G5

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
G5 155 мм гаубица
G5G5
Тип Самодвижущаяся гаубица
Страна ЮАР
История службы
Годы эксплуатации с 1983
Войны и конфликты Война за независимость Намибии
Ирано-иракская война
Война в Персидском заливе
История производства
Конструктор Lyttelton Engineering Works
Разработан 1976 – 1983
Производитель Denel Land Systems
Годы производства с 1982
Характеристики
Масса, кг 13,750 кг (30,313 фунтов)
Длина, мм 9.5 м
Длина ствола, мм 6.975 м
Ширина, мм 3.3 м
Высота, мм 2.1 м
Экипаж (расчёт), чел. 8 человек
Снаряд фугасный
Калибр, мм 155 мм
Затвор полуавтоматический поршневой
Лафет колёсный
Угол возвышения -3° до +75°
Угол поворота 15°: 82°
15°: 65°
Скорострельность,
выстрелов/мин
3 выстрелов в минуту
Начальная скорость
снаряда, м/с
897
Максимальная
дальность, м
Standard: 30 км (19 миль)
Base bleed: 39 км (24 миль)
VLAP: 50 км (31 миль)[1]

G5 — южноафриканская самодвижущаяся гаубица калибра 155 мм, разработанная и производимая фирмой Denel Land Systems. G5 является глубокой модернизацией канадской гаубицы GC-45, с учетом требований южноафриканских военных.

История создания

В течение войны за независимость Намибии Южно-Африканские силы обороны оказались в невыгодном положении из-за того, что их кубинские оппоненты были оснащены дальнобойной артиллерией советского производства, превосходившей по своим параметрам 5,5-дюймовые гаубицы, находившиеся на вооружении южноафриканцев.[2] Сложившаяся ситуация потребовала серьёзной реорганизации и переоснащения артиллерийских частей, приобретения новых образцов артиллерии, боеприпасов и компьютеризированных систем управления огнём.[3]

Начиная с 1963 года, ЮАР находилось под наблюдением ООН. Резолюцией ООН № 418 (1977) от 4 ноября 1977 год было введено международное эмбарго на поставки оружия в ЮАР, таким образом легально закупить новое вооружение уже не представлялось возможным. Введение эмбарго привело к созданию национальной корпорации по закупкам и разработке вооружения Армскор (англ. Armscor). Армскор приступил к разработке вооружения нового типа в 1976 году. Некоторые существующие к тому моменту военно-технические наработки были закуплены за рубежом в нарушение действовавших санкций. Временно, пока велось разработка новых артиллерийских систем, у Израиля были закуплены Soltam M-71, которые были приняты на вооружение с индексом G-4.[3]

Канадская гаубица GC-45 была выбрана в качестве базового образца, основываясь на котором началось создание собственной модели.[3] GC-45 была установлена на лафет от 155-мм американской пушки, изменения также коснулись внутренней баллистики, станин, нижнего станка лафета (люльки) по которой движется ствол во время стрельбы. Было произведено шесть опытных образцов, которые отправили на опытные войсковые испытания. В дальнейшем на орудие, была установлена вспомогательная силовая установка (ВСУ). ВСУ позволяла расчету гаубицы не только самостоятельно окапываться, но и передвигаться без помощи буксира со скоростью до 16 км/ч. Кроме того, была произведена замена дульного тормоза, после чего 155-мм гаубица G5 была принята в промышленное производство в 1983 году.[3]

Технические особенности

Гаубица оснащается полуавтоматической механизированной системой питания боеприпасами. Сначала в зарядной каморе помещается снаряд, а затем в картузе — метательный заряд. Орудие оснащено автофретированным стволом-моноблоком с нарезным каналом, заканчивающимся однокамерным дульным тормозом. В походном положении ствол разворачивается в горизонтальной плоскости на 180° и крепится к кронштейну станин. Винтовой затвор с обтюратором типа «банге» открывается на правую сторону, немного вниз. В G5 применяется люлька цилиндрического типа и гидропневматическое противооткатное устройство. Внизу расположены метательные заряды. Орудие оснащено прицелом для стрельбы как с закрытых позиций, так и прямой наводкой, а также двухосным (четырехколесным) шасси, огневой платформой (на ней орудие находится во время стрельбы), собственным интегральным приводом, позволяющим быстро менять огневые позиции и перемещать орудие на короткие дистанции с максимальной скоростью 16 км/ч. Двигатель мощностью 57 кВт обеспечивает развод и схождение станин, а также опускание и подъём огневой платформы. Штатным буксиром является автомобиль Samil 100.[4]

Модификации

  • G5 Mk I
  • G5 Mk II
  • G5 Mk III
  • G5-2000: 52-калибра

Операторы

Захваченная в Ираке G-5. Артиллерийский музей. Оклахома.

Боевое применение

Примечания

  1. Denel (2004-09-03). G5 155mm Towed Gun/Howitzer. Пресс-релиз. Архивировано из первоисточника 28 февраля 2008. Проверено 2014-04-01.
  2. The Encyclopedia of World Military Weapons 1988. ISBN 0-517-65341-9
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Jane's Armour and Artillery 1996-97 (неопр.). — Janes Information Group, 1996. — С. 697. — ISBN 9780710613745.
  4. G5 — 155-мм буксируемая пушка-гаубица. Дата обращения: 2 апреля 2014. Архивировано 7 апреля 2014 года.
  5. G6 L45 self-propelled towed gun-howitzer. Дата обращения: 1 апреля 2014. Архивировано 9 января 2014 года.
  6. Malaysia buys artillery guns, rocket system (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 апреля 2014. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  7. Qatar Orders 24 PzH 2000 Self-Propelled Howitzers and 62 Leopard 2 A7+ Main Battle Tanks Архивная копия от 2 мая 2013 на Wayback Machine — Deagel.com, April 18, 2013

Ссылки