All That You Can’t Leave Behind

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «All That You Can't Leave Behind»)
All That You Can’t Leave Behind
Обложка альбома U2 «All That You Can’t Leave Behind» (2000)
Студийный альбом U2
Дата выпуска 30 октября 2000
Дата записи май 1998 — 2000
Место записи HQ, Windmill Lane Studios, Westland Studios и Totally Wired в Дублине
Жанры рок, поп-рок
Длительность 49:23
Продюсер Даниель Лануа
Брайан Ино
Язык песен английский
Лейбл Island
Хронология
Pop
(1997)
All That You Can’t Leave Behind
(2000)
How to Dismantle an Atomic Bomb
(2004)
Синглы с All That You Can’t Leave Behind
  1. «Beautiful Day»
    Выпущен: 9 октября 2000
  2. «Stuck in a Moment You Can't Get Out Of»
    Выпущен: 29 января 2001
  3. «Elevation»
    Выпущен: 25 июня 2001
  4. «Walk On»
    Выпущен: 19 ноября 2001

All That You Can’t Leave Behind (с англ. — «Всё, что ты не можешь оставить позади») — десятый студийный альбом ирландской рок-группы U2, выпущенный в октябре 2000 года.

Альбом был продан в количестве 12 миллионов копий, получил одобрение критики и выиграл 7 премий Грэмми. 12 февраля 2004 года Американская ассоциация звукозаписывающих компаний присвоила альбому четырежды платиновый статус. All That You Can’t Leave Behind находится на 280-м месте в списке 500 лучших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone.

История создания

На протяжении 1990-х U2 экспериментировали с альтернативной рок-музыкой и электронной танцевальной музыкой, кульминацией которой стал их альбом Pop и сопровождавщий его PopMart Tour. Однако после плохих отзывов альбома и тура группа пожелала вернуться к аранжировкам песен, которые почти полностью состояли из гитары, баса и барабанов. Вскоре после окончания тура группа собралась в студии и воссоединилась с продюсерами Брайаном Ино и Даниэлем Лануа, ранее работавшими над альбомами U2 The Unforgettable Fire, The Joshua Tree и Achtung Baby[1].

Участие Bono в кампании Jubilee 2000 помешало ему посвятить все свое время записи альбома, что, по мнению Эно, было отвлечением. Также был двухмесячный перерыв в сессиях, когда Боно сотрудничал с Лануа и Хэлом Уилнером в создании саундтрека к фильму Отель «Миллион долларов»[2].

Летом 1999 года басист Адам Клейтон и барабанщик Ларри Маллен-младший купили дома на юге Франции, чтобы быть рядом с домами Боно и Эджа, для совместной «работы и игры»[2]. В том же году из машины Боно, которая была припаркована возле отеля The Clarence, принадлежащего ему и Эджу, была похищена сумка с личными документами и ноутбук с текстами песен для альбома. Боно предложил вознаграждение в размере 2000 фунтов за возвращение компьютера. Местный житель вернул ноутбук после того, как купил его за 300 фунтов, посчитав, что от авторитетного источника. Он понял, что это ноутбук Боно, когда увидел на экране фотографию сына певца Элайджи, это и заставило его связаться с менеджментом U2[3].

Группа утверждала, что All That You Can not Leave Behind станет альбомом, который признал прошлое группы[4]. Например, во время написания и записи «Beautiful Day» произошли большие дебаты среди участников группы; Эдж играл с гитарным тембром, который не использовал со времён альбома War (1983), группа захотела чего-то более дальновидного[4].

Обложка

Фотография для обложки альбома была сделана давним другом и фотографом группы, Антоном Корбейном, в терминале Roissy Hall 2F парижского аэропорта «Шарль Де Голль»[5]. В ранней версии обложки, выпущенной для прессы, на табличке присутствовала надпись «F21-36», однако потом ее сменили на «J33-3», как отсылку к Библии, книге Иеремии 33:3, «Воззови ко Мне — и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь». Боно упоминал об этих числах, как о телефонном номере Бога[5]. Слова «3:33 when the numbers fell off the clock face» так же присутствует в песне «Unknown Caller» с альбома No Line on the Horizon (2009).

Особенности композиции альбома

Альбом рассматривается как возвращение к традиционному звучанию группы после более экспериментальных записей 1990-х.

  • «Kite». Идея песни пришла к Боно, когда он играл вместе с дочерьми с «воздушным змеем» на холме недалеко от пляжа Киллини. Только что взлетевший змей однако вскоре врезался в землю и разочарованые дети вернулись в дом, чтобы играть в видеоигры, в то время как Боно остался один на холме[6]. Эдж помог Боно в написании текстов и почувствовал, что речь идет об эмоционально сдержанном отце Боно, Бобе Хьюсоне, который в то время умирал от рака[6].
  • «When I Look At The World». По словам Боно эта композиция о вере человека, обеспокоенного трагедией. Также «When I Look At The World» была посвящена жене Боно Али Хьюсон, которая отверженно заботилась о жертвах Чернобыля[7].

Релиз и промо

После сравнительно плохого приема их предыдущего альбома Pop, U2 неоднократно заявляли, что «повторно подают заявку на работу… лучшей группы в мире».

За первую неделю после релиза было продано более 427 826 экземпляров. All That You Can’t Leave Behind дебютировал на вершинах альбомных чартов в 32 странах[8]. All That You Can’t Leave Behind — четвертый самый продаваемый альбом U2 с общим объемом продаж более 12 миллионов экземпляров.

Синглы и видеоклипы

Лид-синглом из альбома стал трек «Beautiful Day». Сингл достиг первого места в чартах синглов Австралии, Канады, Великобритании, Нидерландов и Ирландии. В клипе на «Beautiful Day» группа ходит по парижскому аэропорту «Шарль де Голль», между этим показаны сцены, где группа играет на взлётно-посадочной полосе, над их головами пролетают самолёты, взлетающие и идущие на посадку.

Четвертый и последний сингл альбома, «Walk On», был выпущен 19 ноября 2001 года. Песня изначально была написана и посвящена Аун Сан Су Чжи, но после терактов 11 сентября она обрела новое значение для слушателей. Для сингла было создано два клипа. Первый был снят в Рио-де-Жанейро.

Концертные выступления

В поддержку альбома группа организовала тур Elevation Tour. начался 24 марта 2001 года с двухдневного пребывания в National Car Rental Center недалеко от Форт-Лодердейла, Флорида и закончился 2 декабря 2001 года в Майами, Флорида на стадионе American Airlines Arena. Тур включал 113 концертов и был разделён на три части: Северная Америка — Европа — Северная Америка.

За тур группа заработала 110 млн долларов.

Реакция критиков

Рецензии
Совокупная оценка
ИсточникОценка
Metacritic79/100[9]
Оценки критиков
ИсточникОценка
Allmusic4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд[10]
Entertainment WeeklyA[11]
The Guardian5 из 5 звёзд5 из 5 звёзд5 из 5 звёзд5 из 5 звёзд5 из 5 звёзд[12]
Hot Press11/12[13]
NME7 из 10 звёзд7 из 10 звёзд7 из 10 звёзд7 из 10 звёзд7 из 10 звёзд7 из 10 звёзд7 из 10 звёзд7 из 10 звёзд7 из 10 звёзд7 из 10 звёзд[14]
Pitchfork Media5,0 из 10 звёзд5,0 из 10 звёзд5,0 из 10 звёзд5,0 из 10 звёзд5,0 из 10 звёзд5,0 из 10 звёзд5,0 из 10 звёзд5,0 из 10 звёзд5,0 из 10 звёзд5,0 из 10 звёзд[15]
Q4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд[16]
Rolling Stone4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд4 из 5 звёзд[17]

В целом альбом получил положительные отзывы от критиков. На агрегаторе Metacritic альбом получил 79 балла на основе 17 рецензий. Стивен Томас Эрлевайн из AllMusic отметил возвращение U2 к «щедрому духу, протекавшему через их лучшие записи 80-х» и назвал All That You Can’t Leave Behind «умной и искусной записью, наполненной изящными поворотами в аранжировках, небольшими звуковыми деталями и красками»[10]. Стивен Томпсон был менее восторженным в своем обзоре для The A.V. Club и посчитал альбом непоследовательным «с точки зрения исполнения, он разделяет 50-50 между стремительными хитами и удручающими промахами». Адам Свитинг из The Guardian чувствовал что группа «уловила значение простоты» и создала свою самую доступную и самую эмоциональную запись со времён Achtung Baby[12]. В своём обзоре для The Village Voice Роберт Кристгау чувствовал, что альбом сторонился более вычурных тенденций предыдущей работы U2 в пользу броских поп-песен.

Стив Морс из The Boston Globe сказал, что в альбоме «есть отличные песни, которые прекрасно сочетаются друг с другом — это долгожданное изменение от разрозненной природы таких работ U2, как Zooropa (1993) и Pop (1997)». Он считал, что Боно проявлял особую осторожность в создании текстов песен, в результате чего получались «самые вдумчивые, личные и нежные песни U2». Сергей Степанов («Афиша Daily») в своём обзоре творчества группы назвал альбом переломным, отметив отход U2 от экспериментов к «каноническому» звучанию, но счёл вторую сторону пластинки слабейшей во всей их дискографии[18].

Итоговые списки изданий
Издание Страна Список Место П.
Q  Великобритания «Лучшие альбомы 2000 года» Без рейтинга
Hot Press  Ирландия «250 величайших ирландских альбомов всех времен» 63
Rolling Stone Соединённые Штаты Америки США «10 лучших альбомов 2000 года» 2
«100 лучших альбомов 2000-х» 13 [19]
«500 величайших альбомов всех времён» 280 [20]
Spin Соединённые Штаты Америки США «20 лучших поп-альбомов 2000 года» 20

Список композиций

Вся музыка написана U2.

НазваниеСловаПродюсеры Длительность
1. «Beautiful Day» (Чудесный день)БоноЛануа, Ино, Лиллиуайт 4:06
2. «Stuck in a Moment You Can't Get Out Of» (Застрял в мгновении, из которого не можешь выбраться)Боно, ЭджЛануа, Ино 4:32
3. «Elevation» (Подъём)БоноЛануа, Ино 3:49
4. «Walk On» (Иди)БоноЛануа, Ино, Лиллиуайт 4:55
5. «Kite» (Воздушный змей)Боно, ЭджЛануа, Ино 4:25
6. «In a Little While» (Скоро)БоноЛануа, Ино, Станнард и Галлахер 3:39
7. «Wild Honey» (Дикий мёд)БоноЛануа, Ино 3:47
8. «Peace on Earth» (Мир на Земле)БоноЛануа, Ино, Хеджес 4:46
9. «When I Look at the World» (Когда я смотрю на мир)Боно, ЭджЛануа, Ино 4:15
10. «New York» (Нью-Йорк)БоноЛануа, Ино 5:30
11. «Grace» (Грейс)БоноЛануа, Ино 5:31
49:05

Участники записи

U2
Приглашённые музыканты
  • Пол Барретт — медные духовые (2)
Продюсирование, звукозапись и дизайн
  • Брайан Ино — продюсирование, сведение, программирование, синтезатор, бэк-вокал (5)
  • Даниэль Лануа — продюсирование, сведение, гитара (2, 6, 7, 9-11), бэк-вокал (5)
  • Стив Лиллиуайт — сопродюсер (1, 4), сведение (1, 4)
  • Ричард Рейни — звукорежиссёр (1-7, 9-11), сведение (5, 7)
  • Тим Палмер — сведение (2, 3, 10)
  • Арни Акоста — мастеринг
  • Антон Корбейн — фотограф
  • Стив Аверилл — дизайн

Позиции в чартах и сертификации

Позиции в чартах

Чарт Высшая
позиция
Флаг Австралии Австралия[21] 1
Флаг Австрии Австрия[22] 1
Флаг Аргентины Аргентина[23] 2
Флаг Бельгии Бельгия (Фландрия)[24] 1
Флаг Бельгии Бельгия (Валлония)[25] 1
Флаг Великобритании Великобритания[26] 1
Флаг Венгрии Венгрия[27] 1
Флаг Германии Германия[28] 1
Флаг Греции Греция[29] 5
Флаг Дании Дания[30] 1
Флаг ЕС Европа[23] 2
Флаг Ирландии Ирландия[31] 1
Флаг Испании Испания[32] 1
Флаг Италии Италия[33] 1
Флаг Канады Канада[34] 1
Флаг Нидерландов Нидерланды[35] 1
Флаг Новой Зеландии Новая Зеландия[36] 1
Флаг Норвегии Норвегия[37] 1
Флаг Польши Польша 1
Флаг Португалии Португалия[32] 1
Флаг США США[38] 3
Флаг Финляндии Финляндия[39] 1
Флаг Франции Франция[40] 1
Флаг Швейцарии Швейцария[41] 2
Флаг Швеции Швеция[42] 1
Флаг Японии Япония 6

Сертификации

Страна Сертификация
Флаг Финляндии Финляндия (IFPI) Золотой[43]
Флаг Аргентины Аргентина (CAPIF) Золотой
Флаг Венгрии Венгрия (Mahasz) Золотой[27]
Флаг Дании Дания (IFPI) 2×Платиновый[30]
Флаг Мексики Мексика (AMPROFON) Платиновый[44]
Флаг Швеции Швеция (IFPI) Платиновый[45]
Флаг Испании Испания (PROMUSICAE) 3×Платиновый[46]
Флаг Австрии Австрия (IFPI) Платиновый[47]
Флаг Германии Германия (BVMI) 3×Золотой[48]
Флаг Австралии Австралия (ARIA) 5×Платиновый[49]
Флаг Канады Канада (Music Canada) 5×Платиновый[50]
Флаг Новой Зеландии Новая Зеландия (RIANZ) 3×Платиновый
Флаг Польши Польша (ZPAV) Золотой[51]
Флаг США США (RIAA) 4×Платиновый[52]
Флаг Великобритании Великобритания (BPI) 3×Платиновый[53]
Флаг Франции Франция (SNEP) Платиновый[54]
Флаг Швейцарии Швейцария (IFPI) 2×Платиновый[55]

Награды и номинации

Год Награда Номинированная работа Категория Результат Источник
2001 MTV Video Music Awards «Beautiful Day» Видео года Номинация
«Elevation (Tomb Raider Mix)» Лучшее видео группы Номинация
Лучшее видео саундтрека Номинация
Лучшие спецэффекты в видео Номинация
Лучший монтаж Номинация
Премия Айвора Новелло «Beautiful Day» Лучшая современная песня Номинация [56]
«Грэмми» Лучшая запись года Победа
Лучшая песня года Победа
Лучшее вокальное рок-исполнение дуэтом или группой Победа
2002 All That You Can't Leave Behind Лучший альбом года Номинация
Лучший рок-альбом Победа
«Elevation» Лучшее вокальное рок-исполнение дуэтом или группой Победа
Лучшая рок-песня Номинация
«Stuck in a Moment You Can't Get Out Of» Лучшая песня года Номинация
Лучшее вокальное поп-исполнение дуэтом или группой Победа
«Walk On» Лучшая запись года Победа
Лучшая рок-песня Номинация
Лучшее вокальное рок-исполнение дуэтом или группой Номинация
Премия Айвора Новелло Лучшая песня музыкально и текстово Победа [57]

Примечания

  1. McCormick, 2006, p. 289.
  2. 2,0 2,1 McCormick, 2006, pp. 289–290, 293–294.
  3. Ben Quinn. French police still haven't found what U2's looking for (англ.). Irish Independent (16 июля 2004). Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 12 июля 2018 года.
  4. 4,0 4,1 McCormick, 2006, pp. 296, 299–300.
  5. 5,0 5,1 Graham, 2004, pp. 68—69.
  6. 6,0 6,1 McCormick, 2006, p. 296, 299.
  7. Stokes, 2005, p. 158.
  8. McGee, 2008, p. 221.
  9. All That You Can't Leave Behind — U2 (англ.). Metacritic. Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 4 мая 2018 года.
  10. 10,0 10,1 Stephen Thomas Erlewine. U2 — All That You Can't Leave Behind (англ.). Allmusic. Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 12 июля 2018 года.
  11. David Browne. Music Review: All That You Can't Leave Behind (англ.). Entertainment Weekly (3 ноября 2000). Дата обращения: 13 июля 2018. Архивировано 25 октября 2014 года.
  12. 12,0 12,1 Adam Sweeting. Pop CD of the Week: Time to get the leathers out (англ.) (27 October 2000). Архивировано 11 ноября 2012 года. Дата обращения 28 декабря 2010.
  13. Peter Murphy. One from the Heart (англ.). Hot Press (26 октября 2000). Дата обращения: 13 июля 2018. Архивировано 12 июля 2018 года.
  14. Long, April. Even Better Than the Surreal Thing! (англ.) // New Musical Express : magazine. — 2000. — 28 October. Архивировано 1 июня 2010 года.
  15. DiCrescenzo, Brent Album Reviews: U2: All That You Can't Leave Behind (англ.). Pitchfork Media (31 октября 2000). Дата обращения: 17 августа 2011. Архивировано 19 октября 2012 года.
  16. Mark Blake. U2: All That You Can't Leave Behind (англ.) // Q : magazine. — Bauer Media Group. — No. 171. Проверено 14 июля 2018.
  17. James Hunter. All That You Can’t Leave Behind (англ.) (недоступная ссылка). Rolling Stone (26 октября 2000). Дата обращения: 14 июля 2018. Архивировано 8 мая 2009 года.
  18. Степанов, Сергей. U2: гид по альбомам от худшего к лучшему. Афиша. Дата обращения: 28 сентября 2021. Архивировано 27 сентября 2021 года.
  19. 100 Best Albums of the 2000s (англ.). Rolling Stone (18 июля 2011). Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 12 июля 2018 года.
  20. 500 Greatest Albums of All Time (англ.). Rolling Stone (31 мая 2012). Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 12 июля 2018 года.
  21. U2 — All That You Can't Leave Behind (англ.). Hung Medien. Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 12 июля 2018 года.
  22. U2 — All That You Can't Leave Behind (нем.). Hung Medien. Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 12 июля 2018 года.
  23. 23,0 23,1 Hits of the World (англ.) // Billboard : magazine. — Lynne Segall. — Vol. 112, no. 50. — ISSN 0006-2510. Проверено 13 июля 2018.
  24. U2 — All That You Can't Leave Behind (нид.). Hung Medien. Дата обращения: 13 июля 2018. Архивировано 13 августа 2018 года.
  25. U2 — All That You Can't Leave Behind (фр.). Hung Medien. Дата обращения: 13 июля 2018. Архивировано 13 августа 2018 года.
  26. U2 (англ.). The Official Charts Company. Дата обращения: 13 июля 2018. Архивировано 29 января 2016 года.
  27. 27,0 27,1 Top 40 album-, DVD- és válogatáslemez-lista (венг.) (недоступная ссылка). Mahasz. Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 23 мая 2013 года.
  28. Offizielle Deutsche Charts (нем.). GfK Entertainment Charts. Дата обращения: 13 июля 2018. Архивировано 21 ноября 2021 года.
  29. Hits of the World (англ.) // Billboard : magazine. — Lynne Segall. — Vol. 113, no. 3. — ISSN 0006-2510. Проверено 13 июля 2018.
  30. 30,0 30,1 Album Top-40 (англ.). Hitlisten. Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 13 июля 2018 года.
  31. U2 (англ.). Hung Medien. Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 18 февраля 2021 года.
  32. 32,0 32,1 Hits of the World (англ.) // Billboard : magazine. — Lynne Segall. — Vol. 112, no. 48. — ISSN 0006-2510. Проверено 13 июля 2018.
  33. U2 — All That You Can't Leave Behind (англ.). Hung Medien. Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 12 июля 2018 года.
  34. U2: Canadian Albums (англ.). Billboard. Дата обращения: 13 июля 2018. Архивировано 19 июля 2018 года.
  35. U2 — All That You Can't Leave Behind (нид.). Hung Medien. Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 12 июля 2018 года.
  36. U2 — All That You Can't Leave Behind (англ.). Hung Medien. Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 12 июля 2018 года.
  37. U2 — All That You Can't Leave Behind (англ.). Hung Medien. Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 12 июля 2018 года.
  38. U2: Billboard 200 (англ.). Billboard. Дата обращения: 13 июля 2018. Архивировано 18 июля 2018 года.
  39. U2 — All That You Can't Leave Behind (нид.). Hung Medien. Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 12 июля 2018 года.
  40. U2 — All That You Can't Leave Behind (фр.). Hung Medien. Дата обращения: 13 июля 2018. Архивировано 13 июля 2018 года.
  41. U2 — All That You Can't Leave Behind (нем.). Hung Medien. Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 12 ноября 2017 года.
  42. U2 — All That You Can't Leave Behind (англ.). Hung Medien. Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 12 июля 2018 года.
  43. Musiikkituottajat — Tilastot — Kulta — ja platinalevyt (фин.) (недоступная ссылка). Musiikkituottajat. Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 12 июля 2018 года.
  44. Certificaciones (исп.). AMPROFON. Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 22 декабря 2019 года.
  45. U2 (швед.). sverigetopplistan.se. — В строке поиска необходимо набрать «U2», в открывшемся списке под строкой с альбомом необходимо нажать кнопку «Visa». Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 17 июня 2009 года.
  46. Top 100 Albumes (исп.). PROMUSICAE. Дата обращения: 13 июля 2018. Архивировано 13 июля 2018 года.
  47. Gold & Platin (англ.). IFPI. — Необходимо задать параметр «Interpret» как «U2». Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 23 июля 2011 года.
  48. U2 (нем.). BVMI. Дата обращения: 12 июля 2017. Архивировано 12 июля 2018 года.
  49. ARIA Charts — Accreditations — 2014 Albums (англ.). ARIA. Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 9 марта 2020 года.
  50. Gold/Platinum (англ.). Music Canada. Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 12 июля 2018 года.
  51. Zlote Plyty CD (польск.). ZPAV. Дата обращения: 13 июля 2018. Архивировано 13 июля 2018 года.
  52. Gold & Platinum (англ.). RIAA. Дата обращения: 12 июля 2018.
  53. Certified Awards Search (англ.). BPI. Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 7 апреля 2018 года.
  54. Les Certifications (фр.). SNEP. Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 19 октября 2017 года.
  55. The Official Swiss Charts and Music Community: Awards (англ.). SNEP. Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 12 июля 2018 года.
  56. The 46th Ivor Novello Awards (англ.) (недоступная ссылка). The Ivor Novello Awards (24 мая 2001). Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 13 июля 2018 года.
  57. The 47th Ivor Novello Awards (англ.) (недоступная ссылка). The Ivor Novello Awards (23 мая 2002). Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 22 июня 2016 года.

Литература

  • Bill Graham; Caroline van Oosten de Boer. U2: The Complete Guide to Their Music. — L.: Omnibus Press, 2004. — 96 p. — ISBN 0-7119-9886-8.
  • U2 by U2 / под ред. Neil McCormick. — L.: HarperCollins, 2006. — 345 p. — ISBN 0-00-719668-7.
  • Matt McGee. U2: A Diary. — L.: Omnibus Press, 2008. — 336 p. — ISBN 978-1-84772-108-2.
  • Niall Stokes. U2: Into the Heart: The Stories Behind Every Song. — Boston: Da Capo Press, 2005. — 224 p. — ISBN 1-56025-765-2.

Ссылки