Dewoitine D.338

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Dewoitine D.338
Тип Авиалайнер
Разработчик Dewoitine
Производитель Франция Dewoitine
Начало эксплуатации 1936
Статус эксплуатация прекращена
Эксплуатанты Air France
Военно-воздушные силы Франции
Lufthansa
Годы производства 19391953
Единиц произведено 32:
D.338 30
D.342 1
D.620 1
Базовая модель D.333

Dewoitine D.338 — французский цельнометаллический трёхмоторный пассажирский авиалайнер, разработанный и производившийся компанией Dewoitine во второй половине 1930-х годов.

История

D.338 был развитием предыдущего лайнера, созданного компанией Dewoitine, D.333, но с убирающимся шасси и несколько увеличившимися габаритами. Первый полёт прототипа с бортовым номером F-AOZA состоялся в 1936 году.

Пассажировместимость самолёта в зависимости от маршрута могла составлять 12, 15, 18 или 22 человек; в перелётах на Дальний Восток использовались салоны класса люкс с раскладными сиденьями, преобразуемыми в спальные места.

Фото Dewoitine D.620 из журнала L’Aerophile за февраль 1936 года

Эксплуатация

D.338, имевший репутацию достаточно надёжного, применялся компанией Air France, кроме европейских рейсов, для полётов в заморские территории Франции, в том числе на Ближнем Востоке, в Индокитае и Южной Америке.

С началом войны несколько самолётов были переданы в ВВС для оснащения эскадрилий дальнемагистральных самолётов SALC 1\110. После перемирия Air France было разрешено возобновить коммерческие полёты; В период с мая по июль 1941 года, во время сирийской кампании против Союзных войск ВВС Виши снова реквизировали 18 D.338 с гражданскими экипажами для усиления транспортной авиагруппы WG II/15. Они установили воздушный мост между Францией и Сирией (через занятые немцами промежуточные аэродромы в Греции и на островах Эгейского моря). 3 или 4 D.338 были уничтожены в ходе налётов Союзной авиации, а ещё три оказались в ВВС «Свободной Франции»

1 февраля 1943 года 8 самолётов были переданы немецкой компании «Lufthansa». Однако, их эксплуатация сперва застопорилась из-за планировавшейся модернизации, а после бомбардировки Союзниками Тулузы 5 апреля 1944 года и вовсе стала невозможной.

Пережившие войну 9 самолётов несколько месяцев использовались на линии Париж—Ницца.

Модификации

D.338
Основная серийная модификация, построено 30 экземпляров.
D.342
В 1939 году построен 1 самолёт с улучшенными обводами и 682-сильными двигателями Gnome-Rhône 14N, вмешавший 24 пассажира. Передан Air France в 1942 году (F-ARIZ), спустя полгода эксплуатации разбился близ Амёр-эль-Айн (Алжир)[1].
D.620
Развитие проекта D.338: установлены 656-сильные двигатели Gnome-Rhône 14Krsd с нагнетателем, вместимость 30 пассажиров; построен 1, в эксплуатацию не поступал, предположительно разобран.

Лётно-технические характеристики

Схема D.620
(D.338):
Параметр Показатель
Длина, м 22,13
Размах крыла, м 29
Высота хвоста, м 5,57
Площадь крыла, м² 80
Двигатели три Hispano-Suiza 9V-16 / Hispano-Suiza 9V-17
Мощность 3×650 л. с.
Макс. скорость, км/ч 301
Крейсерская скорость, км/ч 260
Дальность полёта, км 1950
Фюзеляж узкий
Высота полёта, м 4900
Взлётный вес, кг
Макс. взлётный вес, кг 11150

Операторы

 Франция
Германия Германия
  • Lufthansa: компании были переданы 7 трофейных D.338.
 Аргентина
  • ВВС Аргентины 5 мая 1943 года получили 2 D.338: F-AQBT Ville de Chartres (переименован в T 170) и F-AQBR Ville de Pau (T 171), которые эксплуатировались в составе 2-й Авиатранспортной Группы (база Эль Паломар) до конца 1940-х годов.

Аварии и катастрофы

За время эксплуатации было потеряно 6 самолётов Dewoitine D.338[2].

Дата Бортовой номер Место аварии Жертвы Краткое описание
23.03.1938 Флаг Франции F-AQBB Флаг Франции Корсави (30 км от Перпиньяна) 8/8 Борт Air France на маршруте Дакар — Касабланка — Оран — Тулуза — Париж в условиях плохой видимости (снег) врезался в гору и взорвался[3].
02.05.1939 Флаг Франции F-ARIC Флаг Марокко Аргана 9/9 Разбился во время перелёта из Дакара в Касабланку из-за внезапного обледенения[4][5].
20.06.1940 Флаг Франции F-ARTD [[Уистреам|Флаг Франции Уистреам]] 1/3 По ошибке сбит французским истребителем (по другим данным[6] подбит зениткой), дополнительно повреждён во время вынужденной посадки; погиб радист).
07.07.1940 Флаг Франции F-AQBA Тонкинский залив 4/4 Сбит японским истребителем[7].
11.10.1940 Флаг Франции F-AQBJ Флаг Бенина Карновиль 3/3 Самолёт, выполнявший рейс Ниамей — Котону врезался в гору[8]. По другим данным, катастрофа произошла 10 октября[9].
1940 Флаг Франции F-AQBH Индокитай 0/н.д. Обстоятельства потери неизвестны[10].

Примечания

  1. Crash-aerien 27 SEP 1942 d'un Dewoitine D.342 F-ARIZ - Ameur-el-Aïn. Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 10 июня 2021 года.
  2. Dewoitine D.338 | Bureau of Aircraft Accidents Archives. www.baaa-acro.com. Дата обращения: 7 июля 2020.
  3. CRASH OF A DEWOITINE D.338 NEAR CORSAVY: 8 KILLED. Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 27 сентября 2020 года.
  4. Aviation Safety Network: Accident Description. Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 15 сентября 2015 года.
  5. CRASH OF A DEWOITINE D.338 IN ARGANA: 9 KILLED
  6. CRASH OF A DEWOITINE D.338 IN OUISTREHAM: 1 KILLED. Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 10 августа 2020 года.
  7. CRASH OF A DEWOITINE D.338 INTO THE GULF OF TONKIN: 4 KILLED. Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 28 сентября 2020 года.
  8. Bureau of Aircraft Accidents Archives
  9. Harro Ranter. ASN Aircraft accident Dewoitine D.338 F-AQBJ Carnotville. 143.95.41.247. Дата обращения: 7 июля 2020. (недоступная ссылка)
  10. CRASH OF A DEWOITINE D.338 IN INDOCHINA. Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 4 августа 2020 года.


Источники

  • The Illustrated Encyclopedia of Aircraft (Part Work 1982-1985) (англ.). — Orbis Publishing  (англ.).
  • Munson, Kenneth. Airliners between the wars 1919-39 (неопр.). — New York: The Macmillan Co., 1972.
  • John Stroud «Wings of Peace. Dewoitine D.332, D.333 and D.338» Aeroplane Monthly, September 1987.
  • Robert Esperou, " Les Dewoitine 338 ", Le Fana de l'Aviation, no 235,‎ juin 1989, p. 30-35.
  • Gilles Collaveri, " Accident du Dewoitine 338 F-AQBB. Le Ville de Toulouse ne répond plus ", Le Fana de l’Aviation, no 580,‎ mars 2018, p. 30-34.

Ссылки