Brutal Doom

Это серебряная статья пантеона энциклопедии Руниверсалис, в одной из версий этой статьи выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Brutal Doom
Разработчик Бразилия Sergeant Mark IV (Маркоc Aбенанте)
Издатель Бразилия Sergeant Mark IV (Маркоc Aбенанте)
Дата выпуска Весь мир 19 августа 2010 года
Жанр Шутер от первого лица
Последняя версия v21 (18 мая 2019 года)
Технические данные
Платформа Windows, OS X, Linux, Android
Движок GZDoom / Zandronum (Исходный движок Doom engine)
Режим игры
Управление клавиатура, мышь, джойстик, touchpad

Brutal Doom — пользовательская модификация (.PK3) для шутера от первого лица Doom, созданная бразильским разработчиком Маркосом Aбенанте, более известным как Sergeant Mark IV. Модификация, выстроенная на базе версии ZDoom, добавляет в игру множество геймплейных элементов и графических эффектов, делая уничтожение врагов более кровавым и зрелищным. Хотя самая первая версия модификации была выпущена в 2010 году, на протяжении последующих лет разработчик продолжал совершенствовать и дополнять Brutal Doom — в ней появилась даже собственная сюжетная кампания; «функционально окончательная» версия Brutal Doom была выпущена лишь в 2019 году. Модификация дважды — в 2012 и 2017 годах — удостаивалась звания «Мод года» от сайта Mod DB; она также стала одним из первых лауреатов награды Cacowards.

Геймплей

Геймплей Brutal Doom

Как и в оригинальной Doom 1993 года — изначально жестокой и кровавой игре для своего времени — в Brutal Doom игрок управляет морским пехотинцем-«Думгаем», который сражается с полчищами демонов, сначала на Марсе, потом в Аду[1]. Brutal Doom включает множество графических эффектов, делающих уничтожение врагов ещё более кровавым и зрелищным. Модификация, в частности, заметно увеличивает количество выливающейся из демонов крови — она забрызгивает стены, остаётся пятнами и лужами на полу и предметах; при некоторых условиях можно провести анимированные добивания противников в духе серии Mortal Kombat, например, вырвав врагу позвоночник[2]. Для самого игрового персонажа тоже предусмотрены кровавые анимации смерти[3]. Модификация учитывает точные попадания в разные части тела — это позволяет, например, убивать демонов метким попаданием в голову. В Brutal Doom возможны стелс-убийства[4]. В число графических эффектов Brutal Doom входит улучшенная анимация взрывов, системы частиц, симуляция жидкостей[3].

Помимо графических эффектов, Brutal Doom вносит изменения и в геймплей. Враги в Brutal Doom быстрее, агрессивнее и опаснее, чем в оригинальной игре[2] — впрочем, и игрок их может убить гораздо быстрее. Из-за повышенной сложности Brutal Doom плохо сочетается с популярными «мясорубочными» пользовательскими уровнями, где игрок противостоит огромному количеству демонов на тесных аренах[1]. Поведение оружия и снарядов при стрельбе чуть более реалистично, чем в оригинале; взрывы могут поранить и игрового персонажа, если он, например, стоит близко к стене. Оружие стреляет быстрее; оно требует перезарядки и часто имеет альтернативные режимы стрельбы[4]. Brutal Doom добавляет в игру новое оружие — как, например, пистолет-пулемёт MP 40 с секретных уровней про нацистов, огнемёт, гранатомёт или рельсотрон — и перерабатывает старое: например, вместо старого пулемёта в игре присутствует «миниган» — отдача при стрельбе из него постоянно подбрасывает ствол вверх[3]. Одним из примечательных видов оружия в игре стал Развоплотитель (англ. Unmaker) — исключительно мощный пулемёт, использующий в качестве патронов души врагов определённых типов; чтобы восстановить его боезапас, игрок должен искать и убивать именно таких врагов. Хотя Развоплотитель ранее появлялся в игре Doom 64, его изображение в Brutal Doom скорее основано на описании из «Библии Doom» — раннего дизайн-документа Doom 1993 года[5].

По мере развития мода в нём появились эффекты, имитирующие ragdoll-физику[6]; возможность стрелять с двух рук; управляемые ИИ дружественные персонажи; режим кооперативной игры вместе с другими игроками[3]. В 2016 году в Brutal Doom была добавлена собственная сюжетная кампания — набор карт под названием Hell on Earth Starter Pack. В течение кампании, состоящей из тридцати уровней, игрок последовательно посещает марсианскую базу, захваченный демонами Лос-Анджелес и Преисподнюю; в ней есть и два секретных уровня в духе Wolfenstein 3D, на которых игрок сражается с нацистами. На некоторых уровнях на стороне игрока действуют дружественные морские пехотинцы и даже танк[7].

Разработка

Бразильский разработчик Маркос Aбенанте, работающий под псевдонимом Sergeant_Mark_IV или SGtMarkIV, на протяжении многих лет делал модификации для компьютерных игр; он, в частности, увлекался созданием карт для Warcraft III, причём делал в том числе необычные карты на тему войны в Персидском заливе или Третьей мировой войны. Абенанте замышлял для Doom и Doom II грандиозную модификацию под названием ArmageDoom — её действие должно было происходить после финала Doom II и изображать войну человечества с демонами на опустошённой вторжением Земле. В планы Абенанте входили десятки новых врагов и видов оружия, транспортные средства, которыми можно было бы управлять, и многое другое. Абенанте довёл этот проект до бета-версии и забросил, реализовав лишь малую часть задуманного[8].

В процессе разработки ArmageDoom Абенанте пытался ввести в геймплей Doom снайперскую винтовку. Такое оружие не слишком вписывалось в игру — в Doom большинство сражений проходит на малой и средней дистанции, не оставляя возможностей для тщательного прицеливания; кроме того, нужно было разработать усовершенствованную систему обнаружения столкновений, чтобы попадания в разные части тела противника — например, в голову — приносили разный урон. В оригинальной Doom реализовано простое сканирование попаданий — при нажатии кнопки выстрела игра проводит прямую линию в том направлении, куда смотрит игрок, и проверяет, не пересекла ли она условный прямоугольник-хитбокс, в котором находится спрайт противника. Абенанте разделил спрайт каждого противника на три раздельных хитбокса для головы, туловища и ног, и прописал разные анимации и варианты поведения для случаев, когда попадание в ту или иную или иную часть фигуры убило противника на месте или только ранило[8].

Параллельно Абенанте придумывал для Doom новую систему изображения крови. Он реализовывал ArmageDoom на базе версии ZDoom — для нее уже существовало несколько модификаций, связанных с кровью и насилием, как Nashgore и Ultragore. Движок Doom не позволял размещать «декали» — текстуры, например, с изображением брызг крови — на полах и потолках; Абенанте придумал, как обойти это ограничение, вводя в игру трёхмерные объекты с нужным изображением. На стыке этих двух систем — возможности прицельно попадать врагам в ту или иную часть тела и живописно «забрызгивать» стены кровью — и родилась модификация Brutal Doom[8]. В последующих версиях модификации система «забрызгивания» стала ещё сложнее: Абенанте смог наносить декали крови на декоративные объекты, представленные в игре двухмерными спрайтами — например, деревья или бочки[9]. Для имитации расчленения врагов Абенанте использовал функцию A_TossGib из игры Heretic — эта часто используемая в других модификациях функция создаёт объекты, изображающие части тел, и разбрасывает их в случайных направлениях. Абенанте значительно доработал A_TossGib — в Brutal Doom части тел, брызги крови, частицы пламени и дыма представляют собой «снаряды» с определённой тяжестью, способные отскакивать от стен и взаимодействовать с окружением[8].

Разработчик отмечал, что ему для своей «кровавой» модификации всерьёз пришлось изучать человеческую анатомию — какое количество крови должно быть выброшено при той или иной травме. В ранних версиях модификации лужи крови были абсурдно большими и густыми[8], и первые трейлеры модификации делали упор именно на количестве крови и «казнях» врагов[1]. Позже Абенанте пересмотрел размеры и вид пятен крови, стремясь добиться большей реалистичности и отвечая на критику и замечания игроков. В целом, по мере развития Brutal Doom насилие в нём стало менее преувеличенным и карикатурным — по мнению разработчика, в ранних версиях, где выстрел в голову врага-зомби заливал красным всю комнату, оно было «безвкусным, чрезмерным и быстро надоедало»[8]. Абенанте считал своим долгом искать золотую середину между «мультяшным» насилием и реалистичным изображением ужасов войны[8].

В 2016 году, после выхода новой части Doom, Абенанте добавил в Brutal Doom оружие, появившееся в этой игре — в частности, «супердробовик» — и возможность носить сразу два таких оружия и одновременно стрелять из них с двух рук[10]. В июле 2019 года Абенанте объявил версию 21 модификации «функционально окончательной» — он больше не намеревался добавлять в модификацию какой-либо новый контент, в дальнейшем намереваясь только исправлять найденные баги[11].

Модификации

Для Brutal Doom появились и свои модификации, разработанные другими энтузиастами — например, наборы музыки или альтернативный HUD-интерфейс. Созданная на базе Brutal Doom модификация Ketchup «открепила» систему брызг крови от остального контента Brutal Doom, сделав возможным использовать её отдельно или вместе с другими модификациями. Ещё одна модификация Project Brutality, используя Brutal Doom, как основу, надстраивает над ней собственный контент и функции с новым оружием, врагами, использованием высокотехнологичной брони и системой прогрессии, при которой по мере прохождения игрок находит более эффективные версии оружия и сталкивается с более опасными вариантами уже знакомых врагов. Модификация The 555 Project призвана объединить Brutal Doom и другую популярную модификацию Guncaster, включающую в себя прокачку в духе компьютерных ролевых игр и магические заклинания[1].

Связанные проекты

Параллельно с Brutal Doom Абенанте разработал и Brutal Doom 64 — модификацию, основанную на Doom 64; эта модификация также содержала большое количество крови, но также восстанавливала врагов и оружие, вырезанное из оригинальной Doom 64[12]; некоторые элементы из Doom 64 — например, пулемёт Развоплотитель — были внесены как в Brutal Doom 64, так и собственно в Brutal Doom[5]. В 2020 году Абенанте анонсировал собственную игру под названием Brutal Fate — основанный на движке GZDoom ретро-шутер, в котором игроку также пришлось бы противостоять демонам и культистам на Каллисто, спутнике Юпитера[13].

В 2024 году вышла Brutal Voxel Doom — модификация, объединяющая некоторые элементы Brutal Doom с Voxel Doom, заменяющей двумерные спрайты демонов и предметов на воксельные модели[14][15].

Приём

По выражению Омри Петита из PC Gamer, «Brutal Doom добавляет к вёдрам крови, дымящимся кишкам и ультранасилию Doom то, чего там крайне недоставало: ещё больше вёдер крови, дымящихся кишок и ультранасилия». Ян Кузовлев из «Игромании» описывал Brutal Doom в восторженных тонах — как «невыносимо жестокий и брутальный Doom», дающий возможность «размазать нечисть по стенке голыми руками»; его особых похвал удостоилось изображение насилия — «все как в лучших лабораториях Марса!»[2].

Доминик Тарасон в статье для сайта Rock, Paper, Shotgun отметил, что Brutal Doom достигла такой популярности, что породила своё собственное сообщество создателей модификаций; по мнению Тарасона, Brutal Doom можно бы называть и самостоятельной игрой — эволюционным ответвлением жанра[1]. Андраш Нельц из Kotaku утверждал, что Brutal Doom «приближается к статусу одного из величайших модов»[16]. Роберт Зак из TechRadar назвал модификацию «самым современным и впечатляющим модом для Doom на сегодняшний день»[17]. По словам Криса Планте из Polygon, имитация ragdoll-физики в Brutal Doom одновременно «тошнотворная» и «смешная до колик»[18].

Жестокость модификации вызывала и негативные реакции среди игроков и в сообществе создателей модификаций — в популярных веб-сообществах, посвящённых Doom, появлялись даже публичные призывы заблокировать или как минимум объявить Абенанте персоной нон грата[1]. Джон Ромеро, один из основателей id Software и создателей Doom, был знаком с модификацией и в 2013 году шутливо заявлял, что если бы id Software в своё время выпустила не Doom, а Brutal Doom, то «порвала бы игровую индустрию»[19]. Ромеро позже уточнял, что этот отзыв не был положительным: «Brutal Doom — это не та игра, какой мы задумывали Doom; выпустить Doom в таком виде было бы безумием»[20].

Игру Doom 2016 года обозреватели часто сравнивали с вышедшей ранее Brutal Doom, иногда даже предполагая, что игра id Software заимствовала именно из популярной модификации определённые элементы — например, зрелищные «казни» врагов[21]. Разработчики, впрочем, не подтверждали прямого заимствования: исполнительный продюсер студии Марти Стрэттон, комментируя сходство между игрой и модификацией, отмечал, что Doom 2016 года находилась в разработке очень долго, насилие — обязательный элемент серии Doom, так что неудивительно, что разработчики Doom 2016 и Brutal Doom прошли «схожими путями»[22].

В 2011 году Brutal Doom получила премию Cacoward в номинации «Лучший геймплейный мод», став одним из первых её лауреатов[23]. Brutal Doom удостаивалась звания «Мод года» от Mod DB дважды — в 2012 году по версии редакторов сайта[24] и ещё раз в 2017 году по итогам пользовательского голосования[25].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Tarason, Dominic There's more to Brutal Doom than gore (англ.). Rock, Paper, Shotgun. Дата обращения: 12 декабря 2022. Архивировано 9 января 2021 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Кузовлев, Ян. Brutal Doom: как оторвать кибердемону голову и не облажаться — Игромания. Игромания (19 июля 2014). Дата обращения: 24 июля 2023. Архивировано 24 июля 2023 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Lane, Rick. Mod Focus: Brutal Doom (англ.). bit-tech.net (13 сентября 2018). Дата обращения: 24 июля 2023. Архивировано 24 июля 2023 года.
  4. 4,0 4,1 Brutal Doom mod update adds custom fatality animations (англ.). PCGamer. Дата обращения: 12 декабря 2022. Архивировано 12 декабря 2022 года.
  5. 5,0 5,1 Evan Lahti. This new Brutal Doom gun uses souls for ammo (англ.). PC Gamer (7 августа 2017). Дата обращения: 24 июля 2023. Архивировано 24 июля 2023 года.
  6. Neltz, András Doom's Got Some Really Sweet Ragdoll Physics. Wait, What? (англ.). Kotaku. Дата обращения: 12 декабря 2022. Архивировано 12 декабря 2022 года.
  7. O'Connor, Alice. Brutal Doom's Story Campaign Released (англ.). Rock, Paper, Shotgun (4 января 2016). Дата обращения: 22 июля 2023. Архивировано 20 марта 2023 года.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 Wiltshire, Alex. How Brutal Doom's Gore Works (англ.). Rock, Paper, Shotgun (29 апреля 2016). Дата обращения: 22 июля 2023. Архивировано 22 июля 2023 года.
  9. Neltz, András. Brutal Doom is—Surprise—Getting More Brutal (англ.), Kotaku. Архивировано 12 декабря 2022 года. Дата обращения 12 декабря 2022.
  10. O'Connor, Alice. Brutal Doom Dual-Wielding New Doom's Guns (англ.). Rock, Paper, Shotgun (11 июля 2016). Дата обращения: 22 июля 2023. Архивировано 22 июля 2023 года.
  11. Cito, Arne Brutal Doom is now feature complete FPS Mayhem (англ.). GameZone (27 августа 2018). Дата обращения: 22 июля 2023. Архивировано 22 июля 2023 года.
  12. Nunneley-Jackson, Stephany. Brutal Doom 64 mod gets a release date and its first trailer (англ.). VG247 (25 октября 2016). Дата обращения: 25 июля 2023. Архивировано 25 июля 2023 года.
  13. Киракосян, Георгий. Brutal Fate — новый ретро-шутер от автора Brutal Doom. Игромания (7 сентября 2020). Дата обращения: 25 июля 2023. Архивировано 25 июля 2023 года.
  14. Позднякова, Юлия Вышел мод Brutal Voxel Doom для Doom II — он делает все модели трёхмерными и повышает градус жестокости. 3DNews. Дата обращения: 15 марта 2024.
  15. Galekovic, Filip Brutal Voxel Doom is the next must-play version of the classic (англ.). Destructoid (11 марта 2024). Дата обращения: 15 марта 2024.
  16. Neltz, András. Brutal Doom Is About To Become Even More Brutal (англ.). Kotaku (21 июля 2014). Дата обращения: 12 декабря 2022. Архивировано 12 декабря 2022 года.
  17. Robert, Zak The 10 best Doom mods you should play on its 25th birthday (англ.). TechRadar (10 декабря 2018). Дата обращения: 10 января 2020. Архивировано 10 декабря 2018 года.
  18. Plante, Chris Watch 1993's Doom with features you'd expect in 2015's Doom (англ.). Polygon (21 июля 2014). Дата обращения: 21 июля 2017. Архивировано 14 августа 2017 года.
  19. Romero, John We Play Doom With John Romero (англ.). YouTube. IGN (11 декабря 2013). Дата обращения: 4 ноября 2023.
  20. Romero, John. brutal doom is not how doom's supposed to be played (англ.). Twitter (4 февраля 2016). Дата обращения: 24 июля 2023. Архивировано 3 июня 2022 года.
  21. Gilroy, Joab. Doom Review (англ.). IGN (16 мая 2016). Дата обращения: 22 июля 2023. Архивировано 2 августа 2023 года.
  22. Johnson, Leif The New 'Doom' Is a Fast, Bloody Mess (англ.). Vice (27 июля 2015). Дата обращения: 22 июля 2023. Архивировано 22 июля 2023 года.
  23. Doomworld -- The 18th Annual Cacowards (англ.). www.doomworld.com. Дата обращения: 17 декабря 2020. Архивировано 11 декабря 2011 года.
  24. Mod of the Year 2012 feature - Brutal Doom mod for Doom (англ.). Mod DB. Дата обращения: 12 октября 2020. Архивировано 31 марта 2018 года.
  25. Players Choice - Mod of the Year 2017 feature (англ.). Mod DB. Дата обращения: 17 декабря 2020. Архивировано 9 ноября 2020 года.

Ссылки