Фанк
Фанк | |
---|---|
Направление | ритм-н-блюз |
Истоки | соул, госпел, джаз |
Время и место возникновения | середина 1960-х, южные штаты США |
Годы расцвета | 1970-е |
Поджанры | |
Родственные | |
Постдиско, фьюче-фанк | |
Производные | |
Диско, хип-хоп, пост-панк, дэнс-панк, буги, современный ритм-н-блюз, электро, нью-джек-свинг, фанк-рок, G-Funk, хаус |
Фанк (англ. funk) — одно из основополагающих течений афроамериканской музыки. Термин обозначает музыкальное направление, наряду с соулом составляющее ритм-энд-блюз. Формирование фанка началось в 1960-х годах в противовес растущей коммерциализации ритм-энд-блюза. Основоположниками стиля явились Литл Ричард[источник не указан 1036 дней], Джеймс Браун, Джордж Клинтон и Слай Стоун.
Слово фанк — жаргонное, оно означает танцевать так, чтобы очень сильно взмокнуть. Слово «фанк» («Get funk!, Get funky!») джазовые музыканты употребляли с начала XX века, когда обращались к зрителям, наряду с ним употреблялось слово «сканк» (англ. skunk). Впоследствии слово фанк закрепилось за стилем музыки, который считается наиболее танцевальным во всём ритм-энд-блюзе.
Фанк, прежде всего, является танцевальной музыкой, что определяет его музыкальные особенности: предельная синкопированность партий всех инструментов (синкопированный бас называется «фанкующим»), пульсирующий ритм, кричащий вокал, многократное повторение коротких мелодических фраз. Лари Грэму[англ.] часто приписывают изобретение «ударной техники игры на бас-гитаре» слэп, который стал отличительным элементом фанка. Гитаристы в фанковых группах играют в ритмичном стиле, часто используя эффект звука wah-wah. «Мёртвые» или приглушённые ноты используются в риффах, чтобы усилить ударные элементы. Последователем фанка в новом веке стал стиль funktronica, современное развитие синт-фанка.
История
Фанк появился в середине 1960-х в США, как видоизменённый утяжелённый соул. Изобретатель и «крёстный отец» фанка Джеймс Браун начинал, как певец соула и ритм-энд-блюза. Первой записью в стиле фанк считаются его песни «Papa’s Got a Brand New Bag» и «Funky Drummer» 1965-го года. Первоначально, фанк был только развлекательной музыкой («In the Midnight Hour» и «Funky Broadway» Уилсона Пикетта), но в контексте движения за права чернокожих получил и политическое звучание.
Классические записи фанка относятся к рубежу 1960-х и 1970-х, когда помимо Джеймса Брауна и Джорджа Клинтона большую популярность получили команды Sly & the Family Stone и Earth, Wind & Fire. В это время и позднее фанк влияет на рок и джаз, порождая переходные стили. Не избежала влияния фанка и альтернативная рок-музыка (Talking Heads, Minutemen). В 1970-х одним из создателей и исполнителей стиля «электрофанк» был Херби Хэнкок, оказавший огромное влияние на развитие этого стиля[источник не указан 3815 дней]. Фанк оказал значительное влияние на развитие рок-музыки 1990-х гг. во многом благодаря белым музыкантам и таким группам как Red Hot Chili Peppers, Primus, Jamiroquai, Beastie Boys, Spin Doctors.
В 1980-е годы Майкл Джексон и Принс получили признание в мировой поп-музыке. В 1990-х семплы фанк-хитов широко используются в хип-хопе (преимущественно в хип-хопе Западного побережья); эта традиция продолжается и в наши дни[когда?].