Ars Moriendi

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Искусство умирать
Ars Moriendi
Жанр Трактат (литература)
Автор Неизвестен
Язык оригинала латинский
Дата написания 1415-50(?)
Дата первой публикации 1415-50(?)

Ars Moriendi («Искусство умирать») — название двух латинских текстов (публикуемых примерно с 1415 и 1450), повествующих о процедурах, предшествующих праведной смерти, и объясняющих, как «умереть хорошо» в соответствии с христианскими заповедями позднего средневековья. Эти тексты сначала использовались священниками для обряда отпевания, затем они получили распространение в форме иллюстрированных книг.

Текст был написан в историческом контексте последствий ужасов Чёрной смерти и, как следствие, социальных потрясений XV века. Книга была очень популярна, переведена на большинство западноевропейских языков, и явилась первым в западной литературной традиции руководством к смерти и умирания.

Существовали две версии: первоначальную «длинную версию» позже сменила «краткая версия», содержащая 11 ксилографий, с поучительными изображениями, которые можно было бы легко объяснить и запомнить.

Оригинальная «длинная версия», называемая Tractatus (или Speculum) artis bene moriendi, была составлена в 1415 году анонимным доминиканским монахом, вероятно, по поручению Констанцского собора (1414—1418, Германия). Это был широко известный трактат, переведенный на большинство западноевропейских языков, в то время очень популярный в Англии, где традиции «утешительной» литературы о смерти сохранились до XVII века.

«Длинная версия» Ars moriendi состоит из шести глав[1]:

  1. Первая глава объясняет, что смерть может быть благом, утешает умирающего и убеждает его, что смерти не стоит бояться.
  2. Во второй главе рассказывается о пяти искушениях, которые преследуют умирающего (отсутствие веры, отчаяние, нетерпение, гордыня и алчность), и о том, как их избежать.
  3. В третьей главе перечисляются семь вопросов, которые следует задать умирающему, а также утешение, доступное ему благодаря искупительной силе любви Христовой.
  4. В четвертой главе говорится о необходимости подражать жизни Христа.
  5. Пятая глава адресована друзьям и семье, излагаются общие правила поведения на смертном одре.
  6. Шестая глава включает в себя соответствующие молитвы, которые следует произносить за умирающего.

В 1650 году «Святая Жизнь и Святая Смерть» («Holy Living and Holy Dying») стала художественной кульминацией такого рода литературы.

Трактат «Ars Moriendi» был также в числе первых книг, напечатанных на печатном станке, и имел широкое распространение в более чем 100 изданиях до 1500 года, в частности, в Германии. Длинная версия дошла в ≈300 версиях рукописей.

Циклы гравюр, помещаемых в эти издания, изображали борьбу ангелов и демонов за человека. Умирающий мог лежать в предсмертной агонии в постели, а его душа отлетала через рот и передавалась в руки одному из сонма ангелов[2].

Примечания

  1. N.F. Blake. "Ars Moriendi". Dictionary of the Middle Ages. v.1, pp547-8.. — 1982. — ISBN ISBN 0-684-16760-3.
  2. Дж. Холл. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон-пресс, 1996. С. 640