Bugatti Type 13
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка. |
Необходимо проверить качество перевода и исправить содержательные и стилистические ошибки. |
В статье не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Type 13 — первая серийная модель Bugatti, которую компания начала производить в 1910 году сразу после ее создания в Мольсеме. В 1919 году Type 13 получил новый двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр, это была одна из первых серийных моделей автомобилей с таким двигателем. Дорожные автомобили стали называть pur-sang («чистокровные») в соответствии с отношением Этторе Бугатти к своим проектам.
Благодаря победе на гонках в Брешии Type 13 в 1921 году прославил марку Bugatti, и стал образцом спортивного автомобиля.
1910 — 1914 годы
Type 10
Type 13 был создан на основе прототипа Type 10, построенного Этторе Бугатти во время его работы в компании Gasmotoren-Fabrik Duetz AG в Кёльне.
На Тип 10 установлен рядный четырехцилиндровый двигатель собственной разработки Этторе Бугатти с приводом клапанов от распределительного вала в несъёмной головке блока цилиндров. Для того времени это было редким решением. Двигатель был небольшим: диаметр цилиндра 62 мм, ход поршня 100 мм, рабочий объём 1208 куб. см, и развивал 10 л.с. (в других источниках 12 л.с.). Этого было достаточно для легкого двухместного автомобиля масса которого в разных источниках указана как 320 и 365 кг. Открытый кузов с неразрезными мостами спереди и сзади.
По окончании контракта с Deutz Этторе направился в регион Эльзас, тогда еще входивший в состав Германской империи, в поисках завода, чтобы начать производство собственных автомобилей. После Первой мировой войны Эльзас снова стал частью Франции, а вместе с ней и Bugatti.
Автомобиль был сохранен и назван «la baignoire» («ванна») персоналом Molsheim в более поздние годы из-за формы кузова, не имевшего дверей. Этторе восстановил его в 1939 году и перекрасил в оранжево-красный цвет, в связи с чем автомобиль получил новое прозвище «le Homard» («Омар»). Во время Второй мировой войны он был перевезён в Бордо и оставался там в течение десятилетий. Сегодня машина находится в Калифорнии в руках частного коллекционера.
Type 13
Приступив к работе на своем новом заводе в Мольсеме, Бугатти усовершенствовал свой легкий автомобиль с приводом от вала в гоночный Type 13. Это включало в себя расточку двигателя до 65 мм, чтобы получить в общей сложности 1,4 л (1368 куб. см / 83 дюйма 3). Большим достижением стала конструкция Bugatti с четырехклапанной головкой — одна из первых когда-либо задуманных машин такого типа. Мощность с двумя карбюраторами Zenith достиг 30 л. с. (22 кВт) при 4500 оборотах в минуту, что более чем достаточно для автомобиля весом 660 фунтов (300 кг). Теперь по всему периметру были установлены листовые рессоры, и автомобиль имел колесную базу размером примерно 2 м (79 дюймов).
Несмотря на внешний вид игрушки, Bugatti Type 13 успешно участвовал в гонках. Уже в 1910 году его видели на гоночной трассе; он выглядел довольно неуместно по сравнению с громоздкими моделями автомашин-участников гонок. Недостаток мощности Type 13 компенсировался хорошей управляемостью, эффективными рулевым управлением и торможением. Эти важные элементы были сохранены во всех будущих конструкциях Bugatti. Максимальная скорость была 125 км/ч.
Новая компания произвела пять экземпляров в 1910 году и участвовала в Гран-при Франции в Ле-Мане в 1911 году. Крошечный Bugatti выглядел необычно на гоночной трассе, но уверенно занял второе место после семи часов гонок.
Первая мировая война повлияла на остановку производства автомашин в спорном регионе. На время войны Этторе взял с собой в Милан два готовых автомобиля Type 13, оставив в Эльзасе детали еще для трех машин, которые были захороненны возле завода. После войны Э. Бугатти вернулся, раскопал детали и подготовил пять Type 13 для гонок.
Type 15
Type 15 был вариант типа 13 с более длинной, колесной базой 2400 мм. Он имел шестигранный радиатор спереди и полуэллиптические рессоры сзади.
Type 17
Также производилась другая версия — Type 17 с колесной базой 2550 мм. Он имел шестиугольный радиатор и задние пружины аналогичные с Type 15.
Type 22
Type 15 был обновлен в 1913 году как Type 22. У него был дорожный кузов большего размера, овальный радиатор и пружины в четверть круга.
Type 23
Эта двухклапанная версия Type 17 с корпусом типа «лодка» была построена в 1913 году как Type 23. Он также имел радиатор овальной формы от Type 22.
1920-е годы
Type 13 Brescia
На гонках в Ле-Мане 1920 года Bugatti участвовала, выставив на трассу три свои автомашины Type 13. Однако незаконный акт Этторе, который положил руку на крышку радиатора во время гонки, привел к дисквалификации ведущей машины.
Модель Type 13 оказалась исключительно удачной. Автомобили Bugatti заняли первые четыре места на Гран-при Брешии в 1921 году, и количество заказов на автомашину хлынуло потоком. С учетом успеха в гонках, все последующие модели Bugatti с четырьмя клапанами носили название Brescia.
Это были единственные модели Bugatti, в которых карбюратор располагался с левой стороны двигателя, а выхлоп — с правой. Передние тормоза были добавлены в 1926 году.
Type 23 Brescia Tourer
Bugatti Type 23 Brescia — хвостовая двухместная «лодка» 1921 года. Bugatti извлекла выгоду из гоночного успеха Type 13 «Brescia», выпустив серийный автомобиль Brescia Tourer после Первой мировой войны. В нем использовался многоклапанный двигатель Brescia и с 1920 по 1926 год было построено 2 000 экземпляров, что сделало его первым серийным автомобилем с несколькими клапанами, когда-либо созданным.