Dasein

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Да́зайн (нем. Dasein [ˈdaːzaɪ̯n] Информация о файле слушать) — немецкое философское понятие, обычно ассоциируемое с учением Мартина Хайдеггера. «Дазайн» дословно переводится как «вот-бытие», «здесь-бытие». Обычный его философский и обиходный смысл — «существование», «экзистенция»; так оно и переводится на русский за двумя исключениями: для текстов Гегеля используется перевод «наличное бытие», а в языке Хайдеггера оно считается непереводимым. Варианты перевода: «вот-бытие», «здесь-бытие», «се-бытие», «существование здесь», «присутствие», «бытие присутствия». Также встречается перевод «сиюбытность». Иногда используются транслитерация (как в настоящей статье) и немецкое написание.

История употребления

В философском смысле термин Dasein использовал ещё Шеллинг в «Системе трансцендентального идеализма» (1800): Das ganze Dasein der Mathematik beruht auf der Anschauung[1] (Все бытие математики полностью основано на созерцании)[2]

Также термин Дазайн в значении существа/существования использует Ницше в работе Так говорил Заратустра (1883): Unheimlich ist das menschliche Dasein (жутко человеческое существование — I:7)

Общий смысл понятия у Хайдеггера

Дазайн — сущее, которое обладает способностью вопрошать о бытии. Дазайн — главное понятие основополагающего труда Хайдеггера Бытие и время. Дазайн — «сущее, в бытии которого речь (дело) идет о самом этом бытии»[3]. Согласно А. В. Ахутину, выражение «дело идет…» («es geht um») означает, что Дазайн не просто есть, но «отнесено к своему бытию (…), не просто находится в бытии, но обходится с ним»[4].

Дазайн — это сокровенная способность в человеке, которая понимает бытие вообще. Дазайн бытийствует как экзистенция.

Через выявление экзистенциальной структуры дазайн человек может обрести смысл бытия. Эти структуры называются экзистенциалами. Как способ существования человека, экзистенциалы предшествуют категориям и понятиям. Такое предшествование лежит в основе феномена понимания и является его пред-структурой.

Понимая, человек мыслит. Мысль даёт слово бытию. Мысль реализуется в языке. Язык удерживает открытым «просвет бытия».

В своей статье «Временность дазайн и время бытия» Херрманн даёт следующее указание:

Решающим для понимания фундаментально-онтологического начинания в «Бытии и времени» является разница, царящая между раскрытостью бытия-вообще и способом, каким Дазайн раскрыто для себя самого в качестве трёхчленной заботы, в исполнении которой открыта раскрытость бытия-вообще.

Хайдеггер подчеркивает, что не следует смешивать понятие дазайн с субъектом: дазайн объективно существует, — это существо, «вовлечённое в мир».

Ролло Мэй

Экзистенциальный психолог и психотерапевт Р. Мэй переводит термин Dasein с немецкого буквально как «находящийся здесь человек», а сам как эквивалент этому понятию использует понятие человека существующего.[5] В экзистенциальной психологии и психотерапии понятие Dasein определяет бытие человека, причём конкретное (по времени, месту, пространству существования человека) его бытие — «здесь» бытие, которое является моим.[6]

См. также

Примечания

  1. § 4. Organ der Transzendental-Philosophie. Дата обращения: 22 сентября 2014. Архивировано 24 сентября 2014 года.
  2. Система трансцендентального идеализма. Дата обращения: 22 сентября 2014. Архивировано 24 сентября 2014 года.
  3. М. Хайдеггер. Бытие и время. § 4.
  4. Анатолий Ахутин. Dasein. (Материалы к толкованию) Архивная копия от 16 декабря 2010 на Wayback Machine.
  5. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 24.
  6. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 107.

Литература

  • Хайдеггер М. Бытие и время = Sein und Zeit / Пер. [с нем. и примеч.] В. В. Бибихина. — М.: Ad Marginem, 1997. — 451 с. — ISBN 5-88059-021-6.
    • 2-е изд., испр. — СПб.: Наука , 2002. — X, 450 с., [1] л. портр. — ISBN 5-89329-078-X
    • [Харьков]: Фолио, 2003. — 509, [1] c. — ISBN 966-03-1594-5.

Ссылки