ливонский плотник» (1819), — были хорошо приняты венецианской публикой, но дальнейшему его успеху долго мешала слава Россини и Винченцо Беллини. Правда, когда Беллини умер в 1835 году, реквием для него был заказан никому иному, как Доницетти. Эта заупокойная месса впервые была исполнена только в 1870 году в базилике Санта-Мария-Маджоре[2].
Широкую известность он приобрёл лишь в 1831, после постановки в Милане оперы «Анна Болейн». В «Лючии ди Ламермур» его талант выразился с наибольшей силой.
В 1834—1839 годах — профессор консерватории в Неаполе (с 1837 — директор). После смерти Беллини Доницетти, не видя опасных конкурентов, создал целый ряд опер (8), не отличавшихся серьёзными достоинствами. С 1840 года Доницетти работал для Парижа. Хотя его «Дочь полка», «Полиевкт» и «Фаворитка» не сразу завладели вниманием парижан, но успех Доницетти, по прошествии некоторого времени, был обеспечен, особенно благодаря комической опере «Дон Паскуале» (1843). Это образцовое произведение было написано в 8 дней. В 1840-х годах работал также в Австрии (в 1842 году получил звание австрийского придворного композитора). Для Вены Доницетти написал в то же время оперу «Линда ди Шамуни» (1842). Его последние оперы — «Мария ди Роган» (1843), «Катарина Корнаро» (1844) — не имели успеха.
Из-за психического расстройства после 1844 года Доницетти отошёл от музыки.
Доменико Гаэтано Мариа Доницетти умер 8 апреля 1848 года в родном городе.
В память о композиторе одно из судов итальянского флота было названо «Гаэтано Доницетти»[англ.]. 23 сентября 1943 года, в ходе Второй мировой войны, корабль был потоплен британским эсминцем «Затмение»[англ.]. Трагизм ситуации заключался в том, что судно находилось под немецким контролем и, помимо 220 солдат вермахта и членов экипажа, транспортировало более полутора тысяч итальянских военнопленных, захваченных нацистами на острове Родос. В результате число погибших в кораблекрушении, большинство из которых были врагами нацистской Германии, превысило число жертв на лайнере «Титаник» и составило более 1800 человек. Погибли все, кто находился на борту[3][4].
Творчество
В течение 26-летней композиторской деятельности Доницетти написал 68 опер, множество кантат, месс, псалмов и пр. Способность к быстрому сочинению была у Доницетти поразительная. Нормальному развитию его дарования мешала постоянная спешная и срочная работа; несмотря на это, его лучшие оперы принадлежат к шедеврам оперного искусства: «Любовный напиток», «Лючия ди Ламмермур», «Фаворитка», «Дон Паскуале» и др. Главные достоинства опер Доницетти — вдохновенные мелодии и драматическое чувство.
Основные оперы
- «Сумасбродство» (Una Follia), 1818
- «Бедные странствующие виртуозы» (I piccoli virtuosi ambulanti), 1819
- «Пётр Великий, царь русский, или Ливонский плотник» (Pietro il grande Czar delle Russie о II Falegname di Livonia), 1819
- «Гувернёр в затруднении» (L’ajo nell’imbarazzo), 1824
- «Театральные удобства и неудобства» (Le convenienze ed inconvenienze teatrali), 1827
- «Анна Болейн» (Anna Bolena), 1830
- «Любовный напиток» (L’elisir d’amore), 1832
- «Лукреция Борджа» (Lucrezia Borgia), 1833. Либретто на основе одноименной пьесы Виктора Гюго
- «Мария Стюарт» (Maria Stuarda), 1834. Либретто на основе одноименной пьесы Шиллера
- «Лючия ди Ламмермур» (Lucia di Lammermoor), 1835. Либретто на основе романа Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». Одна из ведущих опер бельканто.
- «Марин Фальеро» (Marin Falier), 1835.
- «Велизарий» (Belisario), 1836.
- «Колокольчик» (Il campanello или Il campanello di notte), 1836
- «Роберто Деверё» (Roberto Devereux), 1837. По трагедии Франсуа Ансело «Елизавета Английская».
- «Полиевкт» (Poliuto), 1838. По одноименной трагедии Корнеля
- «Мария ди Руденц» (Maria de Rudenz), 1838
- «Дочь полка» (La fille du régiment), 1840
- «Мученики» (Les martyrs), 1840. По «Полиевкту», 1840
- «Фаворитка» (La favorite), 1840. По более ранней собственной опере «L’ange de Nisida».
- «Мария Падилья» (Maria Padilla), 1841. По трагедии Франсуа Ансело
- «Линда ди Шамуни» (Linda di Chamounix), 1842
- «Дон Паскуале» (Don Pasquale), 1843
- «Мария ди Роган» (Maria di Rohan), 1843
- «Дон Себастьян Португальский» (Dom Sébastien), 1843. Либретто Эжена Скриба по пьесе П.-А. Фуше
Примечания
- ↑ Ashbrook, William. 1797–1821: The beginnings // Donizetti and His Operas (англ.). — Cambridge University Press, 1983. — P. 8-9. — 744 p. — ISBN 978-0521276634.
- ↑ Sergio Rizza. La grande festa donizettiana (итал.). WandererSite (31 марта 2017). Дата обращения: 4 сентября 2021. Архивировано 4 сентября 2021 года.
- ↑ Le grandi tragedie de Egeo (итал.) (недоступная ссылка). Dodecaneso.org. Дата обращения: 27 февраля 2016. Архивировано 28 января 2013 года.
- ↑ Chronik des Seekrieges 1939—1945, Württembergische Landesbibliothek, entry on September 1943 Архивировано 26 октября 2012 года. (нем.)
Литература
- Filippo Cicconetti, «Vita di D.» (Рим, 1864)
- Alborghetti e Galli, «Donizetti Mayr» (Бергамо, 1875).
- Донати-Петтени Дж. Гаэтано Доницетти пер. с итал. Л., 1980
- ДОНИЦЕТТИ Гаэтано. см. Музыкальный энциклопедический словарь. (М.: Советская энциклопедия, 1990).
См. также
Ссылки
- http://www.donizettisociety.com/index.html Архивная копия от 5 января 2010 на Wayback Machine
- Соловьёв Н. Ф. Доницетти, Гаэтано // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Бергамо
- Умершие в Бергамо
- Музыканты по алфавиту
- Композиторы по алфавиту
- Композиторы Италии XIX века
- Кавалеры ордена Почётного легиона
- Кавалеры ордена Золотой шпоры
- Академические музыканты Италии
- Оперные композиторы Италии XIX века
- Композиторы-романтики
- Авторы реквиемов
- Выпускники Болонской консерватории