First and Last and Always
First and Last and Always | ||||
---|---|---|---|---|
![]() | ||||
Студийный альбом The Sisters of Mercy | ||||
Дата выпуска | 11 марта 1985 г. | |||
Дата записи | 1984 | |||
Жанр | Готик-рок | |||
Длительность | 45:37 | |||
Продюсер |
Дэвид М. Аллен Продюсер переиздания: Энди Закс |
|||
Лейбл | Merciful Release/Warner Bros. | |||
Профессиональные рецензии | ||||
Хронология | ||||
|
First and Last and Always — дебютный альбом британской рок-группы The Sisters of Mercy, изданный 11 марта 1985 года на собственном лейбле группы Merciful Release (вместе с дистрибьютором WEA).
Все члены коллектива, за исключением вокалиста Эндрю Элдрича, принимавшие участие в данной записи, покинули группу вскоре после проведения концертного тура в поддержку альбома.
Переработанная версия альбома, включающая ремиксы песен, сделанные Эндрю Элдричем, и изначально выпускавшаяся для продажи в Японии, была издана в 1992 году. В 2006 году вышло ещё одно его переиздание, приуроченное к турне Sisters Bite the Silver Bullet и снабжённое бонус-треками[2].
Несмотря на то, что сам Элдрич отрицал любую причастность коллектива к готик-року, пластинка стала одним из краеугольных камней данного стиля, оказав влияние на множество последователей.
Предыстория
Группа The Sisters of Mercy была основана Эндрю Элдричем и Гэри Марксом[англ.] в 1980 году в Лидсе и к 1983 году выпустила пять синглов и два EP. Записи издавались на Merciful Release, собственном инди-лейбле группы, и распространялись независимо. В 1983 году, по мере роста популярности коллектива и регулярного попадания его работ в британский инди-чарт, было объявлено о планирующемся на следующий год выпуске дебютного студийного альбома. Элдрич оценил производственные затраты в £40 000[3], что было явно не по карману независимой группе. Примерно в то же время начались переговоры с заинтересованными лейблами.
В октябре 1983 года группу покинул гитарист Бен Ганн, а уже в конце того же года ему нашлась замена (с помощью компании CBS Records, желавшей подписать контракт с The Sisters) в лице бывшего участника Dead or Alive Уэйна Хасси. Вскоре после прихода Хасси между музыкантами возникли разногласия[4]:
Я начал репетировать в подвале дома Элдрича — с Крэйгом и Гэри. Мы играли часто, примитивно, но без Эндрю. <…> Гэри постепенно терял иллюзии [относительно происходящего] и всего через три недели после моего прихода в группу предложил уйти с ним и Крэйгом. Думаю, с того момента группа сохраняла целостность именно благодаря мне.
Оригинальный текст (англ.)
Элдрич, выполнявший функции менеджера и занимавшийся финансовыми вопросами группы, провёл в наступившем 1983 году переговоры с несколькими звукозаписывающими компаниями и в итоге подписал на приемлемых условиях договор с WEA Records. Открылся офис Merciful Release в Лондоне, была создана их собственная издательская компания[англ.] Candelmaesse Limited, которая лицензировала будущие песни для издательского подразделения RCA Records — RCA Music Limited.
На первом концерте обновлённых The Sisters of Mercy, состоявшемся 7 апреля 1984 года в Бирмингеме, были исполнены несколько новых песен, а также кавер на композицию ABBA «Gimme! Gimme! Gimme!»[5], который группа позднее собиралась записать в студии и выпустить как сингл. За выступлением последовал короткий тур по США, продолжавшийся до 16 апреля[6].
В стокпортской студии Strawberry Recording группа записала свой первый сингл для WEA («Body and Soul»), единоличным автором и продюсером которого был Элдрич. Сингл вышел 4 июня 1984 года. Он не вошёл в Top 40, застряв на 46-й позиции хит-парада[7].
Со 2 мая по 6 июня «сёстры» гастролировали по Британии и Европе[6]. По рекомендации WEA Records продюсер The Cure Дэйв Аллен[англ.] посетил амстердамский концерт группы 2 июня 1984, а позже получил телеграмму от Эндрю Элдрича: «The Sisters говорят „да“ Дэйву Аллену».
После гастролей The Sisters начали приготовления к записи альбома. Но первым делом они посетили студию Maida Vale (19 июня), чтобы записать John Peel Session для BBC Radio 1[8]. Эфир состоялся 13 июля, когда The Sisters of Mercy уже приступили к записи альбома[9].
Студийные сессии
Предварительная запись в Parkside Studios (весна 1984)
После интенсивного написания песен Гэри Маркс отправился в Parkside Studios, «крошечную студию в репетиционном комплексе по Armley Road, где мы с Уэйном записывали новые демо с его голосом». В роли звукооператора выступил Стив Аллен[10].
Элдрич был воодушевлён новым материалом и показал несколько инструментальных демо журналисту Melody Maker Адаму Свитину: «Думаю, этот материал будет невероятным, прорыв по сравнению со сделанным ранее»[11].
Strawberry Recording Studios (июнь-июль 1984)
В конце июня 1984 года The Sisters of Mercy в компании с продюсером Дэйвом Алленом отправились в Strawberry Recording Studios, что в Стокпорте, неподалёку от Манчестера, рассчитывая записать свой первый студийный альбом за 5 недель. Студия стоила £500 в день и £3250 в неделю[12]. В Стокпорте планировалось записать инструменты и вокал. Запись дополнительных вокальных партий, прочих наложений и окончательное сведение были намечены на август в студии Genetic Studios. Итоговая версия альбома должна была увидеть свет в третью неделю октября 1984 года[13].
Группа начала запись немедленно, причём изначально собственные тексты напевали Хасси и Маркс. Позже оба музыканта используют некоторые тексты и мелодии в песнях собственных групп, The Mission и Ghost Dance соответственно. Так, например, в «Nine While Nine», которая поначалу называлась «Child of Light», Гэри Маркс напел мелодию, позже использованную в «A Deeper Blue» Ghost Dance[14]. Текст ранней версии «Black Planet», спетый Уэйном Хасси, позже вошёл в песни The Mission «Dance on Glass» и «Naked and Savage». Некоторые песни в процессе записи остались «за бортом»: «Garden of Delight», впоследствии записанная The Mission, и «Yesterday Again» Ghost Dance. Гэри Маркс вспоминал:
The Sisters, за вычетом Элдрича, действительно записали в Strawberry песню, впоследствии ставшую „Yesterday Again“. Первоначально она называлась „Frail and Torn“, и Уэйн спел наполовину дописанные мной слова в один день с „Garden of Delight“. В шутку мы называли „Frail and Torn“ потенциальным рождественским синглом Sisters[10].
Оригинальный текст (англ.)
Элдрич также записал вокал для «Garden of Delight», но и эта версия песни осталась невостребованной. Впоследствии музыкант признавался: «Существует несколько бутлегов, где я пытаюсь петь текст Уэйна, который, как заметно, меня не убеждает. Я не смог придать этим словам какой-либо смысл[15]. <…> Там нет идеи — он просто расставил в ряд заумные слова»[16].
Запись была отложена, поскольку Элдрич соглашался исполнять лишь тексты собственного авторства, отклоняя предложения других участников[17]. Гэри Маркс вспоминал: «Он чересчур увлёкся деловыми вопросами, от чего пострадала его авторская сущность. В студии мы неделями ожидали, пока он разродится. Это было очень больно и весьма дорогостояще»[18].
Композиция «Marian» стала примечательным исключением: Элдрич написал слова на музыку Уэйна Хасси за рекордно короткий срок. По его словам, «Marian» — «особая песня, отличающаяся от всех прочих. Я написал её за 10 минут, хотя обычно на текст у меня уходит до полугода»[19].
Запись вокала заняла много времени всё так же по причине перфекционизма, присущего лидеру группы. Маркс: «После каждой сессии Энди говорил: „Но эпично ли это?“, и мы отзывались: „Да, ваще!“ И он шёл записывать голос ещё раз. Энди — упёртый перфекционист[20]. <…> За время, потраченное им на отладку минуса в наушниках, мы могли сочинить и записать двойной альбом».
Запись завершилась к концу июля 1984, и сырые миксы 18 треков были помещены на 10 бобин[21]:
- «Tones» / «No Time to Cry»
- «Emma» / «Walk Away»
- «Poison Door» / «A Rock and a Hard Place»
- «First and Last and Always» (album version) / «First and Last and Always» (Japan version)
- «Possession» / «Spit on Your Grave» / «Evil Come Evil Go»
- «Marian» / «Wide Receiver»
- «Nine While Nine»
- «Some Kind of Stranger»
- «Some Kind of Stranger» (early)
- «Down to E…..» / «On the Wire»
По словам Дэйва Аллена, «Tones», «Spit on Your Grave», «Evil Come Evil Go» и «Down to E…..» — это рабочие названия впоследствии хорошо известных песен.
В начале августа 1984 группа улетела в США, чтобы дать два концерта в нью-йоркских клубах[6].
Genetic Studios (август 1984 — февраль 1985)
Вернувшись в Англию, в компании продюсера Дэйва Аллена музыканты отправились в студию Genetic Studios, расположенную неподалёку от Рединга, звукоинженером выступил Тим Болдуин. Однако процесс записи, по словам Гэри Маркса, обернулся «полным безумием: Элдрич залип на записи дублей голоса, мы же вовсе выпали из процесса»[22].
Ослабленный продолжительным употреблением амфетаминов, бессонницей, недоеданием и гипогликемией, Элдрич однажды потерял сознание в студии. Маркс: «Он был совершенно истощён, галлюцинировал. Одна его сторона хотела продолжать и дальше, другая же знала, что пора остановиться, поскольку он был явно болен»[20]. Эндрю срочно отвезли в ближайшую больницу, где он провёл некоторое время из-за проблем с сердцем, общим ухудшением состояния и истощением[23].
В начале сентября 1984 года его отпустили на два фестивальных выступления в Германии[6], но завершить альбом в срок группе уже не удавалось. В интервью, данном в немецком городе Ален 8 сентября, Элдрич сказал, что выпуск откладывается на начало следующего года[24].
Далее группа вернулась в Genetic Studios, чтобы внести последние поправки в запись. 22 сентября 1984 года The Sisters of Mercy выступили на фестивале в Йорке, затем отправились в гастрольный тур «Black October», который прошёл по Великобритании и материковой Европе с 4 октября по 18 ноября[6]. Изначально тур был организован в поддержку альбома, и, чтобы гастроли не прошли вхолостую, 8 октября был выпущен первый сингл «Walk Away», на гибком диске, с «Train (amphetamix)» на обратной стороне. Композиция, как и её предшественник, «Body and Soul», не попала в Top 40, застряв на 45-й позиции[7].
По окончании тура группа (без басиста Крэйга Адамса и продюсера Дэйва Аллена) вернулась в Genetic Studios для сведения альбома. По этому случаю были записаны ещё 2 песни — «Blood money» и «Bury me deep», спродюсированные Элдричем, их поместили на обратную сторону следующего сингла «No Time to Cry». В песнях звучит синтезаторный бас.
После рождественских каникул в течение января-февраля 1985 года группа готовила альбом к выходу, который снова был перенесён — на март. Оформление было завершено и выслано, бобины с различными миксами путешествовали по офисам WEA. Также группа договорилась с PolyGram о съёмке и выпуске концерта в Альберт-холле 18 июня 1985 (день рождения Гэри Маркса).
Примерно в то же время будущий именинник решил покинуть The Sisters. Позже причину своего ухода он объяснит так: «Мои отношения со всеми троими окончательно испортились[25]. <…> Мне как автору песен было тяжело там. Я написал много [песен], но они остались за бортом».
Выпуск альбома и распад группы
8 марта 1985 года поступил в продажу сингл «No Time to Cry», не поднявшийся выше 63 позиции[7]. Британский тур в поддержку альбома стартовал 9 марта. 11 марта альбом вышел на родине группы — и собрал хорошую прессу.
Tune In Turn On Burn Out[источник не указан 3702 дня] |
---|
1 апреля Маркс отыграл свой последний концерт в составе The Sisters of Mercy, на прощание появившись в телевыступлении на следующий день, где группа вживую исполнила «First and Last and Always» и «Marian» (передача «The Old Grey Whistle Test»).
Оставшиеся трое музыкантов отправились в гастроли по Европе и США (12 апреля — 7 июня), причём Уэйну Хасси пришлось комбинировать две гитарные партии. Второе появление на ТВ состоялось в немецкой передаче «Formel Eins», где группа выступала уже под фонограмму, эфир 15 апреля 1985 года.
Как и планировалось, последним был концерт в Альберт-холле, но Гэри Маркс, участие которого было заявлено, на него не явился. Видеозапись концерта под названием «Wake» увидит свет в 1986 году.
Летом 1985 года в печати появилось сообщение, что следующим синглом The Sisters of Mercy будет кавер на композицию ABBA. Элдрич позже подтвердил, что действительно связывался с продюсером Джимом Стейнманом[англ.] по этому поводу: «Я звонил ему по телефону ещё 3 года назад, когда в репертуар группы входила „Gimme Gimme Gimme“ (да, песня ABBA. Она довольно быстро вылетела из программы, её было сложно играть), и рассказал ему о песне и о том, что наша версия должна была звучать абсолютно ТУПО. Он полностью согласился со мной, но у него не было времени. Потом группа распалась»[26].
Распад произошёл в то время, когда музыканты готовились к записи новой пластинки (октябрь 1985 года). У нового альбома уже было предварительное название, Left on a Mission and Revenge, однако работа над ним была затруднена тем обстоятельством, что Элдрич вновь отказался исполнять материал, предложенный Уэйном Хасси, да и представления о будущей пластинке у музыкантов расходились в целом. Осознавая невозможность дальнейшего сотрудничества, группу сначала покинул Крэйг Адамс, а на следующий день — Уэйн Хасси. В субботу, 2 ноября 1985 года, пресса сообщила о распаде группы[27]. Элдрич решил продолжить запись альбома в качестве сольного исполнителя и в тот же день пригласил к сотрудничеству бас-гитаристку Патрицию Моррисон, которая в то время вместе со своей группой Fur Bible выступала в Британии на разогреве у Siouxsie and the Banshees. Новый состав был сформирован, и в истории The Sisters of Mercy была открыта новая глава.
Технические подробности
Для записи альбома основной гитарист Гэри Маркс брал напрокат Fender Telecaster. До того он использовал гитару Shergold. Чёрный с серебром Gibson Les Paul использовался только на концертах группы. «Пусть это покажется диким для гитаристов, но я вряд ли когда-либо играл в Sisters аккордами — я не умел», — признавался музыкант[25].
Ритм-гитарист Уэйн Хасси играл на 12-струнной Aria Pro II RS-800.
Басист Крэйг Адамс использовал Ibanez Roadster. «Моим главным принципом всегда было играть как можно меньше нот»[28]. В песне «A Rock and a Hard Place» партия баса сыграна на синтезаторе.
О работе с Доктором Аваланчем Хасси вспоминал: «Сочинение песни занимало у нас не меньше трёх чёртовых дней, потому что приходилось программировать драм-машину»[29]. Для записи альбома группа приобрела Oberheim DMX[30].
Автором обложки и художественного оформления выступил Эндрю Элдрич.
Музыкальный стиль и образы
Эндрю Элдрич всегда отрицал причастность The Sisters of Mercy к готик-року и отклонял любые попытки провести стилистические параллели. В его глазах группа была продолжением классической рок-музыки 60-х годов: «Мы вышли из 1969, мы дети Альтамонта. Мы не знаем и не хотим знать этих чёртовых Alien Sex Fiend. Всю свою карьеру нам приходилось бороться со сложившимся у большинства предубеждением, что мы происходим из пост-панка. Мы же считаем, что наши корни — в роке до 70-х, что мы продолжаем ту традицию и единственные в состоянии делать это и дальше[31]. <…> Думаю, заглавная композиция мрачна, но остальные — нет. Они, возможно, не фонтанируют оптимизмом…. При том гуталиновая готичность предполагает атмосферу унылой апатии, к которой мы не склонны»[23].
Появление Уэйна Хасси непременно сказалось на стилистике группы. «Его жужжащие риффы и чутьё на мрачные, но, в то же время, танцевальные мелодии повернули группу в более доступном направлении», — отмечал журналист Classic Rock[32]. С тем, что приход Уэйна Хасси изменил акценты, соглашался и Гари Маркс: «Есть моя версия Sisters и версия Уэйна. Моя — скорее обычный рок, американский, его же — с привкусом Banshees»[33]. По мнению самого Хасси, его появление направило музыкальное развитие группы в новую сторону: «Аранжировкам и всякому такому стало уделяться значительно больше внимания, появились украшения и текстуры — вместо одинокой партии гитары с фуззом. Старые песни очень хороши, но их потенциал так и не был раскрыт».
В том же интервью Элдрич признал, что работа в современно оборудованной студии кардинально отличалась от условий, в которой были созданы предыдущие записи: «Немногие понимают, как мы были рады получить возможность делать записи, где слышно все партии и все слова и которые хорошо звучат по радио. Для большинства это негативные перемены». Однако и он, и Маркс остались недовольны работой продюсера Дэйва Аллена: первый говорил о «сомнительном продакшне»[34], второй — о «слабости» оного. В интервью 2011 года Элдрич заявил: «Альбом мог получиться великим, будь он спродюсирован лучше. В дальнейшем мы решили работать самостоятельно»[35].
Тексты песен
Лирика на альбоме полностью написана Эндрю Элдричем, чья манера, по его собственному признанию, «более напоминает монтаж фильма»[36]. Содержание текстов с их многочисленными отсылками к наркотикам и расставанию отражают тогдашнее состояние Элдрича: «Я был очень подавлен тогда, так что лирический герой песен не отличается от меня вовсе»[37].
Гэри Маркс: «В то время Эндрю переживал разрыв со своей давней подругой[38], а я был готов покинуть группу. Эти два обстоятельства неоднократно были отражены в песнях, где он с нами прощается»[25].
Позже Элдрич подтвердил, что «Walk Away» адресована остальным участникам группы: «Я предполагал, что кто-то из них поймёт посыл»[39]. Гэри Маркс: «„Walk Away“ не обязательно обо мне, да и не важно — мне песня не сильно нравится. Я скорее принимаю на свой счёт другую — „Some Kind of Stranger“, где есть слова „нерешительный мнётся в дверях“ (англ. careful lingers undecided at the door), что меня действительно задело»[25].
Коммерческий успех и отзывы критиков
В Великобритании альбом получил «серебряный» статус (60 тысяч проданных копий) 30 октября 1987 года и «золотой» (100 тысяч) — 8 мая 1989 года[40]. Высшая позиция в альбомных чартах — 14[7]. В Германии, второй целевой для The Sisters стране, альбом стал «золотым» (250 тысяч копий) в 2011 году. Высшая позиция — 40-е место. Коммерческий провал синглов, которые даже не попали в Top 40, Элдрич прокомментировал так: «Нам это почти удалось. И не мы виноваты. Думаю, группа сделала всё необходимое, хотя мы не были готовы отвечать всем прихотям».
Сразу после выхода в свет First and Last and Always получил в целом положительные отзывы со стороны музыкальных критиков. Тед Мико (Ted Mico) в своей сугубо положительной рецензии на страницах Melody Maker отмечал: «Это лишь вопрос времени, когда The Sisters добьются успеха»[41]. В том же обзоре автор отмечал, что First and Last and Always — это очередное свидетельство возрождения готик-рока.
Вопреки заявлениям Элдрича, что его группа не имеет никакого отношения к готик-року, First and Last and Always с момента своего выхода в свет рассматривается как классика данного жанра: в декабре 1999 года журнал Q включил этот релиз в свой список «Лучшие готические альбомы всех времён»[42], а в ретроспективной статье Sonic Seducer 2012 года альбом назван «столпом готической культуры» и включён в список «10 ключевых альбомов готической сцены».
Как заметила Эми Хэнсон, обозреватель сайта Allmusic, альбом стал эталоном готик-рока и послужил отправной точкой для дальнейшего развития всего жанра. Сочетание механического, монотонного ритма драм-машины, резко звучащих и в то же время меланхоличных гитарных партий и «загробного» вокала Элдрича навсегда сформировали стандарт, которому впоследствии неукоснительно следовало огромное количество готических музыкантов — однако никому из подражателей так и не удалось воссоздать неповторимую атмосферу First and Last and Always[43].
По словам критика Джона Леланда, рецензировавшего диск в июле 1985 года, все представленные на альбоме песни по-своему мрачны, — даже те, которые выдержаны в быстром темпе, — их тексты «лишены юмора, депрессивны и чрезвычайно, до безобразия романтичны», а гитарные партии «ни разу не прорываются сквозь туман»[44]. Леланд оценил альбом весьма сдержанно, выразив разочарование излишней, на его вкус, «традиционностью» музыки группы; тем не менее, он признал, что Sisters of Mercy создали по-настоящему качественное произведение в своём жанре[44].
Альбом First and Last and Always оказал существенное влияние на дальнейшее развитие музыкальной культуры, не только сформировав эталон готик-рока, но и поспособствовав зарождению новых, производных жанров. Так, по признанию Ника Холмса, вокалиста группы Paradise Lost, именно песни с дебютного диска Sisters of Mercy вдохновили его и других музыкантов коллектива на создание альбома Gothic, выход которого, по мнению некоторых критиков, положил начало становлению нового музыкального направления — готик-метала[45].
Варианты изданий
Оригинальный винил вышел в марте 1985 года в Великобритании, США и Европе, а также в Канаде и Австралии, на кассетах — в США, Канаде, Европе, Сингапуре (с двумя треками Siouxsie and the Banshees). Конверт немецкого издания раскладной (gatefold)[46].
В июле 1985 года корпорация Warner-Pioneer выпустила в Японии особое издание с альтернативными миксами некоторых треков («Black Planet» длиннее на 10 секунд, в «A Rock and a Hard Place» звучат дополнительные гитары, «First and Last and Always» вовсе исполнена в другой аранжировке, с другими барабанами и на 15 секунд длиннее; прочее совпадает с основным изданием). К релизу прилагался 4-страничный буклет с переводом текстов песен на японский язык[46].
В некоторых изданиях «Amphetamine Logic» была подписана просто «Logic» либо как «(Amphetamine) Logic».
В марте 1988 года альбом впервые появился на CD в Европе, Великобритании и США, но в японском варианте; в 1990 году был переиздан в Японии. В мае 1992 года был выпущен цифровой ремастер, но вновь с альтернативными версиями треков. Лишь в октябре 2006 года на Rhino Records вышел CD с ремастерингом оригинальной версии альбома. Это издание также примечательно бонус-треками: ранний вариант «Some Kind of Stranger» с другим текстом и би-сайды синглов «Walk Away» («Poison Door», «On the Wire», «Long Train») и «No Time to Cry» («Blood Money», «Bury Me Deep»). В 2008 году вышло российское издание (Никитин, по ремастеру 1992 года), в 2011 году — лимитированное американское ремастерированное издание на виниле (Mobile Fidelity Sound Lab)[46].
Список композиций
№ | Название | Текст песни | Музыка | Длительность |
---|---|---|---|---|
1. | «Black Planet» | Эндрю Элдрич | Уэйн Хасси | 4:26 |
2. | «Walk Away» | Элдрич | Хасси | 5:28 |
3. | «No Time to Cry» | Элдрич | Адамс/Хасси/Маркс | 4:03 |
4. | «A Rock and a Hard Place» | Элдрич | Хасси | 3:34 |
5. | «Marian (Version)» | Элдрич | Хасси | 5:44 |
6. | «First and Last and Always» | Элдрич | Маркс | 4:02 |
7. | «Possession» | Элдрич | Адамс/Элдрич/Хасси | 4:39 |
8. | «Nine While Nine» | Элдрич | Маркс | 4:12 |
9. | «Amphetamine Logic» | Элдрич | Маркс | 4:54 |
10. | «Some Kind of Stranger» | Элдрич | Маркс | 7:20 |
Общая длительность: | 45:37 |
№ | Название | Текст песни | Музыка | Оригинальный сингл | Длительность |
---|---|---|---|---|---|
11. | «Poison Door» | Маркс | Маркс | Walk Away | 3:41 |
12. | «On the Wire» | Элдрич | Элдрич | Walk Away 12" | 4:21 |
13. | «Blood Money» | Элдрич | Хасси | No Time to Cry | 3:13 |
14. | «Bury Me Deep» | Элдрич | Элдрич | No Time to Cry 12" | 4:44 |
15. | «Long Train» | Элдрич | Элдрич | Walk Away (limited free flexi) | 7:31 |
16. | «Some Kind of Stranger (early)» | Элдрич | Маркс | None (early demo) | 8:38 |
Общая длительность: | 78:32 |
Примечания
- ↑ Бухарин, Андрей. Зал славы: Лучшие альбомы всех времён // Rolling Stone Russia. — 2005. — № 5. — С. 92.
- ↑ Parrish, Peter. First and Last and Always review (англ.) (недоступная ссылка). Stylus Magazine (8 ноября 2006). Дата обращения: 28 января 2012. Архивировано 4 марта 2012 года.
- ↑ Niemczyk, Ralf. Plus-Minus Null — Sisters Of Mercy // SPEX magazine. — Ocrober 1983. — P. 5. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Roach, Martin; Perry, Neil. The Mission: Names Are for Tombstones, Baby. — London: Independent Music Press, 1993. — P. 20. — 282 p. — ISBN 1897783019.
- ↑ Houghton, Jayne. Mercy Me // ZigZag. — May 1984. Архивировано 12 марта 2012 года.
- ↑ Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Sisters Gigography (недоступная ссылка). thesistersofmercy.com. Дата обращения: 24 декабря 2012. Архивировано 27 декабря 2012 года.
- ↑ Перейти обратно: 7,0 7,1 7,2 7,3 British Hit Singles & Albums / Ed. by David Roberts. — 19th ed. — London: HiT Entertainment, 2006. — P. 504.
- ↑ Levy, Eleanor. Bad Habits // Record Mirror. — June 1984. Архивировано 12 марта 2012 года.
- ↑ BBC - Radio 1 - Keeping It Peel - 19/06/1984 Sisters Of Mercy (недоступная ссылка). bbc.co.uk. Дата обращения: 25 декабря 2012. Архивировано 27 декабря 2012 года.
- ↑ Перейти обратно: 10,0 10,1 Ghost Dance Discography: Recording Diaries: River of No Return (недоступная ссылка). ghostdance.co.uk. Дата обращения: 26 декабря 2012. Архивировано 19 июля 2011 года.
- ↑ Sweeting A. Ballad of a Thin Man // Melody Maker. — autumn 1984. Архивировано 12 марта 2012 года.
- ↑ 1980s business card (недоступная ссылка). strawberrynorth.co.uk. Дата обращения: 26 декабря 2012. Архивировано 5 января 2013 года.
- ↑ Serpents Kiss! // Spiral Scratch. — Jan/Feb 1989. Архивировано 14 марта 2016 года.
- ↑ Ghost Dance Discography : Recording Diaries: The Grip Of Love (недоступная ссылка). ghostdance.co.uk. Дата обращения: 26 декабря 2012. Архивировано 19 июля 2011 года.
- ↑ Andrew Eldritch TV interview (ZTV, Sweden 1993)
- ↑ Sutherland, Steve. His Master’s Voice // Melody Maker. — 5 September 1987. Архивировано 23 марта 2016 года.
- ↑ Слизграйндер. Сёстры по разуму // Classic Rock RU. — 2007. — № 7—8 (58). — С. 68—71.
- ↑ Labussière, Christophe. Gary Marx (недоступная ссылка). premonition.org. Дата обращения: 2 января 2013. Архивировано 5 января 2013 года.
- ↑ Hartmann, Markus. …and the wind blows wild again (нем.) // Zillo-Spezial. — November 1990. — P. 12. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: 20,0 20,1 Gary Marx interview // Rise and Reverberate. — 1984. Архивировано 12 марта 2012 года.
- ↑ Список представлен в буклете переиздания, выпущенного в 2006 году.
- ↑ Stop The World (недоступная ссылка). ghostdance.co.uk. Дата обращения: 5 января 2013. Архивировано 19 июля 2011 года.
- ↑ Перейти обратно: 23,0 23,1 Du Noyer, Paul. Mister Sister — From a Murmur to a Moan // New Musical Express. — March 1985. Архивировано 12 марта 2012 года.
- ↑ Burchardt, Alf. Im Takte des Doktors (нем.) // SPEX. — 11/1984. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: 25,0 25,1 25,2 25,3 Heartland Interview with Gary Marx (недоступная ссылка). myheartland.co.uk (Jul 06, 2003). Дата обращения: 6 января 2013. Архивировано 11 января 2013 года.
- ↑ Ruff, Michael. Prinz der Feuchtgebiete (нем.) // SPEX. — 1/1988. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Sounds. — 2 November 1985. — P. 3
- ↑ Interview with Craig Adams (недоступная ссылка). myheartland.co.uk. Дата обращения: 10 января 2013. Архивировано 11 января 2013 года.
- ↑ Perry, Neil; Freeman, Greg. The Adams/Hussey Story // Sounds. — 22 February 1986. Архивировано 7 июля 2018 года.
- ↑ Doktor Avalanche (недоступная ссылка). .thesistersofmercy.com. Дата обращения: 10 января 2013. Архивировано 11 января 2013 года.
- ↑ Dickson, Dave. Mercyful Fate // Raw. — March 1985.
- ↑ Слизграйндер. Сёстры по разуму // Classic Rock RU. — 2007. — № 7-8. — С. 68.
- ↑ Gary Marx interview // Kiss the Blade fanzine. — late 1985. Архивировано 19 июля 2011 года.
- ↑ Sisters Discography (недоступная ссылка). thesistersofmercy.com. Дата обращения: 10 января 2013. Архивировано 21 января 2013 года.
- ↑ Graham, Ben. Off To Never Land: The Sisters Of Mercy Interviewed (недоступная ссылка). The Quietus (November 12th, 2011). Дата обращения: 10 января 2013. Архивировано 21 января 2013 года.
- ↑ Cavanagh, David. Baron von Paranoid! // Select. — 1992. Архивировано 12 марта 2012 года.
- ↑ Sutherland, Steve. Careless Whispers // Melody Maker. — 16 March 1985. Архивировано 12 марта 2012 года.
- ↑ Claire Shearsby (звукоинженер, продюсер и DJ из Лидса)
- ↑ BBC6-Interview with Andrew Eldritch (недоступная ссылка) (17.4.2003). Дата обращения: 8 января 2013. Архивировано 11 января 2013 года.
- ↑ Certified Awards Search (недоступная ссылка). bpi.co.uk. Дата обращения: 8 января 2013. Архивировано 11 января 2013 года.
- ↑ Mico, Ted. [Review: First and Last and Always] // Melody Maker. — 16 March 1985. — P. 28
- ↑ Collins, Andrew. The Best Gothic Albums Of All Time (англ.) // Q : журнал. — Peterborough: Bauer Media Group, 1999. — No. 159. — P. 170—171. — ISSN 0955-4955.
- ↑ Hanson, Amy. First and Last and Always review (англ.) (недоступная ссылка). AllMusic.com. Дата обращения: 26 января 2012. Архивировано 4 марта 2012 года.
- ↑ Перейти обратно: 44,0 44,1 Leland, John. First and Last and Always review. (англ.) // Spin. — 1985. — Vol. 1, no. 3. — P. 32. — ISSN 0886-3032.
- ↑ Mudrain, Albert. Precious Metal: Decibel Presents the Stories Behind 25 Extreme Metal Masterpieces. — Da Capo Press, 2009. — P. 122. — 365 p. — ISBN 9780306818066.
- ↑ Перейти обратно: 46,0 46,1 46,2 First and Last and Always – Discogs.