Five Nights at Freddy’s

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Five Nights at Freddy’s
Разработчик Соединённые Штаты Америки Скотт Коутон
Издатель Весь мир Скотт Коутон
Весь мир Clickteam
Серия Five Nights at Freddy's
Дата выпуска Windows:
Весь мир 8 августа 2014
Android:
Весь мир 27 августа 2014
iOS:
Весь мир 11 сентября 2014
PS4, XOne, Switch:
Весь мир 29 ноября 2019
Жанр survival horror, point-and-click
Технические данные
Платформа Windows, Android, iOS, Windows Phone, PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch
Движок Clickteam Fusion 2.5
Режим игры однопользовательский
Язык интерфейса английский
Носитель цифровая дистрибуция
Управление мышь, сенсорный экран, геймпад
scottgames.com

Five Nights at Freddy’s (с англ. — «Пять ночей у Фредди») — независимая компьютерная игра в жанрах point-and-click и survival horror, разработанная и изданная в 2014 году американским игровым дизайнером Скоттом Коутоном. Выход игры для персональных компьютеров состоялся 8 августа 2014 года. 27 августа состоялся выход игры для Android, а 11 сентября вышла версия для операционной системы iOS. 29 ноября 2019 года игра была выпущена на консолях PlayStation 4, Xbox One и Nintendo SwitchПерейти к разделу «#Разработка и выпуск».

Действие игры происходит в пиццерии под названием «Freddy Fazbear’s Pizza», в которой персонаж игрока выступает в качестве ночного охранника, который должен обороняться от «оживающих» по ночам аниматроников посредством своевременного закрытия электронных дверей, через которые они пытаются проникнуть в кабинет главного герояПерейти к разделу «#Игровой процесс».

Five Nights at Freddy’s была высоко оценена критиками за уникальный подход к жанру survival horror, уделение особого внимания на её упрощённую графику, вместе с тем, как её игровая механика и эстетика способствовали нарастанию ощущения страха и паранойиПерейти к разделу «#Отзывы критиков». После выпуска игра стала самой продаваемой игрой недели на платформе Desura и быстро набрала широкую популярность на видеохостинге YouTube. Успех данной игры положил начало целой медиафраншизы, куда вошли многочисленные продолжения, спин-оффы и книги. На основе игры также были разработаны многочисленные фанатские игры и игровые подражателиПерейти к разделу «#Продолжения, популярность и наследие».

Игровой процесс

Главные противники игры (слева направо): кролик Бонни, курица Чика и медведь Фредди[комм. 1]

Five Nights at Freddy’s — игра в жанре survival horror с элементами point-and-click. Игрок управляет ночным охранником, работающим в пиццерии «Freddy Fazbear’s Pizza», который должен пережить свою смену, длящуюся с 12 часов ночи до 6 часов утра[комм. 2]. За игроком охотятся четыре аниматроника: медведь Фредди, кролик Бонни, курица Чика и лис Фокси.

В отличие от других игр, игрок находится в своём офисе, смотрит на планшет с камерами для отслеживания аниматроников и закрывает двери для защиты. Каждый аниматронный персонаж ходит по пиццерии и имеет чёткие шаблоны перемещения. Большинство движений аниматроники выполняют в тот момент, когда игрок не смотрит в камеру. Сами камеры плохо освещены и искажены; одна из камер не работает. Камеры охватывают определённые области здания, в частности, два коридора слева и справа от офиса. Игрок не может покинуть комнату охраны и ходить[1][2]. Использование планшета с камерами и дверей с фонариками, с помощью которых можно проверить, что возле комнаты находится аниматроник, расходует энергию; если она закончится, камеры не будут работать, двери откроются, погаснет свет и включится аварийное освещение[1]. Как только это произойдёт, появится медведь Фредди в левом дверном проёме, и, мигая, будет играть марш Тореадора. После случайного количества времени, в офисе отключится аварийное освещение и Фредди убьёт игрока (при условии, если игрок не смог дожить до 6 часов). После скримера любого аниматроника, игра выйдет на главное меню[1].

Игра имеет пять уровней, именующихся «ночами». С каждой ночью сложность игры повышается. Как только игрок пройдёт пять основных «ночей», в игровом меню появляется звёздочка и открывается доступ к более сложной, шестой «ночи». Завершение шестой «ночи» открывает седьмую «ночь», в котором, в отличие от остальных уровней, игрок может настроить искусственный интеллект каждого аниматроника[3][4].

Сюжет

Рабочее место главного героя игры

Главный герой игры, Майк Шмидт[5], устроился на работу ночным охранником в семейную пиццерию «Freddy Fazbear’s Pizza», принадлежащей вымышленной компании «Fazbear Entertainment»[4]. До Майка работал другой охранник, и именно он оставляет голосовые сообщения каждую ночь (до тех пор, пока его не убьют в четвёртую ночь, после чего в пятую ночь будут только искажённые звуки), в которых объясняет мрачные тайны истории пиццерии. Он объясняет Майку, что четыре аниматронных персонажа (медведь Фредди, заяц Бонни, курица Чика и лис Фокси) по ночам оживают, чтобы их сервоприводы не закисли от долгого простоя. Бывший охранник также объясняет ему, что если один из аниматроников встретит человека ночью, он подумает, что человек является эндоскелетом без костюма, и робот «насильно запихнёт» его в запасной механический костюм Фредди, что убьёт человека[6].

На протяжении всей игры будут встречаться газетные вырезки и истории из телефонных звонков, в которых становится понятно, что репутация ресторана очень сильно пострадала. Бывший охранник упоминает инцидент «Укус 83», в котором аниматроник откусил ребёнку лобную долю головы. Вырезки из газет в восточном коридоре гласят, что в пиццерии предположительно произошло массовое убийство: предполагается, что мужчина в костюме аниматроника заманил пятерых детей в заднюю комнату и убил их. Позже в ресторан стали поступать жалобы на то, что аниматроники стали неприятно пахнуть и их глаза и пасти сочатся кровью и слизью. Один из посетителей сравнил их с «ожившими трупами», намекая, что трупы убитых детей скрыты внутри аниматроников, и призраки детей владеют ими[7]. После седьмой ночи Майка Шмидта увольняют за непрофессионализм и дурной запах[5].

Разработка и выпуск

До создания Five Nights at Freddy’s Скотт Коутон занимался разработкой довольно специфических проектов — от игр с религиозным подтекстом до симулятора посадки овощей. Все свои игры Скотт публиковал в Steam Greenlight, часть из них попала в основной магазин Steam, но не получила должного успеха. Но предыдущий на тот момент его проект для детей, Chipper & Sons Lumber Co., подвергся очень жёсткой критике из-за анимации персонажей[8][9][10][11]. Персонажей этой игры называли «аниматронными животными», а критик Джим Стерлинг назвал игру ужасающей[12][13]. Вместе с этим, Chipper & Sons Lumber Co. также критиковали за слишком странный игровой процесс[10]. Из-за этой игры, на которую Скотт возлагал большие надежды, он лишился страховки и едва не впал в депрессию[9][14]. Но несмотря на весьма отрицательный отклик, разработчик не сдался и воспользовался критикой, чтобы сделать страшную игру[12]. Для разработки Five Nights at Freddy’s, Коутон использовал движок Clickteam Fusion 2.5, а для моделирования и визуализации 3D-графики — Autodesk 3Ds Max. На создание игры ушло шесть месяцев[15]. В создании звуковых эффектов игры использованы громкий крик, а также смех ребёнка — первый звучит, когда аниматроники проникают в офис, второй используется во время перемещения Фредди по пиццерии. Один из персонажей игры, лис Фокси, был смоделирован Коутоном во время поездки по ухабистой дороге; позже он говорил, что именно поэтому Фокси выглядит расстроенным[8].

Выход Five Nights at Freddy’s состоялся в интернет-платформе Desura 8 августа 2014 года. 20 августа того же года игра вышла в Steam[16]. Версия для Android вышла 27 августа в Google Play[17]. 11 сентября состоялся выход игры на iOS. Версия для Windows Phone вышла 5 декабря[18], но через пять дней после выхода игра была удалена из магазина Microsoft из-за графического внешнего вида порта[19].

В начале осени 2019 года Скотт Коутон заявил о желании выпустить игру на современных консолях. В ноябре того же года появилась информация о выходе игры на Nintendo Switch[20]. 29 ноября Five Nights at Freddy’s вышла на PlayStation 4, Xbox One и Nintendo Switch[21].

Отзывы критиков

Рецензии
Сводный рейтинг
АгрегаторОценка
GameRankings85,00 %[22]
Metacritic78/100[23]
Иноязычные издания
ИзданиеОценка
Eurogamer6/10[24]
GameRevolution4,5 из 5 звёзд4,5 из 5 звёзд4,5 из 5 звёзд4,5 из 5 звёзд4,5 из 5 звёзд[25]
GameSpot8/10[26]
Nintendo Life7/10[28]
PC Gamer (US)80/100[27]
Gamezebo4,5 из 5 звёзд4,5 из 5 звёзд4,5 из 5 звёзд4,5 из 5 звёзд4,5 из 5 звёзд[29]

Игра Five Nights at Freddy’s получила множество положительных отзывов. Сайт-агрегатор Metacritic дал игре 78 баллов из 100, что указывает на «положительные отзывы»[23]. Indie Game Magazine оценил Five Nights at Freddy’s за его простой подход к жанру хоррор, отметив, что её художественное направление и игровая механика способствует нагнетанию чувства «жёсткой напряжённости», усиливаемого тем, что игрок может быть знаком с подобными ресторанами, вроде Chuck E. Cheese’s, и что «это невероятно страшный опыт — попытаться спасти себя от одного скримера, который заканчивает игру». В заключение, Five Nights at Freddy’s был назван «фантастическим примером того, как находчивость в дизайне и тонкостях игры могут быть использованы для того, чтобы сделать игру страшной». Тем не менее, игра была подвергнута критике за слишком долгое время загрузки игры при запуске[4].

Омри Петтит из PC Gamer дал Five Nights at Freddy’s оценку в 80 баллов из 100, отметив, что игра взяла подход «чем меньше — тем лучше». Атмосферу игры хвалили за вызывание у игрока страха и неизвестности от приближающейся угрозы, вместо прямого появления самой угрозы, как в других играх в жанре survival horror. Однако, игровой процесс Five Nights at Freddy’s был подвергнут критике за однообразность действий, которая становится заметна после того, как игрок осваивается в игре[1]. Райан Бейтс из Game Revolution дал игре 4,5 балла из 5, сравнивая его камеро-ориентированный игровой процесс с игрой 1992 года Night Trap. Он похвалил минималистичную презентацию игры. В заключение он заявил, что чувствует, что игра — «хоррор, сделанный верно», однако слишком короткий[25].

Eurogamer сравнил зверей-аниматроников с Плачущими Ангелами — хищными существами из вселенной британского научно-фантастического сериала Доктор Кто, из-за их способности передвигаться только тогда, когда за ними не наблюдают[30]. Softpedia дал игре 4 из 5 звёзд, отметив, что игра «отходит от классических survival horror игр от первого лица», но что «неспособность двигаться в сочетании с ограниченной мощностью заставит вас чувствовать себя совершенно беспомощным перед безжалостными роботами, которые просто хотят поделиться своей „любовью“ с вами»[2].

Продолжения, популярность и наследие

После успеха Five Nights at Freddy’s, Скотт Коутон разработал и выпустил несколько сиквелов и приквелов, а также написал несколько книг по этой вселенной. В ноябре 2014 года выходит продолжение оригинальной игры, Five Nights at Freddy's 2[31]. В 2015 и 2017 годах соответственно выходят книги Five Nights at Freddy’s: The Silver Eyes и Five Nights at Freddy’s: The Twisted Ones[32]. Третья книга, Five Nights at Freddy's: The Fourth Closet, вышла в 2018 году[33]. Игровой спин-офф, FNaF World, вышел в 2016 году[34]. В 2019 году вышла игра для очков виртуальной реальности Five Nights at Freddy’s: Help Wanted, куда вошли уровни, вдохновлённые предыдущими частями — на основе первой части создано пять мини-игр[35].

Five Nights at Freddy’s стала самой продаваемой игрой на Desura за первую неделю. Популярность игры сопровождалась видеороликами в жанре «летсплеи» на YouTube[36]. Наиболее популярен оказался видеоролик блогера Марка Фишбаха, более известного как «Markiplier», набравший на 2022 год почти 100 миллионов просмотров[9]. На популярность оказали влияние летсплеи Пьюдипая и «Jacksepticeye», а также каналы с различными теориями[37][38][39]. Согласно статистике в Steam и Twitch на 2015 год, ежедневное число загрузок на ПК и мобильных устройствах достигало почти пяти тысяч, а прибыль — около 12 тысяч долларов[40]. На основе игры было создано множество фанатских игр и подражаний[41][42]. Самые заметные подражатели Five Nights at Freddy’s — Five Nights at Candy’s и The Joy of Creation. Первая отличается переносом действия в фастфуд-кафе, являющимся конкурентом пиццерии «Freddy Fazbear’s Pizza», и заменой медведя Фредди на кошку Кенди, вторая является бродилкой, где игрок может ходить по пиццерии «Freddy Fazbear’s Pizza»[9]. По состоянию на 2021 год, фанатских игр по Five Nights at Freddy’s разработано более двух тысяч[43].

Возможная экранизация

В апреле 2015 года студия Warner Bros. Pictures объявила, что получила права на киноадаптацию серии игр. Рой Ли, Дэвид Каценберг и Сет Грэхем-Смит заявили, что они будут сотрудничать с Коутоном, чтобы снять «безумный, ужасающий и странно восхитительный фильм»[44]. В июле 2015 года Гил Кенан подписал контракт на экранизацию и совместные съёмки с Тайлером Бёртоном Смитом[45].

В январе 2017 года Коутон заявил, что частично из-за «проблем в киноиндустрии в целом» фильм «был встречен несколькими задержками и блокпостами», и он был «на первом месте». Скотт пообещал, что будет участвовать в фильме с первого дня съёмок[46][47].

В марте 2017 года Коутон в Твиттер выложил фотографию со студии Blumhouse Productions, предложив, чтобы в фильме появилась новая производственная компания[48][49]. В мае 2017 года продюсер Джейсон Блум подтвердил эту новость, сказав, что был взволнован и тесно сотрудничал с Коутоном по экранизации игры[50]. В июне 2017 года Кенан сказал, что он больше не руководил фильмом после фильма Warner Bros. Pictures Turnaround[51]. В феврале 2018 года было объявлено, что Крис Колумбус будет руководить и снимать фильм, а также будет продюсировать его вместе с Блюмом и Коутоном[52]. В августе 2018 года Коутон объявил, что первый черновик сценария для фильма, который включает в себя только события первой игры, был завершён, и что после первого фильма может появиться второй и третий. В том же месяце, Блум написал в Twitter, что фильм планируется выпустить в 2020 году[53]. В ноябре Коутон заявил, что текущий сценарий фильма был отменён и разработка фильма снова задерживается[54].

В 2021 году вышел фильм «Страна чудес Вилли» с Николасом Кейджем в главной роли. По сюжету герой Кейджа соглашается поработать в ночную смену уборщиком в семейный развлекательный центр, но восемь аниматроников оживают и хотят его убить. После анонса фильм стали сравнивать с Five Nights at Freddy’s из-за схожей концепции, хотя создатели «Страны чудес Вилли» отрицали любые сходства с игрой[55][56].

Примечания

Комментарии
  1. Существует также ещё один секретный персонаж — Золотой Фредди (англ. Golden Freddy). В отличие от других персонажей, он появляется крайне редко, а при его атаке игра вылетает на рабочий стол.
  2. Примерно 9 минут реального времени на PC[1].
Источники
  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Omri Petitte. Five Neghts At Freddy's Review (англ.). PC Gamer (25 августа 2014). Дата обращения: 21 октября 2018. Архивировано 17 июля 2018 года.
  2. 2,0 2,1 Anton, Cosmin Softpedia Editor's Review for Five Nights at Freddy’s (англ.). Softpedia (20 августа 2014). Дата обращения: 21 октября 2018. Архивировано 17 июля 2018 года.
  3. Five Nights At Freddys UCN 50/20 Mode Finally Gets Beaten! (англ.). eTeknix. Дата обращения: 26 апреля 2019. Архивировано 26 апреля 2019 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 Couture, Joel. "Five Nights at Freddy's Review – Nightmares and Death at Chuck E Cheese's" (англ.). Indie Game Magazine (7 апреля 2020). Дата обращения: 26 апреля 2019. Архивировано 26 апреля 2019 года.
  5. 5,0 5,1 Скотт Коутон, Five Nights at Freddy's. Windows (8 августа 2014). (англ.)
  6. Скотт Коутон, Five Nights at Freddy's. Windows (8 августа 2014). (англ.)
  7. Oxford, Nadia Murder, Dysfunctional Families, and Purple Guys: The Larger Story Behind the Five Nights at Freddy's Games (англ.). USgamer. Дата обращения: 30 апреля 2017. Архивировано 25 декабря 2017 года.
  8. 8,0 8,1 Egan, 2016, p. 44.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Арина Хейфец, Владимир Сирин. Как истовый христианин сотворил безбожную игру о детоубийце. Life.ru. Дата обращения: 25 августа 2021. Архивировано 25 августа 2021 года.
  10. 10,0 10,1 Майоров, Денис. 5 причин популярности Five Nights at Freddy’s. Игромания. Дата обращения: 25 августа 2021. Архивировано 31 августа 2021 года.
  11. Just Michael. Пять причин популярности Five Nights at Freddy's. Канобу. Дата обращения: 25 августа 2021. Архивировано 25 октября 2020 года.
  12. 12,0 12,1 "IGM Interviews – Scott Cawthon (Five Nights at Freddy's)" (англ.) (недоступная ссылка). IGM. Дата обращения: 24 апреля 2019. Архивировано 24 января 2018 года.
  13. "Why Five Nights At Freddy's Is So Popular" (англ.). Kotaku. Дата обращения: 24 апреля 2019. Архивировано 24 апреля 2019 года.
  14. Morgan, Joe. Scott Cawthon-Christian Developer Spotlight (англ.). geeksundergrace.com. Дата обращения: 25 августа 2021. Архивировано 18 июня 2021 года.
  15. "Interview of the author of a top paid game in AppStore" (англ.). www.clickteam.com. Дата обращения: 24 апреля 2019. Архивировано 6 ноября 2014 года.
  16. Conditt, Jessica. "All of the nightmares live in Five Nights at Freddy's" (англ.) (недоступная ссылка). Joystiq. Дата обращения: 12 октября 2014. Архивировано 26 августа 2014 года.
  17. Priestman, Chris Hit PC horror game Five Nights At Freddy's is now terrifying Android players (англ.). Pocket Gamer (27 августа 2014). Дата обращения: 27 августа 2014. Архивировано 29 августа 2014 года.
  18. "Five Nights at Freddy's 1 and 2 creep their way onto the Windows Phone Store" (англ.). Windows Central. Дата обращения: 24 апреля 2019. Архивировано 7 сентября 2017 года.
  19. "Five Nights at Freddys 1&2 unpublished from the Windows Phone Store" (англ.). WMPowerUser. Дата обращения: 24 апреля 2019. Архивировано 15 декабря 2015 года.
  20. "Информация о выходе FNAF на Nintendo Switch" (англ.). Nintendo. Дата обращения: 18 ноября 2019. Архивировано 9 ноября 2019 года.
  21. Five Nights at Freddy's 1-4 on PS4, Xbox One and Nintendo Switch (Nov 29th) (англ.). YouTube. ClickteamLLC. Дата обращения: 25 августа 2021. Архивировано 29 ноября 2019 года.
  22. Five Nights at Freddy’s for PC (англ.). Game Rankings. Дата обращения: 15 октября 2014. Архивировано 28 сентября 2017 года.
  23. 23,0 23,1 Five Nights at Freddy’s for PC (англ.). Metacritic. Дата обращения: 15 октября 2014. Архивировано 20 августа 2017 года.
  24. Arndt Mucchi, Alessandro I brividi e il disagio di Five Nights at Freddy's - review (итал.). Eurogamer (21 октября 2014). Дата обращения: 30 апреля 2023.
  25. 25,0 25,1 Bates, Ryan Five Nights at Freddy's Review (англ.). Game Revolution (27 августа 2014). Дата обращения: 29 августа 2014. Архивировано 1 сентября 2014 года.
  26. Clark, Justin. Five Nights at Freddy’s Review (англ.). GameSpot (3 октября 2014). Дата обращения: 15 октября 2014. Архивировано 16 октября 2014 года.
  27. Petitte, Omri Five Nights at Freddy's review (англ.). PC Gamer (25 августа 2014). Дата обращения: 26 августа 2014. Архивировано 3 сентября 2014 года.
  28. Vogel, Mitch Review: Five Nights At Freddy's - Accessible Horror That Loses Its Edge Too Quickly (англ.). Nintendo Life (2 декабря 2019). Дата обращения: 21 июня 2022. Архивировано 18 марта 2022 года.
  29. Dotson, Carter Five Nights at Freddy's Review: Lights Out. Gamezebo (19 сентября 2014). Дата обращения: 21 июня 2022. Архивировано 23 декабря 2021 года.
  30. Matulef, Jeffrey Five Nights at Freddy's brings horrifying animatronic animals to Steam (англ.). Eurogamer (19 августа 2014). Дата обращения: 16 октября 2014. Архивировано 12 октября 2014 года.
  31. Prescott, Shaun Five Nights at Freddy's 2 is now available on Steam (англ.). PC Gamer (10 ноября 2014). Дата обращения: 3 февраля 2015. Архивировано 24 апреля 2019 года.
  32. Matulef, Jeffrey Five Nights at Freddy's creator releases spin-off novel (англ.). Eurogamer (17 декабря 2015). Дата обращения: 17 декабря 2015. Архивировано 10 августа 2017 года.
  33. Scott Cawthon. Five Nights at Freddy's: Book 3 (англ.). — Scholastic Inc. — ISBN 1338139320. Архивировано 19 июля 2020 года.
  34. Prescott, Shaun Five Nights At Freddy's World has released early (англ.). PC Gamer. Future US (21 января 2016). Дата обращения: 22 января 2016. Архивировано 9 июня 2017 года.
  35. Review: Five Nights at Freddy's VR: Help Wanted (англ.). VRFocus. Дата обращения: 13 сентября 2021. Архивировано 27 марта 2021 года.
  36. "PC download charts: 'Five Nights at Freddy's' tears up Desura" (англ.). Relaxnews. Дата обращения: 24 апреля 2019. Архивировано 26 августа 2014 года.
  37. Hernandez, Patricia Why Five Nights at Freddy's Is So Popular (англ.). Kotaku (6 февраля 2015). Дата обращения: 30 августа 2021. Архивировано 24 января 2018 года.
  38. Myrornaskrig 5 Reasons Markiplier is the King of Five Night's At Freddy's (FNAF) (англ.). Youtuber Review (2 сентября 2015). Дата обращения: 30 августа 2021. Архивировано 28 сентября 2017 года.
  39. Thier, Dave 'Five Nights At Freddy's' Creator Says Nobody Has Figured Out The Game's Real Story (англ.). Forbes. Дата обращения: 30 августа 2021. Архивировано 28 сентября 2017 года.
  40. Sherrill, Adam. Five Nights at Freddy’s Creator Donates $250K to Charity (англ.). Gamnesia. Дата обращения: 26 августа 2021. Архивировано 31 августа 2021 года.
  41. Wang & Clarke, 2020, p. 74.
  42. Blake, Vikki Scott Cawthon is working with fans to bring the best Five Nights at Freddy's fan games to life (англ.). Eurogamer (23 августа 2020). Дата обращения: 25 декабря 2020. Архивировано 25 декабря 2020 года.
  43. O'Connor, Alice. A List Of 1139 Five Nights At Freddy's Fan Games (англ.). Rock, Paper, Shotgun (26 января 2015). Дата обращения: 30 августа 2021. Архивировано 23 января 2018 года.
  44. Kit, Borys Video Game 'Five Nights at Freddy's' Getting Movie Treatment (англ.). The Hollywood Reporter (7 апреля 2015). Дата обращения: 7 апреля 2015. Архивировано 8 апреля 2015 года.
  45. Fleming Jr, Mike Gil Kenan To Direct 'Five Nights At Freddy's' For Warner Bros (англ.). Deadline Hollywood (28 июля 2015). Дата обращения: 28 июля 2015. Архивировано 24 января 2018 года.
  46. Back to basics: Five Nights at Freddy’s movie update (англ.). Nerdvana (6 февраля 2017). Дата обращения: 17 апреля 2017. Архивировано 17 мая 2017 года.
  47. 'Five Nights At Freddy's' Movie Back At Square One, Says Scott Cawthon (англ.). iDigitalTimes.com (1 февраля 2017). Дата обращения: 17 апреля 2017. Архивировано 17 апреля 2017 года.
  48. Five Nights at Freddy's Movie Being Produced by Blumhouse (англ.). Dread Central (28 марта 2017). Дата обращения: 29 марта 2017. Архивировано 31 октября 2017 года.
  49. Tease from Creator Hints at Blumhouse Making ‘Five Nights at Freddy’s’ Movie (англ.). Bloody Disgusting. Дата обращения: 28 марта 2017. Архивировано 8 июля 2017 года.
  50. 'Five Nights at Freddy's' Movie Adaptation Will Work, Says Producer Jason Blum (англ.). www.christianpost.com. Дата обращения: 31 мая 2017. Архивировано 20 августа 2017 года.
  51. Groux, Christopher Five Nights At Freddy’s Movie Former Director Confirms He’s Not Involved (англ.). Player.One (29 июня 2017). Дата обращения: 12 февраля 2018. Архивировано 13 февраля 2018 года.
  52. D'Alessandro, Anthony Chris Columbus To Write & Direct ‘Five Nights At Freddy’s’ For Blumhouse (англ.). Deadline Hollywood (12 февраля 2018). Дата обращения: 12 февраля 2018. Архивировано 12 февраля 2018 года.
  53. We are. My guess and just a guess. '20 (англ.). Twitter. Дата обращения: 19 мая 2019. Архивировано 27 марта 2021 года.
  54. McWhertor, Michael Five Nights at Freddy’s movie delayed, new ‘AAA’ game in the works (англ.). Polygon (12 ноября 2018). Дата обращения: 19 мая 2019. Архивировано 15 апреля 2019 года.
  55. The Making of Willy's Wonderland Pinball - Guest Post by Spencer Murrill (англ.). This Week in Pinball (25 февраля 2021). Дата обращения: 21 марта 2021. Архивировано 28 февраля 2021 года.
  56. Wiseman, Andreas Nicolas Cage To Star In Genre Thriller 'Wally's Wonderland' (англ.). Deadline Hollywood (29 октября 2019). Дата обращения: 13 июля 2020. Архивировано 29 декабря 2019 года.

Литература

  • Egan, James. 1000 Facts about Video Games Vol. 2 (англ.). — Lulu, 2016. — 168 p. — ISBN 9781326829384.
  • Wang, Cynthia; Clarke, M.J. Indie Games in the Digital Age (англ.). — Bloomsbury Publishing, 2020. — 240 p. — ISBN 978-1501356438.

Ссылки