Буги
Буги | |
---|---|
Направление | Современный ритм-н-блюз |
Истоки | Постдиско, фанк, нью-вейв, современный R&B, джаз |
Время и место возникновения | Конец 1970-х, США |
Музыкальные инструменты |
|
Годы расцвета | Первая половина 1980-х |
Поджанры | |
Электро | |
Родственные | |
Хаус | |
Производные | |
Ню-диско, сити-поп |
Буги (иногда также постдиско[1][2][3] и электро-фанк) — это жанр электронной танцевальной музыки в стиле ритм-энд-блюза, ассоциируемый с синти-фанковой музыкой в стиле постдиско, впервые появившийся в Соединенных Штатах в период с конца 1970-х до середины 1980-х годов. Звучание буги, определяется соединением акустических и электронных музыкальных инструментов с акцентом на вокал и дополнительные эффекты, которые позже эволюционировали в электро и хаус музыку[4][5][6][7].
Характеристики
В буги, как и в других композициях жанра постдиско, обычно отсутствует прямая бочка, являющая традиционным элементом диско-музыки; вместо этого жанр имеет сильный акцент на втором и четвёртом ударах, и темп в диапазоне от 110 до 116 ударов в минуту[2]. Несмотря на заимствование многих технических и рекламных аспектов музыки новой волны, как и сильного влияния её поджанра — синти-попа, буги всё же имеет прямые R&B корни[8] и в первую очередь происходит из фанковой музыки. Кроме того, в жанр часто черпает вдохновение из джаза[6]. Типичный буги трек буги характеризуется средним темпом, выделяющимся использованием слэп-баса (электрического — в ранних 1980-х — и/или синтетического—в середине 1980-х и позже), громкими хлопками, мелодичными аккордами и, разумеется, синтезаторами[4][5][9][10].
Термин был введен в употребление британскими диджеями Норманом Джеем и Дезом Парксом, и использовался на eBay для обозначения определённой группы танцевальной музыки начала 1980-х годов афро-американского происхождения[4].
История
1920—1930-е годы: этимология
Первое задокументированное использование слова «буги» датируется 1929 годом[nb 1]. Буги, как указано в словаре Уэбстера, — это порыв к танцам под ритмичную рок-музыку, будто специально созданную для танца[11]. Самые ранние употребления слова буги тесно ассоциировались с блюзом, а затем с жанрами рок-н-ролл и рокабилли.
1970—1980-е годы: современное значение
В 1970-х годах термин вернулся в использование и стал ассоциироваться с диско и позже с постдиско субкультурам. Термин «буги» использовался в Лондоне, чтобы описать форму афро-американской танцевальной / фанковой музыки 1980-х годов. Слово «буги» зачастую использовалось по отношении обычной диско-музыке, поскольку слово «диско» приобрело дурную коннотацию к началу 1980-х годов, вследствие моды на массовый отказ от диско.
Слово буги встречается в фанк и диско-записях 1970-х годов, в частности «Boogie Oogie Oogie[англ.]» от A Taste of Honey и «Boogie Wonderland[англ.]» от Earth Wind & Fire,[2] но лишь треки 1980-х годов помогли установить музыкальный стиль буги. Примеры таких треков — «Give Me the Night[англ.]» (Джордж Бенсон, 1980), «Boogie’s Gonna Get Ya» (Рафаэль Кэмерон[англ.], 1981), «If You Want My Lovin[англ.]» (Эвелин Кинг[англ.], 1981), «You’re the One for Me[англ.]» (D. Train[англ.], 1981), «Don’t Make Me Wait» (Peech Boys[англ.], 1982) или «Break Dancin' — Electric Boogie» (Peech Boys[англ.], 1984)[3][4].
В течение 1980-х различные Нью-Йоркские буги-группы начали экспериментировать с даб-басом, который предугадал звуки хауса. Одной из этих групп были Peech Boys, за которыми последовали D. Train, Vicky D и Sharon Redd. В то время как некоторые продюсеры, такие как Франсуа Кеворкян и Ларри Леван, шлифовали и расширяли границы урбан-ориентированного буги (связанного с афро-американским звучанием), другие, такие как Артур Бейкер и Джон «Jellybean» Бенитес, черпали свое вдохновение из европейской и японской синти-поп музыки. Последний подход проложил путь для электро, а впоследствии и его отдельного поджанра — фристайла[12].
Из-за недостаточной поддержки буги на радио, жанр пользовался популярностью среди лондонской андеграундной сцены, связанной с ночными клубами и клубными диджеями. Записи в стиле буги в основном импортировались из США и иногда назывались «электро-фанк» или «диско-фанк»[3].
2010-е годы: возвращение к жизни
Гораздо позже, в 2000-х и начале 2010-х, инди-электроник группы и такие артистов, как James Pants, Juice Aleem, Sa-Ra Creative Partners, использовали звучание буги и в целом электронной музыки 1980-х в своих композициях[13][14][15]. Chromeo, канадский дуэт, в 2004 году выпустил буги-ориентированный альбом She’s in Control[англ.][16]. Dâm-Funk, ещё один буги-исполнитель родом из Лос-Анджелеса, в 2009 году выпустил альбом Toeachizown[англ.][17].
В середине-конце 2010-х Буги был частью ню-диско и фьюче-фанк ренессанса. Ню-диско являлся в основном был европейским феноменомом, когда музыкальные продюсеры, совмещали французский хаус с американской диско 1970-х и буги 1980-х годов, а также ряда других европейских стилей электронной танцевальной музыки 1980-х. Фьюче-фанк в свою очередь имел отношение к вейпорвейв сцене, где музыканты вдохновляясь буги и японским сити-попом 1980-х, создавали яркие и импульсивные танцевальные треки, в том числе вдохновляясь французским хаусом. Среди популярной музыки, Бруно Марс («Uptown Funk») был одним из наиболее заметных исполнителей 2010-х, вдохновленных буги[18].
Электро
Среди пионеров электро-буги (позже сокращенных до электро) были Zapp[19], D. Train[20], Sinnamon и другие музыканты постдиско/буги исполнители; особенно те, что были вдохновлены нью-вейвом и синти-поп (The Human League или Гэри Ньюмана), в сочетании с R&B-звучанием Херби Хэнкока и Джорджа Клинтона. В то время как электронное развитие продолжалось, акустические инструменты, такие как бас-гитара, были заменены японскими синтезаторами и, в частности, культовыми драм-машинами, такими как Roland TR-808. Раннее использование этой драм-машины присутствует в треках Yellow Magic Orchestra 1980—1981 годов, треке «Planet Rock[англ.]» 1982 года Afrika Bambaataa и песня 1982 года «Sexual Healing» Марвина Гэя[21].
Рассуждая о происхождении электро, пионер электро-сцены и писатель по истории танцевальной музыки Грэг Уилсон утверждает:
Всё было о расширении границ, которые начали душить черную музыку, ведь становление жанра происходило не только благодаря немецким мастерами синти-попа Kraftwerk, признанных праотцов чистого электро, британских футуристов The Human League и Гэри Ньюмана, но и также от многих чернокожих музыкальных новаторов. Такие крупные артисты, как Майлз Дэвис, Слай Стоун, Херби Хэнкок, Стиви Уандер, легендарный продюсер Норман Уитфилд и, конечно же, Джордж Клинтона с его группой P-Funk, все тогда сыграли свою роль в формировании нового звука благодаря их инновационному использованию электронных инструментов в 1970-х (или еще в конце 1960-х в случае Майлза Дэвиса)[15].
Замечания
- ↑ Оксфордский словарь английского языка утверждает, что термин был впервые использован в 1913.
Ссылки
- ↑ DJ Spinna: The Boogie Back: Post Disco Club Jams (by Andrew Martin) . Popmatters. Дата обращения: 18 декабря 2011.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Reynolds. Name it on the 'boogie' – the genre tag that won't sit still (2011), The Guardian (3 мая 2011). Архивировано 27 октября 2020 года. Дата обращения 14 сентября 2011.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Electro Funk Roots: The Building Blocks of Boogie (history) . electrofunkroots.co.uk. Дата обращения: 11 августа 2009. Архивировано 27 мая 2009 года.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Serwer, Jesse (2009) XLR8R Архивная копия от 5 марта 2018 на Wayback Machine: Jesse Serwer in an interview with Dam-Funk. Retrieved on 2-2-2010.
- ↑ 5,0 5,1 [Буги (англ.) на сайте AllMusic Explore music...Genre: Post-disco] . Allmusic. Дата обращения: 11 апреля 2009.
- ↑ 6,0 6,1 Depuydt. Boogie, Funk & Modern Soul from the 80s (недоступная ссылка). Danceclassics.net. Дата обращения: 11 августа 2009. Архивировано 26 августа 2015 года.
- ↑ Archived copy (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 декабря 2009. Архивировано 19 декабря 2009 года.
- ↑ Various Artists—Disco Discharge: Disco Boogie . Rovi Corp.. Дата обращения: 16 апреля 2014. Архивировано 27 июля 2013 года.
- ↑ "Back to the Future: Dam-Funk in Wax Poetics" by Danny Holloway . Stones Throw. Дата обращения: 24 августа 2011. Архивировано 5 апреля 2012 года.
- ↑ Cateforis, Theo,. Are we not new wave? : modern pop at the turn of the 1980s. — Ann Arbor: University of Michigan Press, 2011. — 1 online resource (viii, 294 pages) с. — ISBN 978-0-472-02759-0, 0-472-02759-X.
- ↑ Term "Boogie" on Merriam-Webster . Merriam-Webster. Дата обращения: 14 августа 2011. Архивировано 9 ноября 2011 года.
- ↑ Reynolds, Simon. Generation ecstasy: into the world of techno and rave culture (англ.). — Taylor & Francis, 1999. — P. 35. — ISBN 0-415-92373-5.. — "«The band’s -Peech Boys- ambient-tinged post-disco epics like „Don’t Make Me Wait“ and „Life is Something Special“ are notable for their cavernous reverberance and dub-deep bass. Peech Boys were on the cutting edge of the early-1980s New York electro-funk sound like D-Train, Vicky D, Rocker’s Revenge, Frances [sic] Joli, and Sharon Redd, labels like West End and Prelude, and producers like Arthur Baker, Francois Kevorkian, and John „Jellybean“ Benitez.».
- ↑ BasicSoul.co.uk Архивная копия от 20 сентября 2020 на Wayback Machine — Features — James Pants. Retrieved 2011-08-17.
- ↑ Stone Throw Records — Website Архивная копия от 5 июля 2019 на Wayback Machine — James Pants. Retrieved 2011-08-17.
- ↑ 15,0 15,1 David. Tensnake - In The House, Pitchfork (6 января 2011). Архивировано 10 сентября 2011 года. Дата обращения 17 сентября 2011.
- ↑ Juzwiak, Rich. Reviews >>> Chromeo - She's In Control (англ.) // CMJ[англ.]. — 2004. — Vol. 64, no. 120. — ISSN 1074-6978.
- ↑ MacPherson. Dam Funk - Toeachizown (review), The Guardian (26 ноября 2009). Архивировано 23 февраля 2014 года. Дата обращения 30 августа 2011.
- ↑ Ross. From Sugarhill Gang to Trinidad James, a Look at the Influences of Mark Ronson & Bruno Mars' 'Uptown Funk' . Billboard (24 ноября 2014). Дата обращения: 28 ноября 2014. Архивировано 27 ноября 2014 года.
- ↑ Zapp (англ.) // Vibe : magazine. — Spin Media, 1999. — August (vol. 6).
- ↑ Electro-Funk > WHAT DID IT ALL MEAN ? . Greg Wilson on electrofunkroots.co.uk. Дата обращения: 23 декабря 2009. Архивировано 29 сентября 2016 года.
- ↑ Slaves to the rhythm, CBC News (28 ноября 2008). Архивировано 1 декабря 2008 года. Дата обращения 28 ноября 2008.