Atomix

Это бронзовая статья пантеона энциклопедии Руниверсалис, в одной из версий этой статьи выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Atomix
Разработчик Германия SoftTouch
Издатель Германия Talesoft
Дата выпуска Amiga, Atari ST, MS-DOS
Весь мир май 1990
Commodore 64
Весь мир октябрь 1990
Жанр головоломка
Создатели
Геймдизайнер Гюнтер Кремер
Программист Amiga
Гюнтер Кремер
Atari ST
Дирк Янсен
MS-DOS
Хендрик Нордхаус
Художник Рольф Штеффанс
Композитор Amiga
Манфрид Нокн
Atari ST
Йохен Хиппл
Технические данные
Платформа Amiga, Atari ST, MS-DOS, Commodore 64
Режим игры однопользовательский, Hotseat
Язык интерфейса английский
Носитель дискета 3½, CD
Управление клавиатура, джойстик, мышь

Atomix (рус. Атомикс) — компьютерная игра-головоломка, разработанная Гюнтером Кремером (известным также под псевдонимом «SoftTouch») и изданная компанией Thalion Software[англ.] в 1990 году на платформах Amiga, MS-DOS и Atari ST. В последующем игра была портирована на Commodore 64[⇨].

Игра представляет собой пошаговую головоломку, в которой нужно из разобщенных атомов составлять единую заданную молекулу по определённым правилам игровой механики[⇨].

Ряд обзоров в игровой прессе сошлись в том, что игра увлекательна, в неё стоит играть и у Atomix есть образовательный потенциал, но была отмечена низкая реиграбельность[⇨].

Игровой процесс

Игровое поле в Atomix двумерное и замкнутое в виде прямоугольной сетки клеток, в которых могут находиться атомы разного типа (один атом занимает одну клетку), пустые клетки и стены. Игрок может передвигать атомы вертикально или горизонтально, но при этом атом двигается по прямой до тех пор, пока не достигнет какого-либо препятствия на своём пути — другого атома или стены. Целью каждого уровня является расположение атомов друг относительно друга таким образом, чтобы получилось молекула по указанному образцу[1]. На решение задачи отводится ограниченное количество времени[1]. В игре 30 уровней (и 5 бонусных), располагающихся в порядке от простых к более сложным. Бонусные предлагается проходить после каждых пяти обычных[2]. При этом на бонусных проиграть невозможно, но можно заработать очки. Сами же очки можно использовать, например, покупать на них новые попытки[3].

Головоломки построены таким образом, что ходы желательно просчитывать заранее, так как неверное перемещение атомов может свести на нет возможность прохождения уровня[2][3].

Игра имеет три уровня сложности[4]. Имеется режим совместной игры, во время которого двое игроков используют по очереди по 30 секунд игрового времени. Время на каждом уровне ограничено, а в случае более быстрого прохождения игрок получает большее количество очков[1][2].

Выпуск

Изначально игра была выпущена в мае 1990 года на платформах Amiga, Atari ST и MS-DOS[1], а о планах других версий не объявлялось[5]. В октябре Atomix был выпущен для Commodore 64[4]. Было объявлено о планах создания версии на ZX Spectrum и её распространением компанией U.S. Gold, но данный выпуск так и не состоялся[6].

В 1991 году игра вышла в составе сборника Two Full Games совместно с игрой Puffy's Saga[англ.][7].

Оценки

Atomix
Иноязычные издания
ИзданиеОценка
AmigaAtari STCommodore 64DOS
ACE680[5][9]815[9]
Amiga Computing81%[2]
Amiga Joker79%[12]
Amiga Format61%[3]
Amiga Action66%[16]
Commodore Format78%[15]
Commodore User79%[11]
Datormagazin8/1[13]7/10[13]
The Games Machine73%[8]
Zzap!6476%[4]76%[4]
Zero[англ.]75%[10]
The Australian Commodore and Amiga77%[14]77%[14]
PC Leisure[англ.]2 из 5 звёзд2 из 5 звёзд2 из 5 звёзд2 из 5 звёзд2 из 5 звёзд[17]

Ряд обзоров сошлись в том, что игра увлекательна, в неё стоит играть[4][3][11] и у Atomix есть образовательный потенциал[5][14]. Также была отмечена низкая реиграбельность[3][10][15][17].

Журнал Amiga Format в мае 1990 года опубликовал обзор ранней пред-релизной версии игры. Это была почти законченная версия, в которой не хватало звукового сопровождения. По словам автора обзора Энди Смита, игра взяла пару идей известных головоломок и модифицировала их. Было отмечено, что все 30 уровней после первого прохождения превращаются в обязательную рутину, а количества уровней мало[3]. Критики журналов The Game Machine вместе с Amiga Format заметили, что дизайн игры уже использовался в таких играх, как XOR[англ.] от компании Logotron и Leonardo от Entertainment International[8].

Согласно обзору в журнале CU Amiga, игра имеет простую графику, но вместе с тем у неё низкий порог вхождения[11]. Критик журнала Commodore Format подробно описал положительные и отрицательные стороны Atomix, в число первых вошли аккуратная графика, плавное управление, наличие нескольких музыкальных треков, чрезвычайная увлекательность игры, возможность сохранять на диск достижения и возможность настройки игры, что амортизирует её минусы. К последним были причислены низкая реиграбельность, повторяемость основного музыкального трека и бесполезность игры для двух игроков[15].

Журналисты ZZap! независимо оценили Amiga и Commodore 64 версии игры[4], где отметили, что игра имеет унылую и повторяемую графику, но при этом она подходит для жанра головоломки. Согласно обзорам журнала, игра быстро увлекает своими задачами, имеет недостаточное количество уровней и является хорошей небольшой игрой-головоломкой.

Обозреватель Сандра Вогел в Amiga Computing опубликовала подробный обзор геймплея игры и в нём отметила хорошее звуковое оформление. Недостатками, по её мнению, является графика (но это простительно для головоломки) и необходимость повторного прохождения уровней в случае проигрыша[2].

Как выразил свое мнение Тони Дилон в последнем из своих обзоров игры в журнале ACE, всё гениальное просто, но не всё, что просто — гениально, и Atomix в этом смысле где-то посреди этих двух крайностей[9].

В ретроспективе игра рассматривается как одна из очень интересных головоломок, которая базируется на реальных химических процессах[18].

Влияние

Свободные клоны игры: KAtomic (слева) и LMarbles (справа)

Известно о появлении в последующем ряда игр на основе Atomix, имеющих аналогичную игровую механику. Эти игры отличались интерфейсом и платформой распространения, а также могли иметь другой набор уровней. На платформе ZX Spectrum в 1990 и 1991 году вышли клоны на чешском языке (Atomix и Atomix II: Hexagonia)[19] [20]. Для второго из них была решена проблема переигрывания, когда игрок мог с помощью пароля, полученного при прохождении, начинать игру с соответствующего уровня. В 1992 году вышел коммерческий клон Atomania[21].

В 2004 году вышел клон Atomix 2004 под Windows, повторяющий игровую механику и уровни оригинала[22]. В 2006 году вышел клон на платформе Enterprise 128, написанный Зольтанам Поважаим (венг. Zoltán Povázsay) на венгерском языке[23]. Для Atari Jaguar в 2006 и 2009 годах были выпущены клоны игры под названиями Atomic и Atomic Reloaded[24]. Для второго из них была введена онлайновая система учёта рекордов игроков.

Свободными клонами Atomix являются игры KAtomic[англ.] (входящий в набор игр KDE Games) и LMarbles[25].

Исследования

Игровая механика Atomix исследовалась в вопросах теории вычислительной сложности, где было показано, что проблема, предлагаемая игрой (на произвольном поле n×n), обладает свойством PSPACE-полноты[англ.]. Также показано, что оптимальные решения головоломки экспоненциально длинные[26].

Отдельно рассматривались эвристические подходы и решения головоломки на основе алгоритмов A*, IDA*, двунаправленного и обратного[англ.] поиска. Согласно результатам анализа, сложность Atomix находится между сложностями таких игр, как Игра в 15 и Sokoban. У Atomix длина решения меньше, но количество ветвлений существенно больше, чем в «Игра в 15», а количество состояний намного больше, чем в Sokoban[27].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Atomix, Game Manual (англ.). — Thalion Software, 1990.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Sandra Vogel. Atomix - It's a real Quarker (англ.) // Amiga Computing[англ.] : журнал. — Interactive Publishing, 1990. — October (vol. 3, no. 5). — P. 46.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Andy Smith. Atomix (англ.) // Amiga Format : journal. — Future plc, 1990. — May (no. 10). — P. 61.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Stuart Wynne, Warren Lapworth. Atomix (англ.) // ZZap! : журнал. — Newsfield Publications Ltd Europress, 1990. — October (no. 66). — P. 22.
  5. 5,0 5,1 5,2 Eugene Lacey. Atomix, GRANDSLAM's Computer brain teaser based around molecular construction will get right under your skin (англ.) : журнал. — EMAP[англ.], 1990. — June (no. 33). — P. 46.
  6. Your Sinclair staff. T'zersссылка=https://archive.org/details/your-sinclair-56 (англ.) // Your Sinclair : журнал. — London, United Kingdom: Future Publishing, 1990. — August (no. 56). — P. 7. — ISSN 0269-6983.
  7. Two Full Games (англ.) // ACE : журнал. — 1991. — August (no. 47). — P. 69.
  8. 8,0 8,1 Warren Lapworth. Atomix (англ.) // Newsfield Publications[англ.] : журнал. — Newsfield Publications, 1990. — May (no. 30). — P. 60. Архивировано 14 апреля 2016 года.
  9. 9,0 9,1 9,2 Tony Dillon. Atomix (англ.) // ACE : журнал. — EMAP[англ.], 1990. — August (no. 35). — P. 64.
  10. 10,0 10,1 Tim Ponting. Atomix (англ.) // Zero : журнал. — Dennis Publishing, 1990. — May (no. 7). — P. 75.
  11. 11,0 11,1 11,2 Tony Dillon. Atomic, Screen Scene (англ.) // EMAP[англ.] : журнал. — EMAP[англ.], 1990. — September (no. 7). — P. 35.
  12. C. Borgmeier. Atomic (нем.) // Amiga Joker[нем.] : журнал. — Joker-Verlag, 1990. — April. — S. 47.
  13. 13,0 13,1 Lennart Nilsson. Hurra for kemi! (англ.) // Datormagazin[швед.] : журнал. — Hjemmet Mortensen, 1990. — October (no. 16). — P. 62.
  14. 14,0 14,1 14,2 Phil Campbell. Atomix (англ.) // The Australian Commodore and Amiga : журнал. — Australian Post Publicatoin, 1990. — November (vol. 7, no. 11). — P. 80.
  15. 15,0 15,1 15,2 Jarrat, Steve. Atomix (англ.) // Commodore Format : журнал. — 1990. — October (no. 1). — P. 26.
  16. Doug Johns, Alex Simmons. Atomix (англ.) // Amiga Action[англ.] : журнал. — Europress, 1990. — June (no. 9). — P. 70.
  17. 17,0 17,1 Mike Pattenden. Atomix (англ.) // PC Leisure : журнал. — EMAP[англ.], 1990. — November (no. 3). — P. 55.
  18. Dillon, Roberto. Ready: A Commodore 64 Retrospective. — Singapore: Springer, 2014. — С. 61. — 157 с. — ISBN 978-981-287-340-8. — doi:10.1007/978-981-287-341-5.
  19. Atomix (англ.). worldofspectrum.org (1990). Дата обращения: 26 апреля 2016. Архивировано 24 апреля 2016 года.
  20. Atomix II: Hexagonia (англ.). worldofspectrum.org (1990). Дата обращения: 26 апреля 2016. Архивировано 24 апреля 2016 года.
  21. Atomania ECS/OCS (англ.). hol.abime.net (1990). Дата обращения: 2 апреля 2016. Архивировано 14 апреля 2015 года.
  22. Atomix 2004 by Volker Stepprath (англ.). oneonlinegames.com (1990). Дата обращения: 3 апреля 2016. Архивировано 8 ноября 2015 года.
  23. Atomix, PovySoft (венг.). ep128.hu (1990). Дата обращения: 3 апреля 2016. Архивировано 23 августа 2011 года.
  24. Removers, download (фр.). removers.free.fr (1990). Дата обращения: 3 апреля 2016. Архивировано 9 июня 2015 года.
  25. LMarbles (англ.). lgames.sourceforge.net (1990). Дата обращения: 26 апреля 2016. Архивировано 26 апреля 2016 года.
  26. Markus Holzer and Stefan Schwoon. Assembling molecules in ATOMIX is hard (англ.) // Theoretical Computer Science[англ.]. — 2004. — February (vol. 313, no. 3). — P. 447—462. — doi:10.1016/j.tcs.2002.11.002.
  27. Falk Hüffner, Stefan Edelkamp, Henning Fernau, and Rolf Niedermeier. Finding Optimal Solutions to Atomix // KI 2001: Advances in Artificial Intelligence : Joint German/Austrian Conference on AI, Vienna, Austria, September 19–21, 2001 (англ.). — Springer, 2001. — P. 229. — (Lecture Notes in Computer Science 2174/2001).