Discovery One

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Discovery One
U.S.S. Discovery OneU.S.S. Discovery One
Первое появление Космическая одиссея 2001 года
Статус Уничтожен
Запуск 2001
Общие характеристики
Регистр XD-1
Длина 140 м
Ширина 17 м
Экипаж 5 человек

Космический корабль Соединенных Штатов Дискавери Один (англ. U.S.S. Discovery One) — вымышленный межпланетный космический корабль из серии романов Артура Кларка «Космическая одиссея», а также снятых по ним фильмов Космическая одиссея 2001 года и 2010: год вступления в контакт.

Название

Discovery One был назван в честь королевского научно-исследовательского судна RRS Discovery Роберт Скотта, спущенного на воду в 1901 году. Артур Кларк побывал на этом судне, когда оно было пришвартовано в Лондоне возле офиса, где он работал.[1]

Описание

Концепция

Основная идея конфигурации космического корабля в виде гантели первоначально была предложена Артуром Кларком как способ разделения жилого модуля и ядерного реактора, расположенного рядом с двигателем.[2] Discovery One состоит из большой сферы размещенной в носовой части, длинного сегментированного «позвоночника» с коммуникационными тарелками и матрицей гексагональных сопел выхлопной системы на кормовой оконечности корабля.

Карусель

Экваториальная область сферы содержит медленно вращающуюся «карусель» диаметром 11 метров. При её вращении со скоростью немногим быстрее пяти оборотов в минуту, внутренние центрифуги создают искусственную гравитацию, равную уровню гравитации на поверхности Луны. Согласно Кларку и Кубрику, этого уровня достаточно для предотвращения физической атрофии в условиях невесомости.[3] В «карусели» содержатся кухня, столовая, душевая кабинка и туалет. Около неё находятся пять небольших ячеек, содержащие имущество астронавтов. При необходимости вращение «карусели» может быть остановлено. При этом момент импульса сохраняется в маховиках и переключается обратно при возобновлении вращения.[3]

Двигатель

Discovery One оснащен газофазным ядерным реактивным двигателем.[4]

Центрифуги

Внутренние центрифуги являются необходимым условием идеализированной версии жизни в космосе, свободной от проблем со здоровьем и негативных последствий, обычно ассоциированных с переходом от вращающихся частей корабля к неподвижным. Согласно Кларку, этот переход, после приобретения некоторого опыта, прост и автоматичен как шаг на движущийся эскалатор.[3]

Discovery One в фильме «Космическая одиссея 2001 года»

Для съёмок сцены, в которой астронавты ходят внутри вращающейся части сферы, компанией Vickers Engineering Group была построена центрифуга диаметром одиннадцать метров и стоимостью $ 750 000, что составило значительную часть бюджета фильма.[5] Центрифуга вращалась вокруг своей оси со скоростью менее одного оборота в минуту, что составляет примерно пол километра в час. Актеры всегда находились в нижней её части, а оператор с камерой располагались в небольшой колесной тележке, которая передвигалась вместе с центрифугой, таким образом с точки зрения камеры (и зрителей) создавалась видимость того, что астронавты могут ходить по стенам.[3]

Примечания

  1. Arthur Charles Clarke. The lost worlds of 2001: science fiction. — Sidgwick and Jackson, 1972. — 240 с. — ISBN 978-0283979033.
  2. K. F. Long. Deep Space Propulsion: A Roadmap to Interstellar Flight. — Springer, 2011. — С. 5. — 396 с. — ISBN 978-1461406068.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 Gilles Clément, Gilles Clément (Ph.D.), Angelia P. Bukley. Искусственная гравитация = Artificial gravity. — Springer, 2007. — С. 63,64. — 366 с. — ISBN 978-0387707129.
  4. Craig H. Williams, Leonard A. Dudzinski, Stanley K. Borowski, and Albert J. Juhasz. Realizing "2001: A Space Odyssey": Piloted Spherical Torus Nuclear Fusion Propulsion. — Glenn Research Center, 2005-03. — С. 52.
  5. Н. Маркалова. Спецэффекты "Космической одиссеи". Часть 2 (недоступная ссылка). mir3d.ru (31 мая 2010). Дата обращения: 8 марта 2012. Архивировано 18 июня 2012 года.