Das neue Pathos

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Новый пафос
Das neue Pathos
Язык немецкий
Страна  Германская империя
Дата основания 1913

«Новый пафос» (нем. «Das neue Pathos») — немецкий литературный журнал, издававшийся в 19131914 годах в Берлине. Основателями журнала стали художники и литераторы-экспрессионисты того времени: Ханс Эренбаум-Дегеле, Роберт Р. Шмидт, Людвиг Майднер и Пауль Цех.

Краткая характеристика

В журнале печатались ведущие литераторы того времени: Готфрид Бенн, Эрнст Бласс, Альберт Эренштейн, Вальтер Газенклевер, Георг Гейм, Рихард Демель, Курт Пинтус, Эмиль Верхарн и многие другие. Номера украшались графикой современных художников, многие из которых позднее стали классиками экспрессионизма: Эрих Хекель, Людвиг Майднер, Карл Шмидт-Роттлуфф и др. Название журнала стало крылатым выражением, которое иногда употребляют как одно из определений сути экспрессионистского искусства. Так, знаменитые вечера берлинского «Нового клуба» проходили под маркой «Неопатетическое кабаре». Во вступительной заметке к первому номеру журнала Стефан Цвейг так истолковал понятие «Новый пафос»:

«Похоже, что в наши дни вновь готовится возвращение к первоначальному сближению и единению поэта и слушателя, появление нового пафоса. Театр был первым мостиком между поэзией и толпой. Но тогда еще был актёр как посредник произносимых слов, собственно Лирическое не было как таковым произведением, лишь иллюзией на три-четыре часа. Но время отстранённости поэта от толпы, что была подкрепляема большими дистанциями между народами, по-видимому, сменяется ныне новым сближением посредством индустриализации городов. Поэты теперь снова сами декламируют свои стихи в залах, в вольных университетах Америки, даже в церкви звенят строки Уолта Уитмена, обращенные к американскому сознанию — и это касается не только политически горячего времени — можно вспомнить Петёфи, читающего свою народную песню „Talpra magyar“ революционной толпе со ступеней университета — так теперь почти каждый день. Кажется, поэты вновь способны, как в былые времена, стать если не духовными вождями времени, то хотя бы укротителями и возбудителями своих страстей, рапсодами, взывающими, воспламеняющими, несущими святой огонь: энергию»[1].

Примечания

  1. Expressionismus. Literatur und Kunst 1910—1923. / Hrsg. von P. Raabe und H. L. Greve. — Marbach, 1990. — S. 46-47. (пер. с нем. А. Чёрного)