C-Train

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Си-Трейн
C-Train
Описание
Страна  Канада
Расположение Файл:Flag of Calgary, Alberta.svg Калгари
Дата открытия 1981
Эксплуатант Calgary Transit[англ.]
Маршрутная сеть
Число маршрутов 2
Длина сети 48,8 км

Си-Трейн (англ. C-Train) — система легкорельсового транспорта города Калгари, Канада. В настоящее время в системе работают две линии, которые можно разделить на три части, общей длиной 48,8 км, связывающие с центром северо-восточные, северо-западные и южные районы Калгари. Также планируется строительство линий в западном, юго-восточном и северном направлениях. По данным на 2008 год, «Си-Трэйн» перевозит 297 500 пассажиров ежедневно[1].

Определение

Си-Трэйн занимает промежуточное положение между трамваем и метрополитеном. На английском система называется Light Rail, однако это понятие не имеет чёткого определения, так называют и линии полноценного, хоть и облегчённого, метрополитена, и современные трамвайные линии.

Си-Трэйн не отвечает определению метрополитена, так как в центре города пути проложены на совмещённом полотне[2], хотя большая часть трассы Си-Трэйн гораздо больше напоминает трассу метро. От большинства традиционных трамвайных систем Си-Трэйн отличает тот факт, что подвижной состав приспособлен для эксплуатации только с высокими платформами.

Таким образом Си-Трэйн, хотя и не является метрополитеном, но довольно сильно отличается от традиционного трамвая. В России такие системы обычно называют скоростным трамваем или метротрамом. На авторитетном сайте urbanrail.net[3] Си-Трэйн обозначается как легкорельсовая транспортная система, имеющая некоторые признаки метро, но не являющаяся полноценным метрополитеном так же, как, например, и Волгоградский метротрам.

Расположение станций

Типичная станция Си-Трэйна по ту сторону центра города — как, например, новая северо-восточная станция Макнайт/Вествиндс[4] — учитывает несколько методов пассажирского приезда и ухода. Некоторые пассажиры Си-Трэйна добираются до пригородных станций маршрутным автобусом, на котором направляются в окружающие микрорайоны. Ещё один популярный выбор — перехватывающая парковка (по-английски «Park and Ride»), где пассажиры делают пересадку для завершения поездки. Альтернативно — некоторые пассажиры Си-Трэйна высаживаются в погрузочных причалах с машин, водители которых едут куда-нибудь в другое место; во многом благодаря тому, что большинство подобных пассажиров привозят супруги, эти причалы называются «полосы для поцелуев» (по-английский «Kiss and Ride»).

станция Си-Трэйна «Эритаж»

Архитектура станций

Всё станции Си-Трэйна в настоящее время являются наземными открытыми станциями. Станции в центре города обычно состоят из единых боковых платформ. По ту сторону центра города несколько станций состоят из спаренных боковых платформ, но станции обычно строили из островных платформ, в котором полуэтаж вилета помещался над платформой.

Подвижной состав

Четырёхвагонный Си-Трэйн прибывает на станцию Ратуша

В настоящее время на линиях Си-Трэйна эксплуатируют трёхвагонные поезда. Всего в системе Си-Трэйна имеются 79 легкорельсовых вагонов Siemens-Duewag U2 и 72 легкорельсового вагона Siemens SD-160, которые также используются на современных легкорельсовых системах Солт-Лейк-Сити и Сан-Диего. В 2012 году планируется поставка ещё 34 вагонов SD-160.

Линии

Название Год открытия Количество станций Длина Время поездки
Линия 201 1981 28 36,3 км 54 мин
Линия 202 1985 19 14,5 км 27 мин

Линия 201

Эта линия обслуживает северо-западные и южные районы Калгари. На этой линии расположено 28 станций:

Станция Год открытия Направление Координаты Примечания
Крофут 2009 51°07′21″ с. ш. 114°12′24″ з. д.HGЯO северо-западная конечная станция
Далхаузи 2003 51°06′12″ с. ш. 114°09′39″ з. д.HGЯO
Брентвуд 1990 51°05′15″ с. ш. 114°07′56″ з. д.HGЯO
Юниверсити 1987 51°04′49″ с. ш. 114°07′23″ з. д.HGЯO
Банф-Трейл 1987 51°04′15″ с. ш. 114°06′55″ з. д.HGЯO
Лайонс-Парк 1987 51°03′54″ с. ш. 114°06′12″ з. д.HGЯO
САИТ/АКАД/Джубили 1987 51°03′47″ с. ш. 114°05′28″ з. д.HGЯO официально называлась «Политехнический Институт Южной Альберты/Колледж Альберты Изящных Искусств и Композиции/Юбилейная»
Саннисайд 1987 51°03′21″ с. ш. 114°05′03″ з. д.HGЯO
Эйт-Стрит-Саутвест 1981 южное 51°02′49″ с. ш. 114°04′54″ з. д.HGЯO
Западная Седьмая Улица 1981 северо-западное 51°02′49″ с. ш. 114°04′50″ з. д.HGЯO
Западная Шестая Улица 1981 южное 51°02′48″ с. ш. 114°04′30″ з. д.HGЯO
Западная Четвёртая Улица 1981 северо-западное 51°02′48″ с. ш. 114°04′19″ з. д.HGЯO
Западная Третья Улица 1981 южное 51°02′48″ с. ш. 114°04′08″ з. д.HGЯO Эта станция закрылась для капитального ремонта в 2009 году. Нет официальной даты её открытия, но муниципалитет заявляет, что станция откроется в 2010 году[5].
Западная Первая Улица 1981 северо-западное 51°02′48″ с. ш. 114°04′01″ з. д.HGЯO
Центральная Улица 1981 южное 51°02′47″ с. ш. 114°03′43″ з. д.HGЯO
Олимпик Плаза 1981 северо-западное 51°02′47″ с. ш. 114°03′33″ з. д.HGЯO
Ратуша 1981 южное 51°02′47″ с. ш. 114°03′25″ з. д.HGЯO
Виктория Парк/Стампид 1981 51°02′18″ с. ш. 114°03′30″ з. д.HGЯO
Эрлтон/Стампид 1981 51°01′56″ с. ш. 114°03′31″ з. д.HGЯO
Тридцать девятая авеню 1981 51°01′03″ с. ш. 114°03′42″ з. д.HGЯO
Шинук 1981 50°59′50″ с. ш. 114°03′58″ з. д.HGЯO
Эритаж 1981 50°58′43″ с. ш. 114°04′27″ з. д.HGЯO
Саутлэнд 1981 50°57′51″ с. ш. 114°04′36″ з. д.HGЯO
Андерсон 1981 50°57′17″ с. ш. 114°04′29″ з. д.HGЯO
Кэньон Медоуз 2001 50°56′10″ с. ш. 114°04′12″ з. д.HGЯO
Фиш-Крик/Лакомб 2001 50°55′23″ с. ш. 114°04′22″ з. д.HGЯO
Шонесси 2004 50°54′38″ с. ш. 114°04′14″ з. д.HGЯO
Сомерсэт/Брайделвуд 2004 50°53′57″ с. ш. 114°04′09″ з. д.HGЯO южная конечная станция

Линия 202

Эта линия обслуживает северо-восточные районы Калгари. На этой линии расположено 19 станций:

Станция Год открытия Направление Координаты Примечания
Макнайт/Вествиндс 2007 51°06′29″ с. ш. 113°58′37″ з. д.HGЯO северо-восточная конечная станция
Уайтхорн 1985 51°05′11″ с. ш. 113°58′54″ з. д.HGЯO
Рандэл 1985 51°04′30″ с. ш. 113°58′54″ з. д.HGЯO
Мальборо 1985 51°03′32″ с. ш. 113°58′54″ з. д.HGЯO
Фрэнклин 1985 51°02′50″ с. ш. 113°59′39″ з. д.HGЯO
Барло/Макс Бэлл 1985 51°02′45″ с. ш. 114°00′25″ з. д.HGЯO
Зоо 1985 51°02′51″ с. ш. 114°01′30″ з. д.HGЯO
Бриджлэнд/Мемориальная 1985 51°02′56″ с. ш. 114°02′26″ з. д.HGЯO
Восточная Третья Улица 1985 центральное 51°02′46″ с. ш. 114°03′17″ з. д.HGЯO
Ратуша 1981 северо-восточное 51°02′47″ с. ш. 114°03′25″ з. д.HGЯO
Олимпик Плаза 1981 центральное 51°02′47″ с. ш. 114°03′33″ з. д.HGЯO
Центральная улица 1981 северо-восточное 51°02′47″ с. ш. 114°03′43″ з. д.HGЯO
Западная Первая Улица 1981 центральное 51°02′48″ с. ш. 114°04′01″ з. д.HGЯO
Западная Третья Улица 1981 северо-восточное 51°02′48″ с. ш. 114°04′08″ з. д.HGЯO Эта станция закрылась для капитального ремонта в 2008 году. Нет официальной даты её открытия, но муниципалитет заявляет, что станция откроется в 2009 году[5].
Западная Четвёртая Улица 1981 центральное 51°02′48″ с. ш. 114°04′19″ з. д.HGЯO
Западная Шестая Улица 1981 северо-восточное 51°02′48″ с. ш. 114°04′30″ з. д.HGЯO
Западная Седьмая Улица 1981 центральное 51°02′49″ с. ш. 114°04′50″ з. д.HGЯO
Западная Восьмая Улица 1981 северо-восточное 51°02′49″ с. ш. 114°04′54″ з. д.HGЯO
Западная Десятая Улица 1985 51°02′49″ с. ш. 114°05′06″ з. д.HGЯO центральная конечная станция

Бесплатный пояс в центре города

Линии 201 и 202 совместно используют девять станций, расположенных по Седьмому Авеню в центре Калгари. При проезде в пределах этих девяти станций оплата не производится. При проезде за пределы этого участка необходимо оплатить проезд.

Будущее

Продолжение Линии 201

Весной 2009 года открылась станции Крофут, она станет новой конечной на северо-западном направлении. Кроме того, возможно открытие новых станций, в северо-западном направлении (Тусканская/Рокий Ридж) к 2014 году и в южном направлении (Сильверадо и 212-е Авеню) к 2025 году.

Продолжение Линии 202

Новая северо-восточная конечная станция Макнайт/Вествиндс открылась осенью 2007 года. Возможно открытие ещё нескольких станций в северо-восточном направлении (Мартиндэйль и Саддлтаун к 2011 году, и других станций, находящихся на этапе проектирования к 2025 году).

Муниципальный совет Калгари заказывал западное продолжение линии 202[6] для окончании к 2012 году. На новом западном участке расположено шесть станций:[7]

  • Сунальта (надземная станция)
  • Шаганаппи
  • Вестбрук (подземная станция)
  • 45-я Улица (подземная станция)
  • Широко
  • 69-я Улица — новая западная конечная станция (подземная станция)[8]

Начато проектирование ещё двух станций (85-я Улица и 101-я Улица), они могут быть открыты к 2025 году.

Планы строительства новых линий

Новая юго-восточная линия Си-Трэйна утверждала с муниципальным советом Калгари к 2003 году. Линия 203 соединит центр Калгари с юго-восточными районами. Три станции в центре города будут подземными[9]. В отличие от Линий 201 и 202, на которых используются вагоны SD-160 и U2, для Линии 203 рассматривается возможность применения низкопольных легкорельсовых вагонов[10], как, например, Аванто. На Линии 203 запроектировано 18 станций:

  • Ау Клэрь — конечная станция в центре города (подземная станция)
  • Центральная (на 6-е Авеню) (подземная станция)
  • Маклауд Трэйл (подземная станция)
  • Восточная 4-я Улица
  • Ингельвуд/Рамзий
  • Кроссроудс
  • Хайфильд
  • Линнвуд
  • Огден
  • Южный Холм
  • Парк Каменоломни
  • Дугласдэйл
  • Шепард
  • Прествик
  • Маккензи Таун
  • Авбурн Бэй
  • Больница
  • Ситон — юго-восточная конечная станция[11]

Планы реконструкции в центральной части города

Большинство станций Си-Трэйна в центральной части города отремонтируют к 2012 году. План включает капитальный ремонт и расширение станций, для приёма большего количества пассажиров и четырёхвагонных поездов. Реконструкция пяти станций планируется к 2010 году; Олимпийскую Площадь и 3-ю восточную улицу снесут к 2012 году, как только закончат станцию Ратуша. 10-ю западную улицу снесут и объединят в один блок к западу вместе с продолжением Линии 202.[12]

Первоначальные планы система Си-Трэйна содержали подземную линию через Калгари[13], и станция под Ратушей была не достроена при первоначальном строительстве Линии 201.[14] Муниципальный совет Калгари заказывал новое функциональное изучение системы метро в центре Калгари[15] в ожидании эксплуатации к 2017 году.[16]

Примечания

  1. Пассажирская статистика Американской Ассоциации Общественного Транспорта «APTA» 2008 г. (недоступная ссылка)
  2. Фото поезда на одноуровневом пересечении. Дата обращения: 3 марта 2007. Архивировано 11 марта 2007 года.
  3. UrbanRail.Net > North & South American Subway and Light Rail Systems. Дата обращения: 3 марта 2007. Архивировано 5 марта 2007 года.
  4. Путеводитель по станции Макнайт-Вествиндс, стр. 5 Архивировано 20 мая 2011 года.
  5. 5,0 5,1 Бюллетинь проекта (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 декабря 2007. Архивировано 1 марта 2008 года.
  6. «Route For New West Leg Of LRT Approved», 21 ноябрь 2007 г. (недоступная ссылка)
  7. Calgary Transit Западный ЛРТ: Функциональное Изучение
  8. 2007 Доклад Западного ЛРТ
  9. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 декабря 2007. Архивировано 11 апреля 2008 года. План Центргорода, часть 12, стр. 79
  10. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 декабря 2007. Архивировано 30 сентября 2007 года. План Бельтлайна Перерасвёртывании, часть 2, стр. 85-86
  11. Calgary Transit Архивировано 28 сентября 2007 года. Планы Юго-восточного ЛРТ
  12. [1] Архивная копия от 27 сентября 2007 на Wayback Machine Капитальный ремонт Си-Трэйна в центральной части города
  13. План Ратуши Перерасвёртивании, стр. 30 Архивировано 1 марта 2008 года.
  14. [2] ЛРТ: Стратегическое развёртывание
  15. Муниципальный совет Калгари, 06 ноябрь 2007 г.. Дата обращения: 8 ноября 2007. Архивировано 10 июня 2015 года.
  16. Устный доклад муниципальному совету Калгари, 06 ноябрь 2007 г.

Ссылки