Aeritalia G.91

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Fiat G.91»)
G.91 "Gina"
G.91 в музее ВВС ГерманииG.91 в музее ВВС Германии
Тип истребитель-бомбардировщик
Производитель Aeritalia
Главный конструктор Джузеппе Габриэлли
Первый полёт 9 августа 1956
Начало эксплуатации 1958
Конец эксплуатации 1995
Эксплуатанты ВВС Италии
ВВС ФРГ
ВВС Португалии
Единиц произведено 770

Аэриталия G.91 (итал. Aeritalia G.91) — итальянский лёгкий истребитель-бомбардировщик.

История

В конце 1953 года верховное командование НАТО, учитывая опыт войны в Корее, выдало тактико- технические требования на легкий тактический истребитель-бомбардировщик. Его планировали разрабатывать и производить силами европейских стран. В марте 1954 года эти требования разослали всем заинтересованным самолетостроительным фирмам Европы и Северной Америки.[1]

В требованиях НАТО было указано, что самолет должен использоваться для борьбы с танками, артиллерией, наносить авиаудары по живой силе противника в тактической глубине, аэродромам, складам боеприпасов и ГСМ. Самолет должен был иметь возможность ведения оборонительного боя с существующими и перспективными советскими истребителями на малых и средних высотах[1]

Командование НАТО хотели получить самолет с летными характеристиками на уровне американского F-86 Sabre, но больше приспособленного для действий на малых высотах и имеющим лучший обзор вперед и вниз. Предполагалось, что фирма, одержавшая победу в конкурсе, получит огромный для мирного времени заказ - сразу на 1000 самолетов. Поставку первой партии из 30 самолетов планировали на первый квартал 1957 года, однако на практике все сроки значительно сдвинулись.[1]

Официально разработка итальянского самолета, FIAT G.91, была начата в марте 1953 года, под руководством известного итальянского конструктора Джузеппе Габриелли (Gieseppe Gabrielli, 1903-1987 гг.). Габриелли создал легкий, компактный, простой в обслуживании и недорогой в производстве массовый самолет, оснащенный уже имеющимися реактивным двигателем, бортовыми системами и вооружением.[1]

В июне 1955 проект G.91 выиграл конкурс по созданию нового лёгкого истребителя-бомбардировщика НАТО. Его конкурентами в конкурсе были Northrop F-5, Dassault Étendard, Sud-Est Baroudeur, Aerfer Sagittario и Breguet Taon. В результате выбора G-91 получил заказ на производство трех прототипов и 27 предсерийных самолетов. G.91 совершил первый полёт 9 августа 1956 года. В сентябре 1957 года три конкурирующих типа самолета (FIAT G-91, Breguet Br.1001 Taon, Dassault Mystere XXVI) встретились для проведения оценочных испытаний. В ходе этих испытаний итальянский самолет продемонстрировал впечатляющие характеристики и в январе 1958 года был официально объявлен победителем конкурса. [1]Впервые был принят на вооружение в 1961 году ВВС Италии. В 1962 году взят на вооружение ВВС Германии. Чуть позже был принят и ВВС Португалии. Греция и США также рассматривали возможность закупки этих самолётов, но до реальной сделки дело так и не дошло. До реформы американской армии 1966 года (когда все армейские самолёты были переданы ВВС), Армия США планировала использовать этот самолёт в локальных войнах. Самолёт производился 17 лет (производство было остановлено в 1977 году), всего построено 770 самолётов, включая лицензионное производство в ФРГ (это был первый боевой самолёт, закупленный Германией после Второй мировой войны). Последний самолёт был списан в 1995 году.

Конструкция[1]

Aeritalia FIAT G.91 одноместный дозвуковой легкий ударный истребитель-бомбардировщик с одним турбореактивным двигателем. Самолет представлял собой моноплан с низкорасположенным стреловидным крылом и однокилевым хвостовым оперением. Основные материалы используемые в конструкции самолета алюминиевые сплавы и сталь.

Фюзеляж - цельнометаллический полумонокок овального сечения с работающей обшивкой. Конструктивно состоял из трех секций: носовой, центральной и хвостовой. В носовой секции фюзеляжа перед передней бронеплитой размещалось авиационное оборудование и три фотокамеры, первая была направлена вперед, вторая вертикально вниз а третья, с двумя объективами, была ориентирована вправо и влево. Камеры позволяли делать снимки объектов, находящихся непосредственно под самолетом, с высот от 100 до 600 м, или слева (справа) от него на расстоянии 1000-2000 м от линии полета. Для обеспечении доступа к фотоаппаратам носовой обтекатель устанавливался на шарнирах.

В центральной части фюзеляжа размещалась герметичная кабина пилота, отсек вооружения, расположенный под кабиной пилота и семь топливных баков размещенных вдоль кабины и защищенных броней. Кабина пилота с трех сторон защищена стальной броней и бронированным лобовым стеклом. В кабине установлено катапультное кресло. Для поддержания нормальных условий работы пилотов кабина оснащена климат-контролем с ручным управлением.

Хвостовая часть фюзеляжа крепится к центральной части с помощью четырех болтов. При отстыковке хвостовой части обеспечивается доступ к двигателю. В хвостовом обтекателе над реактивным соплом размещался тормозной парашют.

Крыло - цельнометаллическое двухлонжеронное кессонного типа с углом стреловидности 37 градусов. Крыло конструктивно состоит из центроплана, который является неотъемлемой частью фюзеляжа и двух отъёмных консолей. Консоли могут быть отсоединены для удобства транспортировки или замены. На верхней поверхности крыла установлены аэродинамические гребни. Механизация крыла - двухщелевые закрылки и элероны, оснащенные триммерами.

Хвостовое оперение - цельнометаллическое классической схемы стреловидное. Стабилизатор переставляемый в полете, регулировка с помощью электропривода. Руль направления имел механический привод от педалей и оснащался триммером и демпфером рыскания. Управление рулями высоты бустерное, необратимое, с пружинным автоматом усилий, корректируемым по перегрузке. Аварийная система управления ручная.

Шасси - трехопорное с носовым колесом. Колеса шасси оснащались гидравлическими тормозами. Колеса были укомплектованы шинами низкого давления, что позволяло производить взлет и посадку с грунтовых аэродромов. Основные стойки шасси убирались в фюзеляж по направлению к оси симметрии самолета. Неуправляемое носовое колесо убиралось в нишу под каналом воздухозаборника поворотом на 90 градусов назад по полету.

Силовая установка - одноконтурный турбореактивный двигатель с осевым компрессором Fiat 4023 (лицензионный Rolls-Royce/Bristol Siddeley "Orpheus" BOr 3 Mk.803) тягой 2200 кгс.

Вооружение - четыре пулемета Colt-Browning M3 калибра 12,7 мм. Ударное вооружение располагалось на двух узлах внешней подвески под крылом. Оно могло состоять из двух бомб калибра 113 кг, двух зажигательных баков с напалмом или из различных комбинаций неуправляемых авиационных ракет калибром 70 мм, 76 мм или 127 мм. Вместо средств поражения могли подвешиваться дополнительные топливные баки емкостью по 450 литров.

Варианты и модификации[2]

  • G-91R/1 для ВВС Италии первый полет в 1959 году. С 1959 - 1964 годы изготовлено 100 самолетов.
  • G-91R/1А включает 25 самолетов, отличалась составом навигационного оборудования
  • G-91R/1В истребители-разведчики , изготовлено 50 самолетов, которые имели усиленное шасси, бескамерные пневматики колес и более эффективные тормоза.[1]
  • G-91R/3 серийный истребитель-бомбардировщик для ВВС ФРГ. Изготавливался в 1960 - 1966 гг., всего было выпущено 332 самолета из них 62 самолета в Италии и 270 в Германии. На самолете было установлено усиленное крыло, колеса шасси имели бескамерные шины, было изменено вооружение и состав оборудования.[1]
  • G-91R/4 — имел 4 пулемёта и предназначался для поставки в Грецию и Турцию по программе военной помощи финансируемой США . В 1961 году было изготовлено 50 самолетов. Но от закупок греки и турки отказались и самолеты отправили в распоряжении ВВС ФРГ, где они использовались в тренировочных целях на протяжении двух лет, затем самолеты были проданы Португалии.[1]
  • G-91Т —серийный двухместный учебно-тренировочный самолет. Первый полет в мае 1960 года. Всего в 1964-1974 годах было изготовлено 98 самолетов, из них 76 в Италии и 22 в Германии. Конструктивно самолет отличался удлиненным фюзеляжем, для размещения двухместной кабины экипажа и вооружением. Для улучшения обзора кресло инструктора было приподнято на 50 мм, а фонарь получил более выпуклую форму.[1]
  • G-91R/6 - учитывая немецкий опыт, фирма "Фиат" в 1964 году построила 25 самолетов с увеличенными воздушными тормозами и усиленными шасси. Для сокращения до 100 метров взлетной дистанции была возможна установка твердотопливных ускорителей. Под крылом усиленной конструкции смонтировали два дополнительных пилона для подвески вооружения.[3]
  • G-91Y - последняя серийная модификация. Спроектирован на основе конструкции самолета G-91T-3, первый полет в декабре 1966 года. Всего в 1971-1976 годах было изготовлено 67 самолетов. Конструктивно самолет отличался удлиненным фюзеляжем, что позволило разместить за кабиной пилота дополнительный топливный бак; крылом увеличенной площади и автоматическими предкрылками по всему размаху; использованием в силовой установке двух одноконтурных турбореактивных двигателей; вооружением и оборудованием.[3]

Тактико-технические характеристики

Приведённые данные соответствуют модификации G.91R.

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 10,3 м
  • Размах крыла: 8,56 м
  • Высота: 4,0 м
  • Площадь крыла: 16,4 м²
  • Масса пустого: 3100 кг
  • Масса снаряжённого: 5440 кг
  • Масса максимальная взлётная: 5500 кг
  • Двигатель: Бристоль-Сиддли «Орфей» 803 (1×22,2 кН)

Лётные характеристики

Вооружение

  • Пулемёты: 4×12,7 мм Браунинг M3 (M2)
  • Боевая нагрузка: 500—680 кг на 4 подкрыльевых узлах подвески

Боевое применение

Весной 1966 года немцы продали Португалии 40 самолетов G.91R-4 По договору между ФРГ и Португалией указывалось, что ВВС Португалии не имеют права использовать эти самолеты за пределами Европы. Однако правительство Португалии, считая африканские колонии неотъемлемой частью страны, разместило в них две эскадрильи самолетов: одну на территории Мозамбика, а другую в Португальской Гвинее.[1]

Португалия использовала самолёт во время колониальной войны в Африке. В ходе войны было потеряно 7 самолётов, из которых 3 было сбито из ПЗРК Стрела-2 и три из пулемёта ДШК.[4]

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Авиационная энциклопедия "Уголок неба". G 91/1
  2. Редактор Павел Звонов. Вооружённые силы стран мира (журнал) выпуск 116. — Москва: EAGLEMOSS. — С. 8-10. — 20 с.
  3. 3,0 3,1 topwar.ru Истребитель-бомбардировщик Aeritalia Fiat G91
  4. Africa. Дата обращения: 26 июня 2014. Архивировано 4 октября 2011 года.

Ссылки


Шаблон:Самолеты Aeritalia