Перейти к содержанию

GAFAM

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Большая четвёрка[1], Банда из четырёх[2], GAMA[3], Большая пятёрка[4], GAMAM[5][6], Крупнейшие технологические компании или Big Tech[7] — это имена, используемые для описания четырёх или пяти американских транснациональных онлайн-сервисов или компьютерных и программных компаний, которые доминировали в киберпространстве в течение 2010-х годов: Google (Alphabet), Amazon, Meta (Facebook), Apple и иногда Microsoft. Термин Банда из четырёх для этого контекста был придуман в 2008 Эриком Шмидтом[2], Филлом Саймоном[англ.] и Скоттом Галлоуэем[англ.], как описывающий компании, «стоящие за потребительской революцией в Интернете» и которые «избегают налогов, вторгаются в частную жизнь и разрушают рабочие места»[8].

Определение

Большая четвёрка и пятёрка

Шмидт, Саймон и Галлоуэй определяют термин «Большая четверка» для обозначения основных компаний, которые способствуют значительным изменениям в обществе через собственное доминирование и роль в онлайн-деятельности, а не просто крупнейшие компании, связанные с компьютерами. Они считают, что другие крупные технологические компании, такие как IBM, способствуют меньшим изменениям, чем «Большая четверка»[1][9].

Никос Смирнайос (Nikos Smyrnaios) обосновывает GAFAM как объединение, которое, кажется, берет контроль над Интернетом, концентрируя рыночную и финансовую власть и используя патентные и авторские права в контексте капитализма[5].

Более обширная группа, называемая Большой пятеркой или GAMAM, определяет Google, Amazon, Meta, Apple и Microsoft как технологических гигантов.

Расширение понятия: другие компании

В ноябре 2021 года The Motley Fool придумал аббревиатуру MANAMANA, в которую входят Microsoft, Apple, Netflix, Alphabet, Meta, Amazon, Nvidia и Adobe.

Несмотря на меньшую рыночную капитализацию, Netflix, Twitter, Snap и Uber иногда называют «Big Tech» из-за их популярного влияния. Twitter, отнесенный к категории Big Tech, фигурировал в политических дебатах и экономических комментариях из-за предполагаемого политического и социального влияния платформы.

В конце 2010-х годов в первую десятку самых ценных публичных компаний мира входили две китайские технологические компании — Alibaba и Tencent. В 2016 году Смирнайос заявил, что крупнейшие азиатские корпорации Samsung, Alibaba, Baidu и Tencent могли бы или должны быть включены в понятие[5]. Baidu, Alibaba, Tencent и Xiaomi, вместе именуемые BATX, часто рассматриваются как компании-конкуренты Big Tech в технологическом секторе Китая. ByteDance также считается Big Tech.

Автопроизводителя Tesla часто считают одной из крупных технологических компаний, хотя его включение является предметом широких споров. Среди противников ее обозначения в качестве технологической компании Стивен Уилмот, корреспондент The Wall Street Journal, который выражает обеспокоенность по поводу цепочки поставок, особенно сырья, нехватки полупроводников и цен на аккумуляторы для электромобилей. Business Insider соглашается, заявляя, что, поскольку Tesla производит больше автомобилей, ее следует классифицировать как автопроизводителя и стремиться быть больше похожей на Honda. В поддержку этого назначения есть Эл Рут из Бэррона, который утверждает, что Tesla не является хорошей технологической компанией из-за факторов автомобильного рынка, но, тем не менее, остается технологической компанией. Fortune также назвала Tesla технологической компанией, сообщая о доходах Big Tech за первый квартал 2022 года, а The Washington Post утверждает, что автомобили Tesla сопоставимы с iPhone от Apple и его огороженной экосистемой.

Причины

Смирнайос утверждал в 2016 году, что четыре характеристики были ключевыми в появлении GAFAM: теория о медиа и технологической конвергенции, финансиализация, дерегуляция экономики и глобализация.[5] Он утверждал, что продвижение конвергенции технологий такими людьми, как Николас Негропонте, сделало это вероятным и желательным, чтобы Интернет превратился в олигополию. Авторегулирование и трудности политиков понять проблемы, связанные с программным обеспечением, сделали вмешательство правительства против монополий неэффективным. Финансовое дерегулирование привело к большой прибыли компаний GAFAM (по данным Смирнайоса, в 2014 году все четыре, за исключением Amazon, имели прибыль в 20-25 %). Глобализация позволила GAFAM минимизировать налоговую нагрузку и платить работникам из других стран гораздо более низкую заработную плату, чем требовалось бы в Соединенных Штатах Америки[5].

Поддержание олигополии

В 2016 году Смирнайос утверждал, что GAFAM сочетает в себе вертикали власти, центры обработки данных, Интернет подключение, компьютерное оборудование, включая смартфоны, операционные системы, Интернет-навигацию и другое программное обеспечение пользовательского уровня, а также онлайн-сервисы. Он в свою очередь обсудил горизонтальную концентрацию власти, в которой различные услуги, такие как электронная почта, обмен мгновенными сообщениями, поисковая система, загрузка и информационный поток (streaming), объединены внутри любой из компаний GAFAM[5].

Противодействие Big Tech

Смирнайос рекомендовал разработать академический анализ политэкономии Интернета, чтобы понять методы господства и осуждать эти методы, тем самым поощрять противодействие этому господству[5].

Законодательные меры

9 мая 2019 года парламент Франции принял закон, направленный на то, чтобы заставить GAFAM платить за смежные права (повторное использование значительных объемов текста, фотографий или видео) издателям и информационным агентствам оригинальных материалов. Закон направлен на реализацию статьи 15 Директивы об авторском праве на Едином цифровом рынке[6].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Simon, Phil. The Age of the Platform: How Amazon, Apple, Facebook, and Google Have Redefined Business (англ.). — 1. — Motion Publishing, 2011. — P. 312. — ISBN 9780982930250. Архивная копия от 26 января 2021 на Wayback Machine
  2. 2,0 2,1 Schonfeld, Erick Eric Schmidt's Gang Of Four: Google, Apple, Amazon, And Facebook – TechCrunch. techcrunch.com (31 мая 2011). Дата обращения: 25 мая 2019. Архивировано 25 мая 2019 года.
  3. GAFA Approach to Digital Banking Transformation - Accenture (англ.). www.accenture.com. Дата обращения: 16 июля 2019. Архивировано 2 мая 2019 года.
  4. Sen, Conor The 'Big Five' Could Destroy the Tech Ecosystem. Bloomberg (15 ноября 2017). Дата обращения: 10 февраля 2019. Архивировано 9 ноября 2020 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Smyrnaios, Nikos. L'effet GAFAM : stratégies et logiques de l’oligopole de l'internet (фр.) // Communication et langages : magazine. — NecPlus, 2016. — Vol. 188. — ISSN 0003-5033. — doi:10.4074/S0336150016012047. Архивировано 13 июля 2019 года.
  6. 6,0 6,1 Face aux Gafam, les députés adoptent le droit voisin (фр.), Le Monde (21 mai 2019). Архивировано 25 мая 2019 года. Дата обращения 26 мая 2019.
  7. The Economics of Big Tech (англ.). Financial Times (29 марта 2018). Дата обращения: 6 июня 2019. Архивировано 1 апреля 2022 года.
  8. Pisani, Bob We are letting Amazon and Apple 'avoid taxes, invade privacy, and destroy jobs,' says NYU professor. CNBC (3 октября 2017). Дата обращения: 16 июля 2019. Архивировано 12 ноября 2020 года.
  9. Scott; Galloway. The Four: The Hidden DNA of Amazon, Apple, Facebook, and Google (англ.). — Random House, 2017. — ISBN 9781473542105.