Chevrolet Corvair

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Chevrolet Corvair
Общие данные
Производитель Соединённые Штаты Америки General Motors
Годы производства 19591969
Класс C
Дизайн
Тип кузова 2‑дв. купе
2‑дв. кабриолет
2‑дв. пикап
4‑дв. седан
4‑дв. универсал
6‑дв. фургон
8‑дв. фургон
Платформа Z-платформа
Компоновка заднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула 4 × 2
Двигатель
Оппозитные, 6-цилиндровые:
2296 см³
2375 см³
2683 см³
Массово-габаритные характеристики
Колёсная база 2743 мм
Преемник
Chevrolet Camaro

Chevrolet Corvairамериканский автомобиль компакт-класса, выпускавшийся подразделением корпорации GM Chevrolet с 1959 по 1969 год. Изначально позиционировался GM как компактный автомобиль начальной ценовой категории. Однако попытка обосноваться в этой рыночной нише не удалась, и впоследствии была предпринята попытка сместить позиционирование модели в сторону компактного спортивного автомобиля, аналога «импортных» (европейских) спортивных автомобилей и менее дорогой альтернативы Chevrolet Corvette.

Во многом именно «размытое» позиционирование, а также — практически полное отсутствие рекламы в последние годы выпуска, кроме того — стойкое предубеждение автомобильного сообщества, вызванное публикацией книги Ральфа Нейдера «Опасен на любой скорости»[1], главным «героем» одной из глав которой был Chevrolet Corvair как яркий представитель продукции детройтских автопроизводителей, и послужили причиной ухода этой модели с рынка в конце 1960-х без адекватной замены в модельном ряду.

История

Corvair 1959, вид спереди
Corvair 1959, вид сзади

Corvair был создан в конце 1950-х годов как ответ на растущий импорт европейских автомобилей с задним расположением двигателя — как малолитражных моделей, вроде «Volkswagen Kaefer», так и спортивных, типа Porsche.

Все поколения представляли собой варианты единого шасси с задним расположением оппозитного шестицилиндрового двигателя воздушного охлаждения, трансмиссией типа «трансэксл» (англ. transaxle) и независимой подвеской всех колёс. На заднюю ось приходилось более 60 % от общей массы автомобиля. Очень плоский и низко расположенный двигатель позволил создавать грузопассажирские версии, фургоны, и даже пикапы, не имевшие выраженного «горба» в полу багажного отделения, как, например, у опытных фургонов на базе «Запорожца».

Гамма кузовов модели первого поколения включала следующие варианты: четырёхдверные седаны Corvair 500 и 700, двухдверное купе Monza и кабриолет на его базе, универсал Lakewood и семейство коммерческих автомобилей вагонной компоновки Corvair 95 (95 — колёсная база этих автомобилей в дюймах, 2413 мм), включавшее фургон Corvan 95 и микроавтобус Greenbrier, пикапы Loadside и Rampside. Corvan 95 имел глухие боковины и 2-створчатую дверь сзади. Пассажирская модификация Greenbrier имела кроме задней, вторую двустворчатую дверь в правой боковине и, в качестве редкой опции, третью такую же слева. У пикапа Loadside откидным был только задний борт, более поздний Rampside имел также откидной борт справа, выполнявший роль трапа для погрузки-разгрузки. Наиболее редкой моделью первого поколения является ранний пикап Loadside, выпущенный в 1962 модельном году в количестве 369 экземпляров.

Независимо от объёма установленного двигателя, Chevrolet Corvair оснащался 3-ступенчатой механической коробкой передач, как опция была доступна автоматическая 2-ступенчатая. За образование топливно-воздушной смеси отвечали два карбюратора (по одному на каждые три расположенные на одной стороне цилиндра).

В 1965 модельном году выпущено второе поколение, получившее полностью новый кузов типа хардтоп. В этом же году снято с производства семейство «Corvair-95». Из ранее обширной гаммы кузовов остались только купе, кабриолет и 4-дверный седан. Введением заднего стабилизатора поперечной устойчивости и новой задней подвески с полуосями, имеющими по два карданных шарнира вместо одного, была устранена отмеченная в книге Нейдера (см. выше) склонность автомобиля к опрокидыванию в высокоскоростных поворотах[2]. В 1966 году прекращено производство в Канаде, а 1967 год стал последним годом выпуска 4-дверного седана.

В мае 1969 года производство Chevrolet Corvair полностью прекращено.

Турбированный вариант

Первый в мире серийный автомобиль с турбонаддувом — Chevrolet Corvair Monza Spyder, в основе двигателя которого лежал 2,3-литровый блок. Мощность силового агрегата возросла с 84 до 150 л. с., время разгона с 0 до 100 км/ч сократилось с 21,6 секунд до 10,8 секунд. Турбированный Corvair создавался как альтернатива различным британским спорткарам[3].

Примечания

  1. Nader, Ralph. Unsafe at Any Speed: The Designed-in Dangers of the American Automobile. New York: Grossman, (revised edition) 1972. ISBN 0-670-74159-0.
  2. Петр Гутиков. Петля безопасности. Хроника автомобильных катастроф. — М.: Эксмо, 2011. — ISBN 978-5-699-52676-5.
  3. Обзор и история Chevrolet Corvair 1964 (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 мая 2010. Архивировано 22 марта 2012 года.

Ссылки